ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 319

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На земле всегда найдётся уповающий, готовый проявлять терпение ради Аллаха. Сердце его наполнено доверием к Нему, надеждой на Него и благими мыслями о Нём, и при этом у него нет возможности использовать некоторые причины и вместо их использования он всем сердцем полагается на Аллаха и доверяет Ему, и это становится одной из самых действенных причин обретения им своего удела.

Таким образом, он не отказался от пользования причинами, а перешёл от одной причины к другой, более действенной. Его упование было у него самой надёжной причиной, и занятость его сердца Аллахом и его устремлённость к Нему были желаннее для него, чем занятие причиной, которая помешает этому или осуществлению этого в полной мере. Его сердце не способно делать и то, и другое, и он отказывается от одного в пользу другого.

Не приходится сомневаться в том, что положение этого человека лучше положения того, чьё сердце заполнили причины, так что он, занявшись ими, предал забвению Господа. Но лучше этих двоих по положению тот, кто совместил одно с другим. Это положение посланников и сподвижников.

Так, пророк Закария (мир ему) был плотником. И Аллах повелел пророку Нуху (мир ему) построить ковчег. И среди сподвижников не было таких, которые отказывались бы от пользования причинами, оправдывая это упованием. Они лучше остальных людей делали и то и другое, то есть уповали и пользовались причинами. Разве не видишь ты, что для борьбы с врагами религии они прилагали усилия своими руками и языками, и при этом уповали на Аллаха истинным упованием? И они заботились о своём имуществе и обеспечивали семьи свои необходимым пропитанием, следуя примеру господина уповающих ( да благославит его Аллах и приветствует).

См. [Ар-Рух]

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ БЛАГИМ СОВЕТОМ И УПРЁКОМ

Различия между благим советом и упрёком заключаются в том, что благой совет — это благодеяние по отношению к тому, кому адресован совет, имеющее вид милосердия, сострадания или ревностного отношения к нему.

Таким образом это чистое благодеяние, за которым кроется милосердие и мягкость, и дающий благой совет делает это ради Аллаха, стремясь к довольству Его, и стремится сделать добро Его творениям, и делает это максимально деликатно. И он терпеливо сносит обиды, причиняемые тем, кому он даёт совет, и упрёки его, и обращается с ним, как обращается опытный и заботливый лекарь с больным, которого одолел его недуг. Он терпеливо сносит его скверное поведение, грубость и раздражение и старается преподнести ему лекарство в максимально деликатной форме. Так же ведёт себя и дающий благой совет.


А упрекающий имеет своей целью опозорить, унизить и порицать того, к кому обращается, под видом благого совета. Он говорит ему: «О делающий то-то и то-то! О достойный порицания и унижения!» И при этом он при творяется сострадательным и дающим благой совет.

Признаком этого является то, что такой человек, увидев, как нечто подобное или даже худшее совершает тот, кто любим им и кому он делает добро, не отворачивается от него и ничего не говорит ему, и ищет ему оправдания, а уж если ничего не получается, то он говорит: «Как же я могу гарантировать его безгрешность? Человеку свойственно ошибаться. При этом достоинств у него больше, чем пороков, да и Аллах — Прощающий, Милостивый». И так далее в том же духе.

Удивительно, что таково его отношение только к тому, кого он любит, но не к тому, кого он ненавидит. Да, удивительно: этого он упрекает под видом благого совета, а в отношении того он выражает надежду, что он будет прощён, и ищет для него оправдания!

К различиям между дающим благой совет и упрекающим относится и то, что дающий благой совет не относится к тебе враждебно, если ты не примешь его совет. Вместо этого он говорит: «Я надеюсь на награду от Аллаха, вне зависимости от того, примешь ты мой совет или нет». И он обращается к Аллаху с мольбой за тебя в твоё отсутствие и не распространяет о твоих недостатках. А упрекающий ведёт себя прямо противоположным образом.

См. [Ар-Рух]

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОСПЕШНОСТЬЮ ПОХВАЛЬНОЙ И ПОРИЦАЕМОЙ

Различия между поспешностью похвальной и порицаемой заключаются в том, что поспешность похвальная это когда человек вовремя пользуется представившейся возможностью и не оставляет её так, чтобы спохватиться, только когда она уже будет упущена.

Он не гонится за упущенным и не хватается ни за что раньше времени. Когда наступает время для чего-либо, он спешит сделать это, подобно льву, который бросается на добычу. Он подобен человеку, который спешит снять плоды, достигшие полной зрелости.

А порицаемая поспешность — это когда человек стремится обрести что-то, когда время для этого ещё не наступило. За этим стремлением стоит алчность. Такой человек подобен тому, кто обрывает плоды с дерева до того, как они созреют.

Похвальная поспешность — золотая середина между двумя порицаемыми свойствами — медлительностью, приводящей к утрате объекта стремлений, и стремлением заполучить что-то раньше времени.

Поэтому и было сказано, что спешка — от шайтана, ибо она представляет собой легкомыслие, порывистость и вспыльчивость, мешающие человеку быть обстоятельным, сохранять спокойствие и выдержку и заставляющие ею делать всё не так, как нужно, навлекающие на него разновидности зла и лишающие его разнообразных благ.



Спешка — подруга горького сожаления, ибо редко проявленная человеком поспешность не оборачивается для него горьким сожалением, подобно тому как лень — подруга потерь и лишений.

См. [Ар-Рух]

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СООБЩЕНИЕМ О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ И ЖАЛОБОЙ

Различия между сообщением о положении дел и жалобой заключаются в том, что, несмотря на их схожесть, сообщение о положении дел имеет правильную цель. Это знание причин обвинения, принесение брату своему извинений за невыполненную просьбу, предостережение другого от повторения ошибки сообщающего. То есть, сообщая о своём положении, человек желает дать брату своему благой совет или побудить его к терпению посредством следования своему примеру.

Сообщается, что однажды какой-то человек пожаловался аль-Ахнафу, а тот сказал: «О сын брата моего! Поистине, глаз мой перестал видеть столько-то лет назад. Однако я никому не рассказывал об этом!»

Подобное сообщение о своём положении имеет целью побудить жалующегося брать пример с сообщающего и проявлять терпение. За такое сообщение человек получает награду, хотя внешне оно и похоже на жалобу, однако цель различна. Вероятно, именно к этой категории относится ответ Посланника Аллаха когда ‘Айша сказала: «Ох, моя голова!» Он сказал ей: «О нет, это “Ох, моя голова!"» То есть это у меня очень сильно болит голова, так бери же пример с меня и не жалуйся.

В этих словах можно увидеть и иной смысл. ‘Айша была любима Посланником Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует). Более того, он любил её больше любой другой женщины. И когда она пожаловалась ему на то, что у неё болит голова, он дал ей понять, что любящий её испытывает такую же боль, что и она.

Это верх согласия между любящим и любимым: любящему больно, когда больно тому, кого он любит. И он радуется, когда радуется тот, кого он любит, так, что если у любимого болит какая-то часть тела, то у любящего начинает болеть та же часть тела. Это признак искренней и чистой любви.

Итак, согласно первому пониманию, из этих слов можно понять: мол, не жалуйся и проявляй терпение, ибо, поистине, я испытываю такую же боль, что и ты, так следуй же моему примеру в терпении и отказе от жалоб.

Согласно второму пониманию, эти слова Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) были свидетельством искренности его любви к ней: мол, посмотри, как сильно я люблю тебя и как я утешил тебя в твоём страдании и в твоей головной боли. Не бывает такого, чтобы тебе было больно, а мне нет. Мне причиняет боль то же, что причиняет боль тебе, так же, как меня радует то, что радует тебя.


А жалоба — это сообщение, лишённое правильной, достойной цели. За ним стоит недовольство и стремление пожаловаться кому-то, кроме Аллаха. Если же человек жалуется Всевышнему Аллаху, то это не считается жалобой — это стремление снискать Его расположение и испра-шивание у Него милости.

Это подобно словам пророка Айюба (мир ему) : «Поистине, меня коснулось зло, а ведь Ты — Наимилостивейший» (сура 21 «Пророки», аят 83).

И это подобно словам пророка Якуба (мир ему) "Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаху " (сура 12 «Юсуф», аят 86).

И это подобно словам Мусы (мир ему) : «О Аллах, Тебе хвала, к Тебе следует обращать жалобы, у Тебя следует испрашивать помощи, на Тебя следует уповать и нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Тебя». Жалобы, обращаемые к Всевышнему Аллаху, ни в коем случае не противоречат терпению, ибо, поистине, Всевышний Аллах сказал об Айюбе (мир ему) :

«Поистине, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Поистине, он всегда обращался к Аллаху» (сура 38 «Сад», аят 44).

И это несмотря на то, что он обратился к Нему с жалобой, сказав:

«Поистине, меня коснулось зло» (сура 21 «Пророки», аят 83).

И Он сообщил, что Его пророк Якуб (мир ему) обещал проявлять прекрасное терпение, а если пророк обещает что-то, он непременно сдерживает обещание, и это несмотря на то, что он же говорил: «Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаху» (сура 12 «Юсуф», аят 86).

Отсюда следует, что это не противоречит его терпению, и не следует обращать внимание на то, что говорят некоторые. Так, кто-то из них сказал: мол, когда он сказал: «Меня коснулось зло», — Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы нашли его терпеливым» (сура 38 «Сад», аят 44). При этом Он сказал «сабиран» (терпеливым) и не употребил форму «сабуран» (очень терпеливым), якобы потому что он сказал: «Меня коснулось зло».

А кто-то из них сказал: «Он не сказал: Помилуй меня, а сказал: “а ведь Ты — Наимилостивейший”. То есть он ограничился этим сообщением и описанием Господа».

А некоторые сказали: «Он пожаловался на то, что его коснулось зло, когда язык его стал слишком слабым, чтобы поминать Его, то есть он пожаловался на то, что его коснулось зло — слабость, мешающая поминанию, — а не зло болезни и боли».

А некоторые сказали: «Аллах сделал так, что он произнёс эти слова, чтобы сделать его примером для слабых представителей этой общины». Как будто авторы этих высказываний сочли, что жалоба, обращённая к Аллаху, противоречит терпению. Однако они допустили прескверную ошибку, потому что терпению противоречит жалоба на Него, а не жалоба Ему.


Аллах подвергает раба Своего испытанию, дабы услышать его воззвания, мольбы и жалобы Ему. И Он не любит, когда человек воздерживается от этого. Более всего Он любит смирение сердца раба и его кротость пред Ним, а также демонстрацию им своей слабости, нужды и бессилия и скудности терпения его. Остерегайся же крепиться пред Ним. Напротив, взывай к Нему, демонстрируй нужду свою, бессилие, потребность в Нём, смирение и слабость, ибо милость Его ближе к такому сердцу, чем рука ко рту.

См. [Ар-Рух]