Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8.2 Свобода и необходимость
147
не столь уж проста, поскольку в самой философии существует инвариантность в решении этой проблемы, порой доходящая до взаимоисключений.
Начнем с постановки общего вопроса: является ли свобода изначальным и не- обходимым атрибутом человеческого существования? Проблема свободы возника- ет в жизни людей не с первых шагов их существования, а лишь на определен- ном этапе их исторического развития. До определенного момента своей всеобщей и частной истории люди находятся за чертой, где свобода в принципе не существу- ет. Это царство несвободы. Здесь человеческое существо оказывается несвобод- ным: физически, духовно и социально. Для возникновения свободы как минимум необходимо:
• чтобы появилось само «Я»;
• чтобы возникли какие-то возможности для его выражения, воплощения в тех или иных действиях.
Для «Я» необходимо, чтобы субъект обладал собственными потребностями,
интересами, ценностями, а так же осознавал себя самостоятельной фигурой, от- личной от других, способной к активному социальному действию. Чтобы свобода стала действительностью, субъект должен располагать определенными возможно- стями: субъективными и объективными. Субъективные возможности — это его спо- собности, его разнообразные личностные качества: когнитивные, эмоциональные,
волевые. Объективные возможности связаны с внешними обстоятельствами жиз- недеятельности субъекта.
Но и вставшая, возникшая свобода лицом к лицу сталкивается с несвободой,
в результате чего ее осуществление оказывается возможным лишь в борьбе с мно- гочисленными враждебными обстоятельствами, совпадающими как с внешними,
противостоящими субъекту силами природы и общества, так и с его внутренними качествами — неразвитостью интеллекта, нехваткой воли, силы духа.
Как, например, отмечал французский философ, писатель Альберт Камю: нет высшей свободы, свободы быть. Мысль об этом носит абсурдный характер. Эта свобода всегда ограничена смертью, которая становится единственной реально- стью. У человека нет свободы продлить бытие. Человек, хочет он того или нет,
находится под влиянием моральных и социальных предрассудков, сообразует свою жизнь с некоторыми из них. Абсурдный человек приходит к пониманию, что ре- ально он не свободен. Человек абсурда лицом к лицу со смертью чувствует себя освобожденным от всего, по отношению ко всем общим правилам он совершен- но свободен. Не свободен он только по отношению к формирующемуся чувству смерти. Пробуждение сознания, бегство от сновидений повседневности — таковы первые ступени абсурдной свободы.
Итак, состоявшаяся свобода представляет собой царство относительной сво-
боды. Относительность ее проявляется трояким образом:
1. В том, что свобода одних социальных субъектов (индивидов и общностей)
соседствует и взаимодействует с несвободой других.
2. В том, что в рамках жизнедеятельности одного и того же субъекта он ока- зывается свободным в одних действиях и несвободным в других.
3. В том, что, даже будучи полностью свободным, ни один субъект не имеет твердых социальных гарантий сохранения этой свободы и потому постоян-


148
Глава 8. Личность: проблемы свободы и ответственности
но должен бороться за нее. Относительность сказывается различным обра- зом, проявляется в неодинаковой степени у различных типов социальных субъектов: широким социальным общностям значительно сложнее осуще- ствить свою свободу, нежели малым или отдельному индивиду. Свобода в своем относительном варианте возможна.
В целом, феномены свободы представляют собой многофигурное образование,
допускающее множество различных углов его измерения, — и в отношении чис- ла и характера входящих в него элементов, и в отношении связей между ними,
и в отношении исторических форм его практического осуществления. Поэтому дать одно исчерпывающее определение трудно, можно говорить о целой серии сменяющих друг друга определений. В качестве простейшего, отправного можно предложить следующее: «способность человека действовать в соответствии с его интересами (целями, желаниями, стремлениями), а также с познанными закона- ми природы и общества (объективной необходимостью, закономерностью и т. д.).
Но здесь речь идет не о свободе как таковой, а лишь о свободном действии,
составляющем базу свободы, но не исчерпывающим ее полностью. Иметь воз- можность свободно действовать и быть свободным — это близкие, но разные ве- щи. Они отражают разные уровни свободы: низший и высший. Быть свободным в полном смысле этого слова — это, значит, иметь возможность не просто дей- ствовать, но и добиваться желаемых результатов. В связи с этим свободу можно определить, как возможность человека осуществлять (реализовывать) свои инте- ресы, свое «Я». Именно возможность человека действовать, а не способность.
Категория возможность более широкая, она включает в себя и субъективные свой- ства человека действовать, и объективные обстоятельства. Объективные внешние условия осуществления свободы кроются в свойствах самого социума. Это об- стоятельства и средства для совершения свободного действия. Свободы у людей тем больше, чем больше в их распоряжении разнообразных (материальных, ду- ховных, технических) средств, которые они могут использовать для реализации своего «Я», и чем шире и гибче многочисленные (экономические, социальные,
политические, идеологические, нравственные) обстоятельства, в которых им при- ходится осуществлять этот процесс. Можно выделить четыре модели реализации свободы социального субъекта:
• интересы и цели социального субъекта изначально совпадают с интересами и целями господствующих в обществе сил. Реализация его «Я» происходит в узаконенных социальных формах;
• субъект для достижения своих целей должен вступать в конфликт со стоя- щими на его пути силами, бороться с ними;
• субъект, сталкиваясь со стоящими на его пути силами и обстоятельствами,
находит способ сбежать от них, скрыться в себя, чтобы во внутренних формах реализовать свое «Я»;
• субъект так или иначе приспосабливает свое «Я» к окружающим обстоя- тельствам, осуществляя его в модифицированной форме.
Собственно свободными следует признать те способы жизнедеятельности субъектов, которые диктуются не нуждой, внешней целесообразностью, стрем- лением лишь сохранить и воспроизвести свою жизнь, а единственно желанием


8.2 Свобода и необходимость
149
удовлетворить внутренние потребности и интересы, формирующиеся в структуре самого действующего «Я». Но и этого мало. Необходимая для свободы незави- симость от внешнего мира, чужого давления достигается лишь тогда, когда эти внутренние потребности и интересы не имеют заимствованного, а тем более вы- нужденного характера, когда они не случайны, а выражают главное, что есть в че- ловеке, — его творческую натуру.
Таким образом, свобода в ее дальнейшем определении, предстает как возмож- ность выбора. Сам по себе выбор есть деятельность произвольная, но не обязатель- но свободная. Ведь выбирают и животные. Выбор человека может быть выражен формулой «свобода есть познанная необходимость», то есть выбирать не на основе чувств и инстинктов, а на основе рацио (разума).
У нас господствовало просветительское толкование свободы: свобода как дея- тельность на основе познанной необходимости. То есть деятельность, которая осу- ществляется путем познания истины, должного, реально приносит освобождение человека от пут природы, социальных отношений, вырывает человека из незнания и невежества. Она основана на том, что освобождение, как обретенная свобода,
приходит извне, от сведущих и знающих людей. Сегодня большинство понимают
свободу в двух аспектах: как политическую, или в целом внешнюю, освобождаю- щую от ограничений социального, экономического свойства, ограничений, налага- емых государством. Это свобода «от». Существует и внутренняя свобода, «свобода для», позволяющая индивиду что-то делать. Она мыслится не иначе, как свобода для чего-то хорошего, для лучшего, для добра.
Еще один аспект понимания свободы, как своеволия, как следования своей,
пусть даже и глупой воле. Эту свободу некоторые называют «первой», без которой нет свободы вообще. Эта свобода есть несомненный источник и спутник творче- ского дара, гения.
Своеволие как компонент свободы имеет двойственную природу: оно может быть основано на игре страстей или на нравственном законе. Свобода возвышает-
ся над своеволием тем, что базируется на нравственном законе.
Принцип «все, что не запрещено, то разрешено» является юридическим вы- ражением права человека на свободу и его обязанности быть ответственным по отношению к другим.
Итак, если признавать свободу только как познанную необходимость, то мы по- лучим свободу заведенного механизма логической машины. Мы вынуждены дей- ствовать только так, как диктует нам познанная необходимость, и не иначе. Это диктат необходимости, сводящий свободу почти к нулю.
Познание необходимости — условий, законов — есть одно из условий свободы,
но еще не сама свобода.
Это возможность выбора. Если у человека есть возможность выбора, то он свободен. Возможность выбора трех важнейших элементов деятельности: усло- вий, цели, средств. Появляется возможность выбора и появляется возможность самовыражения — залог творчества. Чем больше возможность выбора, тем больше возможность для самовыражения личности, для ее творчества.
Это возможность созидания, возможность творить новые возможности. Свобо- да творчества означает не только возможность выбирать условия, цели, средства,
но и возможность создавать новые средства, ставить новые цели, творить небы-


150
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   25

Глава 8. Личность: проблемы свободы и ответственности
валые ранее условия в соответствии только со своими собственными желаниями и вкусами. Такая деятельность ограничена только особенностями действующего субъекта и выполняет лишь одну функцию — служить средством его самовыраже- ния. В результатах этой деятельности выражаются только особенности действую- щего существа и ничего более: раз деятель ничем не ограничен, все, что вышло из его рук, может говорить лишь о нем. Человек, хотя и редко, но бывает причастен к такой свободе. Благодаря этому, человечество развивается, совершенствуется его бытие, культура.
Но свобода — это лишь часть дела и половина правды, как говорил один из фи- лософов. Быть свободным — это только негативный аспект целостного феномена,
позитивный аспект которого — быть ответственным.
Свобода может выродиться в простой произвол, если она не
«проживается» с точки зрения ответственности.
Свобода выступает как таковая по отношению к трем вещам.
1. По отношению к влечениям.
2. По отношению к наследственности.
3. По отношению к среде.
Влечения всегда принимаются или отвергаются, они всегда каким-то образом оформлены. Вся сфера влечений у человека преобразуется под влиянием его духов- ной установки. Влечения всегда направляются, пронизываются и пропитываются личностью. Они находятся во власти его духовности. У человека нет влечений вне свободы и нет свободы вне влечений.
Наследственность, как и среда, не определяют человека: он в своем развитии,
формировании в чем-то независим (свободен) от них. Все человеческое обуслов- лено, но собственно человеческим оно становится лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно поднимается над своей собственной обусловленностью, преодоле- вая ее, трансформируя ее. Человек как духовное существо не только противостоит миру, но и занимает позицию по отношению к природному и социальному окруже- нию и внутренней среде. То, что может противостоять всему социальному, телес- ному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное и есть свободное в человеке. Духовная личность — это то в человеке, что всегда может возразить. Человек способен и встать над самим собой. Мое личностное бытие и означает свободу — свободу стать личностью. Это свобода от своей фак- тичности, свобода своей экзистенциальности. Это свобода стать иным. Человек решает за себя, любое решение есть решение за себя, а решение за себя — всегда формирование себя (Франкл).