Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

158
Глава 9. Человек в информационно-техническом обществе
но и передавать информацию на большие расстояния. Процесс перестройки есте- ственной среды в искусственную начинает осуществляться с огромной скоростью.
Происходят кардинальные технологические изменения: человек преодолел грави- тацию, открыл атомную энергию, создал электронно-вычислительную технику, ко- торая, в свою очередь, ускорила возможности самого познавательного процесса.
В общем виде роль электронно-вычислительных машин в процессе познания можно определить следующим образом:
• они несут с собой новый образ рациональности. Иначе говоря, человек приобрел способность конструировать особую абстрактную действительность;
• они способны «сдвинуть» творческую деятельность человека на более вы- сокий уровень, поскольку берут на себя рутинную часть познания;
• они помогают быстрее отбрасывать ложную информацию;
• они способны на то, чтобы придавать конкретность высокоабстрактным результатам, выводя их на дисплей в наглядных образах.
Итак, прогресс техники происходил при непосредственном участии самого че- ловека, его деятельности, определялся иными факторами общественного развития,
включая историческое время, потребности, интересы, гениальных ученых и т. д.
Многие исследователи состояния технического общества XX века (А. Тоффлер,
Дж. Гэлбрайт, Питер Друкер, Збигнев Бжезинский, Й. Масуда и др.) отмечают его переход из недавней индустриальной стадии в новую, постиндустриальную (пост- модернистскую, информационную) стадию. Уже индустриальная стадия проявила себя в отношении человека такими известными свойствами, как:
• механизированным трудом, который привел к обеднению духовной жизни человека в силу утомительности и монотонности операций на конвейер- ном производстве. Сам человек превращался в простой придаток машины,
ее «продолжение». В машинном производстве утрачивается радость инди- видуального труда и творческого созидания;
• принципом стандартизации, который в массовом производстве однотипных продуктов приводил к понижению их качества, а распространившись из сферы производства на все области жизни общества, включая образование и досуг, породил и «стандарт» в потреблении, «стандарт» образа жизни,
«стандарт» личности. Русский исследователь Запада Александр Зиновьев с сарказмом замечает, что тот «сверхчеловек», о котором грезил и приход которого провидел Фридрих Ницше, уже создан на Западе: «Сверхчело- век — это не то всесторонне развитое существо, о котором говорили мечта- тели прошлого, а именно реальный западоид, т. е. внутренне упрощенное,
рационализированное существо, обладающее средними умственными спо- собностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядочен- ный образ жизни, заботящееся о своем комфорте и здоровье, практичное,
расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное. . .». Ему свойственны прагматизм и направленность на самоизоляцию;
• усилением отчуждения человека и от труда (вводится и расширяется узкая специализация), и от продуктов труда (теряется индивидуальность, творче-


9.1 Система отношений: человек — техника
159
ство в массовом продукте), и от своей человеческой природы (превращен в придаток машины). Все эти процессы отчуждения человека в промыш- ленном производстве достаточно полно предугадал и рассмотрел К. Маркс при анализе нарождающегося капиталистического общества.
Оценивая постиндустриальное общество с позиций открывающихся новых возможностей для раскрытия именно творческой стороны любой деятельности че- ловека, эти исследователи полагали, что информационное общество способно сни- зить прежде проявлявшее себя негативное влияние автоматизированного производ- ства. Если человек уже обеспечен в основных своих материальных потребностях,
то наступает время «индивидуализации» его интересов, запросов в потреблении.
Меняется сама культура потребления: изысканный дизайн, утонченность, индиви- дуальность, престиж, эффект и т. д. — все это становится определяющим фактором потребления. Иначе говоря, простое производство превращается в производство услуг «по желанию» потребителя. И сеть подобного рода услуг выходит за рам- ки материального производства и становится фактором всей общественной жизни человека. Расширение сферы услуг позволяет реализовать творческий потенциал человека и уйти от «стандартизированной» личности.
Насколько оказались и оказываются оправданными ожидания исследователей в изменении отношений системы «человек — техника» в условиях постиндустри- ального общества мы посмотрим чуть позже. А пока просто констатируем, что на пути развития технического прогресса человек приобрел не так уж и мало. Но возникающие сегодня проблемы, связанные с современными технологиями и воз- можностями обмена информацией, порой способны поставить в тупик самого человека.
В конце XX века технократическая цивилизация, явившаяся результатом науч- но-технического прогресса, начинает ощущать последствия этого прогресса. А именно:
• технократическая цивилизация, освобождая человека от власти природы,
удовлетворяя его внутреннее тщеславие «быть властелином» в окружаю- щем мире, начинает все очевиднее обнаруживать прямую зависимость че- ловека от природы как таковой;
• именно эта цивилизация через новейшие открытия и технологии дает про- стор для удовлетворения неограниченных потребностей человека, одновре- менно обнажив возможность и непосредственного уничтожения человече- ского рода с помощью современного вооружения;
• нависшая над человечеством экологическая угроза является прямым след- ствием развития технократической цивилизации;
• появившаяся так называемая «всемирная информационная сеть» не только дает новый импульс для развития современных технологий, не только крат- но увеличивает возможности человека в получении знаний, но таит в себе такие опасности, которые пока трудно предугадать: смогут ли быть огра- ниченными возможности «хакеров» взламывать коды доступов как, напри- мер, банков, так и военных или космических систем управления; не будет ли использоваться эта «сеть» для массового «зомбирования» людей и т. д.;
• создание «виртуальной реальности», о которой уже говорят некоторые ис- следователи, грозит внести кардинальные изменения в само человеческое бытие;


160
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

Глава 9. Человек в информационно-техническом обществе
• наконец, само сознание человека оказалось на распутье: как отказаться от своего всесилия и всевластия и признать необходимость считаться с объ- ективным ходом развития природы и мира в целом.
Таким образом, человек оказывается в результате техноэволюции в плену того,
что он сам же и создал, и по мере увеличения своих знаний — все меньше может распоряжаться своей судьбой.
Конечно, законы общественного развития есть законы деятельности людей и не осуществляются иначе, как посредством деятельности людей. Поэтому действие законов общественного развития включает в себя в качестве необходимого условия целенаправленную, сознательную деятельность людей. Это законы общественных действий людей. Необходимым звеном действия социальных законов выступают интересы. Интересы — это движущая сила, источник побуждений и стремлений людей. Интерес — потребность, нужда, обусловленные материальными и духовны- ми факторами жизни людей. Интересы воздействуют на поведение людей. Через них объективная детерминация переходит в субъективную. Ее звенья:
а) осознание интересов;
б) определение целей;
в) выработка программы действия;
г) выбор средств ее осуществления;
д) организация социальных сил, способных бороться за удовлетворение ин- тересов.
Интересы многообразны. Их переплетение и пересечение, единство и проти- воречие определяют конечный результат — историческое событие.
Если в контексте интересов самого человека рассматривать технику и техноло- гии как «историческое событие», то неразумно выдвигать и предъявлять претензии к самой технике и технологиям. С их помощью и участием человек реализует:
• свои цели и интересы в отношениях с природой: подчиняя ее, преобразуя и используя ее, преодолевая ее негативное воздействие;
• свои цели и интересы в отношении самого себя: сокращение физических нагрузок, борьба с болезнями и недугами, продление собственной жизни и т. д.;
• свои интересы в области познания;
• свои интересы в сфере общественных отношений в целом и т. д.
Отметим также, что развитие техники и технологии имеет и свои внутренние закономерности и регуляторы. Это переход от законов, относившихся к отдельным явлениям, к статическим законам, от жесткой причинности к вероятностному под- ходу, от «простоты» к сложности. В силу такой двойственности природы техники

(субъективно-объективной) следует признать, что за человеком оставлен, прежде всего, выбор в применении и использовании достижений открытий в области тех- ники и технологии. А этот выбор, в свою очередь, обусловлен и уровнем развития культуры и цивилизации, и общественным строем, и моральными ценностями.

9.2 Человек и информация
161
Иначе говоря, технология дает человечеству средства и орудия;
хороший или дурной способ их употребления (во благо или во зло) —
это заслуга или вина самого человека.
Можно направить всю мощь научных изысканий и современных технологий на создание оружия для уничтожения людей, самого человека; можно выбрать путь создания «потребительского рая», «общества всеобщего благоденствия»; можно ориентироваться на развитие творческих способностей и творческого труда че- ловека — но всегда будет перед человеком возникать ситуация выбора. И нельзя предположить, что от этой необходимости совершать выбор, человек освободится при дальнейшем совершенствовании техники и технологий. Более того, на самого ученого сегодня ложится значительно большая ответственность за судьбу своего открытия. Нельзя одновременно совершать открытия и стараться быть «страусом»,
уйти от ответственности за их последствия. Бремя ответственности личностного выбора ученого сегодня возрастает кратно.
Когда-то человек открывал для себя естественный мир, преобразовывал его,
подчинял и использовал в своих интересах. Одновременно с этим он выстраи- вал свою «вторую природу» — мир искусственный. Теперь человек встал перед необходимостью сохранения естественного мира и познания, понимания, и совер- шенствования своего искусственного мира. Прогресс информационных техноло- гий столь стремителен, что грозит поглотить самого человека.
Темпы смены новых поколений техники опережают темпы смены поколений людей (достаточно посмотреть на процесс совершенствования самого компьютера или сотового телефона).
Технологии оказались более агрессивны, чем человек их обычно воспринимал.
Их вторжение в психику (например, через СМИ, рекламу, Интернет) может порож- дать новые этические проблемы, с которыми прежде человек не сталкивался, но которые необходимо осмысливать для собственного выживания. Это уже сегодня относится не только к проблеме создания, например, биологического оружия, но и к проблеме клонирования самого человека.
9.2 Человек и информация
Ключом ко всем запасам знания является информация. Еще недавно казалось,
что количество информации, которое можно передать по определенному каналу связи, ограничено. Современные интернет-технологии говорят об обратном: кана- лы передачи информации огромные и постоянно расширяющиеся.
На исходе XX века социальной наукой зафиксирована такая сущностная харак- теристика и неизбежная проблема современного мира, как глобальность. Процесс глобализации охватывает все аспекты современной общественной жизни: эконо- мические, политические, культурные. В результате появляются новые образы мира и его будущего, а вместе с этим и новые глобальные проблемы.
В результате глобализации коренным образом изменяется характер и роль ин- формационных процессов в обществе. Мы живем в быстро меняющемся мире,