Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Обучение обследовательским действиям вычленения нужного свойства (сначала указание действия, вопрос констатирующего и косвенного характера (Прочная бумага, почему).
3. Упражнение выделения нового качества и свойства в разнообразных предметах - закрепление свойств.
Усложнение - в старшем возрасте данные занятия усложняются, они называются «Сравнение предметов» их цель подбор наиболее точного слова для характеристики выделяемых особенностей.
Требования
1. Достаточное количества сравниваемых признаков (форма, величина, цвет, их различие и общность.
2. Плановость сравнения в целом, частей и деталей, обобщение в целом.
3. Отбор приемов обучения - указания и вопросы.
4. Максимум речевой активности детей.
Формирование видовых и родовых понятий в процессе обобщения.
Занятия проводятся во всех возрастных группах. Переход к обобщению требует умения выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Выделяют два вида данных занятий – формирование видовых и родовых понятий.
Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями, например: стул, табурет, кресло.
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Необходимость выбора через игру.
2. Выбор предмета из группы сходных (как вы узнали., Почему взяли этот предмет, а не другой? Что есть у этого предмета, чего нет у других (и наоборот? После каждого ответа – мотивация - Почему вы так думаете?
3. Упражнение в выборе предметов.
Родовые понятия - предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков (для чего нужна машина, кто ей управляет)
2. Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое, что различное у всех видов и делаем вывод: все что служит для перевозки людей и груза называется - транспорт)
3. Упражнение в подведении видовых понятий под родовые.
Последующая работа основывается на закреплении и дифференцировке понятий.
Тема 2.1.5 Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников
Самостоятельная работа
1. Разработать памятку для родителей на тему: «Игровые упражнения для формирования грамматического строя речи детей».
1. Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
2. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
3. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
4. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
5. Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
6. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
7. К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными
, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
8. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
2. Подобрать 4-5 словесных упражнений на освоение морфологической стороны речи у детей 5-6 лет
1. «Что изменилось?»
Цель: сформировать навыки употребления предлогов и их значения.
Оборудование: кукла, детский столик.
Детям предлагается поиграть с куклой.
По ходу детям задаются вопросы и используются игровые действия в зависимости от разучиваемого предлога.
- Где сидит кукла? (На столе).
- На чём сидит кукла? (На столе).
- А сейчас на чём сидит кукла? (На полу).
- А под чем она сидит? (Под столом).
- Около чего сидит кукла? (Около стола).
- А сейчас около кого сидит кукла? (Около Толика).
- За чем стоит кукла? (За столом).
- А теперь за кем? (За Антоном).
В игре выделяются интонацией предлоги и окончания имён существительных.
2. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»
Цель: сформировать умение изменять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
Оборудование: вилки, мячи, куклы, чашки, блюдца, карандаши.
Игровые действия:
Перед детьми выложены на столе вилки, мячи, чашки. Вопрос «Чего не стало?» задается по мере исчезновения предмета или групп предметов.
- Чего не стало? (Вилок)
- А теперь чего не стало? (Мячей)
- Чего не хватает? (Чашки)
- Чего не достаёт? (Вилки)
- Чего не стало? (Мяча)
- Чего нет на столе? (Чашек)
После этого атрибуты меняются на кукол, блюдца и карандаши.
- Чего нет на столе? (Карандашей)
- Чего нет на столе? (Блюдца)
- А что я сейчас убрала со стола? ( Куклу)
- Сейчас чего не хватает на столе? ( Кукол)
Особое внимание обращается на окончания имён существительных.
3. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: сформировать навыки употребления родовой принадлежности
, согласования прилагательных в роде.
Оборудование: мяч, зайчик, яблоко, огурец, ведро, лягушка, ложка.
Вносится «Волшебный мешочек», из которого достаются игрушки.
1. Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.
- Какой огурец? (Длинный, овальный, зелёный, сочный.)
- Какой мяч? (Синий, резиновый, круглый, красивый, меленький.)
- Какое яблоко? (Вкусное, сладкое, круглое, красное, большое.)
- Какая лягушка? (Зелёная, холодная, блестящая, резиновая.)
- Какое ведро? ( Пластмассовое, жёлтое, маленькое, легкое.)
- Какая ложка? (Железная, маленькая, блестящая, чайная.)
Затем все игрушки ещё раз внимательно рассматриваются детьми и складываются в мешочек.
2. Даётся определение предмета, а дети отгадывают предмет.
4. Упражнение «Что делает кукла?»
Цель: разучить употребление в речи повелительной формы глагола и изменение глагола по временам.
Оборудование: кукла.
Вносится кукла. Детям предлагается попросить куклу что-то сделать.
- Как мы скажем кукле если хотим, чтобы она попрыгала?
- Кукла попрыгай.
- А если мы хотим чтобы кукла села?
- Кукла, садись.
- А если мы её попросим попить чай с нами, то как мы будем ей говорить?
- Кукла, присядь. Попей чай.
- Как мы ей скажем, чтобы она взяла карандаш?
- Кукла, возьми карандаш.
- А что теперь сделала кукла?
- Кукла попрыгала, села, покружилась и попила чай.
- А сейчас что делает кукла?
- Кружится, пьёт чай, рисует.
- А что будет кукла делать потом?
- Пить чай, танцевать, прыгать.
Выделяются окончания и производятся игровые действия.
3. Составить список игровых заданий или упражнений для проведения индивидуальной работы с детьми 4-5 лет на освоение разнообразных грамматических форм.
1. Игра «Мама потерялась».
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий
«Дикие животные» и «Домашние животные».
2. Игра «День рождения Мишутки».
Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением: рыбы, моркови, грибов, зерен, капусты, костей, белок, лис, зайцев, ежей, куриц, коз, собак, и медведей.
3. Игра «Кто кого обгонит?»
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.