Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ребёнок растёт, теперь необходимо говорить о многих интересных и важных вещах вокруг, а на языке эмоций это сделать иногда очень трудно, а чаще просто невозможно. Нужен язык слов, нужно речевое общение со взрослым.

Появляется элементарное неполное речевое общение, потому что говорит взрослый, а ребенок отвечает только мимикой, жестом, движением, действием. Уровень такого понимания достаточен для того, чтобы малыш мог осмысленно реагировать на замечания, просьбы и требования в обыденных, хорошо знакомых ему ситуациях. Вместе с тем развивается и инициативное обращение малыша ко взрослым: он привлекает их внимание к себе, к какому-нибудь предмету, что-то просит с помощью мимики, жестов, звуков.

Произнесение звуков при инициативном обращении имеет особенно важное значение для развития речевого общения: здесь зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека. Столь же важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый. Оно способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности произнесения, а без нее невозможно подражание целым словам, которые ребенок позже будет заимствовать из речи окружающих взрослых.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чётко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг) .

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

3. Руководство связной речью детей в повседневной жизни.

Занятия по ознакомлению с окружающим, художественной литературой, по развитию речи проводятся два раза в неделю. Ребенка пятого года жизни быстро утомляет однообразная работа. А освоение многих речевых умений предполагает многократное повторение одного и того же материала. Поэтому необходимо предусматривать частую смену методов и приемов на занятии. Детям этого возраста свойственно стремление что-то рассказать, объяснить взрослому, товарищу, куклам или другим игрушкам. В средней группе учат употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В этой возрастной группе детей продолжают учить диалогической речи. Дети отвечают на разнообразные вопросы воспитателя. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержанию и речевому оформлению. Осваивая причинно-следственные зависимости, дошкольники в ответах на вопросы воспитателя ( зачем? почему? когда? как получилось?) часто употребляют конструкции начинающиеся союзом потому что. Если это оставлять без внимания, к старшему возрасту данная ошибка станет типичной.


Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи, предусматривающая специальные занятия по обучению рассказыванию. У детей воспитывают умение составлять описание игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты.

Составление рассказов об игрушках и предметах. В начале года следует провести два три подготовительных занятия. Цель их - помочь ребенку осознать, что описание предметов проводится по определенному плану, схеме или образцу. Например, «Я начну, а вы продолжите». Для описания выбираются два одинаковых по названию, но разных по внешнему виду предмета (куклы, машины и т. д.). Воспитатель рассказывает об одном предмете, а дети, следуя образцу, дают описание другого предмета. На последующих занятиях у дошкольников формируют умение составлять описательный рассказ по одному объекту, имеющему ярко выраженные и доступные восприятию ребенка черты. Затем можно проводить занятия, на которых дети самостоятельно придумывают загадки-описания предметов. На занятиях по описанию игрушки целесообразно проводить короткие (на 4-5 мин.) игры-инсценировки.

Приемы обучения, используемые в данных играх, очень разнообразны и вместе с тем все они направлены на то, что бы обратить внимание ребенка на особенности предмета, обогатить и активизировать его словарь. Например, воспитатель прячет куклу или другую игрушку, которая стояла на столе и, которую дети уже рассматривали. Кукла убежала. Воспитатель предлагает ее найти, но необходимы точные ее приметы. Дети подробно описывают куклу: ее волосы, глаза, нос, одежду и т. д. Кукла находится. Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение ребенка с игрушкой. Например, дать кукле конфету, белке - орешек. Ввиду того, что на пятом году жизни ребенок еще не может надолго удерживать в памяти мотив действий, их последовательность, воспитатель должен использовать различные формы подсказок и напоминаний. Можно предложить детям дополнить рассказ товарища, помощь «Хочешь, мы тебе поможем?». После этого ребенок должен повторить свой рассказ еще раз.

Рассказывание по картине.

Для рассматривания и рассказывания следует использовать картины из серии «Наша Таня», «Мы играем», «Домашние животные» и др. Картины должны быть просты по композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов невелико (1-3). При обучении рассказыванию по картине ведущим приемом является образец. Рассказ воспитателя должен состоять из пяти-семи предложений, в конце года из семи-десяти предложений. Рассказ должен быть интересным, эмоциональным. Первые самостоятельные рассказы детей содержат три-четыре предложения. Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают довольно легко.



Пересказ.

При отборе художественных произведений для пересказа воспитателю необходимо руководствоваться такими требованиями : необходимый объем, четко выраженная последовательность событий, доступный детям словарь. В средней группе дети могут пересказать следующие художественные произведения: русская - народная сказка «Курочка - Ряба», Л. Толстой «Хотела галка пить», К. Ушинский «Уточки» и др. Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов. Пересказывая, ребенок нуждается в помощи воспитателя. Рассказам детей свойственны длительные паузы. Отвечая, ребенок волнуется. Снять напряженность пауз поможет прием отраженной речи воспитателя. Например. Ребенок: « В лесу было ...»

Воспитатель: « В лесу было много разных грибов». Благодаря этому приему для ребенка и слушателей паузы почти не ощущаются. Многие дети рассказывают тихо. Громче они говорить не будут, только если следующую фразу. Отраженная речь «срабатывает» как прием и здесь: фразу, тихо произнесенную ребенком, воспитатель повторяет более громко и выразительно.

4. Изучение и анализ уровня связной речи детей.

В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения.

Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения.

На основе суммарной оценке всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития и готовности ребенка к обучению в школе. Проводя наблюдение за свободным общением детей можно сделать вывод об уровне их коммуникативных умений и об уровне коммуникативной стороны речи. В процессе наблюдения за их общением, игровыми моментами можно сделать вывод о характере общения между детьми, их инициативности, умении вести диалог, слушать собеседника, поддерживать беседу, понимать, о чем идет речь, ясно выражать свои мысли. Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста», т. е. ответы на вопросы по содержанию заданного текста. При исследовании необходимо давать небольшие по объему рассказы или знакомые сказки.

Итоговые оценки изучения уровня развития речи разделяются на пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровень развития.


Чем богаче и разнообразнее уровень развития речи, тем быстрее происходит формирование логической речи, т. е. связного высказывания, которое объединено и построено на основе одной мысли. У детей дошкольного возраста монолог и диалог сосуществуют достаточно хорошо. В свою очередь более развитая речь способствует решению более сложных задач и развитию разностороннего коммуникативного общения. Связная речь и уровень ее развития тесно связаны со всеми видами развития.
2. Разработать конспект подготовленной беседы с комплексом речевых задач (для использования с детьми 6-7 лет).

Беседа на тему: «Беседа об осени»

Тип занятия

Закрепления ранее приобретённых знаний

Вид занятия

Занятие-беседа

Цель занятия

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Программные задачи

Образовательные:

1. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществовед­ческого словаря детей.

Развивающие:

2. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

3. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответст­вии с их значением и целью высказывания.

Воспитательные:

4. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Методы и приемы

Беседа, игры, упражнения, стихотворение А. С. Пушкина, художественное слово

Предварительная работа

Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето) Экскурсия в лес Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А. С.Пушкина, Н. А.Некрасова, И. А.Бунина

Части занятия и их длительность

Организационный момент – 2 мин, основная часть – 20 мин, заключительная часть – 3 мин.

Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материал

карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру

Виды детской деятельности

Игровая


Ход беседы:


Воспитатель. А. С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель. Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети. Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

Воспитатель. Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Воспитатель. Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Дети выходят и называют явления природы)

Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние)

Воспитатель. Сколько месяцев в году?

Дети. 12 месяцев в году.

Воспитатель. Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети. Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)

Воспитатель. Как готовятся к зиме звери?

Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Воспитатель. Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?

Дети. С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.

Воспитатель. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)