Файл: И лиц с ограниченными возможностями здоровья.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Глава 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

2.2 Медико-социальная экспертиза. Порядок и условия признания лица инвалидом. Категории инвалидов

2.5 Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

4.4 Правовая защита семьи ребенка-инвалида

5.4 Условия труда инвалидов. Режим рабочего времени и времени отдыха, оплата труда инвалидов

5.5 Оснащение специальных рабочих мест для инвалидов

6.2 Административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов

Глава 7 ДОСТУПНОСТЬ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

объектов социальной инфраструктуры для инвалидов

8.5 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



Статья 11.24 КоАП предусматривает ответственность за организацию транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов. Требования к общественному пассажирскому транспорту, предназначенному для перевозки пассажиров, в том числе пассажировинвалидов, предусмотрены ГОСТ Р 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов», принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 16 сентября 1997 г. № 307, а также ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов», принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1995 г. № 634. Требования указанных ГОСТов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.

Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей.

Статья 15 Федерального закона № 181-ФЗ содержит требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе путем выделения на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов. Согласно абз. 17 ст. 15 вышеуказанного закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурноспортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

За нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, ст. 5.43 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.


Данное административное правонарушение посягает на право инвалида на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурнозрелищным и другим учреждениям). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), органов социальной защиты (п. 1, 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Субъектами данного правонарушения являются должностные лица органов местного самоуправления и юридические лица – организации независимо от организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание (строительство), эксплуатация автостоянок (остановок), контроль за их эксплуатацией, являющиеся пользователями (собственниками) земельного участка, используемого в качестве стоянки. Должностные лица несут ответственность в виде административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей; юридические лица – в виде административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.



Глава 7 ДОСТУПНОСТЬ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


7.1 Правовое обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов в законодательстве РФ

Полноценная жизнь инвалида подразумевает, помимо прочего, доступность объектов социальной инфраструктуры (в том числе жилья, транспорта), доступность образования, работы, информации и каналов коммуникации. Проблемы доступности материального окружения для инвалидов затрагивались в международных актах – Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. В них отмечалось, что государствам следует признать важность обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества, в том числе принимать меры для устранения барьеров, препятствующих использованию материального окружения; обеспечить доступ архитекторов, инженеров-строителей и других специалистов к адекватной информации о политике по вопросам, касающимся инвалидов, и о мерах по обеспечению доступности; осуществлять проектирование материального обеспечения с учетом требования о его доступности; при разработке стандартов и норм, регулирующих доступность для инвалидов, проводить консультации с организациями инвалидов и привлекать к участию при разработке проектов строительства общественных объектов.

Одним из принципов Конвенции о правах инвалидов 2006 г. является доступность (ст. 3). Согласно ст. 9 Конвенции, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают в себя выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:


a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объ-

екты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

б) на информационные, коммуникационные и другие службы, вклю-

чая электронные службы и экстренные службы.

Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы:

а) разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры,

предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;

б) обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают

объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов;

в) организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по про-

блемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;

г) оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знака-

ми, выполненными азбукой Брайля и в легко читаемой и понятной форме;

д) предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения;

е) развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи

и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации;

ж) поощрять доступ инвалидов к новым информационно-

коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;

з) поощрять проектирование, разработку, производство и распро-

странение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах.

Понятие «доступная среда» включает в себя физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивидов с особыми потребностями, в том числе инвалидов. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.

В России преобразование среды с учетом потребностей инвалидов началось с принятия Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В 1995 г. был принят Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», включавший в себя ст. 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» (вступила в силу с 1 января 1999 г.), содержавшую требования по созданию условий инвалидам для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.


В целях реализации положений ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ было принято Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», которое предусматривало, в числе прочих мер, утверждение нормативных актов по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи и общественного пассажирского транспорта; финансирование мероприятий по приспособлению находящихся в федеральной собственности объектов социальной и производственной инфраструктуры для обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов, разработке и внедрению в производство модификаций средств общественного пассажирского транспорта, связи и информации, предназначенных для обслуживания инвалидов.

Кроме того, была утверждена государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011–2015 годы (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297), которая затем была продлена до 2020 г. (Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297). Программа «Доступная среда» предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях интеграции инвалидов с обществом.

Программа «Доступная среда» включает в себя три подпрограммы: «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» и «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы». Реализация Программы преследует цель создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Подпрограмма 1 направлена на обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. К задачам подпрограммы относятся формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.