Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Игра «Кто чем питается?»

Цель: Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

5. Игра «Кто о чём думает? »

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже.

Оборудование: предметные картинки.

6. Игра «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Цель: изменять глаголы по лицам.

Оборудование: сюжетные картинки.

7. Игра «Подбери словечко».

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Оборудование: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

8. Игра «Мой, моя, моё».

Цель: правильно согласовывать имя существительное с местоимением «мой» (моя, моё) ; игра помогает развитию памяти и зрительного внимания.

Оборудование: предметы одежды и обуви.

9. Игра «Сосчитай »

Цель: Учить согласовывать существительное с числительным

Оборудование: предметные картинки.

4. Составить план с учетом направлений работы с детьми над формированием грамматического строя речи. Привести примеры.

В соответствии с этим можно наметить основные задачи работы по формированию грамматического строя речи на каждом возрастном этапе.

В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологии: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Дети учатся с помощью воспитателя словообразованию существительных (суффиксальным способом) и глаголов (с помощью приставок).

Например, в средней группе дети учатся использовать точные наименования предметов посуды. Многие названия им знакомы — тарелка, чашка, блюдце. Но есть и такие, которые известны далеко не всем, — салфетница, хлебница, сахарница. Чтобы новые слова запомнились, дети должны многократно поупражняться в их использовании. С этой целью можно провести дидактическое упражнение «Таня в магазине».

Воспитатель обращается к детям со следующим рассказом:

«Таня с мамой пошли в магазин. Они купили хлеб, сахар и салфетки. Принесли все домой. Решили попить чаю. Стала Танечка накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки — в стаканчик, а сахар — на блюдечко. Подошла мама и покачала головой: что-то не так сделала Танюша. Что она сделала не так? … Забыла Танюша, что для каждой посуды своё: из тарелки едят ( «Суп, борщ, кашу», — добавляют дети) ; из стакана пьют… ( «Воду, чай»), а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не пачкалась скатерть. Для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда: для хлеба… (интонацией незавершенности воспитатель побуждает детей включиться в рассказ и дополнить: «Хлебница», для салфеток… («Салфетница», а для сахара? ( «Сахарница».)


А теперь, Петя, помоги Танечке положить хлеб в нужную посуду. Куда ты положил хлеб? Оля, помоги Тане положить сахар. Куда Оля положила сахар? Миша, а ты положи на место салфетки. Дети, куда Миша положил салфетки? Молодцы, помогли Танюше исправить ошибки, теперь она будет знать, что для всего есть специальная посуда. Для хлеба… ( «Хлебница») , для сахара…, для салфеток… » ( «Салфетница») .

Однако воспитатель в начале занятия не называет предметы, предоставляя сделать это детям. Дело в том, что в группе наверняка есть те, кто не только знает многие названия посуды, но и умеет образовывать новые слова по аналогии. Это умение воспитателю предстоит воспитывать у всей группы чуть позже, но с первого занятия дети, опережающие товарищей в речевом развитии, имеют возможность поупражняться в самостоятельном словообразовании.

В старших группах, помимо вышеперечисленных задач, формирование грамматического строя речи включает в себя и другие направления. Например, идет усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение основных способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. В этот период формируется ориентировка ребенка на звуковую сторону слов, проявляется интерес к образованию словоформ. Дети побуждаются к стремлению правильности своей речи, умению исправить ошибку (свою или чужую, потребности узнавать грамматические нормы.

Для успешного обучения дошкольников в области морфологии в первую очередь нужно руководствоваться указаниями, содержащимися в разделе «Ознакомление с окружающим» «Программы воспитания в детском саду». При этом трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе, нуждаются в особенном закреплении.

План работы с детьми над формированием грамматического строя речи с помощью дидактических игр и упражнений (4-5 лет)



Название игры, упражнения

Дидактическая задача

Материал




«Подбери признак»

Учить классифицировать прилагательные с существительным.







«Назови ласково»

Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.







«Посчитай»

Упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.







«Какой? Какая? Какое?»

Упражнять в образовании признаков предметов.







«Узнай по описанию»

Учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.







«Где начало рассказа?»

Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Серия картинок




«Закончи предложение»

Формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Текст стихотворения.




«Раздели на группы»

Закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Карточки с картинками грибов; две корзинки.




«Близкие слова»

Формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Фишки.





Тема 2.1.6 Методика воспитания звуковой культуры речи



Самостоятельная работа

1. Составить список игровых упражнений по артикуляции согласных звуков детьми 2-3 лет, рекомендованных общеобразовательной программой детского сада.

1. «Поезд» со словами:

Едет, едет паровоз: «Ту-ту-у-у!» Он вагончики повез: «Ту-ту-у-у!»

Если ребенок еще не говорит, пусть он произносит только звукоподражание.

2. Игр «Шофер» (дать ребенку «руль»):

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит: «Би-би!»

3. Артикуляционное упражнение «Поиграем на губах». Перебирая средним и указательным пальцами по губам, длительно произносить звук Б.

4. Упражнение «Пальчики здороваются», проговаривая слоги ба, бо, бу, бы. Выполнять сначала правой, а потом левой рукой.

5. Упражнение «Пальчики здороваются», одновременно произнося слоги фа, фа, фу, фы. Выполнять сначала правой рукой, потом левой рукой.

6. Игровое упражнение «Вьюга».

Изобразить вместе с ребенком вьюгу – качайте руками из стороны в сторону над головой, приговаривая:

Фиу-фиу, фиу-фиу!

Машет вьюга белой гривой!

7. Игровое упражнение «Чей ветерок дольше гудит» (кто дольше сможет тянуть звук В на одном выдохе).

8. Упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ва, во, ву, вы. Выполнять движения сначала правой рукой, потом левой рукой.

9. Игра «Угадай, что это». Произнести: «Ду-ду!», а ребенок должен отгадать: «Это дудочка». Затем говорите: «Ту-ту!», а ребенок отгадывает: «Это поезд». И так несколько раз.

10. Упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги да, до, ду, ды. Выполнять сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками.

11. Игра «доктор Айболит»

Попросить ребенка покашлять; высунуть, а затем спрятать язычок как можно дальше в рот.

12. Игра «Угадай, кто это». Произнести одно из звукоподражаний ( ко-к о или ку-ку), а ребенка попросите отгадать, кто это голос подает, кукушка или курочка.

13. Упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ка, ко, ку, кы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

2. Разработать конспект игры - занятия с детьми 2-3лет на тему: «Звук «А»

Тип занятия

Фронтальное

Вид занятия

Занятие-игра

Цель занятия

познакомить детей со звуком «А».

Программные задачи

Образовательные задачи:

- Познакомить со звуком А.

Развивающие задачи.

- Развивать слуховое внимание.

- Развивать координацию речи с движениями, творческое воображение.

Воспитательные задачи.

- Воспитывать доброжелательность, инициативность, ответственность, коллективизм.

Методы и приемы

игра

Предварительная работа

Пение песенок со звуком А, чтение потешек

Части занятия и их длительность

Организационный момент – 2 мин, основная часть – 5 мин, заключительная часть – 3 мин.

Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала

картинки щенков,

Виды детской деятельности

Игровая


Ход.

Воспитатель. Захотели щенята спеть песенку и стали поспорили, кто лучше всех споёт песенку.

Первыми выступили большой, толстый щенок. Он пел: А-А-А (Дети напевают мелодию на звук А). ПОЮТ БАСОМ.

Затем стал петь меленький щенок. Он звонко и весело пел песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). ПОЮТ ЗВОНКО.

Тут на полянку пришли девочки и начали распевку со словами:

Колыбельная:

Воспитатель: Дети:

Уж давно взошла луна: а-а-а, а-а-а, а-а-а

Моей дочке спать пора, а-а-а, а-а-а, а-а-а

Засыпай, моя краса, а-а-а, а-а-а, а-а-а

Спи спокойно до утра: а-а-а, а-а-а, а-а-а

Итог: Воспитатель. И сразу же все поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.
3. Подобрать игровые упражнения на развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста, оформить их содержание на карточки.