Файл: Вопросы к зачету по дисциплине История и философия науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к зачету
по дисциплине
«История и философия науки»
2019/20 учебный год
1.
Предмет философии науки и возможные области исследования.
Предмет философии науки — общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и потреблению знаний,
рассматриваемых в изменяющемся социокультурном контексте.
Наука рассматривается в 3 основных измерениях:
как особый вид деятельности,
как совокупность знаний,
как социальный институт.
Необходимо различать предмет и объект любой науки и философии науки в частности. Предмет связан с целеполаганием; это те закономерности и свойства изучаемого, которые нас интересуют. Объект — та часть реальности, на которую обращается внимание для выявления свойств предмета. Так, человек является объектом для психологии, педагогики и других наук, но философа интересует в человеке то, что роднит его с природой, а психолога — отношения между людьми, выражающиеся в поведении. Т.о., предмет у них различный.
Объекты философии науки составляют: формы организации научного знания; способы развития науки; методы исследовательской деятельности и др.
Философия науки возникает из необходимости посмотреть на науку извне,
понять науку как особую сферу жизни общества. Все науки имеют различные свойства; сопоставляя их, нельзя дать общее определение, т.к. трудно обобщить противоположности. Философия же может сопоставить научное и ненаучное знание, проанализировать это, что дает в некоторой степени возможность сконструировать определение науки. Наука рассматривается как познавательный вид деятельности, результатом которого является получение рационального, системного и объективного знания, которое
можно проверить и доказать.
2.
Понятие научного знания и его критерии.
Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
Непосредственная цель и высшая ценность научного познания —
объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания —
объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты»
рассмотрения своего предмета. Надо иметь в виду, что активность субъекта
— важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм,
апологетику, субъективизм.
На протяжении всей своей истории человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные знания и т.д. Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях,
позволяющих отличить научное знание от ненаучного.
Мы выделяем четыре критерия научного знания: 1) системность знания; 2)
наличие отработанного механизма для получения новых знаний; 3)
теоретичность знания; 4) рациональность знания.
3.
Этапы развития научного знания и его отражение в философии.
В истории науки выделяют следующие этапы:


1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
А) работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.
Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания –
наблюдение.
Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.
Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей.
2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).
Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход.
Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.
Науч. картина мира: Ньютоновская классич. механика; гелиоцентризм;
божественное происхождение окр. мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.
Филос. основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления
– механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)
- научное знание ориентируется на теологизм
- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа
- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).
3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.
Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта.

Сочетание теоретического и практического направлений.
Науч. картина мира: формирование частно научных картин мира
(химическая, физическая …)
Филос. основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.
-Культура постепенно освобождается от господства церкви.
-первые попытки убрать схоластику догматизм
-интенсивное развитие экономики
-лавиноообразный интерес к научному знанию.
Особенности периода:
-научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность
-попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
-начинают преобладать экспериментальные знания
-наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
-начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст
Конт
4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования –
микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.
Науч. картина мира: формирование общенаучной картины мира.
Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие –
атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).
Филос. основания науки: синергетический стиль мышления
(интегративность, нелинейность, бифуркационность)
5 этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
4.
Характеристика преднауки.
Преднаука возникает в 10-8 вв до н.э.


В преднауке зарождаются предпосылки науки. Наука в своем развитии проходит три основных этапа: классический (17-19 в.в.), неклассический
(первая пол. 20 в) и постнеклассический (вторая пол. 20 в. – начало 21 в..
Каждый из этих этапов имеет свою парадигму, картину мира,
фундаментальные идеи. Классический (механика, жесткий детерменизм),
неклассический (относительность, дискретность, вероятность) и постнеклассический (самоорганизация, синергетика).
Преднаука в своем развитии опирается на обыденную практику и производственную деятельность. Предпосылкой возникновения научных знаний считается миф. Здесь происходит отождествление различных предметов, для этого необходимо овладеть операцией выделения существенных признаков, сопоставлять различные предметы. Это сыграло роль в формировании научной методологии. Характерной чертой преднауки является преемственность знаний от поколения к поколению. Преднаука изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек сталкивается в своей практической деятельности. Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляет типичную схему практических действий.
На этапе преднауки первичные идеальные объекты и их отношения выводятся непосредственно из практики, затем внутри созданной системы знания формируются новые объекты. Научное знание ориентируется на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике.
Характерные черты:
1. Источник этой науки – повседневный трудовой опыт. Труд связан с изменением окружающей среды. Именно такой труд считается источником знания.
2. Рецептурный характер этой науки (правила, последовательность действий).
3. Утилитарна (полезная наука).
4. Основана на индуктивном методе (от частного к общему).
5.
Сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм появился в 19 в. Представители сциентизма выдвигают несколько принципов научного познания: Принцип верификации – доказательство,
удостоверение в истинности; Принцип конвенционализма – исходные определения и аксиомы согласно данному принципу рассматриваются как условные соглашения: Принцип физикализма – согласно этому принципу,
предложения, употребляемые в различных науках, должны быть переведены на язык физики, то есть речь идет об унификации языка всех наук на базе языка математической физики. Исходя из этих принципов, можно заметить,
что в качестве эталона научности рассматривается физико-математическое знание. Можно определить основные принципы сциентистской идеологии:
наука является величайшей культурной ценностью наука является производительной силой общества наука является ядром всех сфер жизни,
без науки невозможно достичь того, чтобы жизнь стала управляемой,
успешной и организованной Сциентисты закрывают глаза на те проблемы,
которые возникли в процессе технократизации, не замечают ее негативные моменты. Самыми яркими представителями сциентизма являются О. Конт,
Дж. С. Милль, Э. Мах, Р. Авенариус, Г. Спенсер, Г. Н. Вырубов, П. Л.
Лавров, Н. К. Михайловский и др.
Антисциентизм, так же, как и сциентизм, возник в конце 19 в. Если ранний антисциентизм возник на основе ненаучных форм познания – таких, как религия, нравственность, то для современного антисциентизма характерно критическое самопознание самой науки. Основными принципами антисциентизма являются следующие: предубежденность против результатов научно-инновационной деятельности критическое отношение к самой науке наука не способна принести пользу всем людям, наоборот, с развитием науки человечество не только не стало жить лучше, а наоборот, возникли новые опасности, источником которых является наука научное знание не всегда означает истинное знание развитие науки приведет к катастрофическим последствиям для человечества Крайний антисциентизм не только выступает против научно-технического прогресса, против внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в повседневную жизнь. Сторонники крайнего антисциентизма призывают затормозить развитие науки,
ограничить его. И в этом случае возникает проблема обеспечения потребностей человека и общества, даже самых элементарных. Человек привык жить в комфорте и пользоваться теми благами, которые предоставляет ему научно-технический прогресс, современный человек не мыслит своего существования без привычных технологий и приспособлений.


6.
Наука и философия.
Взаимоотношения науки и философии – очень острая проблема для современных философов. Наука и философия – это две взаимосвязанные деятельности, которые направлены непосредственно на изучение людей и мира, который их окружает. Следует отметить, что философия стремится познать все: ощущаемое человеком и нет, видимое и невидимое, реальное и иллюзорное. Именно поэтому философия может выходить за грани познания науки. Наука изучает то, что можно потрогать, увидеть, взвесить.
Следовательно, наука – это область исследований, которая направлена на продуцирование новых знаний об обществе, природе и мышлении. Исходя из этого наука имеет границы, в то время как философия – метафизическая категория.
Наличие двух абсолютно разных и абсолютно идентичных понятий «наука»
и «философия» – парадокс, который не дает покоя множеству мыслителей по всему миру. По своей сущности, наука – это отрасль человеческой деятельности, основной функцией которой является теоретическая систематизация и выработка объективных знаний о существующем –
действительности и реальности. При этом, наука является результатом и одновременно деятельностью человека. Основная цель существования науки
– это описание и объяснение, предсказание явлений и процессов реальности,
которые и составляют главный предмет ее изучения, базируясь на открываемых ею законах. Таким образом, наука стремится к теоретическому,
логическому, максимально обобщенному знанию. Тем не менее, все вышеуказанное относится непосредственно и к философии.
7.
Проблема истины в познании.
важнейшая проблема в познании — это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий?
В истории философии были разные ответы на эти вопросы.
В древности крайние точки зрения следующие:
а) Материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний
вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.
б) Объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон).
в) Софисты считали, что объективной истины нет: «Человек — мера всех вещей».
Затем на понимание истины наложила отпечаток диалектика, и истину стали понимать как изменяющееся знание.
Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром (диалектический материализм). Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика.
Истина — это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля).
Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины — логическую непротиворечивость.
Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное переживание, как интуицию.
Неопозитивизм считает, что истина — это согласованность предложений науки с чувственным опытом.
Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.
Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина — это знания,
приводящие к успеху.
Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают,
что это — истины факта (вечные истины), все остальное — относительные истины.
Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения. Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся,
такой подход называется релятивизмом.
Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании.


8.
Типы мировоззрения.
С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

мифологическое;

религиозное;

философское;

научное;

обыденное;

гуманистическое.
Мифологическое мировоззрение (от греч. μ?θος — сказание, предание)
основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость)
основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей.
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое.
Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения.
Обыденное
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт.
Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии,
религии, науки.
Научное
Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания.

Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями:
результатом научной деятельности является не только полезная продукция,
но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Гуманистическое
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.
9.
Наука и искусство.
Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством художественного образа. Целью искусства является поиск художественного идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны. И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.
И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения.
Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах,
категориях. В науке результат познания - закон - инвариантен по отношению к человеческому познанию. В искусстве окончательный результат индивидуален. В качестве примера можно привести трагедию "Фауст" Гете.
До него к образу Фауста обращались многие авторы, но лишь "Фауст" Гете стал шедевром.
Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей,
законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Искусство - это отражение образное, интуитивное. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства.
То, что в науке материал вспомогательный, сырой, в искусстве - вполне