Файл: Вопросы к зачету по дисциплине История и философия науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
она - в независимости содержания истины от отдельных людей
2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)
3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме,
а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.
Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).
18. Методы научного познания и их классификация.
Метод это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых,
методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во- вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части
(стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ
(например, сравниваются правовые системы России и Франции),
статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т.д.
Аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
1   2   3   4   5

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные
группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком
(особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии,
некоторых разделах биологии).
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту- оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах,
свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
19. Синергетический подход в современном познании.
Принципы подхода:

Наука имеет дело с системами разных уровней организации, связь между ними осуществляется через хаос

Когда системы объединяются, целое не равно сумме частей

Общее для всех систем: спонтанное образование, изменения на макроскопическом уровне, возникновение новых качеств, этап самоорганизации. При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все системы ведут себя одинаково

Неравновесность в системе является источником появления новой
организации (порядка)

Системы всегда открыты и обмениваются энергией с внешней средой

Процессы локальной упорядоченности совершаются за счет притока энергии извне

В сильно неравновесных условиях системы начинают воспринимать те факторы, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии

В неравновесных условиях независимость элементов уступает место корпоративному поведению

Вдали от равновесия согласованность поведения элементов возрастает.
В равновесии молекула видит только своих соседей, вдали равновесия
– видит всю систему целиком. Примеры: костная материя - коммуникация посредством сигналов, работа головного мозга.

В условиях, далеких от равновесия, в системах действуют бифуркационные механизмы – наличие точек раздвоения продолжения развития. Варианты развития системы практически не предсказуемы.
Синергетический эффект (от греч. συνεργός — вместе действующий) —
возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет т. н. системного эффекта
20. Субъект и объект познания в науке и философии.
Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек
(индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В
случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание
(переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры,
созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.


Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы,
физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество,
взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания
(итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно,
что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
21. Структура теоретического знания. Функции научной теории.
Структура теоретической модели:
1) элементами являются абстрактные объекты (теоретические конструкты),
которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом.
2) теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций опыта лишь в том случае, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности,
проявляющихся в таких ситуациях.
К числу основных функций теории можно отнести следующие:
1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2.Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей,
многообразия связей данного явления, его существенных характеристик,
законов его происхождения и развития, и т.п.
3.Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4.Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы
о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
22. Структура эмпирического знания.
Эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней. Первичным, простейшим уровнем эмпирического знанием являются единичные эмпирические высказывания (с квантором существования или без), так называемые протокольные предложения. При составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблюдения.
Вторым, более высоким уровнем эмпирического знания являются факты.
Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов,
это-обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсутствие или наличие некоторых событий,
свойств, отношений в исследуемой предметной области и их интенсивность
(количественную определенность). Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели.
Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные,
структурные, динамические, статистические). Научные законы - это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний с квантором общности (Все тела при нагревании расширяются, Все металлы-электропроводны, Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллептическим орбитам). Научные эмпирические законы (как и факты) являются общими гипотезами,
полученными путем различных процедур: индукции через перечисление,
элиминативной индукции, индукции как обратной дедукции,
подтверждающей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднозначной процедурой и

способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание. Поэтому эмпирическое знание по своей природе является в принципе гипотетическим.
23. Становление научной теории.
Методологи выделяют три особенности Построения развитой научной
теории: 1)«развитые теории большей степени общности в современных условиях создаются коллективом исследователей с достаточно отчетливо выраженным разделением труда между ними» - речь о коллективном субъекте научного творчества, что обусловлено усложнением объекта исследования и увеличением объема необходимой информации.
2)«фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных теоретических схем и законов», «промежуточные звенья,
необходимые для построения теории, создаются по ходу теоретического синтеза». 3) применение метода математической гипотезы: построение теории начинают с попыток угадать ее математический аппарат (B. C.
Степин). При обнаружении неконструктивных элементов внутри теоретических схем проводилась своеобразная селекция идеализированных объектов. Обращение к мысленному эксперименту объясняло или опровергало предполагаемые зависимости и необходимые условия.
Еще одна особенность - роль языка в процессе построения развитой научной теории. Язык — это способ объективированного выражения содержания науки. Язык развитой научной теории во многом искусственен.
Надстраиваясь над естественным языком, он подчинен иерархии,
обусловленной иерархичностью научного знания. Пути создания искусственных языков теории: 1) терминологизация слов естественного языка, 2)калькирование терминов иноязычного происхождения и
3)формализация языка.
24. Развитие науки и философии в Древней Греции.
Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов: Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом
расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и
Аристотель. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император
Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу –
Платоновскую Академию. Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей,
прежде всего, Платона и Аристотеля. Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того,
для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.
25. Наука и философия Средневековья.
Средневековая западная культура – специфический феномен.
Квинтэссенцией интеллектуальных достижений этого периода считается теологическая картина мира. Религия, став господствующей в Средние века,
подчинила себе науку и философию.
В истории средневековья этот период (II – XIV вв. н.э.) называют
«мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской
Империи, нашествие варваров. Римская Империя в 325 г. была разделена на две части: западную со столицей Рим и восточную – Византию со столицей
Константинополь. Рим прекратил свое существование в 476 г., а Византия существовала почти тысячу лет.
С приходом христианства в Европу открылись новые мировоззренческие горизонты, что создало условия для радикальной трансформации культурных установок античности. В контексте христианства произошла ассимиляция идей Платона и Аристотеля. Через Блаженного Августина шло христианское осмысление Платона, а через Фому Аквинского – наследие Аристотеля,
которое сложилось в особую концептуальную программу, названную схоластикой.


Философия, как и наука, в это время выступают в качестве «служанок»
богословия. Церковь вмешивалась во все сферы человеческой деятельности.
Все положения, расходящиеся с догматами христианства, осуждаются. Наука в это время лишена свободы поиска и скована предрассудками и заблуждениями.
Активизация средневековой науки начинается с XIII в. – время образования европейских университетов, которые были замечательны тем, что в них были выработаны базовые ориентиры образования, которые сохранились до сего времени. Такие понятия, как университетские должности (ректор, декан,
куратор), ученые звания, лекции, диспуты, экзамены, диссертации, пришли из средневековых университетов. Средневековая наука (Р.Гроссет, Р.Бэкон,
Ж.Буридан, У.Оккам и др.), построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создала непосредственные предпосылки для появления новоевропейской науки.
В средние века существовали области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию,
натуральную магию. На Востоке в это время наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В
Западной Европе в средневековье относительное развитие получила логика,
которая преподавалась наряду с риторикой в монастырских школах и университетах.
Таким образом, в античной и средневековой эпохах существовали лишь отдельные элементы, заделы и предпосылки науки, но не сама наука, которая возникает лишь в Новое время, в процессе отпочкования науки от философии.
26. Характеристика науки и философии Возрождения.
1. Философия Возрождения прошла три периода:
I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо
Петрарка).
II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).
III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник,
Джордано Бруно, Галилео Галилей).

2. Характеристика философии эпохи Возрождения.
1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее содержанию.
2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм
(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о
мире,
в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена.
27. Понятие научной революции и ее роль в развитии общества:
философское осмысление.
Новое время – период становления и развития техногенной цивилизации.
Своеобразие этой исторической эпохи определялось промышленной и научной революциями. Громадное влияние на формирование философской картины мира оказали открытия, составившие содержание научной революции XVI–XVII вв., в результате которых возникло научное естествознание.
Революции в физике предшествовала революция в астрономии, начало которой связано с разработкой гелиоцентрической картины мира польским каноником эпохи Ренессанса, знаменитым астрономом Николаем
Коперником (1473–1543), противопоставившим свою картину солнечной системы геоцентрической картине Клавдия Птолемея (II в.).
Систематическое обоснование гелиоцентрической системе мира дал Галилео
Галилей (1564–1642) в своих фундаментальных произведениях "Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской" и "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки". Галилей – основоположник научного естествознания, обосновавший новые методы научного исследования. Значение его творчества заключается в изучении универсального механического движения, которое можно описать математически. Галилей утверждал, что великая книга природы написана на