Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СЛАЙД 5. 3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

Именно в дошкольном детстве происходит активное усвоение разговорного языка, становления и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, включающее в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.

Родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!
4. Составить план занятия «Придумывание рассказа на тему, предложенную воспитателем» (подготовительная к школе группа).

Тема: Рассказывание «О случае на прогулке»

Программный материал:

Находить конкретное содержание для рассказа, рассказывать ясно, громко, соблюдая последовательность.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

1). Сообщение темы.

2). Рассказ воспитателя о своем случае на прогулке.

3) Детям предлагается вспомнить что-нибудь интересное из их жизни на даче и тоже рассказать всем. Беседа о том, про что каждый из них хочет рассказать.

4) Физкультминутка.

5) Рассказы детей.

6) Анализ рассказов детей.

3. Итог занятия.



Тема 2.1.8 Подготовка детей к обучению грамоте




1. Составить перспективный план, распределив программный материал по подготовке к обучению грамоте детей 6-7лет на три месяца.

Перспективный план работы (подготовка к обучению грамоте)

Месяц

Название игры

Цель

Сентябрь

Разноцветные листочки

упражнять детей в делении слов на слоги (односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные).

Домики для звуков

развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия звук и буква, научить детей правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Звонкий - глухой

развитие фонематического слуха, связности речи, внимания, памяти. Комплектность: 4 большие карты, 64 маленькие карточки, бумажный кубик. 16 картинок в начале слова звонкий согласный звук, а в конце слова глухой: матрос, ландыш, волк, мак, жук, молоток, венок, горох, мост, грузовик, мяч, бегемот, мышь, бык, василек...

Октябрь

Бабочки на полянке

обучение составлению и чтению слогов.

Придумай слово

На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назовет слов.

Хлопушка

развивать фонематический слух

Магический квадрат

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Ноябрь

Первый - последний

Учить выделять последовательность звуков в простых словах

Волшебные превращения

Обучение проведению звукового анализа

Разрезные буквы

Обучение проведению звукового анализа.

Профилактика дисграфии



2. Разработать конспект занятия по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте на тему: «Выделение предложений из речи».


Тема «Выделение предложений из речи»

Тип занятия

Усвоение новых знаний

Вид занятия

Тематическое

Цель занятия

Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли

Программные задачи

Образовательные:

1. Учить выделять предложения из текста и слово из предложения.

2. Познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические

Предварительная работа

Знакомство с понятие слово, предложение

Части занятия и их длительность

Организационный момент – 3 мин, основная часть – 20 мин, заключительная часть – 3 мин.

Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала

предметные картинки, игрушки, карточки – схемы

Виды детской деятельности

игровой


Ход занятия:

1. Организационный момент. Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. Основная часть.

1) беседа (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)

Мишутка и Буратино приготовили для вас сюрприз.

Послушайте : теремок, сюрприз, шла, ворота, отворись.

-Вы поняли, что хотели рассказать Мишутка и Буратино? Почему?

А сейчас мой сюрприз:

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Шла лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

-О нем я вам рассказала?

-Почему вы меня поняли? Верно. Мы все понимаем нашу речь.

- А из чего состоит наша речь?

- Из слов? Но вот Мишутка и Буратино говорили слова, а вы не поняли их.

2) Сообщение темы

На занятии мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.


3) Сообщение нового материала с элементами беседы.

Нам пришло два письма от Сороки и Дятла. Послушайте первое:

«Здравствуйте дорогие \ дети из лесу \ шлём вам привет мы живём \ хорошо сушит грибы \ белочка наедается мёда \ медведь летает по ночам \ сова до свидания».

Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?

Я прочту письмо Дятла: «Здравствуйте, дорогие дети. Из лесу шлём вам привет. Мы живём хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается мёда медведь. Летает по ночам сова. До свидания».

Теперь вы поняли, о чём письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо Дятла? Почему вы его поняли? Какую мысль мы будем называть предложением?

4). Работа с наглядностью.

(игрушка зайца)

- Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначаем это слово?

-Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.

- Как вы думаете из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов – предметов? Положите карточку – схему перед собой какое второе слово в этом предложении. Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак – точку. Вот что у вас получилось. (показ на доске) .

Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх. (показ на доске).

Общее представление о предложении. Предложения состоят из слов. В предложении может быть одно и более слов. Для составления предложения следует назвать какой-либо предмет и сказать, что он делает или какой он, или кто он. Предложения можно записывать схематически (с помощью карточек - схем, обозначать в нём начало и конец.

6) Физкультминутка

Мы становимся все выше,

достаем руками крыши.

Раз, два, поднялись,

три, четыре, руки вниз,

пять, шесть, повернитесь,

семь, восемь, улыбнитесь,

девять, десять не зевайте,

физминутку продолжайте.

Два хлопка перед собой,

два хлопка над головой,

две руки за спину спрячем

и на двух ногах поскачем.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка


Головою три кивка.

На четыре руки шире

Пять, шесть – тихо сесть.

7) Игра «Добавь нужное слово».

Воспитатель произносит предложение не полностью, а только частично. Ребёнок добавляет нужное слово, чтобы закончить его.

Например: Светит ярко. (солнце). Птицы (поют)

8) Игра: «Сосчитай сколько слов в предложении».

Взрослый произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например: Мишка ест мёд. (3-слова)

9) Игра «Придумай предложение по картинке».

Ребёнок сам придумывает предложение, а взрослый считает сколько слов в нём. Если ребёнок справляется с заданием, переходите к играм с карточками – схемами. Учите ребёнка выкладывать предложение схематически.

Например: предложите выложить из чёрточек предложение (ПТИЦЫ ПОЮТ.)

Первое слово птицы. Это слово отвечает на вопрос кто? это слово-предмет, обозначим его схемой из одной прямой линии.

Начало предложения всегда обозначаем вертикальной палочкой.

Второе слово поют. Это слово –действие. Его обозначим двумя прямыми линиями.

В конце предложения ставим точку. Только после точки можно писать новое предложение. Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нём и чёрточек. Затем проверьте правильно ли вы записали предложение. Проговорите его ещё раз, водя пальцем по соответствующему слову.

3. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?