Файл: ульяновскии педагогическии колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 8

Результаты сравнения данных входной и заключительной диагностики культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников

Культурно-гигиенический навык

Входная диагностика

Заключительная диагностика

сформирован

не сформирован

сформирован

не сформирован

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Опрятность: следит за опрятностью одежды

9

60%

6

40%

13

87%

2

13%

Опрятность: следит за опрятностью прически

4

27%

11

73%

9

60%

6

40%

Самостоятельно моет руки

11

73%

4

27%

12

80%

3

20%

Следит за чистотой ногтей

4

27%

11

73%

8

53%

7

47%

Самостоятельно умывается

10

67%

5

33%

12

80%

3

20%

При кашле и чихании закрывает рот и нос платком

2

13%

13

87%

9

60%

6

40%

Замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде

3

20%

12

80%

8

53%

7

47%

Умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)

10

67%

5

33%

13

87%

2

13%

Ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом

6

40%

9

60%

11

73%

4

27%

Обращается с просьбой, благодарит

9

60%

6

40%

12

80%

3

20%



Представленные в таблице 8 данные показали, что после работы произошли существенные изменения в уровнях развития культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста. По всем критериям преобладает сформированность навыков:

- опрятность: следит за опрятностью одежды (87%, больше на 27%);

- опрятность: следит за опрятностью прически (60% больше на 33%);

- самостоятельно моет руки (80% больше на 13%);

- следит за чистотой ногтей (53% больше на 26%);

- самостоятельно умывается (80% больше на 27%);

- при кашле и чихании закрывает рот и нос платком (60% больше на 47%);

- замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде (53% больше на 33%);

- умеет правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) (87% больше на 20%);

- ест аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом (73% больше на 33%);

- обращается с просьбой, благодарит (80% больше на 30%).

Это указывает на то, что работа была достаточно эффективной.

Таким образом, можно сказать о том, что проведенная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников по разработанному перспективному плану оказалась эффективной, так как у большинства детей произошли положительные изменения в овладении ими.

2.3 Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников
1. Прежде чем начать формирование культурно-гигиенических навыков, следует тщательно продумать перспективный план воспитания, выбрать наиболее удобную и простую последовательность действий для конкретной ситуации, опираясь на изученные требования программы для конкретного возраста детей.

2. Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. Поэтому необходимо взаимодействие с родителями по данному вопросу.

3. Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.

4. Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке.

5. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.

6. Четко соблюдать режим дня.

7. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

8. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.


9. Практика показала, важность отражения конкретизация навыков в календарных планах воспитателей, так как они часто нуждаются в коррекции.

10. Так как культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Вывод по 2 главе

Формирование культурно-гигиенических навыков – довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам – это показ с подробным объяснением действий, беседы, указание, напоминание с указанием действия, проверка выполнения действия, оценка, игровые приемы, художественные произведения используются постоянно, в зависимости от уровня освоения. В пункте 2.1 предлагается перспективный план работы с комплексом методических приемов, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников. Исходя из анализа практического опыта организации работы на базе МБДОУ №162, для достижения эффективности работы в данном направлении целесообразно использовать совокупность методов и приемов, их вариативность.

Заключение
Изучение и анализ работ Ю. А. Афонькиной и Г. А. Урунтаевой, Л. В. Куцаковой и В. И. Логиновой позволило установить, что культурно-гигиенические навыки представляют собой совокупность навыков, позволяющих ориентировать человека в окружающей действительности, выполнять культурно-гигиенические и культурно-бытовые нормы и правила. Наиболее значимыми культурно-гигиеническими навыками по отношению к дошкольникам являются культура еды, опрятность, навыки личной и общественной гигиены. Процесс формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников должен проводиться с учетом возрастных особенностей детей и предполагать развитие устойчивых привычек. Содержание общеобразовательных комплексных программ дошкольного образования «От рождения до школы» и «Детство» показывает, что для каждой возрастной группы определены цели и задачи, методы и приемы работы с детьми по целенаправленному формированию культурно-гигиенических навыков.

На основе изучения методической литературы был составлен перспективный план формирования культурно-гигиенических навыков для старших дошкольников. В соответствии с планом были организованы различные занятия на базе МБДОУ №162, где на практическом примере были определены эффективные методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте, такие как объяснение, беседа, поручение, создание воспитывающей ситуации, поощрение, порицание, соревнование.


На основе методического материала и полученного практического опыта составлены методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Таким образом, практика показала, что только при целенаправленном, методически продуманном планировании и использовании при этом совокупности различных форм работы (бесед, игр, чтения литературы, досугов и пр.), учитывая все аспекты психолого-педагогические основы, регулярно проводя анализ усвоения культурно-гигиенических навыков, устраняя все неблагоприятные условия, которые негативно влияют на педагогический процесс, принесет эффективный результат при формировании культурно-гигиенических навыков.

Список используемой литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. – М.: Проспект, 2015. – 128 с.



  1. Алябьева, Е.А. Воспитание культурного поведения у дошкольников / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

  2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Н. Новгород / В.Г. Алямовская. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 64 с.

  3. Алямовская, В.Г. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков / В.Г. Алямовская. – М.: Академ. Проект, 2007. – 210 с.

  4. Андреева, Н.В. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н.В. Андреева, А.Н. Ибо, И.Н. Репина, Ю.А. Яцуценко. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 10 (27). – С. 4-6.

  5. Белостоцкая, Е.М., Виноградова, Т.Ф. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9 / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1991. – 120 с.

  6. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Берштейн. – М. : Книга по Требованию, 2012. – 496 с.

  7. Бочкарева, О.И. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96 с.
    Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 5 лет: метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений /Л.Н. Гризик, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Логос, 2011. – 159 с.

  8. Буре, Р. С. Воспитатель и дети : пособие для воспитателя детского сада / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М.: Ювента, 2001. – 176 с.

  9. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 314 с.

  10. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. Под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.

  11. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста /под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Логос, 2012. – 97 с.

  12. Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – 304 с.

  13. Гаранджа, В.И. Формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников: учеб. пособие / В.И. Гаранджа. – М.: Мост, 2010. – 350 с.

  14. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебник / В.В. Голубев. – М.: Академия, 2012. – 238 с.

  15. Гурина, И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем /И.В. Гурина. – СПб.: Нева, 2012. – 121с.

  16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб: Питер, 2015. – 464 с.

  17. Кирьянова, Р.А. Учимся, играя: система игр и упражнений по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам / Р.А. Кирьянова //Дошкольная педагогика. – 2012. – № 3. – С. 7-12.

  18. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 352 с.

  19. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 123 с.

  20. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка – дошкольника / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 143 с.

  21. Основы медицинских знаний: Учеб. пособие / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т. Я. Черток, И. Н. Алферова; Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. – М.: Просвещение, 1993. – 318 с.

  22. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

  23. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

  24. Рубинштенй, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – С. 612–621.

  25. Тарасова, Т.А., Власова, Л.С. Я и мое здоровье. Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Т.А. Тарасова, Л.С. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2009. – 71 с.

  26. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебник. – М.: Академия, 2013. – 336 с.

  27. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: пособие для воспитателей дет.сада и родителей / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина – М.: Просвещение, 1997. – 96 с.

  28. Холостова, Е.И. Культурно-гигиенические навыки у дошкольников / Е.И. Холостова. – М.: Бин, 2012. – 237 с.