Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк02. 01. Теоретические и методологические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Выполнила студентка Бурова А. Е.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход:  Педагог обращает внимание детей на обстановку в группе, предлагает узнать о чём пойдёт речь. Детям даётся время, что бы всё рассмотреть и выбрать, о какой из сказок Андерсена они бы хотели поговорить.  Педагог обращает  внимание детей на то, что сказки будут звучать по – разному. Одни он будет читать сам, другие дети услышат в исполнении профессиональных чтецов, а третьи – посмотрят в мультфильме по телевизору.
После выбора детьми сказки, педагог предлагает посмотреть мультфильм по этой сказке. Рекомендуется по сказкам с большим количеством лирических отступлений  («Дикие лебеди», «Русалочка») посмотреть мультфильмы. После просмотра проводится беседа по содержанию сказки. Рекомендуется сообщить детям, что завтра их ждёт встреча с новой сказкой.
2 день – смена обстановки, её ориентированность на одну сказку Г.- Х. Андерсена. Дети  определяют, о какой сказке пойдёт речь. Педагог читает сказку и проводит беседу по её содержанию. Примерный план беседы:

  • Понравилась ли тебе сказка? О ком в ней говорится?

  • Чем отличается главный герой от остальных персонажей сказки?

  • Разве только …(внешними данными)? Каким он был?

  • Расскажите, какие приключения ему довелось испытать?

  • Давайте и мы попробуем….физ. минутка на основе приключений героя.  (Например, перепрыгивание с цветка на цветок как Дюймовочка с принцем эльфов…)

  • Как главный герой переносил трудные моменты своей жизни? Вспомни. Что автор говорит о его переживаниях и поведении (используются цитаты из текста с детскими дополнениями).

  • Как автор относится к своему герою? Как можно это подтвердить словами текста?

  • Хотелось бы вам что – ни будь изменить в этой сказке и почему?

  • Что помогла понять вам эта сказка?

Рекомендации: Для каждой сказки вопросы беседы конкретизируются.
3 день – обстановка обычная, что должно вызвать удивление детей. На это педагог отвечает, что  в детский сад пришла посылка.
Ход: Вместе с детьми воспитатель открывает её. В посылке картинки по сказке Андерсена.  Дети отгадывают, какая их ждёт сказка. Ещё в посылку вложено письмо, в котором сообщается, что их ждёт сюрприз, если они смогут рассказать сказку Г.- Х. Андерсена по картинкам. 
Рекомендуетсядеятельность осуществлять в том месте, которое выберут дети. После выполнения задания педагог удивляется, где же сюрприз. Дети обследуют коробку (приклеен с боку) и находят. После просмотра мультфильма по  сказке, проводится беседа по содержанию. Во второй половине дня педагог с детьми составляют коллаж по сказке, по которому потом вспоминают её  содержание.

4 день – обстановка ориентирована на одну сказку Андерсена. 
Ход: Дети узнают её и слушают в профессиональном чтении. После прослушивания детям предлагается нарисовать, что особенно запомнилось в сказке. После рисования дети обсуждают рисунки и определяют,  к какому эпизоду сказки они относятся, рассказывают этот эпизод. После этого педагог предлагает детям прочитать с родителями дома (по выбору педагога) сказку Андерсена. Педагог обеспечивает детей материалом для чтения.
5 день – литературная викторина «Сказочный мир Г – Х. Андерсена». Организация обстановки – портреты Андерсена и других писателей по выбору педагога, иллюстрации сказок Андерсена. Под ними несоответствующие названия.
Ход: Педагог предлагает вспомнить, какую сказку дети читали дома, выясняют, что больше всего запомнилось и почему. Потом детям сообщается, что сегодня организуется литературная викторина по сказкам Андерсена, но сначала нужно найти его портрет.
1.В портретной галерее дети находят портрет писателя. Педагог детям предлагает рассказать, что они знают о нём.
2.Дети определяют, из каких сказок персонажи (по иллюстрациям и коллажам), кто их написал, и исправляют несоответствие подписей.
3.Воспитатель говорит детям, что перечитывая сказки Андерсена, не понял некоторые слова и просит детей их объяснить. Слова: смутился, огниво, сказочник, стойкий и др. Детям предлагаются картинки, к которым эти слова можно отнести: например, Гадкий утёнок спрятал голову под крыло; стойкий оловянный солдатик и др.
4.Подвижная игра «Море волнуется». (Море волнуется три – сказку послушай, присядь и  замри). Дети слушают отрывки из сказок Андерсена, по окончании называют сказку. (Составлено на основе занятия «Сказочный мир Г. – Х. Андерсена» Коровкиной В. Г., журнал «Воспитатель ДОУ» №12, 2010 год, с. 30). Рекомендуетсяв заключительный день «Недели сказки» подарить детям одну из сказок Андерсена.
Реализация третьей задачипредполагаетработу над развитием зрительских умений, предполагающих: желание быть внимательным и «благодарным» зрителем; умение видеть в исполнении других детей удачные находки,  посредством организации системы работы с текстом сказкиХ. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», включающей в себя: 
1)чтение сказки с последующей беседой. 
Вопросы к детям:
1.Понравилась ли тебе сказка? О ком в ней говорится?
2.Чем отличается один солдатик от остальных своих братьев? Разве только тем, что у него была одна нога? Каким он был? (Смелым, храбрым, никогда не унывающим, верным).


3. Расскажи, какие приключения ему довелось испытать.
4.Как стойкий оловянный солдатик переносил трудные минуты своей жизни? Вспомни, что автор говорит о его поведении. Он застрял между булыжниками, но….(не кричал, потому что «считал неприличным громко кричать на улице, будучи в мундире»). Лодочка ныряла в волнах, но солдатик…(«невозмутимо смотрел вперёд, держа ружьё на плече» ). Лодочка  стала тонуть, но солдатик…(не испугался, в ушах у него звучала песня: «Вперёд, о воин! Иди на смерть»). Он совершил путешествие в рыбьем брюхе, но…(«не возгордился»). Когда он попал в огонь, то чувствовал, что тает, однако..(всё ещё прямо стоял с ружьём на плече).
5.Почему автор называет его «стойким»? Как можно сказать по – другому? (Сдержанный, терпеливый, мужественный).
6.Хотелось ли тебе что – ни будь изменить в этой сказке? Почему?
7. Что помогла тебе понять сказка?
2)пересказ понравившихся отрывков сказки с включением нравственного урока  «Храброму смерть не страшна», «Берут завидки на чужие пожитки». Подходят ли к сказке пословицы «С лица воду не пить»?», «Терпенье и труд всё перетрут», «Без терпенья нет уменья»? 
3)речевую зарядку: «Напишем письмо стойкому оловянному солдатику». 
4)игровое упражнение «Событийная цепочка».  Цель: помочь ребёнку понять логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Педагог предлагает детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев.  Например, дети анализируют детство тролля, чтобы узнать, почему он стал такой злой и завистливый. Как можно было помочь ему тогда? А что можно придумать сейчас, что бы он стал другим;
5)анализ сказки, предполагающий выделение событий, происходящих с героями,  для определения главных и второстепенных ролей и разбор их. 
Примерный план разбора роли:

  • Какой герой – главный или второстепенный? Почему?

  • Отрицательный он или положительный?

  • Почему он поступает так, а не иначе?

  • Можно ли однозначно назвать его злым/добрым?

  • Как ты относишься к этому герою? Почему?

  • Нужен ли он в сказке? Почему ты так считаешь?

  • Изменится ли сказка, если убрать этого героя?

6)изменение конца сказки. «А ведь у сказки мог быть и другой конец. Если бы, например, рыба не проглотила солдатика или лодочка не утонула, какой бы мог быть финал?;  разыгрывание отдельных эпизодов в форме этюдов с импровизированным текстом;
7)игровое упражнение «Ролевые диалоги».
Детям предлагается выбрать одну из предложенных карточек с событиями из сказки «Стойкий оловянный солдатик». В соответствии с содержанием карточки ребёнок выступает от имени персонажа. Задания: сочинить разговор персонажей на определённую тему (о погоде, о желаниях);  придумать сказочный разговор по телефону. В представленных этюдах должен прослеживаться характер персонажа.
8)режиссёрская игра, направленная на выявление мотивов, чувств и  поведения героев: 1 действие «Зависть тролля»; 2 действие «Путешествие»; 3 действие «Месть тролля (или любовь?)». 
Примерный план режиссёрской игры:
1.Детям предлагаются картинки с персонажами сказки «Стойкий оловянный солдатик»: плясунья, солдатик, тролль. Дети делятся на подгруппы. Задание: подумать чему и кому мог завидовать тролль, распределить роли и разыграть сценку своими словами. Подгруппы меняются. Потом совместное обсуждение, почему же тролль невзлюбил оловянного солдатика, чему он позавидовал. И как это подтверждается в сказке и в этюдах детей.
2.Задание для подгрупп: подумать, как можно изобразить путешествие оловянного солдатика. Подобрать атрибуты и разыграть, диалоги придумать самим. Определить, кто кого будет играть. Обсуждение предполагает ответы на вопросы:

  • Какая подгруппа разыграла действие более интересно?

  • Почему именно так распределили роли?

  • Кто справился лучше? Как вы думаете, почему?

  • Как лучше было бы изобразить героя?

  • Можно ли по тому, как был изображён герой, понять его характер, переживания? Почему? Что нужно добавить?

3.При работе над 3 – м действием, важно помочь детям определить свою точку видения сказки и доказать её. Задания подгруппам:

  • Решить, что победило в сказке любовь или зло, и в соответствии с этим разыграть действие. Потом проводится обсуждение увиденного:

  • Проявление, каких чувств мы увидели в игре подгрупп?

  • Смогли ли они показать, что победило в их сказке? Из чего это видно?

Длительность первого этапа -  1 месяц. 
Цель второго этапа технологии – воспитание эмоционально – образных умений: откликнуться на литературный образ, пережить ситуации, в которых оказался герой,которая осуществлялась с помощью методов работы, с детьми разработанных Л. Е. Журовым, В. И. Лейбсоном, В, А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным.

Задачи второго этапа педагогической технологии:

1.Обогатить и расширить представления детей о средствах вербальной и невербальной выразительности.

2.Обогатить игровые позиции детей за счёт формирования у них умений «вглядываться» в текст, «увидеть», «услышать» происходящее в нём, встать на позицию героя, «пропустить» через себя его мотивы и переживания.
3.Развивать игровые умения детей через освоения средств художественной выразительности и сознательное их использование в деятельности.
Для реализации 1 задачи второго этапа педагогической технологии, прежде всего, необходимо познакомить старших дошкольников со средствами художественной выразительности. Для этого после специально организованного занятия, использовались:
1)«словесное рисование» детьми портретов героев. 
2)разыгрывание сказки своими словами (в разном составе) с последующим  совместным комментированием целесообразности и уместности средств художественной выразительности, используемыми детьми. 

Примерные вопросы беседы с детьми:

  • Удалось ли передать образ героя?

  • Чем  похож, не похож персонаж, изображённый ребёнком, на литературного героя? Почему ты так считаешь?

  • Что бы ты хотел изменить или добавить в увиденное?

  • Какие средства выразительности были использованы? Нужны ли они в данном случае? Почему?

  • Как бы ты изобразил литературного героя?

3)выбор музыкальных фрагментов к эпизодам сказки. 
Примерные вопросы и задания:
Послушать запись шумов и определить, что происходит:

  • Кто это? (например, П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Паганини «Сонатина»);

  • Где сейчас находится оловянный солдатик? (на реке:  П. И. Чайковский  «Щелкунчик»,  Дебюсси «Лунный свет»);

  • Отгадай, кто появился? ( «Баба Яга» М. Мусоргского);

  • Что сейчас происходит? (Прокофьев «Вальс золушки»);

  • Прослушать и отгадать, кто может плакать в сказке?(П. И. Чайковский «Смерть куклы»);

  • Послушай и изобрази того, кого ты услышал (П. И. Чайковский пьесы из «Детского альбома»);

  • Подходит ли к концу сказки музыка? ( «Мелодия любви» М. Леграна, Вивальди «Зима»).

Для решения 2 и 3 задач педагогической технологии были использованы:
1.Загадки – пантомимы : отгадай, каким образом происходит путешествие; отгадай настроение персонажа; определи по походке, кто это; покажи – стой на месте! Я злобный! Я боюсь! Я тебя люблю!
2.Предположение по К. С. Станиславскому. Например, если бы ты вдруг превратился в оловянного солдатика и оказался в брюхе рыбы, что бы ты услышал и почувствовал или что бы ты почувствовал, оказавшись с плясуньей в огне. Изобрази.