Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

132
Глава 7. Человек в мире культуры
7.1 Основные функции культуры в системе
«человек-общество»
Логика культуры разворачивается в ее истории, каждый раз достигая новых рубежей, культура удерживает в себе свои прошлые состояния и как уходящую архаику и как животрепещущую актуальность.
Определив культуру как сферу, прежде всего, духовной жизни общества, пока- зав ее взаимосвязь с цивилизацией, постараемся конкретизировать ее значимость для самого человека, для его становления, как человека разумного, для выстра- иваемых им целей своего собственного творчества и существования и видения будущего человечества в целом. Итак, культуру можно рассматривать:
• как особый вид творческой деятельности человека;
• как специфический способ человеческой деятельности как таковой;
• как совокупность ценностей, норм, институтов.
Исключительная многогранность культуры и великое множество культур по- родили очень большое количество определений культуры и великое затруднение в ее лаконичном, исчерпывающем формально-логическом определении; недоста- точным представляется определение культуры как всего того, что сделано челове- ком, и неверным — через перечисление составляющих ее частностей. Когда гово- рят о культуре художественной или промышленной, науке или физкультуре и т. д.,
о культуре элитарной или массовой, народной и профессиональной, традиционной и современной, духовной и материальной, — речь действительно идет о культу- ре. Но при этом отсутствует нечто существенное, что не позволяет иметь ясного и точного смысла культуры. Она неразрывно связана с человеком. Культура — это способ человеческого существования. Человек в своем бытии не ограничивается природным способом существования. Человеческое бытие вынесено за пределы его биологического существования в искусственный мир предметов, процессов,
взаимоотношений, в мир создаваемых и онтологизируемых смыслов и символов.
Культура есть образ жизни и лицо общества: она есть то, что отличает одно обще- ство от другого.
Существует определенный круг ценностей и явлений, за которым закрепилось в сознании понятие культуры. Культура — это единство материального и духовного.
Это единство проявляет себя в том, что духовная культура отражается в «вещной»
форме, то есть к духовной культуре можно отнести и уровень образования, и нрав- ственные нормы поведения членов общества, и сферу философии, искусства, нау- ки, медицины; и сам уровень овладения человеком природой, проявляющий себя уже в материальной культуре. Таким образом, культура представляет собой нераз- рывное единство нравственных норм и процессов освоения природы, философии и искусства, явлений религии и достижения искусства.
Культура не может существовать отдельно от человека, до или после него.
Культура есть неотъемлемая часть человека. И наоборот, человек немыслим вне культуры. Культура и человек проходят совместный путь подъема и развития, про- гресса или падения. Культура, как отмечал М. К. Мамардашвили, — это «сущност- ное, родовое свойство человека».


7.1 Основные функции культуры в системе «человек-общество»
133
Культура человека богата, разнообразна и уникальна на каждом историческом отрезке времени. Она возникла почти одновременно с возникновением общества и неотделимо связана с его историей.
Культура выполняет две важнейшие функции: охранительную (через общение и коммуникации), когда, сохраняя, накапливая, передавая традиции и весь со- циальный опыт, она сохраняет уникальную целостность того или иного народа;
и адаптивную — она приспосабливает человека к постоянно меняющимся природ- ным и социальным условиям. Проходят века, меняется ландшафт, соседи и, если этнос меняется слишком радикально, он перестает быть самим собой, но если он не способен к адекватным переменам — он тоже не выживает. Посвящения, слова,
обряды неизменно воспроизводят традицию, которая должна быть консервативна.
Сущность культуры — традиция: социум накапливает свой опыт, а личность в силу своих индивидуальных особенностей приобщается к этому опыту. Иначе говоря,
человек и культура — это неразрывная целостность двух феноменов.
Мы не ставим задачи дать целостную характеристику культуры как явления, ее историю, многообразие форм ее проявления, специфику ее воздействия на челове- ка конкретной исторической эпохи или конкретного общества, конкретной страны.
Культура, составляющая всю духовную сферу жизни человека и общества, про- низывающая все виды материальной деятельности; культура — как «вторая приро- да» — есть столь сложное и многомерное явление, что осмыслить его не удается даже в рамках больших самостоятельных исследований философов разных исто- рических времен и разных философских школ.
В рамках обозначенных прежде функций культуры, охранительной и адаптив- ной, мы и будем рассматривать место человека в культуре.
Подчеркнем, что, рассматривая человека как деятельное существо, мы призна- ем следующее: человек начинает производить как универсальное общественное существо, обретая опосредованный культурой способ удовлетворения потребно- стей. И в этом его отличие от животного. Он удваивает себя в предметном мире через культуру, производя вещи, удовлетворяющие его человеческие потребности.
Его деятельность носит не просто адаптивный характер как у животных (приспо- собиться к имеющейся среде обитания). Деятельность человека носит адаптирую- щий характер, то есть человек через производимую им культуру приспосабливает мир, среду к себе и приобретает возможность именно таким образом (через куль- туру) превосходить уже ставшие, осуществленные формы своего бытия. А сама культура начинает выполнять адаптивную функцию, то есть помогать человеку приспосабливаться к меняющимся условиям социальной среды.
Человек творит культуру, опредмечивает смыслы своего существования в куль- турных артефактах деятельностного бытия, чтобы они стали смыслами жизни, до- стоянием человека, человечества. Культура носит экзистенциальный характер. Она есть способ формирования человеческой экзистенции. Как способ бытия человека она создает его антропологический образ.
Так, например, преодолевая свою ограниченность, человек стремится вопло- тить в предметном мире культуры достигнутую меру человеческого совершенства,
добиваясь гармонии с ней создаваемых предметов. Эта осуществленная гармония называется красотой. Дальнейшая деятельность человека уже по законам красоты составляет эстетико-художественную сферу деятельности, которая распространя-


134
Глава 7. Человек в мире культуры
ется и на материальную, и на духовную культуру в целом. Это сфера искусства,
в котором можно выделить два достаточно самостоятельных (хотя и взаимосвязан- ных) типа:
1. Первый тип — искусства чистые, самостоятельные, свободные, (ранее на- зывавшиеся изящными) — художественная литература, живопись, музыка,
скульптура, кинематограф и др.
2. Второй тип — искусства прикладные, служебные, ремесленные, возникаю- щие на основе другого вида деятельности (на почве материального про- изводства — архитектура, народные ремесла, декоративно-прикладное; на почве научно-исследовательской деятельности — поиск гармонии).
В древнегреческой классике Платон и Аристотель выделяли практические, со- зидательные, ремесленные искусства, существующие наряду с подражательными,
миметическими, мусическими. Древнеримский архитектор Витрувий свой трактат
«Десять книг об архитектуре» посвятил строительным, инженерно-техническим искусствам. Леонардо да Винчи высоко ставил механические искусства, существу- ющие наряду с «благородными», и одинаково занимался теми и другими.
И. Г. Гердер, немецкий просветитель, свой трактат «Каллигона» посвятил ис- кусствам, украшающим жизнь человека посредством труда. Другой немецкий про- светитель К. М. Виланд соединяет в искусстве приятное и удобное, удобное и пре- красное, пропагандируя искусство рококо. Гегель в своей «Эстетике» уделяет мно- го внимания искусству материально-предметного мира: архитектуре, садово-парко- вому искусству, священным надгробным сооружениям, декоративно-прикладному и т. д. Дж. Рескин в начале ХХ века отделяет от идеальных искусств прикладные,
относящиеся к области труда и материальной культуры, анализируя, например, ис- кусство одежды.
Таким образом, история развития эстетических форм показывает, что если ис- кусство возникает из труда, вместе с трудом, то перемены в исторических фор- мах труда и технологий обуславливают и изменения в развитии форм искусства материально-художественной культуры. И вся человеческая деятельность была движима, по сути, эстетической потребностью гармонизации человека с миром.
Это двуединый процесс: духовно-художественная деятельность через художествен- ный образ формирует красоту человека, но и художественно-прикладное искус- ство, через красоту создаваемого предмета, также формирует красоту самого человека.
Итак, культура формирует ценностные ориентации человека в мире его от- ношений, в понимании самого себя, которые, безусловно, не ограничены только рассмотренным явлением «красоты». Именно в зависимости от приоритетного ха- рактера ценностей, осознания их важности для формирования мировидения и по- нимания места и роли человека, его деятельности и т. д. — возможно, по мнению ряда исследователей, выделение специфических типов культуры. А именно:
1. Западная Европа может представлять собой единый культурный тип, по- скольку на протяжении истории своей цивилизации, несмотря на все вли- яния и включения, выстраивала одну и ту же линию ценностно-смысловых рядов: рациональное — эстетическое — мистическое. И эта линия была внутренним смыслообразующим каркасом западноевропейской цивилиза- ции, начиная с Древнего Рима.


7.1 Основные функции культуры в системе «человек-общество»
135
2. Древняя Греция, породившая иную смыслообразующую линию в русле своего космоцентризма: эстетическое — рациональное — мистическое пред- ставляет самостоятельный культурный тип.
3. На востоке Европы с принятием христианства сложился новый культурный тип, характеризующийся своим ценностно-смысловым сочетанием: мисти- ческое — эстетическое — рациональное. Именно этот тип определил специ- фику культуры России и породил извечный спор и напряженность диалога с западной культурой.
4. Особым культурным типом выступает Ближний Восток с его ценностно- смысловой иерархией: мистическое — рациональное — эстетическое.
5. Китай и Восточная Азия выдвинули особый сплав своих ценностных ори- ентиров: эстетическое — мистическое — рациональное.
Наконец, Индия — есть особый культурный континент, где рационализм удиви- тельно и изначально сочетается с мистицизмом, отводя эстетизм на задний план.
Данная типология культур в исследованиях может быть представлена по-разно- му, с различно представленными критериями и обоснованиями. Но объединяю- щим выводом является признание не только разворачивающегося в историческом времени культурного пространства всего человечества, но и специфики развития культуры отдельных народов и стран. Появление и проявление этой специфики культур есть, в конечном счете, проявление специфики самого бытия: природного,
социального, человеческого.
Итак, культура — это способ реализации творческого потенциала человека, про- цесс реализации его возможностей. То есть культура — это явление, в котором че- ловек формирует самого себя.
В культуре действует процесс общения различных форм бытия. Реальное об- щение и взаиморазвитие осуществляется как диалог различных культур. Внутри каждой локальной культуры философия и искусство, литература и наука общаются друг с другом на грани различных форм бытия. У них идет свой процесс обще- ния. Одна культура развивается только на грани общения с другими культурами,
которые понимаются как что-то единое, целое.
Культура — это жизнь каждого отдельного человека, его духовный мир, стрем- ление дополнить, обогатить и активизировать свое бытие. Для каждого человека культура несет свой смысл и выполняет свои обязанности. Для одних культура —
это образ жизни, т. е. культура формирует личность индивида, его интересы, ак- тивизирует его творческий потенциал, создает основу для самосовершенствования своего «Я». В этом смысле культура формирует судьбу человека. Для других куль- тура — это книга, читая которую, люди познают мир, его сущность, бытие пред- метов. Для третьих культура — это диалог культур, взаимодействие между людьми настоящего, прошлого и будущего. В этом смысле она выступает как процесс рас- смотрения общественных отношений, форм бытия, пространства и времени и т. д.
Что делает человека культурным? Его способность к труду и общению. В свя- зи с этим в философии выделяют две основные функции культуры: коммуникатив- ную и функцию преобразования и освоения мира. Две эти функции взаимосвязаны между собой: чем выше культура труда, тем выше (разнообразнее) культура обще- ния и наоборот. Общение направлено, с одной стороны, на индивидуальное обо-


136
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   25