Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Глава 3. Проблема природы человека и его предназначения
Спектр имевших и имеющих место в современной философии концепций о природе и сущности человека достаточно широк: от идей космизма или рели- гиозной философии — до диалектического материализма или современного пост- модернизма.
Обобщая все эти концепции, можно свести их к трем основным подходам к объяснению тайны человека.
Первый подход связан с тем, что сущность человека объясняли воздействием на него внешних сил, внешних факторов. В качестве такой внешней силы неред- ко брали природу, из которой и выводили сущность человека. Поэтому для дан- ной точки зрения характерно признание человека только природным существом.
Нередко в качестве внешней среды, воздействием которой объясняли природу че- ловека, брали общество, социальную среду. Социоцентризм отстаивает мысль об абсолютном приоритете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия.
В качестве высших (но таких же внешних по отношению к человеку) факторов,
из которых пытались вывести сущность человека, использовались и такие, как Бог,
мировой разум и др.
Второй подход к разгадке тайны человека, в противоположность к уже рас- смотренному, связан с идеей самоопределяемости: сущность человека детермини- рована только внутренними факторами. Таковыми признаются экзистенция, как внутреннее бытие человека, его собственное «я», дух, свобода и т. п.
И третий подход к решению проблемы человека и его сущности это — де- ятельностный подход к пониманию природы человека, который, на наш взгляд,
дает возможность преодолеть присущий первым двум принципиальный недоста- ток: они не улавливают многогранности человека как феномена, определяют его как некое одномерное существо — или только природное, или только социальное.
Философские концепции, выстроенные на том или ином подходе, безусловно,
были связаны и с конкретными философскими, научными привязанностями са- мих авторов этих концепций, и определенной исторической ситуацией, уровнем социального и духовного развития общества и осознаваемыми в данный период времени проблемами и задачами, стоящими перед человеком и обществом. Но ка- кой бы подход ни выбирался философом, ему всегда приходится считаться с тем,

что человек не есть одномерное существо, поэтому понимание его сущности не может сводиться к чему-то одному: биологическому, социальному, божественному.
В человеке одновременно сосуществуют и определяют его жизнь:
• социальное и биологическое;
• классовое, социально групповое, индивидуальное;
• сознательное и бессознательное;
• рациональное и эмоциональное;
• человек есть объект и субъект исторического процесса;
• человек одновременно и главная производительная сила, и творец идей,
нравственных норм, эстетических идеалов, социальных институтов и со- циальных отношений в целом.

3.2 Понимание человека и представления о нем в истории философии
45
3.2 Понимание человека и представления о нем в истории философии
Восточная философия
В целом, древневосточная философия была недостаточно вычленена из пред- философии, часто сливалась с религиозно-мифологическим мировоззрением
(в Индии) и с обыденным нравственным сознанием (в Китае).
История всех философий древности свидетельствует о том, что она зарожда- ется в недрах мифологических представлений, использует их материал. Не были исключением в этом отношении древнеиндийская и древнекитайская философии.
В древнекитайской мифологии, например, существовало свое объяснение проис- хождения мира, природы. Согласно одному мифу в древности, когда не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. Затем в бесформенном мраке родились два духа (или бога) — инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей. В более поздний период развития общества этот миф и целый ряд других рационализированных мифов становятся составными частя- ми древнекитайских космогонических концепций. Инь и ян превращаются в силы,
с помощью которых происходит становление и развитие Вселенной. Вместе с тем следует подчеркнуть, что китайские мифы содержат сравнительно мало материала,
отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие с че- ловеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места.
Безусловно, что ведущее место в философии Китая с древних времен и прак- тически по настоящее время занимает конфуцианство.
Самое важное открытие Конфуция (Кун Фу-цзы) — это открытие человека как особой реальности.
Если формы бытия выстроить в иерархическую лестницу, считая землю ни- зом, а небо верхом, то человек занимает срединное положение. Человек находится на пересечении двух детерминаций — природной и этической. Из срединного по- ложения человека в мире Конфуций делает вывод: нельзя ответить на вопрос, что такое человек, не отвечая на вопрос, каким он должен быть. Поэтому согласно
Конфуцию не существует заранее заданной, устойчивой природы человека, а есть различные возможности его самоосуществления. Конфуций был первым из китай- ских философов, обратившимся к совести человека, добродетели, мужеству, чело- веколюбию, доверию как закону человеческого общежития. Социальная Поднебес- ная вынуждает Конфуция найти действенный регулятор отношений среди людей.
Но сам этот регулятор человеческих отношений, по мнению Конфуция и других философов (Мэн-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы и др.), диктуется всеобщими законами
Поднебесной, которые и определяют судьбу человека, его место в иерархии че- ловеческих отношений. Мэн-цзы, развивая учение Конфуция, более определенно высказывается по характеристике природы человека. Он искренне убежден, что


46
Глава 3. Проблема природы человека и его предназначения
все люди рождаются добрыми и лишь со временем узнают, что такое зло. О нали- чии врожденной доброты, считает философ, свидетельствуют четыре вещи: чув- ство сострадания, чувство стыда, любезность и ощущение добра и зла. «Челове- колюбие, справедливость, ритуал и способность к познанию не извне вливаются в нас, — говорит философ, — а всегда присущи нам, только мы не думаем о них».
Изначальная доброта, по мнению Мэн-цзы, делает «однородными» простолюди- на и совершенномудрого. Однако в Поднебесной существуют всеобщие законы,
определяющие судьбу человека. Согласно действию этих законов люди занима- ют различное положение в обществе, например одни напрягают (свой) ум, другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает (свой) ум, управляют людьми, а те, кто на- прягает (свои) мускулы, управляются (другими людьми). Управляемые содержат тех, кто ими управляет. Сюнь-цзы, напротив, говорит о злой природе человека.
«У Мэн-цзы сказано: Человек по своей природе добр; то, что в нем есть злого, —
это результат потери человеком своих врожденных качеств. Я утверждаю, что это неправильно. Человек по своей природе зол». Коль скоро люди эгоистичны, алчны от рождения, это следует воспринимать как должное и, вооружившись знанием,
пытаться искусственно взрастить в человеке и обществе в целом положительные качества. Для этого и существует власть правителя и законы для поддержания порядка, основы ритуала и долга для воспитания людей, система наказания для пресечения преступных действий людей.
Согласно Лао-цзы (даосизм), все социальные явления, поступки людей должны быть подчинены естественной необходимости —
(дао).
Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни —
в следовании естественности и недеянии. Нарушение требований дао ведет к «за- темнению» природы человека, проявлению злых наклонностей и действий. Влия- ние на человека со стороны общества даосизм считает пагубным и неисправимым.
Усилия общества ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии. Нако- нец, представители школы легистов исходили из того, что природа человека зла.
Они полагали, что изначальное звериное, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, (а именно эта мысль заложена в учении, например, Сюнь- цзы). Легисты были убеждены, что проявление злой природы человека может быть предотвращено лишь строгими законами, системой наказаний и поощрений.
Если понимание человека в древнекитайской философии, хотя и не четко вы- ражено, но в большей степени приближено к осознанию необходимости регуляции человеческих отношений, то в древнеиндийской философии (где религиозные воз- зрения — брахманизм — уже более или менее были четко выражены) эта проблема решается в рамках прежде всего выяснения отношений между телом человека и его душой. Сложившаяся к этому времени кастовая система в Индии жестко детерми- нировала (определяла) жизнь человека и практически не оставляла каких-либо на- дежд на возможность избавления от страданий иным образом, чем путем разрыва
самсары (цепи перерождений), выхода за ее пределы. Освобождение от кругово- рота бытия, новых рождений, зависимых от предшествующей кармы, называется
«мокша».


3.2 Понимание человека и представления о нем в истории философии
47
В учении Канады (школа вайшешика) не утверждается мысль об отказе от зем- ных благ. Земное благополучие и духовное богатство приносят человеку радость и наслаждение. И тело — это определенное вместилище, где сосредотачивается пе- реживание и наслаждение. А душа является самостоятельной субстанцией, обла- дающей сознанием. Хотя возникновение души связано не с атомами, а с адришта
(неведомой силой), она тем не менее является вещественной, она «бытийствует».
Соединение души и тела есть начало процесса познания объектов. Душа познает внешние объекты и свои качества посредством ума. Таким образом, путь к осво- бождению человека (его души) лежит не через насилие, а через познание. Эту же мысль, что знания являются единственным путем к освобождению, поддерживал и Шанкара, представитель школы веданта. Он подчеркивал, что тело, сотворенное из земли, не вечно, вновь смешается с землей. А душа после смерти тела челове- ка погружается сначала в «мир Брахмана», а затем возрождается в телах людей согласно их карме.
Согласно учению чарвако-локаятов человек, как и все в мире, также состоит из четырех элементов — махабхут. Соединяясь, махабхуты образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Раз человек смертен, необ- ходимо пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она приносит. «Пока живешь — живи радостно» — вот их основной лозунг. А представители этического учения джайнизма, напротив, предлагали удовлетворять и ублажать не тело чело- веческое, а его душу. Они верят, что человек при помощи своей духовной сути мо- жет контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь сам человек решает,
что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Освобож- дение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний.
Несколько иной, более развернутый взгляд на человека, его судьбу и буду- щее можно найти в философской школе буддизма. (Буддизм — значительно позднее оформится в одну из мировых религий.) Центром учения буддизма являются «че- тыре благородные истины», провозглашенные Буддой в момент «Пробуждения».
1. Мир наполнен страданием. Рождение, старость, смерть, утрата приятного,
невозможность обладать желаемыми вещами — все несет в себе страдание для человека.
2. Причина страдания — в самом законе природы. Рождение и смерть дживы —
это закон, нарушения которого не наблюдается. Новое рождение и после- дующая новая жизнь — новое страдание. Но человеку свойственна жажда жизни, жажда наслаждения, жажда существования. Гонимый этой жаждой,
человек цепляется за свою жизнь, вновь и вновь возвращаясь к страданию.
3. Если есть страдание, имеющее свою причину, то возможно и прекраще- ние страдания посредством уничтожения самой причины — жажды жизни,
отказ от нее, освобождение.
4. Есть путь, ведущий к такому освобождению. Этот путь восьмеричен. При- держиваясь его, человек может обрести правильные взгляды, правильные стремления, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное желание, правильную направленность мысли и пра- вильную радость.