Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный педагогический университет
имени К.Д. Ушинского
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Студента дефектологического факультета,
специальность 050700.62
«Специальная (коррекционная) педагогика»
Учебно-методические материалы
Студентки 833 группы, Феофановой Полины Евгеньевны
Ярославль
2016
Содержание
Введение
Основной этап
-
Сведения о дошкольном учреждении -
Характеристика группы по результатам наблюдений -
Оборудование дефектологического кабинета -
Документация учителя-дефектолога и её ведение -
Анализ подгрупповых или фронтальных занятий педагогов ДОУ -
Анализ индивидуальных занятий специалистов -
Самоанализ итогового подгруппового занятия -
Самоанализ индивидуального занятия -
Протокол диагностического обследования ребенка -
Обследование речевого развития ребенка -
План-схема характеристики ребёнка
Характеристика студента-практиканта
-
Дневник педагогической практики
Заключительный этап
-
Оформление методической папки -
«Трудности, с которыми я столкнулся» -
Отчёт по педагогической практике
4. Подготовка к выступлению на итоговой конференции
Основной этап
-
Сведения о дошкольном учреждении
Вид и номер ДОУ: МДОУ детский сад комбинирующего вида №130
«Медуница»
Адрес, телефон учреждения: улица Е.Колесовой 64, Ярославль, Ярославская область, 150052. Телефон: (4852) 56-95-48, 51-60-87
Основные направления работы ДОУ: Оздоровительное, коррекционное, познавательно-речевое.
Режим работы учреждения: 12 часов: с 07.00 до 19.00 час при пятидневной рабочей неделе, с выходными днями субботой и воскресеньем.
Ф.И.О. заведующей Казанцева Ася Николаевна
Ф.И.О. старшего воспитателя Шустова Наталья Юрьевна
Наличие и количество специалистов в ДОУ: всего 20 педагогов, из них воспитатели-12, музыкальный руководитель-1,учитель-дефектолог-4, учитель-логопед-1, педагог-психолог-1, медицинская сестра-1
Реализуемые основные и коррекционные программы
: «Детство» автор Бабаева Т.И., З.А. Михайлова и др., «От рождения до школы» авторы Веракса В.Г. и др. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста» Москва, Просвещение, 1991 г. Головчик Л.А., Шматко Н.Д. и др.
Количество групп, принцип комплектования: 6 возрастных групп
•«Пчёлка»
•«Растишка»
•«Малыш»
•«Фантазеры»
• «Непоседы»
Ф.И.О. специалиста - руководителя практикой в ДОУ: Бякова Татьяна Сергеевна
Список детей группы
Имя, фамилия ребёнка* | Дата рождения | Заключение ПМПК | |
1.Б. Денис | 24.11.2010 | Двухсторонняя тугоухость 3 степени, слева 4 степени погранично с глухотой, сост. F83, недоразвитие речи системного характера | |
2.С. Егор | 09.01.2009 | H90.5, F83 состояние после биатеральной кохлеарной имплантации недоразвитие речи, обусловлено нарушением слуха | |
3.С. Егор | 23.02.2010 | Нарушение слуха, на 1ухо III степень тугоухости, 2 ухо – глухота. | |
4.С. Анастасия | 09.08.2010 | Двухсторонняя сенсоневральная глухость 4, кохлеарный имплант | |
5.С. Фёдор | 25.02.2011 | двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 2-3 степени | |
6.Х. Владислав | 12.10.2009 | Двухсторонняя сенсоневральная глухота, кохлеарный имплант |
* В документах указывается только имя и первая буква фамилии ребенка
Расписание занятий специалистов с детьми
(вид, время)
Понедельник: 9.00 – 9.30 Развитие речи и ознакомление с окружающим миром 9.35 – 10.00 ФЭМП (9.50 ФЗК – «Малинка») 10.30 – 11.50 Индивидуальные занятия 11.55 – 12.20 Физкультура (зал) | Четверг: 9.00 – 9.30 Развитие речи и ознакомление с окружающим миром 9.35 – 10.00 ФЭМП. (9.50 – Музыка «Малинка») 10.30 – 12.30 Индивидуальные занятия |
Вторник: 9.00 – 9.30 Развитие речи и ознакомление с окружающим миром 9.35 – 10.00 РСВ (9.50 – Музыка «Малинка») 10.30 – 12.30 Индивидуальные занятия | Пятница: 9.00 – 9.30 Развитие речи и ознакомление с окружающим миром 9.30. – 9.55 Музыка 10.30 – 12.30 Индивидуальные занятия |
Среда: 9.00 – 9.30 Развитие речи и ознакомление с окружающим миром 9.50 – 10.15 Музыка 10.30 – 12.30 Индивидуальные занятия 11.20 – 11.45 Физкультура (улица) | |
2. Характеристика группы по результатам наблюдений
(в режимные моменты, во время свободной деятельности, на прогулке, на занятиях). Особенности общения со сверстниками и со взрослыми, наличие детей со сложными диагнозами, особенности речевого и двигательного развития.
Группа комбинированного направления «Фантазёры». В группе 19 человек , 6 человек с нарушенным слухом, остальные слышащие дети. Возраст 6- 7 лет. Речь детей аграмматична, нарушено фонетическое восприятие звуков речи, словарный запас ограничен. Все дети с нарушенным слухом пользуются жестовым языком (для разъяснения и объяснения своих потребностей и действий). В основном группа эмоционально адекватна, дети легко идут на контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Признаков непослушания, плохого настроения и агрессии не наблюдалось. Предпочитают общаться между собой по 2-3 человека. Повышена двигательная активность у половины группы. Охотно вступают в организованную взрослыми игру, соблюдая правила. Также есть дети, которые предпочитают играть в дидактические игры, индивидуально. На подгрупповых занятиях внимание неустойчивое. Повышена утомляемость детей. На вопросы отвечают односложно, часто после наводящих. Воображение развито недостаточно. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве сформирована не у всех. Навыки самообслуживания сформированы, за исключением проблем возникающих во время одевания на прогулку. Во время прогулки, дети организованы, дружно и без конфликтов играют игрушками. Тактичны и воспитаны, но очень привязываются к взрослым.
3. Оборудование дефектологического кабинета
При знакомстве с кабинетом дефектолога обратить внимание на наличие, особенность в соответствии с возрастом и диагнозом детей, безопасность представленного оборудования и материала
-
Наличие и подбор мебели -
Доска для демонстрационного материала. -
Наглядно-иллюстративный материал, систематизированный по лексическим темам. -
Развивающие игры и упражнения. -
Картотека учебных и наглядных пособий, художественного слова. -
Методическая и учебная литература
Оборудование кабинета дефектолога соответствует возрасту, имеющаяся методическая литература соответствует диагнозам детей. Кабинет оборудован мебелью в соответствии с возрастом детей. Отведены места для подгрупповых и индивидуальных занятий, отдельный стол для дефектолога. Наглядно-иллюстрационный материал и методические пособия хранятся в закрытых шкафах. Материал систематизирован по темам. Методическая и учебная литература расположена так же расположен в шкафах. Так же в кабинете есть магнитная доска для демонстрационного материала. На столе для индивидуальных занятий с ребенком находится необходимый методический материал в зависимости от темы занятия. Представленное оборудование и методический материал - безопасны. Дети не имеют доступа к пособиям находящимся в шкафах. В кабинете соблюдены все нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.
4. Документация учителя-дефектолога и её ведение
Виды документации | Особенности её ведения |
Должностные обязанности и график работы учителя-дефектолога | В обязанности дефектолога входит: обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса; осуществлять учебно-образовательный процесс в соответствии с государственным стандартом специального дошкольного образования; правильно и своевременно вести документацию группы; работать в тесном взаимодействии со специалистами; посещать учебные занятия у других специалистов; консультировать родителей по вопросам. Коррекционно-педагогического воздействия на детей. Данный документ имеется в наличии и лежит на рабочем столе. Также индивидуальная работа с детьми. |
Сведения о детях и родителях | В группе имеется на каждого ребенка карта индивидуального развития. В ней прописаны: дата рождения, краткий анамнез, адреса проживания, ФИО родителей, контактные телефоны каждого ребенка. |
Документация по диагностике: протоколы, карты, графики и профили развития групп | Данная документация на каждого ребенка и группу в целом имеется у дефектолога и в группе. В отдельно заведенных папках, так называемых протоколах, которые дефектолог периодически изменяет в соответствии с изменениями в развитии детей. |
Виды и особенности планирования работы с детьми: перспективный, календарный, индивидуальный планы | Перспективный план разработан учителям – дефектологом разработан в индивидуальном стиле в начале учебного года, в соответствии с ФГОС. Индивидуальный план ведется в тетради у дефектолога и в тетради у воспитателя. Календарный план имеется у всех специалистов. Документы в порядке, специалист пользуется ими ежедневно. |
Документация по взаимодействию учителя-дефектолога с воспитателями группы | Имеется тетрадь «Взаимосвязь специалистов и воспитателей» |
Документация по взаимодействию с родителями | Составляется расписание консультаций родителей. Ведение индивидуальной тетради взаимодействия. Кроме того, в стенах детского сада, есть стенды с необходимой для родителей информацией, которые периодически обновляет учитель – дефектолог. |
5. Анализ 1-го подгруппового или фронтального занятия педагогов ДОУ
Группа (возраст): подготовительная 6-7 лет
Вид занятия: Развитие речи и ознакомление с окружающим миром
Тема занятия: Повторение темы «Дикие животные. Лес»
Образовательные задачи (обучающие):
1. Актуализировать знания детей по теме «Лес»
2. Учить составлять текст по теме.
3. Повторить названия животных
4. Учить выделять особенности внешнего вида животного
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Уточнять звукопроизношения детей.
2. Расширять словарь детей по теме.
3. Развивать слуховое восприятие.
4. Развивать мыслительные операции путём выделения частных признаков из общих.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение слушать педагога, следовать инструкции.
2.Воспитывать навыки культуры поведения.
3.Воспитывать познавательный интерес у детей.
Критерии оценки | Анализ занятия студентом |
1. Соответствие задач и содержания занятия перспективному плану работы, возрасту и особенностям детей данной группы; соотношение нового и ранее изученного материала. | Содержание и задачи занятия соответствуют программному содержанию. Содержание подобрано в соответствии с возрастом и особенностями детей. А так же в соответствии с ранее изученным материалом. |
2. Организация занятия: подготовка к занятию педагога и детей, наличие и качество оборудования и наглядного материала. | Кабинет проветрен. Достаточно освещен. Наглядные пособия для занятия были подготовлены заранее. Занятие началось во время, в соответствии с заранее подготовленным конспектом учителя- дефектолога. |
3. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, проведение физкультминутки, обеспечение смены деятельности, подведение итога занятия. | Последовательность и логичность этапов соблюдены. Физкультминутка была проведена вовремя. В конце занятия был подведен итог, закреплены основные этапы занятия и его цели. |
4. Методы и приемы обучения: игровая мотивация, разнообразие и обоснованность, приемы активизации, индивидуальный и дифференцированный подход, доступность и четкость инструкций, различные виды помощи. Обеспечение речевой активности детей. | На занятии представлены наглядные, словесные и практические методы обучения. Игровая мотивация присутствовала. Вопросы ребенку педагог предъявляет в доступной форме. Педагог добивается ответа на поставленный вопрос. В течение занятия проводится индивидуальная работа с детьми. В процессе выполнения заданий дети комментировали свою деятельность. |
5. Речь педагога, наличие контакта с детьми, умение организовать группу, педагогический такт, эмоциональность. | Речь педагога грамотна, понята и эмоционально оформлена. Контакт с детьми установлен. Материал изложен в доступной форме. |
6. Воспитательные моменты. | Педагог воспитывает у детей умения следить за своим рабочим местом, правильно вести себя на занятиях, внимательно слушать не перебивать, аккуратно относится к методическим материалам. Уважительно относиться друг к другу. |
7. Результативность занятия: достижение цели и решение поставленных задач. | Поставленные цели достигнуты, задачи решены. Т.к. все дети были вовлечены в процесс занятия. |
8. Выводы студента: положительные стороны, недостатки занятия, свои предложения и впечатления. | Занятие проведено на профессиональном уровне. Отрицательных моментов во время занятия не было. Занятия интересны, занимательны и выдержаны во времени. |