Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Игра «Кто чем питается?»
Цель: Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
5. Игра «Кто о чём думает? »
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже.
Оборудование: предметные картинки.
6. Игра «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Цель: изменять глаголы по лицам.
Оборудование: сюжетные картинки.
7. Игра «Подбери словечко».
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Оборудование: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
8. Игра «Мой, моя, моё».
Цель: правильно согласовывать имя существительное с местоимением «мой» (моя, моё) ; игра помогает развитию памяти и зрительного внимания.
Оборудование: предметы одежды и обуви.
9. Игра «Сосчитай »
Цель: Учить согласовывать существительное с числительным
Оборудование: предметные картинки.
4. Составить план с учетом направлений работы с детьми над формированием грамматического строя речи. Привести примеры.
В соответствии с этим можно наметить основные задачи работы по формированию грамматического строя речи на каждом возрастном этапе.
В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологии: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Дети учатся с помощью воспитателя словообразованию существительных (суффиксальным способом) и глаголов (с помощью приставок).
Например, в средней группе дети учатся использовать точные наименования предметов посуды. Многие названия им знакомы — тарелка, чашка, блюдце. Но есть и такие, которые известны далеко не всем, — салфетница, хлебница, сахарница. Чтобы новые слова запомнились, дети должны многократно поупражняться в их использовании. С этой целью можно провести дидактическое упражнение «Таня в магазине».
Воспитатель обращается к детям со следующим рассказом:
«Таня с мамой пошли в магазин. Они купили хлеб, сахар и салфетки. Принесли все домой. Решили попить чаю. Стала Танечка накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки — в стаканчик, а сахар — на блюдечко. Подошла мама и покачала головой: что-то не так сделала Танюша. Что она сделала не так? … Забыла Танюша, что для каждой посуды своё: из тарелки едят ( «Суп, борщ, кашу», — добавляют дети) ; из стакана пьют… ( «Воду, чай»), а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не пачкалась скатерть. Для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда: для хлеба… (интонацией незавершенности воспитатель побуждает детей включиться в рассказ и дополнить: «Хлебница», для салфеток… («Салфетница», а для сахара? ( «Сахарница».)
А теперь, Петя, помоги Танечке положить хлеб в нужную посуду. Куда ты положил хлеб? Оля, помоги Тане положить сахар. Куда Оля положила сахар? Миша, а ты положи на место салфетки. Дети, куда Миша положил салфетки? Молодцы, помогли Танюше исправить ошибки, теперь она будет знать, что для всего есть специальная посуда. Для хлеба… ( «Хлебница») , для сахара…, для салфеток… » ( «Салфетница») .
Однако воспитатель в начале занятия не называет предметы, предоставляя сделать это детям. Дело в том, что в группе наверняка есть те, кто не только знает многие названия посуды, но и умеет образовывать новые слова по аналогии. Это умение воспитателю предстоит воспитывать у всей группы чуть позже, но с первого занятия дети, опережающие товарищей в речевом развитии, имеют возможность поупражняться в самостоятельном словообразовании.
В старших группах, помимо вышеперечисленных задач, формирование грамматического строя речи включает в себя и другие направления. Например, идет усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение основных способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. В этот период формируется ориентировка ребенка на звуковую сторону слов, проявляется интерес к образованию словоформ. Дети побуждаются к стремлению правильности своей речи, умению исправить ошибку (свою или чужую, потребности узнавать грамматические нормы.
Для успешного обучения дошкольников в области морфологии в первую очередь нужно руководствоваться указаниями, содержащимися в разделе «Ознакомление с окружающим» «Программы воспитания в детском саду». При этом трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе, нуждаются в особенном закреплении.
План работы с детьми над формированием грамматического строя речи с помощью дидактических игр и упражнений (4-5 лет)
№ | Название игры, упражнения | Дидактическая задача | Материал |
| «Подбери признак» | Учить классифицировать прилагательные с существительным. | |
| «Назови ласково» | Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | |
| «Посчитай» | Упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5. | |
| «Какой? Какая? Какое?» | Упражнять в образовании признаков предметов. | |
| «Узнай по описанию» | Учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д. | |
| «Где начало рассказа?» | Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. | Серия картинок |
| «Закончи предложение» | Формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения. | Текст стихотворения. |
| «Раздели на группы» | Закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам. | Карточки с картинками грибов; две корзинки. |
| «Близкие слова» | Формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений. | Фишки. |
Тема 2.1.6 Методика воспитания звуковой культуры речи
Самостоятельная работа
1. Составить список игровых упражнений по артикуляции согласных звуков детьми 2-3 лет, рекомендованных общеобразовательной программой детского сада.
1. «Поезд» со словами:
Едет, едет паровоз: «Ту-ту-у-у!» Он вагончики повез: «Ту-ту-у-у!»
Если ребенок еще не говорит, пусть он произносит только звукоподражание.
2. Игр «Шофер» (дать ребенку «руль»):
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит: «Би-би!»
3. Артикуляционное упражнение «Поиграем на губах». Перебирая средним и указательным пальцами по губам, длительно произносить звук Б.
4. Упражнение «Пальчики здороваются», проговаривая слоги ба, бо, бу, бы. Выполнять сначала правой, а потом левой рукой.
5. Упражнение «Пальчики здороваются», одновременно произнося слоги фа, фа, фу, фы. Выполнять сначала правой рукой, потом левой рукой.
6. Игровое упражнение «Вьюга».
Изобразить вместе с ребенком вьюгу – качайте руками из стороны в сторону над головой, приговаривая:
Фиу-фиу, фиу-фиу!
Машет вьюга белой гривой!
7. Игровое упражнение «Чей ветерок дольше гудит» (кто дольше сможет тянуть звук В на одном выдохе).
8. Упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ва, во, ву, вы. Выполнять движения сначала правой рукой, потом левой рукой.
9. Игра «Угадай, что это». Произнести: «Ду-ду!», а ребенок должен отгадать: «Это дудочка». Затем говорите: «Ту-ту!», а ребенок отгадывает: «Это поезд». И так несколько раз.
10. Упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги да, до, ду, ды. Выполнять сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками.
11. Игра «доктор Айболит»
Попросить ребенка покашлять; высунуть, а затем спрятать язычок как можно дальше в рот.
12. Игра «Угадай, кто это». Произнести одно из звукоподражаний ( ко-к о или ку-ку), а ребенка попросите отгадать, кто это голос подает, кукушка или курочка.
13. Упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ка, ко, ку, кы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
2. Разработать конспект игры - занятия с детьми 2-3лет на тему: «Звук «А»
Тип занятия | Фронтальное |
Вид занятия | Занятие-игра |
Цель занятия | познакомить детей со звуком «А». |
Программные задачи | Образовательные задачи: - Познакомить со звуком А. Развивающие задачи. - Развивать слуховое внимание. - Развивать координацию речи с движениями, творческое воображение. Воспитательные задачи. - Воспитывать доброжелательность, инициативность, ответственность, коллективизм. |
Методы и приемы | игра |
Предварительная работа | Пение песенок со звуком А, чтение потешек |
Части занятия и их длительность | Организационный момент – 2 мин, основная часть – 5 мин, заключительная часть – 3 мин. |
Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала | картинки щенков, |
Виды детской деятельности | Игровая |
Ход.
Воспитатель. Захотели щенята спеть песенку и стали поспорили, кто лучше всех споёт песенку.
Первыми выступили большой, толстый щенок. Он пел: А-А-А (Дети напевают мелодию на звук А). ПОЮТ БАСОМ.
Затем стал петь меленький щенок. Он звонко и весело пел песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). ПОЮТ ЗВОНКО.
Тут на полянку пришли девочки и начали распевку со словами:
Колыбельная:
Воспитатель: Дети:
Уж давно взошла луна: а-а-а, а-а-а, а-а-а
Моей дочке спать пора, а-а-а, а-а-а, а-а-а
Засыпай, моя краса, а-а-а, а-а-а, а-а-а
Спи спокойно до утра: а-а-а, а-а-а, а-а-а
Итог: Воспитатель. И сразу же все поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.
3. Подобрать игровые упражнения на развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста, оформить их содержание на карточки.