Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.2 Диалог культур в информационном обществе
141
языка, мышления, видения мира. Недаром виртуальную реальность иногда связы- вают с наркотиком «ЛСД будущего». Французский режиссер Жан Ренуар в свое время справедливо заметил: «Прогресс опасен своей опорой на современную тех- нику. Именно успехи техники переворачивают привычные нормы нашей жизни и вынуждают человека жить в измерениях, для которых он не создан» (Ренуар Ж.
Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарии. М., 1972. С. 24). И человечество,
еще до конца не осознавая, уже живет в этом непривычном, непознанном, столь привлекательном и одновременно таящем опасности измерении.
В XX веке мир был как никогда един. Экономика, политика, мировые войны соединили весь круг земель, единая информационная паутина как ничто другое разрушает барьеры между странами, народами и людьми. Но именно в XX веке была ясно осознана принципиальная несравнимость культур и цивилизаций, невоз- можность постижения чужих культурных миров (таких взглядов придерживались,
прежде всего, О. Шпенглер и А. Тойнби). И именно в XX веке получила оформле- ние мысль, которую высказал Й. Хейзинг, что пути наверх нет: напротив, если мы хотим приобщиться к подлинной культуре, мы должны идти не вверх, а «вглубь»,
назад «к истокам». Такие позиции деморализуют общественное сознание, снима- ют с человека, общества ответственность за судьбу культуры, а следовательно, и за самого себя, свое будущее.
Выводы
Итак, положение человека в условиях современного научно-технического раз- вития и культурных перемен показывает, что дальнейший прогресс науки и об- щества возможен и необходим лишь на основе опережающего духовного и нрав- ственного развития человека и общества. Научный и социальный прогресс — для
человека, культура — для человека — это и есть своеобразные императивы как для теоретической, так и для практической деятельности современного человека и об- щества в целом.

142
Глава 7. Человек в мире культуры
Контрольные вопросы по главе 7 1. Что такое культура?
2. Существует ли единая общечеловеческая культура?
3. В чем значение культуры для человека?
4. Чем обусловлена многозначность в определении культуры?
5. Какие основные функции выполняет культура?
6. Можно ли говорить о прогрессе в развитии культуры?
7. Что служит основанием для выделения материальной и духовной культур?
8. Как осуществляется взаимодействие культуры и цивилизации?
9. В чем суть общения и коммуникации, их значимость для культуры?
10. Что такое диалог культур?
11. Возможен ли диалог культур на основе современных информационных коммуникаций?
Рекомендуемая литература к главе 7
[1]
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М., 1979.
[2]
Библер В. С. От наукоучения к логике культуры / В. С. Библер. — М., 1991.
[3]
Бородай Ю. М. Мир и культура. Опыты / Ю. М. Бородай. — М., 1990.


Глава 8
ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Эрик Фромм в своей известной работе «Бегство от свободы», характеризуя состояние современного человека, назвал его «двойственным». С одной стороны,
человек через свою рациональную деятельность достиг небывалых высот (преж- де всего, в технике), позволяющих, вроде бы, ему быть все более свободным от внешнего давления. А с другой стороны, все очевидней проявляется «изолирован- ность» самого человека, ощущение «неуверенности и бессилия», «сомнения и тре- воги», желание «убежать от свободы». Чтобы согласиться с этим утверждением или опровергнуть его, безусловно, следует рассмотреть весь комплекс вопросов и проблем, связанных с человеком: от целенаправленной деятельности, определя- ющей его сущность, до глобальных проблем современности, порожденных также этой деятельностью. Но, прежде всего, в данной характеристике Фромма речь идет о том, что человек стоит перед необходимостью осмыслить и проблему своего су- ществования, и проблему своей свободы, и проблему ответственности.
На наш взгляд, чтобы прояснить проблему свободы человека и его ответствен- ности во взаимоотношениях с окружающим его миром, прежде всего, необходимо все-таки разделить понятия: человек, индивид, личность, поскольку именно к по- следней — личности — следует апеллировать как активному субъекту человеческой
(общественной) истории.
8.1 Личность как субъект свободы
Личность и общество — это два различных, но неразрывно связанных момен- та человеческого бытия. Человек — рождается, а личностью становятся в обществе и через общество — эта мысль в разном исполнении проходит через всю историю философии и гуманитарное знание в целом. В истории общественной мысли лич- ность представляли:

144
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25

Глава 8. Личность: проблемы свободы и ответственности
• то как пассивный инструмент каких-то анонимных социальных сил;
• то как «биллиардный шар», движущийся через хаотическое столкновение с другими шарами;
• то, как пассивного созерцателя природы;
• то как творца новых идей, новых социальных институтов.
Такие представления более или менее точно отображают возможные варианты реализации личности в качестве субъекта и объекта общественного процесса.
Становление личности в истории общества многие исследователи относят к пе- риоду разложения первобытного общества. На ранних этапах первобытного обще- ства личность как таковая отсутствует. И ее отсутствие может быть объяснено следующими причинами:
• человеческая деятельность носит элементарный, недифференцированный характер; социальные связи также не дифференцированы, поэтому человек не может стать в самостоятельное отношение к общине;
• родовые связи остаются групповыми, человек мысленно не выделяет себя из родового целого;
• родовой строй не знает личных интересов, прав и обязанностей. Преступ- ление, совершенное любым членом рода, ложилось и на всех остальных
(обычай родовой мести);
• люди в первобытном обществе одинаковы, их социальные роли не диффе- ренцированы. Они отличаются по физической силе и своим способностям;
• основным средством передачи общественного опыта является традиция.
Такой механизм не оставлял места для инициативы, свободы в деятельно- сти отдельного члена рода.
Становление личности связано, прежде всего, с развитием деятельности, с та- кой фундаментальной ее формой, как труд:
• Создавая объекты, вещи, человек получает возможность различать себя как деятеля (создателя) продуктов и результатов собственной деятельности, то есть выделять себя как субъекта.
• Общественное разделение труда, зачатки технического разделения индиви- дуализируют трудовую деятельность, ведут к специализации деятельности.
• Выполнение специфических функций, отличных от функций других чле- нов общины, дает индивиду определенную социальную роль.
• Усложнение общественной деятельности ведет к структурной и функцио- нальной дифференциации общества, появлению специализированных уч- реждений. Производство, семья, религия, мораль обособляются в автоном- ные сферы общественной жизни. С этим связано
появление особого соци- ального статуса, социальных функций у индивида, особых интересов, то есть задается определенная социальная роль человеку.
• На смену традиции приходит новый механизм — механизм ценностных ориентаций. Он не требует простого повторения опыта, а предоставляет некоторые ориентиры, принципы должного поведения. При этом актив- ность индивида, поле его свободы — значительно возрастает и расширяется.

8.1 Личность как субъект свободы
145
Таким образом, в понятие «человек» включены понятия «индивид» и «лич- ность», которые оба характеризуют человека как целостность, но, одновременно,
позволяют более полно отразить специфику его биосоциальной сущности. Инди- вид и личность — это характеристики человека, раскрывающие его различные ас- пекты. Индивид — биологическую природу человека, личность — социальную сущ- ность человека.
Индивид, как целостность — это продукт биологической эволюции. Индивид —
это, прежде всего, генетическое образование. Человек как индивид обладает той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом и др.
чертами. В ходе онтогенетического развития они частью развертываются, частью подавляются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.
Личность человека создается общественными отношениями, в которые инди- вид вступает в ходе своей деятельности. То есть индивид становится личностью не потому, что он просто освоит знания о мире, людях как объектах. Он стано- вится личностью потому, что усвоить человеческие способы отношения к вещам он может только в процессе общения, в процессе усвоения смыслов, целей и норм деятельности, то есть только в обществе.
Итак, личность (в философском плане) — это относительно устойчивая, ди- намичная, социально обусловленная совокупность духовных, общественно-поли- тических и морально-волевых качеств человека, сознание и поступки которого ха- рактеризуются определенной степенью социальной зрелости и стремлением про- явить свою индивидуальность.
Поэтому личность — это индивидуализированное бытие общественных отно- шений. Она производна от общества и генетически, и структурно, и функциональ- но. Даже в природных качествах личности (половых, возрастных) проявляются социальные свойства, делая их общественнозначимыми или индефферентными,
в зависимости от тех общественных отношений, в которые включен индивид. (На- пример, с какого возраста допустимы браки? Какому возрасту соответствует та или иная форма обучения?)
Личность представляет собой продукт развития общества, форму проявления и утверждения общественной жизни в индивидуальных особенностях и социаль- ных функциях индивида. Личность не только продукт общества, но и его необ- ходимая предпосылка. Не только общество проявляется в свойствах личности, но и личность отражается, проявляется в социальных процессах, продуктах, органи- зациях. Общество не становится обществом иначе, как через деятельность лично- сти. Личность как субъект социального процесса есть активная творческая сила,
созидающая материальное, духовное и социальное бытие общества, а тем самым и самое себя.
Личность — субъект социального прогресса всегда, но в разной степени и в раз- личных формах. Поскольку личность является индивидуализированным бытием общественных отношений, то превращение ее в субъект происходит по мере раз- вития самих общественных отношений, по мере включения личности во все мно- гообразие этих отношений.
Понятие личности, таким образом, акцентирует в деятельности сознательно- волевое начало. Индивид, тем более личность, чем яснее осознает мотивы своего


146
Глава 8. Личность: проблемы свободы и ответственности
поведения, тем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, там,
где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом имеется в виду не просто многообразие последних, а прежде всего понимание индивидом своей роли, отношение к ней, свободное и заинтересованное ее исполнение. Ха- рактерная черта личности — личностно-независимое поведение, способность быть господином самому себе.
Свобода, следовательно, представляет собой меру исторического
уровня развития личности.
Итак, если мы ставим перед собой задачу понять, в чем действительно выра- жается свобода человека как активного субъекта общественных отношений, мы,
прежде всего, должны определить момент появления самой проблемы свободы в жизни человека, попытаться понять ее значение для активности личности, вы- явить существующие ограничения в реализации этой «свободной» активности.
8.2 Свобода и необходимость
Русский философ Г. П. Федотов, анализируя свободу как личное и социальное явление одновременно, делает вывод, что ни в одной культуре нет свободы как основы общественной жизни. Личность во всех культурах подчинена коллективу,
который определяет формы и границы своей власти. Независимо от жестокости или гуманности власти, власть нигде не признает за личностью автономного су- ществования, нигде нет сферы интересов, запретных для государства. Даже в Гре- ции, культуру которой мы признаем как высшую, существовала лишь свобода для государства. А величайший из философов Греции — Платон, был теоретиком аб- солютного, тоталитарного (в современном понимании) государства (Федотов Г. П.
Рождение свободы // Русские философы. Антология. М., 1996. Вып. 3).
Итак, что же такое «свобода»? Явление свободы столь многомерно и многозна- чимо, что вызывает к себе незатухающий интерес со стороны человека «социаль- ного». Эта проблема определенно важна и для религии, пытающейся прояснить,
где кончается «подобие человека» Богу и начинается его своеволие; важна для мо- рали и права, стремящихся найти формы ограничения человеческому поведению,
чтобы либо сохранить его человеческую сущность, либо урегулировать его отно- шения с другими людьми, государством, обществом; важна для научного познания в целом, с его выяснением пределов познавательных возможностей человека; и,
безусловно, важна для отдельно взятого человека, желающего выстроить свои са- мостоятельные ценностные ориентиры, определить самому свою судьбу.
Наша задача состоит в том, чтобы посмотреть на проблему свободы с позиций философии, определить объективные причины возможностей ее ограничения для человека не только «социального», но и «биологического», разобраться в понятиях:
«свобода», «свободная воля», «своеволие», «ответственность» и т. д. Задача эта