Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34
Глава 2. Современный образ философии. Предмет философии
Все это не могло не связать прочными узами уже в процессе рождения ев- ропейскую философию с научными знаниями, не могло не придать ей характер научности, а ее образу — печать наукообразности. На Древнем Востоке, где уро- вень предфилософского знания был ниже, чем на Западе, более сильным было влияние традиций. Поэтому здесь философия при своем зарождении не испытала такого воздействия со стороны научных знаний и сциентический образ философии не характерен для культуры Востока.
Печать научности, легшая на образ европейской философии в период ее ста- новления, не только не исчезла в ходе дальнейшего развития, а наоборот, еще больше закрепилась и углубилась. Ее европейская философия с теми или иными коррективами пронесла от Аристотеля и до наших дней. Философия, по выраже- нию Н. Бердяева, мечтала стать научной или наукообразной и желает стать уни- версальной наукой своего времени.
Сциентический образ философии в первую очередь связан с переносом на фи- лософию таких характерных атрибутов науки, как объект ее исследования, методы и средства научного познания; таких специфических черт научного знания, как объективность, истинность, безличный, бессубъектный характер, отражение сущ- ности, закономерностей, чисто прагматический подход к оценке и использованию знаний. Из науки на природу философского познания механически проецируется
«разведение» единого мира на «объект» и «субъект», что неизбежно ведет к пони- манию этих абстракций как противоречащих и взаимоисключающих.
Благодаря таким методологическим процедурам философию, независимо от того, хотят этого сознательно или нет, помещают в несвойственное ей «прокрусто- во ложе» науки, превращая ее в некую разновидность науки. В рамках сциенти- ческого образа «достоинства» и «недочеты» философии, ее природу и сущность пытаются измерять мерками, взятыми из других сфер культуры (науки) и порой чуждыми духу самой философии. Этот образ лишает философию присущей ей са- мобытности, своеобразия и самостоятельности по сравнению с другими формами духовной культуры.
Оппозиция сциентическому образу философии с его стремлением подвести философское знание под эталоны науки имеет в европейской культуре доволь- но длительную традицию. Она находит свое первоначальное проявление в тези- се о различии двух типов мышления: специального научного, и спекулятивно- философского (Декарт, Кант). В XIX в. вопрос о различении и даже противопо- ставлении философии и науки становится предметом систематических обсужде- ний. К концу века начали меняться и отношения между наукой и философией.
Новые философские направления, складывающиеся в конце XIX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм и др.), все решительнее отказываются от ориентации на науку. Некоторые философы (Н. Бердяев, А. Швейцер) отмечают,
что слепая ориентация философии на науку способствовала возникновению кри- зисных явлений в философии. Все это подрывало основы сциентического образа философии и создавало предпосылки для формирования иного, современного об- раза философии.


2.4 Современный образ философии и ее предмет
35
2.4 Современный образ философии и ее предмет
В настоящее время такого образа философии в готовом виде, полностью отре- флексированного самой философией, а тем более общественным сознанием, еще не существует. Но представляется возможным исходя из тенденций развития фило- софии в наше время, из стремлений осмыслить и определить ее место в современ- ной культуре — попытаться теоретически сформулировать некоторые характерные черты современного образа философии.
В рамках современного понимания философии, в отличие от сциентического образа, все более утверждается тезис о неправомерности и недопустимости ре- дукций философии к другим формам духовной культуры, будь то наука, мораль,
религия или искусство. Известно, что философия имеет черты, которые позволя- ют говорить о ее определенном сходстве с другими формами духовной культуры.
Однако наличие у философии подобных черт и сторон не может служить достаточ- ным основанием для ее отождествления с другими формами духовной культуры,
так как ей присущи и черты, принципиально отличающие ее и от науки, и от ре- лигии, морали, искусства. (Анализ этих взаимоотношений был дан в предыдущей главе.) Безусловно, что границы, отделяющие философию от науки, религии, мора- ли и искусства нельзя абсолютизировать, они размыты, подвижны. Их изменение зависит от уровня развития как самой философии, так и других форм духовной культуры. Итак, философия не является ни наукой, ни религией, ни искусством,
но ей присущи черты, сближающие ее с первой, второй и третьим. Философия
«лежит» между ними. Если философия есть особое самобытное явление духовной культуры, то и определять ее природу, ее своеобразие необходимо критериями,
эталонами, присущими ей самой, а не позаимствованными откуда-то.
Из сказанного следует, что использование принципа редуцирования при фор- мировании, разработке образа философии является методологически неоправдан- ным и от него следует решительно отказаться.
Как свидетельствует история, развитие философии всегда сопровождалось спо- рами о ее предмете, и в наши дни они не прекратились. Среди бытующих ныне то- чек зрения на предмет философии наиболее плодотворной представляется та, сто- ронники которой считают, что таковым является человек в его отношении к миру.
Чем бы философия ни занималась: первыми причинами и началами (Аристотель),
познанием вещей (Локк), природой и свободой (Кант), исследованием мыслитель- ных форм (Гегель); какие бы вопросы она ни решала: о бытии, духе, познании,
едином и многом и т. д., — всегда в центре ее внимания был и остается человек с его отношением к миру внешнему и к своему внутреннему миру. В философии мир для человека — это сам человек. Мир представляется человеку таким, каким он раскрывается и существует для него в границах его социокультурных потреб- ностей и возможностей. Рассмотрение мира в соотнесенности с человеком — это одна из фундаментальных особенностей философии, уяснение которой несомнен- но повлияет на формирование ее современного облика.
Итак, предмет философии не отдельные явление или процесс сами по себе,
не совокупность каких-либо всеобщих законов, а человек и мир в их взаимосвязи и единстве. В силу этого философское сознание в отличие от научного имеет сразу два центра (человек и мир), которые полностью не сводимы друг к другу и на ко-


36
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Глава 2. Современный образ философии. Предмет философии
торые оно должно одновременно сосредотачивать свое внимание. Игнорирование этого требования и акцентирование внимания на каком-то одном из этих центров задает одностороннее представление о самой философии.
Отдающие предпочтение миру, объективной реальности видят в философии одну из разновидностей научного, теоретического знания, ценят в ней, прежде все- го, ее когнитивное содержание и методологическую функцию. Те же, кто главное внимание уделяют человеку, на первый план ставят гуманитарно-аксиологическое содержание философии, ее мировоззренческую функцию. Поэтому в первом слу- чае философия трактуется преимущественно как общая методология, во втором —
как мировоззрение.
История философии свидетельствует, что отдельные философы и даже целые философские течения могут в своих исследованиях отдавать предпочтение или миру (натурфилософия, диалектический материализм), или человеку (экзистенци- ализм, философская антропология), но философия как целостное духовное явление всегда обращена к человеку и миру, как нераздельному единству.
Такой подход возможен потому, что философию интересует не мир сам по себе и даже не человек сам по себе, а отношение человека
к миру.
Мир рассматривается философией с учетом человеческого бытия, с учетом присутствия в этом мире человека с его нуждами, нормами, требованиями и иде- алами. И мир в этом случае выступает как условие и основание для решения во- просов о месте и назначении человека, об основаниях и целях его бытия.
Разнообразные формы и способы отношения человека к миру и самому себе закрепляются в элементах культуры и выражаются с их помощью. В самом ши- роком смысле культура — все то, что создано, порождено человеческой деятельно- стью. Это объективированные формы человеческого духа. Культура является мерой развития человека, личности и мерой взаимосвязи природных и социальных усло- вий бытия человека. Философия исследует человека не прямо, не непосредственно в его конкретных жизненных проявлениях, а через культуру, ее универсалии, прин- ципы, смыслы, ценности. Поэтому культура, как продукт деятельности человека,
продукт его духа, является объектом философского исследования, а философия выступает как самосознание культуры, как рефлексия над ее основаниями.
Понятая таким образом философия предстает перед нами не фрагментарно (то как мировоззрение, то как методология, то как теоретизированная этика), а це- лостно, как средство духовной ориентации человека в мире. Будучи средством духовной ориентации, она органично включает в себя и первое, и второе и т. д.

Формирование нового облика философии тесно связано с поисками нового способа философствования, с иным, чем в классической философии, пониманием природы философского познания. Философствует не гносеологический субъект,
свободный от всего человеческого, не очищенное от всего земного и социаль- ного, некое абстрактное «рацио», а конкретный человек, который неотделим от своего духовного опыта, от всего того, что составляет личностное, экзистенциаль- ное бытие. Всякий философствующий начинает от собственного «я» (Гуссерль),

2.4 Современный образ философии и ее предмет
37
и каждый философ вкладывает в свою философию свое человеческое, экзистен- циальное (Бердяев). Отличительная, своеобразная черта философского познания как раз и заключается в том, что оно по своей природе экзистенциально. Данная особенность философского познания, кстати не свойственная научному, позволяет понять и раскрыть другие, характерные для философии знания, черты: резко вы- раженную дивергентность философского знания, деление ее на множество школ,
течений, учений; персонифицированный характер любого философского учения
(философия Аристотеля, философия Канта и т. д.); философия обнаруживает себя и предстает перед философским сообществом и общественным сознанием как объ- ект постоянных споров, борьбы мнений и «обвинений друг друга в заблуждениях»
(Ортега-и-Гассет).
В современной философии (феноменология, экзистенциализм, герменевтика),
в отличие от классической, ведущим является мотив о том, что в основе философ- ствования лежит не познающее, а понимающее (чувствующее, озабоченное и т. д.)
сознание.
Познающее сознание — это достояние науки, средство из арсенала ее научного познания. Оно видит свою цель в том, чтобы с помощью теоретических средств дать объективную картину мира, адекватно воспроизвести его свойства и законо- мерности, получить объективно истинное знание. Познающее сознание исходит из чисто теоретического интереса, оно абстрактно и безлично.
Для понимающего сознания точное описание явлений предметного мира, объ- ективное воспроизведение их сущности, достижение истины не является главной целью. В качестве таковой оно ставит для себя поиск и выявление смыслов, пре- дельных оснований различных форм жизнедеятельности человека, выработку уни- версалий культуры, их интерпретацию.
Если наука занимается вещами, которые не переживаются, а просто наблю- даются, то философия представляет собою особого рода «интеллектуальное пе- реживание жизни» (Дильтей). Поэтому философствование следует рассматривать не как познание некоторого предметного содержания, а как самопостижение, про- никновение в смыслы. Цель философии — осознание бытия, его истолкование. Для понимающего сознания ведущей выступает не гносеологическая, а герменевтиче- ская функция. И именно с выявлением различий между познающим и понимаю- щим сознанием, с признанием, что первое — присуще науке, а второе — философии,
связан, в известной мере, новый, отличный от сциентического, облик философии,
складывающийся в рамках феноменологии, экзистенциализма и других современ- ных философских течений.
Еще одна характерная черта философского познания состоит в том, что оно по своей природе рефлексивно.
Рефлексия, как принцип человеческого мышления, как деятельность самопо- знания присуща любому достаточно развитому теоретическому мышлению. Она может быть присуща и научному познанию, но это еще не дает нам оснований рассматривать его как чисто рефлексивное. Во-первых, потому что рефлексия — это достояние научного познания «эпохи революций», т. е. смены научных парадигм.
В эти периоды перед наукой встают задачи по переосмыслению своих оснований,
норм, идеалов; пересмотру категориального аппарата и т. д. Она вынуждена ре- флексировать над своим содержанием, своим инструментарием. В эпохи «мирного