Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 8
Результаты сравнения данных входной и заключительной диагностики культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
Культурно-гигиенический навык | Входная диагностика | Заключительная диагностика | |||||||||
сформирован | не сформирован | сформирован | не сформирован | ||||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||||
Опрятность: следит за опрятностью одежды | 9 | 60% | 6 | 40% | 13 | 87% | 2 | 13% | |||
Опрятность: следит за опрятностью прически | 4 | 27% | 11 | 73% | 9 | 60% | 6 | 40% | |||
Самостоятельно моет руки | 11 | 73% | 4 | 27% | 12 | 80% | 3 | 20% | |||
Следит за чистотой ногтей | 4 | 27% | 11 | 73% | 8 | 53% | 7 | 47% | |||
Самостоятельно умывается | 10 | 67% | 5 | 33% | 12 | 80% | 3 | 20% | |||
При кашле и чихании закрывает рот и нос платком | 2 | 13% | 13 | 87% | 9 | 60% | 6 | 40% | |||
Замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде | 3 | 20% | 12 | 80% | 8 | 53% | 7 | 47% | |||
Умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) | 10 | 67% | 5 | 33% | 13 | 87% | 2 | 13% | |||
Ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом | 6 | 40% | 9 | 60% | 11 | 73% | 4 | 27% | |||
Обращается с просьбой, благодарит | 9 | 60% | 6 | 40% | 12 | 80% | 3 | 20% |
Представленные в таблице 8 данные показали, что после работы произошли существенные изменения в уровнях развития культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста. По всем критериям преобладает сформированность навыков:
- опрятность: следит за опрятностью одежды (87%, больше на 27%);
- опрятность: следит за опрятностью прически (60% больше на 33%);
- самостоятельно моет руки (80% больше на 13%);
- следит за чистотой ногтей (53% больше на 26%);
- самостоятельно умывается (80% больше на 27%);
- при кашле и чихании закрывает рот и нос платком (60% больше на 47%);
- замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде (53% больше на 33%);
- умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) (87% больше на 20%);
- ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом (73% больше на 33%);
- обращается с просьбой, благодарит (80% больше на 30%).
Это указывает на то, что работа была достаточно эффективной.
Таким образом, можно сказать о том, что проведенная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников по разработанному перспективному плану оказалась эффективной, так как у большинства детей произошли положительные изменения в овладении ими.
2.3 Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
1. Прежде чем начать формирование культурно-гигиенических навыков, следует тщательно продумать перспективный план воспитания, выбрать наиболее удобную и простую последовательность действий для конкретной ситуации, опираясь на изученные требования программы для конкретного возраста детей.
2. Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. Поэтому необходимо взаимодействие с родителями по данному вопросу.
3. Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.
4. Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке.
5. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.
6. Четко соблюдать режим дня.
7. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
8. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
9. Практика показала, важность отражения конкретизация навыков в календарных планах воспитателей, так как они часто нуждаются в коррекции.
10. Так как культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Вывод по 2 главе
Формирование культурно-гигиенических навыков – довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам – это показ с подробным объяснением действий, беседы, указание, напоминание с указанием действия, проверка выполнения действия, оценка, игровые приемы, художественные произведения используются постоянно, в зависимости от уровня освоения. В пункте 2.1 предлагается перспективный план работы с комплексом методических приемов, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников. Исходя из анализа практического опыта организации работы на базе МБДОУ №162, для достижения эффективности работы в данном направлении целесообразно использовать совокупность методов и приемов, их вариативность.
Заключение
Изучение и анализ работ Ю. А. Афонькиной и Г. А. Урунтаевой, Л. В. Куцаковой и В. И. Логиновой позволило установить, что культурно-гигиенические навыки представляют собой совокупность навыков, позволяющих ориентировать человека в окружающей действительности, выполнять культурно-гигиенические и культурно-бытовые нормы и правила. Наиболее значимыми культурно-гигиеническими навыками по отношению к дошкольникам являются культура еды, опрятность, навыки личной и общественной гигиены. Процесс формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников должен проводиться с учетом возрастных особенностей детей и предполагать развитие устойчивых привычек. Содержание общеобразовательных комплексных программ дошкольного образования «От рождения до школы» и «Детство» показывает, что для каждой возрастной группы определены цели и задачи, методы и приемы работы с детьми по целенаправленному формированию культурно-гигиенических навыков.
На основе изучения методической литературы был составлен перспективный план формирования культурно-гигиенических навыков для старших дошкольников. В соответствии с планом были организованы различные занятия на базе МБДОУ №162, где на практическом примере были определены эффективные методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте, такие как объяснение, беседа, поручение, создание воспитывающей ситуации, поощрение, порицание, соревнование.
На основе методического материала и полученного практического опыта составлены методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Таким образом, практика показала, что только при целенаправленном, методически продуманном планировании и использовании при этом совокупности различных форм работы (бесед, игр, чтения литературы, досугов и пр.), учитывая все аспекты психолого-педагогические основы, регулярно проводя анализ усвоения культурно-гигиенических навыков, устраняя все неблагоприятные условия, которые негативно влияют на педагогический процесс, принесет эффективный результат при формировании культурно-гигиенических навыков.
Список используемой литературы
-
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. -
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. – М.: Проспект, 2015. – 128 с.
-
Алябьева, Е.А. Воспитание культурного поведения у дошкольников / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. -
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Н. Новгород / В.Г. Алямовская. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 64 с. -
Алямовская, В.Г. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков / В.Г. Алямовская. – М.: Академ. Проект, 2007. – 210 с. -
Андреева, Н.В. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н.В. Андреева, А.Н. Ибо, И.Н. Репина, Ю.А. Яцуценко. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 10 (27). – С. 4-6. -
Белостоцкая, Е.М., Виноградова, Т.Ф. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9 / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1991. – 120 с. -
Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Берштейн. – М. : Книга по Требованию, 2012. – 496 с. -
Бочкарева, О.И. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96 с.
Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 5 лет: метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений /Л.Н. Гризик, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Логос, 2011. – 159 с. -
Буре, Р. С. Воспитатель и дети : пособие для воспитателя детского сада / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М.: Ювента, 2001. – 176 с. -
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 314 с. -
Воспитание и развитие детей раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с. -
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста /под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Логос, 2012. – 97 с. -
Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – 304 с. -
Гаранджа, В.И. Формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников: учеб. пособие / В.И. Гаранджа. – М.: Мост, 2010. – 350 с. -
Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебник / В.В. Голубев. – М.: Академия, 2012. – 238 с. -
Гурина, И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем /И.В. Гурина. – СПб.: Нева, 2012. – 121с. -
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб: Питер, 2015. – 464 с. -
Кирьянова, Р.А. Учимся, играя: система игр и упражнений по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам / Р.А. Кирьянова //Дошкольная педагогика. – 2012. – № 3. – С. 7-12. -
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 352 с. -
Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 123 с. -
Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка – дошкольника / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 143 с. -
Основы медицинских знаний: Учеб. пособие / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т. Я. Черток, И. Н. Алферова; Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. – М.: Просвещение, 1993. – 318 с. -
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. -
Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с. -
Рубинштенй, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – С. 612–621. -
Тарасова, Т.А., Власова, Л.С. Я и мое здоровье. Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Т.А. Тарасова, Л.С. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2009. – 71 с. -
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебник. – М.: Академия, 2013. – 336 с. -
Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: пособие для воспитателей дет.сада и родителей / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина – М.: Просвещение, 1997. – 96 с. -
Холостова, Е.И. Культурно-гигиенические навыки у дошкольников / Е.И. Холостова. – М.: Бин, 2012. – 237 с.