ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
Отвернувшиеся от Аллаха
ПУТЬ НЕСЧАСТНЫХ В ЭТОМ МИРЕ
Несчастные преодолевают огромное расстояние, направляясь к обители несчастья, сделав своим запасом гнев Всевышнего Господа, враждебное отношение к Его Писаниям, посланникам и тому, с чем они были направлены, и к Его приближённым, и отвращение людей от пути Его, борьбу с теми, кто призывает к религии Его, и сражение с теми, кто проповедует справедливость и беспристрастность среди людей, а также распространение призыва, отличного от призыва Аллаха, с которым Он направил Своих посланников, дабы призыв принадлежал только Ему. Эти несчастные посвятили свои жизни противоположности тому, что любит Аллах и что угодно Ему.
Что же касается идущих к Аллаху, то несправедливые из них проводят немалую часть жизни в беспечности, предпочитая свои страсти и наслаждения тому, что угодно Всевышнему Господу, и Его велениям. При этом такой человек верит в Аллаха, Его Писания, Его посланников и Последний день, однако душа его побеждена и взята в плен его мирскими желаниями и страстями. Он знает, что положение его скверно, и признаёт упущения свои, и решительно настроен вернуться к [покорности] Аллаху. Это положение мусульманина.
Что же касается того, кому приукрашены его скверные деяния, и он считает их благими, и не признаёт [собственные упущения], и изначально не имеет решительного намерения вернуться к [покорности] Аллаху, то ислам его вряд ли может быть правильным. Это человек, сердце которого отделилось от веры. Просим у Аллаха защиты от того, чтобы Он оставил нас без помощи.
См. [Тарик аль-хиджратейн]
ОБОЛЬЩЁННЫЕ
Многие люди думают, что, какой бы проступок человек ни совершил, ему достаточно сказать: «Я прошу у Аллаха прощения», — и грех будет стёрт. Один человек, который считает себя факыхом, сказал мне: «Я делаю то, что делаю, а потом говорю “Пречист Аллах и хвала Ему’’ сто раз, и всё это прощается мне, поскольку в достоверном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто скажет сто раз за день: <Пречист Аллах и хвала Ему>, — тому простятся его грехи, даже если они будут подобны пене морской”».
А другой человек из числа жителей Мекки сказал: «Если кто-то из нас согрешит, он совершает полное омовение и семь раз обходит вокруг Каабы, и грех его стирается». А другой сказал мне: «В достоверном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Один раб Аллаха согрешил и сказал: я согрешил. Прости же мне!> И Он простил ему. Спустя столько времени, сколько пожелал Аллах, он снова согрешил и сказал: <Господи, я согрешил. Прости же мне!> И Всевышний Аллах сказал: <3нает раб Мой, что есть у него Господь, Который прощает грех и наказывает за него. Я уже простил рабу Моему, так пусть же Он делает, что пожелает>”»
Этот человек сказал: «И я не сомневаюсь в том, что есть у меня Господь, Который прощает грех и наказывает за него».
Эта категория людей привязалась к текстам, вселяющим надежду, и положилась на них, вцепившись в них обеими руками. И когда их упрекают за грехи и неподобающее поведение, они приводят тебе заученные ими тексты о безграничной милости Аллаха и Его прощении и тексты, вселяющие надежду. Невежественные люди, относящиеся к этой категории, порой доходят до явных странностей.
Например, они говорят:
Совершай грехи, совершай их как можно больше,
Ведь прибыть тебе предстоит к Великодушному!
Другой сказал: «Отдаление от грехов — незнание о безграничности милости Аллаха». Другой же сказал: «Отказ от грехов — дерзость по отношению к прощению Аллаха и преуменьшение его».
Мухаммад ибн Хазм сказал: «Я видел, как один из них говорил, обращаясь к Аллаху с мольбой: “О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от безгрешности!’» Некоторые из этих обольщённых отстаивают позицию джабаритов, утверждая, что нет у раба Аллаха ни собственных действий, ни выбора, и он принуждён совершать грехи.
А некоторые из них разделяют убеждения мурджиитов и считают, что вера — это просто вера сердцем и деяния к вере не относятся, и вера у нечестивейшего из людей такая же, как и у ангелов Джибриля и Микаиля.
А некоторых обольстила любовь к бедным, шейхам и праведникам. Они часто приходят на их могилы и взывают к ним, используя их в качестве заступников и ища приближения к Аллаху через них. Они просят Аллаха, заклиная Его их правом и их высоким положением у Него.
А для некоторых источником обольщения становятся предки. Они считают, что их предкам отведено особое положение у Аллаха, и они праведны, и они, разумеется, спасут его, как в случае с царями, которые прощают проступки сыновей и родственников своих приближённых, и если один попадает в прескверное положение, его отец или дед вызволяют его посредством своего влияния и положения.
А некоторых обольщает неверное понимание Корана и Сунны, и они полагаются на это понимание подобно тому, как кто-то полагается на слова Всевышнего: «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворён» (сура 93 «Утро», аят 5).
А он не будет удовлетворён, если кто-то из его общины войдёт в Огонь.
Всё это отвратительные проявления невежества и явная ложь, возводимая на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ибо ему угодно то, что угодно его Всевышнему Господу, а Всевышнему угодно подвергать наказанию несправедливых, нечестивцев и вероломных и упорствующих в совершении тяжких грехов, и нельзя допускать даже мысли о том, что Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) может быть угодно то, что не угодно Аллаху.
А некоторые из них полагаются на слова Всевышнего: «Поистине, Аллах прощает все грехи» (сура 39 «Толпы», аят 53).
Это также относится к отвратительным проявлениям невежества, ибо, поистине, сказанное в аяте распространяется и на придавание Аллаху сотоварищей (ширк), ибо оно — главный из всех грехов и основа их.
И среди учёных нет никаких разногласий относительно того, что этот аят — о раскаявшихся, то есть грехи прощаются всякому кающемуся, в каком бы грехе он ни раскаялся. И если бы этот аят был не о раскаявшихся, то все тексты, содержащие угрозы Всевышнего, не имели бы никакого смысла, равно как и хадисы о том, что некоторые люди из числа приверженцев единобожия будут выведены из Огня благодаря заступничеству. Людей с такими убеждениями подвела скудность их знаний и неправильное понимание текстов, ибо, поистине, здесь Всевышний Аллах говорит в общем и известно, что Он имел в виду раскаявшихся. А в суре «Ан-Ниса = Женщины» упомянуты условия и ограничения. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает» (сура 4 «Женщины», аят 48).
Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает ширк, и Он сообщил, что прощает остальное, и если бы это было сказано о раскаявшемся, то не было бы разницы между ширком и другими грехами. Некоторые невежественные люди обольщаются словами Всевышнего:
«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа» (сура 82 «Раскалывание», аят 6).
Они говорят: «Великодушие Его!»
А некоторые говорят: мол, Он Сам подсказал ему довод.
Это отвратительное невежество. Его обольстил и ввёл в заблуждение обольщающий — шайтан, и собственная душа его, побуждающая к скверному, его невежество и страсти. Всевышний Аллах употребил слово «Аль-Карим», означающее «великий господин, которому покоряются, и в отношении которого не следует обольщаться, и к праву которого нельзя относиться пренебрежительно». И этот обольщённый поместил обольщение не туда, где ему место, и впал в заблуждение относительно Того, относительно Кого не следует впадать в заблуждение.
Так некоторых из них обольстили слова Всевышнего:
«Будет гореть в нём только самый несчастный, который считает истину ложью и отворачивается» (сура 92 «Ночь», аяты 15-16).
А также Его слова: «...уготован неверующим» (сура 2 «Корова», аят 24).
И такой обольщённый не знает, что в словах Всевышнего «Я предостерёг вас от пылающего Огня» (сура 92 «Ночь», аят 14) подразумевается особое пламя, одно из тех, которые есть в слоях Геенны, и если бы подразумевалась вся Геенна, то Всевышний сказал бы, что туда войдёт только самый несчастный, но Он сказал: «Будет гореть в нём только самый несчастный» (сура 92 «Ночь», аят 15).
И то, что он не будет гореть в этом пламени, не указывает в обязательном порядке на то, что он туда не войдёт, потому что гореть — более узкое понятие, нежели «войти», и отрицание более узкого понятия не предполагает отрицания более широкого понятия.
К тому же, если бы этот обольщённый поразмышлял над аятом, который следует за этим, то он бы понял, что к нему это не относится и ему не гарантировано, что он избежит огня.
Что же касается сказанного Аллахом об Аде: «Уготован для неверующих», - и сказанного Им о Рае: «Приготовлен для богобоязненных» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 133), - то тот факт, что Ад уготован неверующим, вовсе не противоречит тому факту, что нечестивые и несправедливые тоже войдут туда. И то, что Рай приготовлен для богобоязненных, не противоречит тому факту, что туда войдут также и те, в чьём сердце была вера всего на вес мельчайшей частички и при этом они не делали никакого добра.
А некоторые обольщаются, полагаясь на пост в день ашуры или в день Арафата. Такой человек говорит: мол, постившемуся в день ашуры прощаются грехи за целый год, а пост в день Арафата — добавочная награда.
Этот обольщённый не понимает, что пост в рамадан и пятикратная молитва важнее и значимее поста в день Арафата и в день ашуры. Ведь пост в эти два дня влечёт за собой прощение грехов за год в том случае, если ты воздерживался от тяжких грехов. И чтобы человеку простились грехи, совершённые в период между двумя рамаданами, и грехи, совершённые между двумя пятницами, человек должен избегать совершения тяжких грехов. Только в таком случае совершение этих двух деяний влечет за собой прощение малых грехов. Как же может один день добровольного поста повлечь за собой прощение всех тяжких грехов, которые совершал человек в течение года, притом что он ещё и упорствует в их совершении и не раскаивается в них? Это невозможно.
При этом в принципе нет ничего невозможного в том, чтобы пост в день Арафата и в день ашуры повлёк за собой прощение всех грехов, совершённых за год, ибо эти тексты относятся к благим обещаниям Всевышнего, которые сопряжены с определёнными условиями и ограничениями.
Так, например, упорство в совершении тяжких грехов является препятствием для упомянутого прощения.
Если человек не упорствует в совершении тяжких грехов, пост и отказ от упорства в совершении тяжких грехов помогают друг другу в осуществлении прощения грехов. Так же пост в рамадан и совершение пятикратной молитвы вместе с отказом от совершения тяжких грехов помогают друг другу в осуществлении прощения малых грехов, хотя Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния» (сура 4 «Женщины», аят 31).
Отсюда следует, что объявление чего-либо причиной для прощения грехов не исключает сотрудничества этой причины с какой-то другой в осуществлении этого прощения, и таким образом прощение, которое осуществляется посредством соединения двух причин, более действенное и совершенное, нежели прощение, у которого была только одна причина. И чем сильнее причины прощения, тем действеннее, совершеннее и обширнее это прощение.
Отвернувшиеся от Аллаха
ПУТЬ НЕСЧАСТНЫХ В ЭТОМ МИРЕ
Несчастные преодолевают огромное расстояние, направляясь к обители несчастья, сделав своим запасом гнев Всевышнего Господа, враждебное отношение к Его Писаниям, посланникам и тому, с чем они были направлены, и к Его приближённым, и отвращение людей от пути Его, борьбу с теми, кто призывает к религии Его, и сражение с теми, кто проповедует справедливость и беспристрастность среди людей, а также распространение призыва, отличного от призыва Аллаха, с которым Он направил Своих посланников, дабы призыв принадлежал только Ему. Эти несчастные посвятили свои жизни противоположности тому, что любит Аллах и что угодно Ему.
Что же касается идущих к Аллаху, то несправедливые из них проводят немалую часть жизни в беспечности, предпочитая свои страсти и наслаждения тому, что угодно Всевышнему Господу, и Его велениям. При этом такой человек верит в Аллаха, Его Писания, Его посланников и Последний день, однако душа его побеждена и взята в плен его мирскими желаниями и страстями. Он знает, что положение его скверно, и признаёт упущения свои, и решительно настроен вернуться к [покорности] Аллаху. Это положение мусульманина.
Что же касается того, кому приукрашены его скверные деяния, и он считает их благими, и не признаёт [собственные упущения], и изначально не имеет решительного намерения вернуться к [покорности] Аллаху, то ислам его вряд ли может быть правильным. Это человек, сердце которого отделилось от веры. Просим у Аллаха защиты от того, чтобы Он оставил нас без помощи.
См. [Тарик аль-хиджратейн]
ОБОЛЬЩЁННЫЕ
Многие люди думают, что, какой бы проступок человек ни совершил, ему достаточно сказать: «Я прошу у Аллаха прощения», — и грех будет стёрт. Один человек, который считает себя факыхом, сказал мне: «Я делаю то, что делаю, а потом говорю “Пречист Аллах и хвала Ему’’ сто раз, и всё это прощается мне, поскольку в достоверном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Кто скажет сто раз за день: <Пречист Аллах и хвала Ему>, — тому простятся его грехи, даже если они будут подобны пене морской”».
А другой человек из числа жителей Мекки сказал: «Если кто-то из нас согрешит, он совершает полное омовение и семь раз обходит вокруг Каабы, и грех его стирается». А другой сказал мне: «В достоверном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Один раб Аллаха согрешил и сказал: я согрешил. Прости же мне!> И Он простил ему. Спустя столько времени, сколько пожелал Аллах, он снова согрешил и сказал: <Господи, я согрешил. Прости же мне!> И Всевышний Аллах сказал: <3нает раб Мой, что есть у него Господь, Который прощает грех и наказывает за него. Я уже простил рабу Моему, так пусть же Он делает, что пожелает>”»
Этот человек сказал: «И я не сомневаюсь в том, что есть у меня Господь, Который прощает грех и наказывает за него».
Эта категория людей привязалась к текстам, вселяющим надежду, и положилась на них, вцепившись в них обеими руками. И когда их упрекают за грехи и неподобающее поведение, они приводят тебе заученные ими тексты о безграничной милости Аллаха и Его прощении и тексты, вселяющие надежду. Невежественные люди, относящиеся к этой категории, порой доходят до явных странностей.
Например, они говорят:
Совершай грехи, совершай их как можно больше,
Ведь прибыть тебе предстоит к Великодушному!
Другой сказал: «Отдаление от грехов — незнание о безграничности милости Аллаха». Другой же сказал: «Отказ от грехов — дерзость по отношению к прощению Аллаха и преуменьшение его».
Мухаммад ибн Хазм сказал: «Я видел, как один из них говорил, обращаясь к Аллаху с мольбой: “О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от безгрешности!’» Некоторые из этих обольщённых отстаивают позицию джабаритов, утверждая, что нет у раба Аллаха ни собственных действий, ни выбора, и он принуждён совершать грехи.
А некоторые из них разделяют убеждения мурджиитов и считают, что вера — это просто вера сердцем и деяния к вере не относятся, и вера у нечестивейшего из людей такая же, как и у ангелов Джибриля и Микаиля.
А некоторых обольстила любовь к бедным, шейхам и праведникам. Они часто приходят на их могилы и взывают к ним, используя их в качестве заступников и ища приближения к Аллаху через них. Они просят Аллаха, заклиная Его их правом и их высоким положением у Него.
А для некоторых источником обольщения становятся предки. Они считают, что их предкам отведено особое положение у Аллаха, и они праведны, и они, разумеется, спасут его, как в случае с царями, которые прощают проступки сыновей и родственников своих приближённых, и если один попадает в прескверное положение, его отец или дед вызволяют его посредством своего влияния и положения.
А некоторых обольщает неверное понимание Корана и Сунны, и они полагаются на это понимание подобно тому, как кто-то полагается на слова Всевышнего: «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворён» (сура 93 «Утро», аят 5).
А он не будет удовлетворён, если кто-то из его общины войдёт в Огонь.
Всё это отвратительные проявления невежества и явная ложь, возводимая на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ибо ему угодно то, что угодно его Всевышнему Господу, а Всевышнему угодно подвергать наказанию несправедливых, нечестивцев и вероломных и упорствующих в совершении тяжких грехов, и нельзя допускать даже мысли о том, что Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) может быть угодно то, что не угодно Аллаху.
А некоторые из них полагаются на слова Всевышнего: «Поистине, Аллах прощает все грехи» (сура 39 «Толпы», аят 53).
Это также относится к отвратительным проявлениям невежества, ибо, поистине, сказанное в аяте распространяется и на придавание Аллаху сотоварищей (ширк), ибо оно — главный из всех грехов и основа их.
И среди учёных нет никаких разногласий относительно того, что этот аят — о раскаявшихся, то есть грехи прощаются всякому кающемуся, в каком бы грехе он ни раскаялся. И если бы этот аят был не о раскаявшихся, то все тексты, содержащие угрозы Всевышнего, не имели бы никакого смысла, равно как и хадисы о том, что некоторые люди из числа приверженцев единобожия будут выведены из Огня благодаря заступничеству. Людей с такими убеждениями подвела скудность их знаний и неправильное понимание текстов, ибо, поистине, здесь Всевышний Аллах говорит в общем и известно, что Он имел в виду раскаявшихся. А в суре «Ан-Ниса = Женщины» упомянуты условия и ограничения. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает» (сура 4 «Женщины», аят 48).
Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает ширк, и Он сообщил, что прощает остальное, и если бы это было сказано о раскаявшемся, то не было бы разницы между ширком и другими грехами. Некоторые невежественные люди обольщаются словами Всевышнего:
«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа» (сура 82 «Раскалывание», аят 6).
Они говорят: «Великодушие Его!»
А некоторые говорят: мол, Он Сам подсказал ему довод.
Это отвратительное невежество. Его обольстил и ввёл в заблуждение обольщающий — шайтан, и собственная душа его, побуждающая к скверному, его невежество и страсти. Всевышний Аллах употребил слово «Аль-Карим», означающее «великий господин, которому покоряются, и в отношении которого не следует обольщаться, и к праву которого нельзя относиться пренебрежительно». И этот обольщённый поместил обольщение не туда, где ему место, и впал в заблуждение относительно Того, относительно Кого не следует впадать в заблуждение.
Так некоторых из них обольстили слова Всевышнего:
«Будет гореть в нём только самый несчастный, который считает истину ложью и отворачивается» (сура 92 «Ночь», аяты 15-16).
А также Его слова: «...уготован неверующим» (сура 2 «Корова», аят 24).
И такой обольщённый не знает, что в словах Всевышнего «Я предостерёг вас от пылающего Огня» (сура 92 «Ночь», аят 14) подразумевается особое пламя, одно из тех, которые есть в слоях Геенны, и если бы подразумевалась вся Геенна, то Всевышний сказал бы, что туда войдёт только самый несчастный, но Он сказал: «Будет гореть в нём только самый несчастный» (сура 92 «Ночь», аят 15).
И то, что он не будет гореть в этом пламени, не указывает в обязательном порядке на то, что он туда не войдёт, потому что гореть — более узкое понятие, нежели «войти», и отрицание более узкого понятия не предполагает отрицания более широкого понятия.
К тому же, если бы этот обольщённый поразмышлял над аятом, который следует за этим, то он бы понял, что к нему это не относится и ему не гарантировано, что он избежит огня.
Что же касается сказанного Аллахом об Аде: «Уготован для неверующих», - и сказанного Им о Рае: «Приготовлен для богобоязненных» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 133), - то тот факт, что Ад уготован неверующим, вовсе не противоречит тому факту, что нечестивые и несправедливые тоже войдут туда. И то, что Рай приготовлен для богобоязненных, не противоречит тому факту, что туда войдут также и те, в чьём сердце была вера всего на вес мельчайшей частички и при этом они не делали никакого добра.
А некоторые обольщаются, полагаясь на пост в день ашуры или в день Арафата. Такой человек говорит: мол, постившемуся в день ашуры прощаются грехи за целый год, а пост в день Арафата — добавочная награда.
Этот обольщённый не понимает, что пост в рамадан и пятикратная молитва важнее и значимее поста в день Арафата и в день ашуры. Ведь пост в эти два дня влечёт за собой прощение грехов за год в том случае, если ты воздерживался от тяжких грехов. И чтобы человеку простились грехи, совершённые в период между двумя рамаданами, и грехи, совершённые между двумя пятницами, человек должен избегать совершения тяжких грехов. Только в таком случае совершение этих двух деяний влечет за собой прощение малых грехов. Как же может один день добровольного поста повлечь за собой прощение всех тяжких грехов, которые совершал человек в течение года, притом что он ещё и упорствует в их совершении и не раскаивается в них? Это невозможно.
При этом в принципе нет ничего невозможного в том, чтобы пост в день Арафата и в день ашуры повлёк за собой прощение всех грехов, совершённых за год, ибо эти тексты относятся к благим обещаниям Всевышнего, которые сопряжены с определёнными условиями и ограничениями.
Так, например, упорство в совершении тяжких грехов является препятствием для упомянутого прощения.
Если человек не упорствует в совершении тяжких грехов, пост и отказ от упорства в совершении тяжких грехов помогают друг другу в осуществлении прощения грехов. Так же пост в рамадан и совершение пятикратной молитвы вместе с отказом от совершения тяжких грехов помогают друг другу в осуществлении прощения малых грехов, хотя Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния» (сура 4 «Женщины», аят 31).
Отсюда следует, что объявление чего-либо причиной для прощения грехов не исключает сотрудничества этой причины с какой-то другой в осуществлении этого прощения, и таким образом прощение, которое осуществляется посредством соединения двух причин, более действенное и совершенное, нежели прощение, у которого была только одна причина. И чем сильнее причины прощения, тем действеннее, совершеннее и обширнее это прощение.