Файл: Вопросы к зачету по дисциплине История и философия науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самостоятельный.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность

10. Наука и экономика.
Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Наука не только энергоёмкое предприятие, но и в огромной степени финансово затратное. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной. Существует ряд примеров, которые показывают связь науки и экономики в её инициативных вариантах. Так, создание
Римского клуба, очень значимой организации, объединяющих ученых и экспертов стран Западной Европы, Северной и Южной Америки, и др., было возможно не на основе государственного финансирования, а лишь благодаря финансированию за счёт итальянской фирмы «Фиат» и западно-германского концерна «Фольксвагенверк». Они были напрямую заинтересованы в экспертном анализе перспектив энергетической и сырьевой проблем, с которыми было связано расширение рынков сбыта промышленности.
Римский клуб, имея огромное влияние на развитие науки в мировом масштабе, обсуждая перспективы развития глобальной науки, не имел, тем не менее, штата и формального бюджета.
Вопрос, насколько оправдывают себя финансовые затраты на фундаментальные исследования в области разработки новейших вооружений, проанализировал американский исследователь философии техники Э. Лейтон на примере проекта «Хиндсайт» (Прицел). Перед участниками – тринадцать групп учёных и инженеров – на протяжении восьми лет ставилась задача – изучить около семисот технологических инноваций. Выводы таковы: только 9% из них имели в качестве своего источника новейшие научные достижения, а 91% имели в качестве своего источника предшествующие технологии. Из выявленных 9% инноваций только 0,3 % имели источник в области фундаментальных исследований. Всё
это убедительно показывает, сколь незначительна сиюминутная отдача науки и насколько затруднён процесс движения новейших научных разработок в сферу технологии и производства.

11. Наука и юриспруденция.
В совокупности общественных наук юриспруденция выступает в форме единой отрасли знаний, ее предметом изучения представлено государство и право. Данная область знаний представлена системой взаимно связанных юридических наук, которая по областям применения может быть дифференцирована на циклы наук: теоретически-исторические науки,
включающие в себя теорию государства и права; историю государства и права и пр.; государственные науки, включающие в себя конституционное право; административное право и пр.; гражданские, включающие в себя гражданское право; гражданский процесс; семейное право и пр.);
криминалистические, включающие в себя уголовное право; уголовный процесс и др. На отдельном месте располагаются науки такие, которые занимаются реализацией права, отношениями между государствами - международное право, а также науки, которые занимаются изучением права и государства других стран. Каждая из перечисленных наук является юридической, обладает собственным предметом и методами изучения.
Вместе они образуют понятие «юриспруденция». Если предмет юриспруденции в целом представлен понятием права во всех смыслах его теоретического познавательного проявления и отражения, то предметом любой отдельной юридической науки как звеном предмета юридической науки в целом - это один из аспектов понятия права, какая-то конкретная часть юридической действительности. Можно сделать вывод что,
юриспруденция - единственная и единовременно дифференцированая наука.
Государство и право своим развитием оказывают влияние на юридическую науку, которая непрерывно обогащается. Образуются новые или переформировываются уже существующие правовые институты и явления,
примером этих явлений и институтов являются: ипотека, залог,
приватизация, коммерциализация, траст и т.п. Создаются новые Субъекты права, такие как, банк, акционерное общество, коммерческая структура и т.д.
Разрастаются области гражданского оборота. Возрастать ют права граждан.
Все это стимулирует появление на дереве юридического знания новых научных направлений. В развитии юридического познания момент новизны надежно переплетен с моментом преемственности. Новая форма в

юриспруденции приходит на смену устаревшей. Единовременно задерживаются и принимаются практически научно-значимые результаты,
приобретающие новые собственности на высшей ступени развития.
12. Наука и религия.
Религия направлена на выявление утерянной человеком целостности мировосприятия, предлагая знания, воспринимаемые на веру, своеобразные аксиомы, которые углубляются и обновляются в процессе личного общения с
Богом. Так и наука, представляя знания в виде фактов, способствует возникновению нового видения явлений.
Очевидно, можно предположить, что религия и наука имеют два разных предмета, два разных пути познания, два разных критерия достоверности,
поэтому они совершенно независимы и не могут проверяться друг другом. Еще Ломоносов утверждал: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтире можно научиться астрономии или химии».
Независимость науки и религии связана с самостоятельностью мира в отношении к Богу. Но эта самостоятельность относительна. С религиозной точки зрения, Бог присутствует в мире через человека, а также в мировой гармонии, которая лишь в определенной степени нарушается стихией природы. Поэтому между наукой и религией на самом деле существует глубокая связь и точки соприкосновения. Наука как частичное знание опирается на мировоззрение, имеет религиозный (или антирелигиозный)
характер, то есть она зависит от духовных интересов, от веры как отдельных людей, так и целых эпох. Поэтому наука не может уничтожить религию —
она может быть безрелигиозной только тогда, когда религия сама в запущенном состоянии.
Напротив, именно глубина религиозного чувства помогает великим ученым в определяющих открытиях, поскольку вызывает «восторг перед всемогущим
Строителем вселенной» (Коперник). Неслучайно и основатель современной рационалистической науки Ф. Бэкон когда-то сказал: «Только поверхностное знание природы может увести нас от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад, к Нему». А вот мнение выдающегося физика
XX в. Макса Планка: «Религия и наука нисколько не исключают друг
друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга. <...> Для религии Он представляет фундамент, для науки — венец разработки миросозерцания».
Церковь в последнее время также делает шаги навстречу науке. Известный католический теолог Ганс Кюнг, идеолог модернизации католицизма,
отмечает, например, что соотношение и границы между религией и наукой определяются не на модели конфронтации (или фундаменталистском неприятии науки, или рационалистическом неприятии религии) и не на модели интеграции(которая заключается в фактическом приспособлении или науки под догмы религии, или религии под научные теории), а на модели дополнения, или критически конструктивного взаимодействия, в которой обе стороны сохраняют собственную сферу, отвергают абсолютизацию и взаимно обогащают друг друга, пытаясь лучше понять реальность как целое во всех ее измерениях. Православный священник и философ Василий
Зеньковский утверждал в связи с этим, что «соотношение современного знания и коренных идей христианства может и должно быть взаимно свободным». Но при этом христианство не может ограничиваться рецепцией только того в современном знании, что для него приемлемо —
«христианская мысль должна заняться пересмотром основ знания,
чтобы вернуть христианству его законное место в развитии знания».
13. Наука как социальный институт. Функции науки.
Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI—XVII
вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.
Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает

формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. В связи с этим говорят о политических,
социальных, религиозных институтах, а также институте семьи, школы,
учреждения.
Однако долгое время институциональный подход не разрабатывался в отечественной философии науки. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов.
Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:
1. совокупность знаний и их носителей;
2. наличие специфических познавательных целей и задач;
3. выполнение определенных функций;
4. наличие специфических средств познания и учреждений;
5. выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
6. уществование определенных санкций.
14. Этика в науке и философии.
Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки — дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами,
добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества,
социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал
нравственность как форму развития эволюционного процесса.
Научная этика - в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведет к административному разбирательству.
Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны,
что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:
1. Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
2. Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
4. Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.
Основная идея этики науки была выражена ещё Аристотелем — «Платон мне друг, но истина дороже». С XIX века научная деятельность стала профессиональной. Этика науки стала видом профессиональной этики.
Современная научная этика характеризуется следующим:

универсальная цель — получение и расширение сферы объективного

знания;

соответствует нормам толерантности.
15. Философские основания науки.
На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук. Две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний –
философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.
Философские основания включают в себя четыре вида оснований:
1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и т.д.
2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.
3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно- функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики –
искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.
4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей – от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия,
прежде всего отрасль философии – этика.
Примером влияния философских оснований на развитие науки является история с атомистическим учением Демокрита. Демокрит выдвинул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в пространстве.
Ученик Демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу.
Демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире. Эта идея Демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и
Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и

Д. Менделеев.
16. Проблема рациональности и иррациональности. Типы научной
рациональности.
Проблема рационального и иррационального является одной из важнейших проблем философии с самого момента возникновения последней, ибо что есть философия, как не раздумье над устроением человека, в своей основе он иррационален, следовательно, непознаваем и непредсказуем; рациональны ли наши средства познания бытия, или проникнуть в бытийственные глубины можно только с помощью интуиции, озарения и т. п.
Как нет единого без многого, бытия без небытия, левого без правого, дня без ночи, мужского без женского, так нет в философии рационального без иррационального. Пренебрежение или сознательное отвержение рационального или же иррационального пластов бытия приводит к поистине трагическим последствиям - возникает не просто неверная теоретическая схема, обедняющая действительность, но формируется заведомо ложное представление об универсуме и положении человека в нем
Все вышесказанное призвано показать, с одной стороны, насколько важна роль истинного философского понимания действительности, с другой,-- что это истинное понимание не может быть достигнуто без таких одинаково важных и равноценных по значимости категорий, как рациональное и иррациональное.
Для начала - самое общее определение рационального и иррационального.
Рациональное - это логически обоснованное, теоретически осознанное,
систематизированное универсальное знание предмета, нечто «в масштабе разграничивания».
17. Проблема истины в познании.
Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:
1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит - объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой