Файл: Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
176 Психология моды
ственный, грандиозный, богато и даже излишне украшенный, — характеризующие стиль барокко в архитектуре, живописи, скульптуре, стали правомочными и для костюма. По мере расширения масштаба вовлечения в культурное общение географических регионов происходит и расширение границ стилевого единства. Стилевое единство всегда способствует повышению художественного уровня произведений. Костюм, выдержанный в едином стиле, воспринимается целостно, легко узнаваем и при этом непременно вызывает эстетическое наслаждение. Стиль — категория надличностная, создатель костюма может восстать против него, опровергнуть его своим творчеством, но он это делает внутри стиля, образуя локальное стилевое направление, или свой стиль. Задача художника-модельера состоит в том, чтобы понять, каким образом он вошел в стиль, строить свои взаимоотношения с ним, исходя из чувства собственного творческого предназначения. Бесспорно, художественные стили являются основными источниками формирования стилей одежды. Но, как замечает В. Г. Власов, использование слова стиль в быту или в иных, нехудожественных сферах человеческой деятельности возможно лишь в качестве метафоры. <...> На бытовом, массовом, нехудожественном уровне сознания потребность в смене форм называется модой 1^ Одежда отражает образ мыслей и жизни человека, его современная манеры и мораль, постоянно изменяющийся калейдос-
версия стиля коп событий. Сегодня одежда изменяется быстрее, чем в прежние времена, подобно тому, как постепенно увеличивается темп жизни. Среди наиболее важных, желательных характеристик современной одежды называют стиль, индивидуальность и нарядность. Стиль, понимаемый в широком смысле как определенная форма художественного выражения, узнаваемая через отличительные черты или характеристики, первичен по отношению к моде. Мода в данном контексте определяется как текущий стиль или общепринятая мода в угоду моменту. Словосочетание общепринятая мода синонимично понятию стиль в узком значении — это то, что использовалось в прошлом и заношено отдельными группами населения. Например, стиль хиппи, сформировавшийся в середине х годов и проявляющийся до сих пор. Г. Мортон называет моду живой версией или частью стиля в настоящем времени. Подобно тому как устоявшийся стиль отражает стиль жизни и мысли людей, мода образуется социальными силами под влиянием современных социальных условий.
1
Власов В. Г Стили в искусстве. СПб.: АОЗТ «Кольна», 1995. С. 546.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
177 Появление стиля в моде традиционно связывают с Г. Шанель. Что преобладало в моде до нее Требование заказчиц, от которых зависело все у них было монопольное право на украшения, ткани и иногда даже фасон. Портные перекраивали и переделывали в зависимости от желаний светских знаменитостей, так что их туалеты представляли собой синтез из личных вкусов и вкусов их портного. И беда ему, если красавица замечала на другой платьев чем-то похожее на ее собственное И вдруг украшательство уступило место линии, появилась одежда, родившаяся только благодаря логике создателя, отвечавшего на требования эпохи. Если женская мода была обязана Пуаре такими важными новшествами, как облегченный корсет, как попытка укоротить юбки, если Пуаре был непревзойденным колористом, то именно Шанель в 1916 году навязала моде столь решающие изменения, что заставила ее войти ввек. Право женщин на комфорт, на непринужденность движений, возросшая важность стиля в ущерб украшательству и, наконец, неожиданное использование простых тканей, повлекли за собой ipso facto возможность в ближайшем будущем создавать элегантные модели, доступные для самого широкого круга покупательниц. Впервые революция в женской моде состояла не в том, чтобы подчиниться фантазии, а прежде всего, в том, чтобы, следуя неумолимой необходимости, ее упразднить»
1
Несомненно, тенденция к проявлению стиля на фоне моды сказалась не только на дизайне, но и на производстве одежды. Массовое тиражирование моделей уходит в прошлое. Производство одежды становится более гибким, мобильным. Изготовление одежды в рамках наметившейся тенденции все чаще возводится в ранг индивидуального искусства. Собственно, речь идет о возрождении портняжного искусства, значение которого еще вначале века определил АИ. Халфон: Почва портняжного искусства — это есть примерка, и для того, чтобы портному было доступно угодить изяществом современному обществу — ему необходимо знать, что фон его художественной науки берется только от покроя, а стиль вытекает от примерки»
2
Наш современник, известный итальянский портной Джанни Кампа- нья, полагает, что быть прилично одетым также необходимо, как быть здоровыми свободным. А поэтому он рекомендует быть с портным столь же искренним, как с врачом или адвокатом. Тогда ему удастся создать образ красивого, здорового, свободного человека. «Кому-то кажется смешным, что все клиенты общаются со мной в голом виде. Парадоксальная метаморфоза — президенты и кинозвезды, финансовые гении и крупные бизнесмены раздеваются передо мной, чтобы быть одетыми лучше дру-
' Шарль-Ру Э Непостижимая Шанель / Перс фр. М Смоленск Прогресс, Литера,
Русич. 1995. С. 198-199.
2
Халфон АИ Значение портняжеского искусства. Одесса, 1914. С. 3.

178 Психология моды
Жанин Ньепс. Примерка у Диора.
1950. Авеню Монтень, Париж. гих», — отмечает Кампанья
1
Опытный мастер обращает внимание на актуальное противоречие между модой и индивидуальностью Меня забавляет старание современного человечества соответствовать фантазиям стилистов. Вместо того, чтобы подгонять свою фигуру и походку под костюм от Армани или Версаче, лучше пойти к хорошему портному и сшить одежду по себе. Но человечество не желает соглашаться стем, что каждый достоин собственного костюма»
2
В последние годы влияние идеи происхождения стиля от примерки к индивидуальным психофизическим особенностям человека на формообразование современной одежды становится более заметным. Время требует раскованности в одежде, отказа от стереотипов. Оригинальный дизайн, совершенная конструкция и качественное изготовление — вот три основных составляющих современного стиля в модной одежде. Современная модная индустрия стремится с помощью арсенала своих средств помочь человеку создать неповторимый индивидуальный образ. Мода изменчива, точнее изменчиво ее содержание, асам феномен постоянен и представляет для человека стабильную потребностно-мотивацион- ную значимость. Мода нужна человеку. Именно этим обстоятельством определяются положительные ответы на вопросы, постоянно волнующие многие поколения людей Лучше или хуже становится общество из-за переменчивости моды, Мода — суета или обретение своего Я и т. п. Наиболее точный ответ сформулирован И. Сен-Лораном: Моды проходят, а стиль остается. Кроме фантазии — своего рода витамина, который нужно регулярно впрыскивать в творчество, — в нем остается чистота.
1
Вещь. 2000. № 7. Июнь. С. 22.
2
Там же. С. 23.
1
Перефразирование названия книги Разговор о свете, лучше ли он ныне стал или хуже, в рассуждении обхождения человеческого и переменяющихся в нем мод. СПб., 1781.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
179 Людей трогает эта чистота. Особенно женщин, которые узнали себя в силуэтах, о которых я заставил их грезить»
1
щ ода и Индивидуальный стиль часто сталкивается с необхо-
эстетические димостью выдерживать натиск кратковременной чувства моды на второстепенные элементы костюма, например, какие-либо детали или аксессуары. Выдержать этот натиск помогают эстетические чувства, которые отражают и выражают отношение человека к различным предложениям моды как к чему- то прекрасному или безобразному, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же, в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности — как эмоции презрения, отвращения и тому подобные. Английский историк костюма Д. Лавер (James Laver)
2
исследовал воздействие степени временной удаленности или близости объекта моды на его восприятие и оценку субъектом моды и составил, хотя и нестрогую, но достаточно показательную схему, согласно которой один и тот же костюм будет казаться непристойным залет до своего времени неприличным залет до своего времени экстравагантным за 1 год до своего времени изящным в свое время безвкусным 1 год спустя (после своего времени) отвратительным 10 лет после своего времени забавным 30 лет после своего времени причудливым 50 лет после своего времени очаровательным 70 лет после своего времени романтичным 100 лет после своего времени прекрасным 150 лет после своего времени Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. Степень развитости и содержательности эстетических чувств выступает как существенно важный показатель его социальной зрелости. Различия в степени развитости эстетического вкуса определяют типы потребительского поведения
1) Потребитель с развитым эстетическим вкусом ориентируется на создание собственного стиля, прямо несвязанного с модой.
2) Среднеразвитый эстетический вкус предполагает ориентацию на эстетические свойства вещей, но без системно-целостного подхода к вещному окружению.
1
ЕПе. 1996. Июнь—июль.
2
Laver J. A Concise History of Costume. L., 1969. P. 202.

180 Психология моды Настоящая элегантность — результат сознательного приспособления предложений моды к своим потребностям.
Жанин Ньепс. Элегантная дама. Париже) Неразвитый вкус — отсутствие эстетической оценки вещной среды и вещей. Итак, проявление хорошего вкуса в одежде выражается в способности использовать те элементы моды, которые более всего подходят внешности, соответствуют личностным характеристикам, стилю жизни и обстоятельствам. Индивидуальный стиль обязывает к раскрытию личности. Вин дивидуальном стиле концентрируется и отношение человека к моде, и его подверженность капризам моды, и его вкус. Женщина должна обдумывать свой наряд, как поэт вдумывается в свое знание она должна соображать эти моды с своим лицом, сего характером выражения, с своими манерами. Ничто не может быть опаснее для женского туалета, чем буквальное следование модам. Иначе мода вела бык такому скучному однообразию нарядов, в котором уничтожилась бы всякая поэтическая фантазия женского каприза, — неординарные и остроумные советы Ивана Панаева, прекрасного литератора, репортера, знаменитой личности своего времени, ведущего обширного отдела моды в журнале Современник. Лидеры моды <...> или женщины со вкусом есть во всех социальных классах. И если одна из них подчинится капризам моды в силуэте, цвете и прическе, то, скорее всего, она будет выглядеть с шиком. Но настоящая элегантность и неповторимый результат проявятся лишь тогда, когда такая женщина с помощью здравого смысла и способностей приспособит к своим потребностям все лучшее, что есть в моде. Это один из секретов индивидуального стиля, — подчеркивает Стенли Маркус (Stanley Marcus)
2
' Современник. 1849. № 1.
1
Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. P. 16.
Глава 4. Мода, стиль, имидж 181 Сегодня быть модным — значит среди множества ориентиров и тенденций моды уметь обнаружить те элементы, которые могут составить структуру индивидуального костюма, создать целостный образ, внешне и внутренне непротиворечивый. Моду нужно чувствовать и понимать. Еще совсем недавно считалось, что чувство моды проявляется в следовании водном направлении с ключевыми моделями, которые создают идеальный силуэт сезона. К концу XX века содержание так называемого чувства моды претерпело заметные изменения. Это обусловлено сложностью моды как явления, многогранностью и множественностью его связей с другими явлениями, такими как личность, общество, техника, технология, искусство, этика, эстетика и др. Так, например, модные тенденции осени—зимы 1997/98 года описаны в журнале «ЕПе» по двадцати пяти измерениям. Цвета темно-красный, черный, серый с антрацитом Облик чистые линии, Арт Деко, обращение к прошлому Стиль е годы Жанр брючный костюм Силуэт удлиненный Платьев китайском духе Пальто плотное из шерсти с эффектом поношенности Брюки широкие Юбка с разрезом Эффект фалды и складки с напуском в моделях на каждый день Вырез образный Парадокс грубая шерсть, мягкий муслин Материал тисненый бархат Детали петлицы, прорезы и липучки в качестве застежки Шик боди с японкой (заниженная линия плеча. Аксессуары галстук из сатина Возвращение прежней тенденции супермини под длинным пальто
Дежа вю: квадратные плечики Обувь туфли на очень высокой и тонкой шпильке Сапоги вестерн, из вышитой кожи Сумка из бархата Новое лицо Эстер де Йонг* Макияж очень светлый — дневной, очень темный — для вечера Волосы гладкие, убранные назад, распущенные шиньоны Аксессуары круглые стальные часы.
* Имя манекенщицы.

182 Психология моды Воплощение буквально всех признаков моды водном костюме сделает последний эклектичным, если вовсе не безобразным. Ив этом случае уже не придется говорить об индивидуальном стиле. Для выражения индивидуальности в моде важно найти тот элемент, который не будет выделяться на фоне других, выбранных личностью, но будет принят всеми. В этом — секрет индивидуального стиля, ключ к разрешению противоречия между индивидуальными модным, то есть массовым. Индивидуальный стиль несовместим с импульсивным выбором. Для стильных людей характерен иной, сознательный, тщательно взвешенный подход. По их мнению, лучше купить пару дорогих вещей, которые дополнят существующий гардероб, чем много дешевых и некачественных. Создание единого ансамбля в одежде требует времени и на выбор аксессуаров, которые будут гармонично сочетаться с имеющимися вещами, а следовательно, подчеркнут привлекательность владельца костюма. Стиль одежды как Люди с хорошим вкусом всегда одеваются в соответ-
отражение стиля ствии со стилем жизни, ситуацией или окружением. В жизни настоящее время усиливается тенденция к использованию многофункциональной одежды, приспособленной к различным социальными погодным условиям. Это связано с возросшей активностью современного человека, большей мобильностью в передвижении с места на место, занятостью в различных сферах деятельности. Люди все чаще покупают вещи, которые будут служить более чем одной цели. Покупка бывает удачной в том случае, когда человек точно знает, какие ситуации и обстоятельства определяют характер его жизнедеятельности. Кто ты — именно с ответа на этот вопрос, по мнению Джоан Уоллес
Qoanne Wallace), начинается поиск индивидуального стиля в одежде. Свои наблюдения автор представила в виде нескольких моделей поведения, которые позволяют сориентироваться в стилевых предпочтениях индивидов
1
Если человек с большими амбициями любит водить спортивную машину или путешествовать вокруг света на сверхсовременном лайнере, если сего появлением в обществе атмосфера наполняется духом элегантности, то, скорее всего, он будет заботливо относиться к формированию своего гардероба и покупать только красивую дорогую одежду. Как правило, такой человек имеет свой стиль в одежде, но при этом он не пропустит случая попробовать одеться во что-нибудь новое. Это — стиль высшего общества, изысканный, утонченный от кутюр». Романтический стиль предпочитают, как правило, любители старых фильмов, поэзии и старинных романсов. Такие люди помнят каждую знаменательную дату и просто тают при свечах и мягкой музыке. Особенно См Wallace J. Dress with Style, N. J.: Revell. 1983.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
183
Гламурный стиль. Романтизм в мужской моде. Классический стиль. проявляется этот стиль в одежде женщин, которые стремятся выглядеть женственно и привлекательно. Они предпочитают носить платье или юбку с рюшами и кружевом пастельных и белых тонов. Нечто ностальгическое, утонченное и мягкое характерно для них. Романтизм в мужской моде проявляется в неконтрастных сочетаниях цветов, как правило тон в тони небольших объемах, в мягкости линий и ненавязчивости кроя, который лишь деликатно повторяет линии тела, но нив коем случае не искажает его естественных пропорций, и, наконец, в очевидном отсутствии табу, равно как и строгих правил. Нет повседневной необходимости в галстуке, а сорочку необязательно заправлять в брюки, летом обувь запросто надевают на голую ногу. Спортивный стиль. Авангардный стиль.

184 Спортивный стиль одежды — для тех, кто постоянно находится в движении, кто живет открыто, без тайн, кто держит свои ролики у двери и всегда готов отправиться в путь, кто получает удовольствие оттого, чтобы проснуться рано, приветствуя улыбкой наступивший день. Такие люди любят комфорта поэтому носят практичную одежду, не стесняющую активных движений. Персона, которая готова поспорить ради спора, которую привлекают прочные машины, сафари и подводное плавание, которая смело комбинирует одежду и выглядит при этом великолепно, которая одной из первых надевает модные вещи, несомненно, выбирает авангардный стиль одежды. Такие люди, как правило, имеют свой уникальный стиль. Никто другой не может состязаться сними в совершенстве. Современная авангардная одежда находится в постоянном контакте и взаимодействии с поверхностью тела человека, образуя подвижную, изменяющуюся в пространстве и во времени систему человек — одежда. Прогрессивные разработки в технологии производства и обработки материалов, нетрадиционное использование давно существующих методов кроя являются основой создания авангардной одежды и открывают новые возможности использования разрабатываемых изделий человеком, что, собственно, и привлекает поклонников данного стиля. Классического стиля в одежде придерживаются организованные и ответственные личности, предпочитающие работать индивидуально. Они верны традициям, бережно хранят дружбу со старыми друзьями. Их одежда обычно прилегающего силуэта. Классика выбирается ими на длительный срок носки, как правило на несколько сезонов.
4.2. Индивидуально-психологические основы стиля Чувство стиля и чувство моды — специфические чувства. Их формирование определяется целым рядом факторов, степень влияния которых еще предстоит исследовать. Но уже сегодня очевидна их связь с социальной и индивидуальной историей развития личности. Основа для формирования индивидуального стиля в одежде закладывается еще в детском возрасте под влиянием вкусов и оценок родителей, а также значимых других. Основным механизмом формирования стиля выступает в данном случае подражание. Дети подражают взрослым во всем, в том числе ив манере одеваться. Классику или романтизм и даже авангард не без труда можно обнаружить в детских костюмчиках и платьицах. У подростка по мере становления образа Я, формирования мировоззрения появляются собственные пристрастия в одежде. Зачастую они основаны на внешней идентификации себя со своим кумиром, в роли которого часто выступают известные музыканты, актеры, спортсмены, политики, друзья. Молодые люди чаще, чем взрослые, меняют одежду, так как испытывают
Глава 4.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   35

Мода, стиль, имидж
185 Основа для формирования индивидуального стиля в одежде закладывается еще в детском возрасте под влиянием вкусов и оценок родителей, а также значимых других. Фото начала XX века. Неизвестный автор. Сестры на детской даче. 1970 (из семейного альбома автора книги. острую потребность в изменении, познании себя с разных сторон. Предположительно, что наиболее характерные черты индивидуального стиля в одежде определяются к 18—20 годам. Это связано с построением жизненных и профессиональных планов и перспектив, сложившейся к этому времени системы ценностных ориентации и формированием общей направленности личности. Изменения в структурных компонентах личности могут повлечь за собой и изменения в стиле. Устойчивость индивидуального стиля закрепляется, вероятно, под влиянием некоторых устойчивых личностных черт прежде всего таких, как потребность в достижениях и творческий стиль мышления. Эти черты наряду с другими являются, как указывалось выше, личностными детерминантами процесса следования моде. Результаты психологических исследований устойчивости-изменчивости личностных черт позволяет сделать некоторые предположения о психологических детерминантах формирования индивидуального стиля одежды. Так, у мужчин самыми устойчивыми чертами считаются пораженчество, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуальные интересы, изменчивость настроений, ау женщин — эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчивость, желание дойти до пределов возможного. Вероятно, именно поэтому женщины — наиболее актив

186 Психология моды
i — - —
• - ' " ные субъекты моды. Более того, они в большей степени, чем мужчины, стремятся быть не только модными, но и неповторимыми, самыми обаятельными и привлекательными, что и находит свое выражение в поиске и создании индивидуального стиля одежды. Можно предположить, что феномен индивидуального стиля одежды обязан своим появлением женщине. Однако если учитывать специфику тендерных ролей субъектов моды, то акценты могут быть значительно смещены. Так, исследователями выявлены значимые связи между «фемининностью — маскулинностью» и стремлением следовать моде. В группе лиц с выраженными маскулинными чертами тенденция следовать моде выражается в стремлении подчеркнуть свой статус, свои достижения, тогда как в группе с выраженными феминин­
ными качествами это стремление проявляется в желании быть привлекательными, подчеркнуть свои физические достоинства либо скрыть недостатки. Следовательно, непросто женщины, а женщины и мужчины с феминин­
ными чертами личности более активны в поиске индивидуального стиля средствами моды. Г. Мортон, разрабатывая концепцию формирования внешней привлекательности, подчеркивала Одежда может быть выбрана для самовыражения и для идентификации ее владельца с прекрасным. Ношение одежды не может быть использовано лишь для показа, доказательства богатства и власти, или идентификации с социальной группой, к которой человек относится или с которой хотел бы идентифицировать себя. Данный аспект довольно часто дискутируется в последнее время. Индивидуальный стиль костюма, несомненно, находится за пределами стадного инстинкта»
3
Костюм, который подкрепляет самовыражение личности, высвечивает всю несущественную и лишнюю отделку, применяемую без учета структурных линий. Другими словами, костюм должен представлять собой четкую, рациональную простоту, которая, совмещаясь с психофизиологическими особенностями его владельца, дает ему возможность выделиться в существенном. Современный костюм с хорошим дизайном, подобно удачным дизайнерским находкам в современной фурнитуре, архитектуре, декоративном искусстве, зависит от разумного использования линии, интересных форм, соответствующих материалов и искусного сочетания цвета. Одежда и дом становятся средствами самовыражения и фоном для личности. Современный костюм должен представлять собой тщательно продуманный ансамбль шляпка должна соответствовать платью, гармонично сочетаться с перчатками и обувью, и даже самые эффектные украшения не должны бросаться
1
Исследование Е. Немеровской (СПбБИЭПП, 2000).
2
Степень выраженности фемининных и маскулинных черт определена с помощью Анкеты половых ролей Бема».
3
Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. P. 16.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
187 В поисках стиля. Фото Анны Геддес. в глаза, и если вдруг они оказываются замеченными, то забыть о них должно быть сложно. Несомненно, индивидуальность имеет большее значение, чем все эти мелочи последние многократно подчеркивают индивидуальность каждого.

188 Психология моды Немногие обладают чутьем, которое приводит к результатам, олицетворяющим стиль. Есть люди, которые имеют безупречный вкусно не воплощают его в своей внешности есть и такие, которые близки к достижению идеала, но, к сожалению, имеют старомодные вкусы некоторые не чувствуют цвета иные обладают хорошим чувством цвета, но лишены чувства линии и силуэта. Тем не менее всегда можно обнаружить женщину, которая олицетворяет все элементы стиля. Она редко бывает хорошенькой от природы. В глазах других людей она просто некрасива но она интеллигентна, много знает и космополитична. Она имеет вкус, скорее приобретенный, чем врожденный, который позволяет ей находить и покупать те вещи, которые имеют для нее важное значение и личностный смысл. Это может быть цвет, ассоциирующийся с памятными, глубоко личными переживаниями, изысканное украшение или способ комбинирования разных вещей. Кстати, все это справедливо и для мужчины.
Правомернее было бы утверждать, что стиль в большей степени определяется индивидуальным способом ношения одежды, чем свойствами носимой одежды. В манере одеваться должно быть нечто личное — беспечный залом на шляпе или легкая небрежность. Этому могут завидовать окружающие, но для субъекта стиля это возможность продемонстрировать чувство собственного достоинства, элегантность, выразить настроение и жизненную силу. Человек — это стиль, — говорят французы. Так или иначе, но каждый человек совершает выбор костюма, ориентируясь на свою индивидуальность, свой типологически обусловленный индивидуальный стиль жизнедеятельности. Доказано, чем точнее костюм выражает индивидуальность владельца, тем комфортнее он для него. Индивидуальность и комфортность, таким образом, являются своеобразным стержнем, вокруг которого формируется индивидуальный стиль одежды.
4.3. Тендерные различия стилевых предпочтений Стилевые Большинство женщин создают свой стильна основе предпочтения классической одежды, которая ассоциируется у них и с женщин деловой, и снарядной одеждой одновременно. Данное предпочтение указывает на одно из актуальных противоречий в современном классическом костюме. С одной стороны, женщина хочет нравиться, удивлять, очаровывать, быть неповторимой, нос другой, она — равноправный партнер в бизнесе, активный участник социокультур-
1
Исследование А. Богданова «Социально-психологические факторы формирования делового стиля одежды, спецфакультет менеджмента (СПбГУ, 1996, научный руководитель — МИ. Килошенко).
Глава 4. Мода, стиль, имидж
189 ных и политических преобразований в стране. Каким образом эти две тенденции представлены в женском классическом деловом костюме Ответ на данный вопрос был обнаружен в результате исследования «Социально-пси­
хологические факторы формирования делового стиля одежды (1996). Женщинам, участвовавшим в исследовании, было предложено выбрать из десяти деловых костюмов один, который понравится и подойдет более всего. Затем выбранную модель костюма необходимо было оценить пота ким критериям, как эстетичность, эротичность, функциональность, комфортность и индивидуальность. Анализ связей между степенью выраженности названных критериев костюма и психологическими особенностями потребителя (я в лучшем костюме) позволил выявить ряд закономерностей. В деловом костюме с выраженными эстетическими характеристиками женщина оценивает себя положительно она не стремится наставлять и поучать, а наоборот, ориентирована на получение советов от других людей она становится более внимательной в общении. Подчеркивание эротичности в костюме усиливает чувство независимости, стремление выделиться, быть на первом плане. Недостаточно функциональная одежда сдерживает проявления дружелюбия, склонности к сотрудничеству, согласию или компромиссу. Чем старше потребитель, тем выше его требования к функциональности костюма. В удобной одежде, с высокой степенью комфортности, деловые женщины проявляют себя менее жестко и агрессивно, но при этом снижаются их энергичность, упорство и настойчивость. Таким образом, выраженность того или иного критерия в костюме может оказывать решающее влияние на поведение деловой женщины и способствовать или, наоборот, препятствовать достижению желаемого результата. Входе данного исследования были обнаружены внутренние связи между характеристиками костюма. Замечено, что изменение интенсивности проявления одной из них приводит к изменению интенсивности другой. Выявленные связи имеют значение как при создании, таки при выборе соответствующего костюма. Например, в костюме, отвечающем высоким эстетическим идеалам, обнаруживают себя и эротические характеристики. Женщина в таком костюме не только красива, но еще и сексуально притягательна. Однако эстетичность костюма резко снижает его функциональность. Вряд ли женщина сможет свободно передвигаться и тем более работать в платье от кутюр». Высокофункциональный костюм, в свою очередь, лишен эротических признаков. В этой связи припоминается бесполая спецодежда или женский брючный костюм, точь-в-точь повторяющий мужской (по цвету, силуэту, фактуре и т. д.
* Все модели спроектированы для осенне-зимней коллекции 1996—97 года на АО Первомайская заря, г. Санкт-Петербург.

190 Психология моды Костюм № 1 — выбор женщины-лиде­
ра. Костюм М 8 — выбор женщины-дип­
ломата. Сравнительный анализ степени выраженности эстетичности, эротичности, функциональности, комфортности и индивидуальности в наиболее предпочитаемых моделях (костюм № 1 и костюм № 8) позволил выявить значимые различия только в оценках эротичности выбранных костюмов. В костюме № 1 эротичность более выражена. Его выбрали женщины с высокой самооценкой, уравновешенные, дружелюбные и любезные, как правило, со всеми сильный тип личности, который лидирует во всех видах групповой деятельности и полагается на свое мнение. Костюм № 8 выбрали женщины, тип личности которых можно охарактеризовать как уверенный, активный, направленный надело, ноне обязательно лидирующий гибкий и склонный к компромиссам при решении проблем, уважительный. Очевидно, индивидуально-типологические особенности потребителя модной одежды определяют его индивидуальный выбор. В связи с этим очевидна и значимость переориентации современного производства одежды с массового на мелкосерийное, максимально ориентированное на потребителя. Потребитель, в свою очередь, все чаще делегирует одежде конкретные задачи. Особенно это касается деловой одежды. Она должна сообщать о человеке ровно столько, сколько ему самому нужно. Стилевые предпочтения мужчин Если для женщины важно нравиться, удивлять и очаровывать, то для мужчины, в особенности делового, внешний облик прежде всего — камуфляж, набор знаковых деталей, указывающих на социальное положение, занимаемую социальную нишу и возможные амбиции. Мужская деловая мода многогранна, но при этом в ней выступают два основных направления консервативный стиль, работающий на создание образа надежного, солидного, состоятельного мужчины — банкира, политика, крупного преуспевающего бизнесмена — и энергичный стиль •>,
лава 4. Мода, стиль, имидж
191 подчеркивающий инициативность, готовность к самым нетрадиционным решениям. Консервативный стиль называют стилем трех С — серьезен, стабилен, состоятелен. К данному стилю в одежде предъявляются ряд общих требований и условностей. Прежде всего — отказ от итальянской мужской моды (например, фирмы Версаче и Армани), которая весьма непостоянна меняются расцветки тканей, крой, силуэт. Известный американский художник-стилист Шелли Комарова как-то водном из своих интервью иронически отметила Костюм от Версаче невозможен в американском банке также, как норковое манто — в угольном забое. Солидному человеку ненужно производить фурор своим внешним видом. Качественная роскошь — куда предпочтительнее. Та же Шелли называет и имя модельера, создающего по ее мнению образ солидного мужчины, это — Ральф Лоран. Идея его коллекций проста до очевидности все меняется, мода переменчива, и только истинный джентльмен остается образом стабильности и постоянства. Действительно, консервативный костюм едва ли находится в подчинении у моды. Из тканей выбираются натуральные или смесовые: кашемир, твид естественных мягких тонов серый, бежевый, синий. Хорошие пуговицы, дорогие подкладки. Рубашки к безупречному костюму должны быть также безупречны — однотонные, с едва заметным геометрическим рисунком. Особый шарм — рубашка с вышитой монограммой владельца, выполненная на заказу портного. На другом полюсе мужской деловой моды находится стиль энергичных, молодых бизнесменов — стиль трех О — общителен, обаятелен, открыт. Главный акцент здесь ставится на создание имиджа дружелюбного человека, с которым можно вступить в диалог, найти компромисса может, даже рискнуть. Мужчина, выбравший подобный образ, может смело экспериментировать со своим гардеробом, главное при этом — не утратить чувство вкуса и меры. Энергичный стиль — это прежде всего игра красок и настроений. Чер­
но-белая клетка, «гленчик», куриная лапка, насыщенные тона. Осторожное обращение с белым цветом. Белый пиджак или костюм может придать облику нарочито театральный вид, хотя в щегольстве данному типу мужчин не отказать. В коллекциях от Библоса и Монтаны х годов мужчины открыли для себя красный цвет. А затем в мужской моде наступил настоящий обвал красного красные набивные рубашки от Бертоне, красно-терракотовые галстуки Босса. И это не причуды модельеров, ведь мода заключает в себе не причину, она — следствие. Популярность ярких цветов, в частности красного, в мужской деловой моде многим видится в их влиянии на симпати-
Психосемантика мужского костюма практически не исследована, хотя имеется немало интересных публицистических заметок на данную тему.

192 Психология моды Стиль трех С — серьезен, стабилен, состоятелен. Стиль трех О — общителен, обаятелен, открыт.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
193 ческий нерв это стимулятор нервной системы, настраивающий ее на высвобождение жизненных сил. Деловую моду сравнивают с боевой раскраской воинов индейского племени, весьма красноречивой. В связи с этим значимость осознанного подхода к поиску своего стиля в одежде существенно возрастает. При этом условии созданный образ обязательно будет работать эффективно.
4.4. Роль моды в создании имиджа Рискуйте изменяться — один из лозунгов современ-
Имидж и стиль „ - тт нои многообразной моды. Но умение стать иной или иным — это не только наряд, это и лицо, и жесты, и поведение. Манера, лицо и стиль — неотъемлемые части имиджа личности, объекты творческого преобразования. Но если для того, чтобы найти лицо, нужно пожертвовать манерой, то, чтобы найти стиль, — необходимо отчасти отказаться и от лица. Манера есть субъективная форма, стиль — объективная. Манера непосредственна, стиль опосредован он достигается преодолением торжества между личностью и творцом, — объективацией ее субъективного содержания»
1
Пример — поэт Серебряного века, глава акмеистов Николай Гумилев, который сумел превратить свою откровенную некрасивость в загадочную притягательность конквистадора («Отряхая ударами трости клочья пены с высоких ботфорт. Элегантная авантюрность его лирики, подчеркнутая неизменно распахнутой шубой из леопардовых шкур в суровые зимы и оттененная лимонной феской в сочетании с лиловыми носками летом, производила оглушающее впечатление (так что золото сыпалось с кружев, с розоватых брабантских манжет. Правда, под маской Дон Жуана, под нарочитой элегантностью мягких английских пальто, скрывалось, как это водится, российское сердце поэта»
2
Понятие имидж (от англ. image — образ, изображение, отражение (в зеркале, подобие, метафора, икона) формировалось и развивалось в течение многих веков. Иезуитский миссионер Санчес Лабрадор описывал, с каким самозабвением древние кадувео (Южная Америка) посвящали целые дни раскрашиванию лица и тела, ибо, по их словам, кто не раскрашен, тот просто глуп. Татуировки и наносные узоры, по утверждению этнологов, дополняли натуральный человеческий облик, превращая его в изобразительный символ племенной мудрости. Краской индейцы заостряли естественную симметрию черт в условно геометрическую форму, которая означала социальную иерархию или космическую гармонию, доводя таким образом структуру лиц до структуры мифов, превращаясь тем
1
Иванов Вяч. Манера, лицо и стиль // Труды и дни. 1912. № 4. С. 1—2.
2
Шахматов В Рождены поэзией, и ею отмечены // Коммерсантъ-DANDY. Специальное приложение к Коммерсантъ-DAILY. 1996. Июнь. С. 3.

194 Психология моды Имидж. Эскиз Джанфранко Ферре. самым в живых мифологических героев, посредством эффективно сконструированного визуального имиджа
1
Почти тоже можно сказать о масках — театральных в классической Греции или Китае, погребальных в Древнем Египте. Вот личие от татуировок и раскрашивания маски не сращены с кожей. Они — объемные символические лица, не подверженные естественному телесному увяданию. Они обращают лицо, которое сразу и обобщенным образом маскируют (очерчивая на фоне тела в целом) и скрывают, — к вечности. В условиях же христианской культуры, в которой вечность стала делом личного спасения, типовая маска уже не могла причащать к идеальному существованию. Иона переселилась из высоких мистерий в низовой смеховой антимир — стала личиной клоунады. При этом она отчасти вновь отождествилась — в виде карминных румян и сажи вокруг глаз — с бренной кожей. Клоунская личина и есть ближайшая проформа современных имиджей. Не по виду, но по символическому типу. Клоун как бы гипертрофирует естественную фактуру нос возводится в квадрат ив куб посредством специальных нашлепок щеки вопиют красными пятнами глаза жирно обрисовываются — они словно шире открыты, чем глаза обычного человека голос переводится в регистр визгливого выкрика, чтобы его непросто слышали, но чтобы он резал уши ; ступни увеличиваются громадными штиблетами кисти рук удлиняются за счет слишком коротких рукавов и т. п. Клоун, как гротеск, как собрание торчащих и кричащих деталей, между которыми — пустоты (они облегчают концентрацию восприятия на щеках или ступнях, ведь ожидать от развлекающихся зрителей внимания к целостному и дифференцированному облику нельзя, поскольку это уже ду-
1
См Леви-Стросс К Структурная антропология. М, 1983.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
195 Создание имиджа связывается с проявлением стиля во внешнем облике, в поведении, во взаимоотношениях с людьми.
ховная работа, далекая от развлечения, оказывается самым заметным персонажем на цирковой арене. Это соответствует его роли коверного — артиста, появляющегося на публике постоянно и обязанного выдержать конкуренцию с исполнителями пестрых разовых номеров
1
Древние люди, еще, собственно, не оперируя термином имидж, тем не менее представали перед массами вовсе не такими, какими былина самом деле, а такими, какими их хотели бы видеть другие. И если новый социальный образ древние создавали с помощью цветных красок и узоров, то современники прибегают к помощи одежды, стрижки, макияжа, манер и других компонентов, которые и составляют понятие имидж. Первоначально термин имидж использовался в коммерческой рекламе для дифференциации товаров и имел довольно узкий смысл. В активный лексикон понятие имидж вошло из журналистской практики х годов, где оно использовалось прежде всего для акцентирования внимания на сценическом образе поп-музыкантов, процессе сращивания поп-музыки с шоу. В тоже время с разработкой новых методов организации избирательных кампаний имиджи стали широко применяться и для дифференциации общественных и политических лидеров. А к концу х заговорили об имид­
жах телеведущих, журналистов, актеров — всех тех, кто породу занятий часто являлся на публике, ипритом в амплуа, близком к амплуа затейника. Имидж представлялся как искусственно сформированный образ политика, предпринимателя, актера, товара, фирмы, социального или политического явления, массовых процессов Создание имиджа связывалось с проявлением стиля во внешнем облике, в поведении, во взаимоотношениях с людьми. См Чередниченко Т Политические имиджи и смеховая культура // Искусство кино.
1994. № 6. С. 111-116.

1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   35


196 Психология моды Певица Мадонна несколько раз изменяла свой имидж. На сегодняшний день нельзя с полной уверенностью сказать о наличии более или менее адекватного определения понятия имидж и целостной теоретической концепции формирования имиджа. Понятие имидж трактуется как стилистическое препарирование реальной человеческой фактуры эмоционально окрашенный устойчивый образ кого-либо или чего- либо, сложившийся в массовом сознании и способный оказать влияние на поведение людей абстрактный, отчужденный от личности-носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих значимым другим социально-психологическая установка, программирующая поведение людей рекламный облик личности синоним персонификации и т. д. Очевидно, что перечисленные определения понятия имидж в той или иной степени отражают структуру данного явления, его функции, механизмы формирования и развития, связь с психологическими, социальными, экономическими и другими явлениями общественной жизни. В структуре имиджа выделяются одна или несколько черт, составляющих основу его схемы, так называемые имиджевые константы. Сохраняя яркость и конкретность демонстрируемого образа, имидж должен включать в себя постоянные устойчивые элементы, существующие в более или менее неизменном виде в различных типовых имиджах. Эти элементы являются как бы фундаментом образа, на основе которого и конструируется публичный эффективный имидж.
Имиджевые константы, в случае если они не соответствуют сложившимся в той или иной культуре и эпохе стандартам понятий красота, надежность, добродетельность, общая позитивность образа и т. д, должны быть скорректированы под требуемый стандарт и лишь после этого публично предъявлены обществу. Эти требования распространяются не только на
Глава 4. Мода, стиль, имидж 197
— визуальный образ индивида, но и на его психофизиологические проявления, стиль поведения и взаимоотношений с людьми, то есть на все структурные элементы имиджа. В целом основные составляющие имиджа могут быть классифицированы следующим образом
1. Состояние кожи лица.
2. Стрижка, цвет волос, макияж.
3. Одежда и ощущение фигуры в ней (соответствие типа фигуры и носимой одежды.
4. Язык тела и жестов.
5. Культура речи (владение ораторским искусством, интонации и тембр голоса.
6. Этикет (соответствие поведения определенной ситуации и обстановке.
7. Общий культурный и образовательный уровень развития (базисное образование. О целостности эффективного имиджа свидетельствуют функции, которые он выполняет в процессе межличностного познания и общения презентации Я личности, маскировки Я личности, отражения социальных установок, социальной стратификации, поддержания оптимального уровня психологической близости общающихся, регуляции поведения, манипуляции, внушения и т. д. В зависимости от концепции создания имиджа для мужчины или женщины таили иная функция может стать ведущей. Например, имидж молодой женщины, стремящейся продемонстрировать принадлежность к определенному социальному слою, не будет выполнять функцию внушения. Активизация же в имидже функции внушения сделает женский образ закрытыми таинственным. Манипулятивный Женщины хотят понравиться, а мужчины — произвести впечатление. Исследование С. Ю. Лосевой «Социально-психологические механизмы формирования имиджа современной молодежи (СПбБИЭПП, 2001, научный руководитель — МИ. Килошенко).

igg Психология моды имидж практически исключает возможность установления тесных контактов с людьми. Использование имиджа для отражения рода занятий нивелирует функцию манипуляции, но усиливает функцию общения. Имидж, маскирующий Я личности, делает невозможным определение социальной принадлежности женщины. Не менее интересные связи обнаружены и между функциями имиджа молодого мужчины. Внушающее воздействие мужского имиджа исключает использование имиджа для установления контактов и презентации Я. В свою очередь функция имиджа в презентации Я молодого мужчины подчиняет себе функцию выбора определенной тактики поведения. Для мужчины важнее создать имидж для того, чтобы занять желаемое место в обществе, чем для того, чтобы манипулировать людьми. Наличие тесной корреляционной связи между такими функциями имиджа, как внушение и маскировка Я личности, указывает на желание мужчины обладать таким имиджем, который бы помогал оказывать влияние на других людей и при этом скрывал бы его истинное лицо. Очевидно, создание и представление имиджа — чрезвычайно сложные и ответственные задачи. В связи с этим визуальные характеристики имиджа приобретают особое значение. Как отмечает Э. Сэмпсон: Мы все занятые люди. В динамично и быстро изменяющейся культуре у нас нет времени углубляться в знание, детализировать информацию о каждом человеке, с которым мы встречаемся, каждый рабочий день. Визуальный имидж, который они создают, мы отмечаем первым. Их тело, позы, их одежда говорят задолго до того, как они произнесут первое слово»
1
П. Берд говорит об имидже как о механизме восприятия людьми друг друга. Это полная картинка Вас, которую Вы представляете другим. Оно включает то, как Вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете, Ваши умения, Вашу осанку, позу и язык тела, Ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую Вы поддерживаете»
2
По мнению И. Криксуновой, не только внешние данные определяют и программируют имидж. Не менее важным компонентом являются особенности личности характер, темперамент, способ общения и поведения. Именно они создают стиль. Стиль — личная манера исполнения, которую можно обрести лишь путем вживания в нее, принятия определенных ценностей или психологических установок. Личностный стиль проявляется в большей степени в общении с другими людьми. Психологическими детерминантами стиля являются характер и темперамент.
1
Sampson Е The Image Factor. A Guide to Effective Self-presentation For Career
Enhansment. London, 1994. P. 3.
2
Берд П Имидж — путь к успеху. СПб.: Питер, 1996. С. 4.
3
См Криксунова И Создай свой имидж. СПб., 1997.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
199
Спортивно-непринужденный стиль. Е. Дуда-Грач. Польская американка.
1975. Исходя из индивидуально- типологических особенностей людей и их предпочтений в одежде вне зависимости от моды И. Криксунова выделяет семь стилей консервативный, классический, экстравагантный, эротический,спортивно-непри­
нужденный, загадочный и пас­
сивно-женственный. Консервативный стиль весьма респектабелен, у окружения он ассоциируется с надежностью, солидностью и постоянством. Классический стиль наиболее распространен, так как он характеризует персону уравновешенную, обладающую гибким умом и здоровым конформизмом, оптимально приспособленную к жизни. Этот стиль пользуется успехом усильных мира сего. Экстравагантный стиль встречается не так часто. Большинству людей свойственен конформизм, стремление быть как все. Носитель экстравагантного стиля может быть абсолютно уверен незамеченным он не останется. Заявить о себе — его цель. Этот стиль чрезвычайно яркий, выразительный. Эротический стиль — максимально сильное средство для того, чтобы заявить о своей сексуальности. Он притягивает, возбуждает, активизирует, завораживает.
Спортивно-непринужденный стиль в последние десятилетия сильно распространился по всему миру. Его доминантой являются джинсы. Этот стиль дает возможность стряхнуть с себя мир рамок и ограничений, навязанных многочисленными социальными ролями и обязанностями. Загадочный стиль — исключительно красивый, женственный и волнующий. Он соответствует самой сути женского характера — переменчивого, капризного, непостижимого.

200 Психология моды
Мне надоело быть принцессой Никогда не знаешь, любят ли тебя зато, какая ты есть, или только потому, что ты — принцесса. Переоденусъ-ка я в эту одежду, может быть, тогда наконец-то люди увидят, какая я на самом деле Играем с Барби. 2000. № 6).
Пассивно-женственный стиль не несет в себе никакой угрозы для окружающих, напротив, пробуждает потребность опекать, защищать. В целом построение имиджа осуществляется в нескольких направлениях Физический имидж формируется состоянием здоровья, стилем одежды, прической и макияжем Психологический — характером, темпераментом и внутренним миром Социальный имидж определяется ролью в обществе, поведением и коммуникативными способностями. Имидж — это просто культивирование нужных реакций. В результате интервью на тему Что такое имидж было выявлено широко распространенное среди молодых людей представление об имидже как индивидуальном образе, который человек создает для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих людей с целью достижения своих целей (успех в жизни, продвижение по службе, эффективное общение с людьми, личностный и духовный рост. Очень редко люди создают себе отрицательный или конфликтный имидж. Хотя агрессивный имидж может стать сценической приманкой, но до тех пор, пока будет срабатывать на публике. При создании желаемого образа специалисты рекомендуют не ограничиваться контролем какого-либо одного информационного канала реципиентов имиджа. Только комплексный подход может помочь в создании правильного имиджа. Г. Почепцов подчеркивает, что построение имиджа ведется строго по одному из законов пропаганды, в соответствии с которым нет смысла тратить деньги на разрушение стереотипа, а следует строить свой стереотип с опорой на уже имеющийся. Имидж в этом смысле и есть стереотип, который уже есть в нашем обществе и наша задача приблизится к модному
' См. исследование С. Ю. Лосевой «Социально-психологические механизмы формирования имиджа современной молодежи (СПбБИЭПП, 2000, дипломная работа под руководством МИ. Килошенко).
2
Речь идет о ведущих сенсорно-информационных системах человека — визуальной, аудиальной и кинестетической.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
201 имиджу. Массовое сознание формирует идеальный имидж. Одним из наиважнейших компонентов которого является язык общения, построенный на лексике человека, обладающего модным имиджем. Имидж как модный стандарт и объект не следует полностью отождествлять с другими модными стандартами и объектами, в частности модной одеждой, обувью, аксессуарами, прической, идеологией, увлечениями и т. д. В каждом конкретном случае между ними устанавливаются особенные отношения. Имидж и мода Искусная, хорошо продуманная техника овладения че-
в политике ловеческим сознанием, контроля над ним — это вклад, которым современное общество обязано прежде всего знахарям, шаманам, жрецам — прообразу современных политических лидеров. Народные властители главным образом своим имиджем, складывающимся из тайн и мифов об их всемогуществе, а также из их внешнего облика, формировали послушание себе, упрочивая таким образом свои лидерские позиции. Практика создания имиджа политического лидера появилась не спонтанно. Она базировалась на анализе многочисленных опросов общественного мнения, проводимых вовремя предвыборных кампаний в разных странах ив разное время. Результаты опросов показали, что обычный избиратель делает свой политический выбор, основываясь не на политической программе кандидата, а на своем впечатлении о нем как о человеке, принимая во внимание такие характеристики кандидата, как внешнее обаяние, семейное положение, религиозная принадлежность, пол и раса
2
Целостный имидж политического лидера создается из нескольких компонентов — психофизиологических составляющих имиджа и социально-иде­
ологических установок, предлагаемых на суд избирателей, основу которых составляет, так называемый первичный материал, способный вдохновить электорат на эффективную реакцию в восприятии имиджа. Этому способствуют такие публично демонстрируемые черты, как привлекательность, душевность, человечность, динамизм, поведение триумфатора, уверенность, твердость, гибкость ума, наличие политического или профессионального опыта в какой-либо сфере деятельности. При этом Б. Брюс подчеркивает невозможность (или затруднительность) прямой демонстрации некоторых характеристик, например, наиболее важного лидерского качества — смелости. Оно, по мнению специалиста, находится за пределами имиджмейкер- ства»
4
. Но подобные характеристики вполне могут быть продемонстриро-
1
Почепцов Г. Г Имиджелогия. М Ваклер, 2000. С. 30.
2
См Феофанов О. А США реклама и общество. М, 1974.
3
См Мошкин СВ Политическая реклама пособие для начинающих политиков. Екатеринбург УрО РАН, 1994. С. 217.
4
См Почепцов Г. Г Имиджелогия. М Ваклер, 2000. С. 26.

202 Психология моды
ваны косвенными средствами. Для этого требуется большая повторяемость последних, чтобы они запечатлелись в общественном сознании в нужном виде. Итак, для достижения эффективного влияния политического имиджа избирателям представляется лишь так называемая публичная сторона личности, так как избиратели обладают свойством оценивать политиков впер вую очередь по их стилю поведения и внешности, а не по их словам. Человеческая память на слова увядает задолго до того, как мы забудем внешнее впечатление о человеке. Это во-первых.
Во-вторых, искусство создания имиджа состоит в том, чтобы имидж- носителя воспринимали не как некую поведенческую схему, навязанную извне, а как результат собственного видения ее такой, какая она есть. Еще
Гераклит подметил Главное — не то, что есть, а то, как мы это понимаем. Именно этот эффект восприятия имиджа политика позволяет использовать его как средство убеждения и манипулирования сознанием масс. При создании имиджа какой-либо личности, по аналогии с созданием имиджа того или иного товара, конструкторы имиджа следуют следующему правилу Имидж должен быть нечеток, он должен быть где-то между чувством и воображением, ожиданием и реальностью. Имидж конструируется в соответствии с запросами избирателей и по всем законам жанра, то есть в нем есть место некоторым человеческим слабостям, нарочито демонстрируемым электорату, некие шероховатости, за которые легко может зацепиться воображение. Это легко объяснимо, так как конкретность образа лишает избирателей роли соучастников в творческом процессе разгадывания истинной сути политика. Если такой контакт произошел, потенциальный избиратель сам дорисует имидж политика в его же пользу. В сфере коммерции, где имидж товара играет основополагающую роль, можно обнаружить доказательные примеры существования эффекта размытости имиджа. Так, фирма «Pinkus» для рекламы своих мужских костюмов фотографировала их без фокусировки — получалось просто темное пятно. Тоже делала фирма Мерседес со своей моделью Х. При такой рекламе каждый видит то, что хочет, а это всегда лучше, чем сам товар. И в-третьих, соответствие содержания имиджа свойствам его реципиента на уровне ценностей и жизненного опыта, включая национальный менталитет, архетипические образования, детские переживания, общую культуру, понятийно-словарный тезаурус, обеспечивает со­
циально-психологическую совместимость имидж-носителя и электорального представителя и, следовательно, повышает эффективность воздействия имиджа. При этом важное значение придается и совместимости индивидуально-психологических особенностей (типа мышления, восприятия, воображения, чувствительности, а также темперамента, половоз-
1
Почепцов Г. Г Имиджелогия. М Ваклер, 2000. С. 208-209.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
203
растных свойств информационного носителя и его реципиента — подобные подобных и любят»
1
Современные имиджмейкеры, независимо от их национальной принадлежности, строят свою работу в соответствии с чеховским тезисом о гармонии одежды, души и тела, сводя его в итоге к тому, что прическа, макияж, одежда политика должны находиться в гармонии сего идеологическим имиджем. Модные стандарты имиджа политика Определение стандарта внешнего вида политика является популярной на западе темой научных исследований. Политический деятель ассоциируется у избирателей с опрятным безупречным видом и элегантной одеждой, констатируют ученые. Дж. Моллой (J. Molloy), обобщая результаты своих многолетних исследований, подчеркивает, что одежда — часть рабочей среды, она может многое сказать о личности, положении и непременно должна способствовать авторитету. Костюм оказывает заметное воздействие на людей, с которыми личность общается, ив частности, на восприятие и понимание личности. Человек может достичь значительно большего результата, если он хорошо одет»
2
Схожую точку зрения высказывает Л. Браун. Исследователь считает, что внешний вид, выбор одежды в значительной степени влияют на то, что думают о человеке другие, и на то, что он думает о себе сам
3
По мере того как политические вы-
В политике утверждаются свои модные стандарты.
1
Ломоносов М Избранная проза. МС Т Dress for success. N. Y„ 1972. P. 22.
3
См Браун Л Имидж — путь к успеху. СПб.: Питер Пресс, 1996.

204 Психология моды
, боры превращались в подобие хорошо поставленных спектаклей и шоу, к их участникам предъявлялись новые жанровые и ролевые требования. Еще в е годы один из лидеров либеральной партии Великобритании писал, что политическое соперничество превратилось в своего рода конкурс красоты главным считается то, как человек выглядит, а не то, что он думает и говорит
1
Итак, одежда — это визитная карточка политика. Следовательно, костюм политического деятеля должен соответствовать тому имиджу, который выбран для него в предвыборной кампании. Но излишняя отполирован- ность» образа, как правило, наносит непоправимый вреди отталкивает избирателей от манекена, а опрятность и профессионализм в облике политика, напротив, заставляют относиться к нему с уважением. Стандартной униформой для большинства политиков мира является деловой костюм. В Соединенных Штатах и Европе произошло окончательное и повсеместное распространение строгого костюма, выразившееся в развитии стиля деловой одежды, который скорее подобен спокойной реке, чем прихотливому потоку. Деловая среда не подвержена случайным веяниями поэтому деловая одежда достаточно консервативна. Человек, наделенный властью, в глазах российских избирателей также ассоциируется со строгим деловым костюмом, галстуком и портфелем («дипломатом»)
3
Имиджмейкеры настаивают на том, чтобы вид костюма подчеркивал, что он стоит не больше средней ежемесячной зарплаты политика. Это отчасти объясняется тем, что одежда несет в себе знак принадлежности коп ределенному социальному слою. Для политиков важно, чтобы избиратели идентифицировали его как равного себе, а не как пришедшего откуда-то сверху социальной лестницы. Большинство кандидатов-мужчин на выборах 1981 года во Франции отдали предпочтение классическому костюму в светлых тонах не столько из хваленого вкуса, сколько по этой причине. Следовательно, политик, женщина это или мужчина, не может позволить себе носить супермодный костюм, который будет шокировать голосующих своей ценой. Советы признанного авторитета в области деловой и политической моды Дж. Моллой оказали значительное влияние на американских имидж­
мейкеров, работающих с политиками самого высокого ранга, и превратились в практический принцип для политика-мужчины все самое модное — далеко не самое лучшее. Следуя этому принципу, политик должен оставаться
1
См Горецкая И. Е Великобритания избиратели, выборы, партии. 1945 — 1970. М Наука, 1974.
2
См Molloyjohn Т Dress for success. N. Y., 1972. P. 23.
3
См Мошкин СВ Политическая реклама пособие для начинающих политиков. Екатеринбург УрО РАН, 1994. С. 60.
4
См Ramier F., Rolot С Choisir un president. Paris, 1986. P. 17.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
205
Маргарет Тэтчер, первая женщина премьер-
министр в истории Европы, ввела в сферу международной политики сдержанный темный костюм в полоску, предназначенный для женщины, которая придает значение карьере. умеренными слегка консервативным в выборе одежды, так как помимо знака социальной принадлежности, который несет в себе одежда, существует и определенный политес и традиции, утвердившиеся в томили ином культурном пространстве. Английская чопорность, например, чуть не стоила консервативной партии и ее лидеру Маргарет Тэтчер провала на выборах 1987 года. Один из членов кабинета сообщил как-то премьеру Тэтчер, что некоторые министры подрывают предвыборную кампанию непозволительной распущенностью своих одежд, имея ввиду вызывающий желтый жилет замминистра торговли и промышленности, слишком часто мелькавший на телеэкране и отдающий легкомыслием в момент экономического спада. Пожелания железной леди было категоричным злополучный жилет исчез с телеэкранов. Экстерьер партии был исправлен, и выборы, хотя с трудом, но удалось выиграть
1
Искусство выбора одежды заключается в умелом сочетании цвета, линии, фактуры и стиля. Нарушение этого баланса может сделать внешность слишком блеклой или слишком яркой, может придать карикатурность. Профессиональная литература индивидуализирует возможности выбора костюма, рубашки, обуви и всех аксессуаров в зависимости от возраста, роста и телосложения кандидата, цвета его волос и глаз. Учитывая научные достижения цветотерапии и психологии воздействия, Дж. Моллой подчеркивает, что единства стиля легче всего добиться, выбирая однотонные элементы одежды. Однотонный костюм должен стать основным элементом одежды мужчины, часто находящегося на публике. Такой костюм обладает свойством хорошо сочетаться с однотонными цветами и рисунками других элементов одежды, что упрощает выбор правильной комбинации костюм — рубашка — галстук. Костюм может быть синим, серым, бежевым, коричневым. Мужчина, одетый, например,
1
См Московский комсомолец. 1993. 20 июня.

202 Психология моды
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   35

• — - — ' — ' ' — •


ваны косвенными средствами. Для этого требуется большая повторяемость последних, чтобы они запечатлелись в общественном сознании в нужном виде. Итак, для достижения эффективного влияния политического имиджа избирателям представляется лишь так называемая публичная сторона личности, так как избиратели обладают свойством оценивать политиков впер вую очередь по их стилю поведения и внешности, а не по их словам. Человеческая память на слова увядает задолго до того, как мы забудем внешнее впечатление о человеке. Это во-первых.
Во-вторых, искусство создания имиджа состоит в том, чтобы имидж- носителя воспринимали не как некую поведенческую схему, навязанную извне, а как результат собственного видения ее такой, какая она есть. Еще
Гераклит подметил Главное — не то, что есть, а то, как мы это понимаем. Именно этот эффект восприятия имиджа политика позволяет использовать его как средство убеждения и манипулирования сознанием масс. При создании имиджа какой-либо личности, по аналогии с созданием имиджа того или иного товара, конструкторы имиджа следуют следующему правилу Имидж должен быть нечеток, он должен быть где-то между чувством и воображением, ожиданием и реальностью. Имидж конструируется в соответствии с запросами избирателей и по всем законам жанра, то есть в нем есть место некоторым человеческим слабостям, нарочито демонстрируемым электорату, некие шероховатости, за которые легко может зацепиться воображение. Это легко объяснимо, так как конкретность образа лишает избирателей роли соучастников в творческом процессе разгадывания истинной сути политика. Если такой контакт произошел, потенциальный избиратель сам дорисует имидж политика в его же пользу. В сфере коммерции, где имидж товара играет основополагающую роль, можно обнаружить доказательные примеры существования эффекта размытости имиджа. Так, фирма «Pinkus» для рекламы своих мужских костюмов фотографировала их без фокусировки — получалось просто темное пятно. Тоже делала фирма Мерседес со своей моделью Х. При такой рекламе каждый видит то, что хочет, а это всегда лучше, чем сам товар. И в-третьих, соответствие содержания имиджа свойствам его реципиента на уровне ценностей и жизненного опыта,
включая национальный менталитет, архетиппческие образования, детские переживания, общую культуру, понятийно-словарный тезаурус, обеспечивает со­
циально-психологическую совместимость имидж-носителя и электорального представителя и, следовательно, повышает эффективность воздействия имиджа. При этом важное значение придается и совместимости индивидуально-психологических особенностей (типа мышления, восприятия, воображения, чувствительности, а также темперамента, половоз-
1
Почепцов Г. Г Имиджелогия. М Ваклер, 2000. С. 208-209.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
растных свойств информационного носителя и его реципиента — подобные подобных и любят»
1
Современные имиджмейкеры, независимо от их национальной принадлежности, строят свою работу в соответствии с чеховским тезисом о гармонии одежды, души и тела, сводя его в итоге к тому, что прическа, макияж, одежда политика должны находиться в гармонии сего идеологическим имиджем. Модные стандарты Определение стан- имиджа политика Д
а
Рта внешнего вида политика является популярной на западе темой научных исследований. Политический деятель ассоциируется у избирателей с опрятным безупречным видом и элегантной одеждой, констатируют ученые. Дж. Моллой (J. Molloy), обобщая результаты своих многолетних исследований, подчеркивает, что одежда — часть рабочей среды, она может многое сказать о личности, положении и непременно должна способствовать авторитету. Костюм оказывает заметное воздействие на людей, с которыми личность общается, ив частности, на восприятие и понимание личности. Человек может достичь значительно большего результата, если он хорошо одет»
2
Схожую точку зрения высказывает Л. Браун. Исследователь считает, что внешний вид, выбор одежды в значительной степени влияют на то, что думают о человеке другие, и на то, что он думает о себе сам
3
По мере того как политические вы В политике утверждаются свои модные стандарты.
1
Ломоносов М Избранная проза. МС Т Dress for success. N. Y„ 1972. P. 22.
3
См Браун Л Имидж — путь к успеху. СПб.: Питер Пресс, 1996.

206 Психология моды
i — - — • ' • • в темно-синий костюм, белую рубашку и темно-красный галстук, демонстрирует хороший вкус
1
С. Мошкин составил Таблицу элегантности (см. табл. 4.1. нас, в которой приведены основные варианты цветовых сочетаний одежды по­
литика-мужчины
2
Если костюм политика-мужчины обречен быть консервативными скромным, то одежда политика-женщины может быть более разнообразной, что и доказала за долгие годы своей политической карьеры Маргарет Тэтчер, активно применявшая на практике советы профессионалов-имиджмейкеров. В самом начале своей политической карьеры Маргарет Тэтчер, вызывала насмешки прессы своим черным платьем с двумя нитями жемчуга, от которого как бы веяло нафталином. Чуть позже, когда имиджем М. Тэтчер занялась одна из известнейших компаний в области связей с общественностью
«SAATCHI&SAATCHI»*, железная леди сумела попасть в список самых элегантных людей мира, являя собой эталон визуального имиджа женщины и политика. По рекомендации специалистов Маргарет Тэтчер стала носить элегантные костюмы ярких насыщенных цветов, что благоприятно отразилось на производимом ею впечатлении. Цветовое сочетание элементов женского костюма подчиняется классическим требованиям. Синий цвет для женского делового костюма считается наиболее выигрышным. Такой костюм, как правило, дополняют однотонной блузой, либо блузой с нечетким рисунком сероватых тонов. Серый также находится среди предпочтительных цветов для одежды женщин-по­
литиков, потому что костюм серых тонов не привлекает к себе внимания, однако он выгодно оттеняет внешность. Серый символизирует спокойствие, доверие, успех, авторитет. Среди других наиболее выигрышных цветов одежды называются шоколадно-коричневый (особенно с темными волосами, темными глазами и смуглой кожей более светлые оттенки коричневого — беж, ржавчина, глина оттенки зеленого — нефритовый, темно-изум­
рудный, оливковый оттенки лилового, синего. Некоторые имиджмейкеры не отрицают также и деловое платьев качестве формы одежды женщины-политика. В этом случае наиболее приемлемо платье с длинным рукавом. Лучшие цвета для делового платья — тем­
но-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, уме­
ренно-синий, светло-синий или серый в мелкую полоску. Бывалые политики демонстрируют искусство преображения в рамках
1
Molhyjohn ТУ.
Мошкин СВ Политическая реклама пособие для начинающих политиков. Екатеринбург УрО РАН, 1994. С. 61-63.
* SAATCHI: сокращение от Simple and Arresting Truths Create High Impact — чистая и привлекающая внимание правда создания сильного влияния.
3
Браун Л Имидж - путь к успеху. СПб.: Питер Пресс, 1996. СТ а блица Таблица элегантности для политика Тон костюма Серый
Темно-серый
Темно-синий
Темно-зеленый Песочный
Светло-коричневый
Темно-коричневый Черный Рубашка белая слоновая кость светло-голубая розовая белая слоновая кость светло-розовая белая слоновая кость бежевая табачная светло-розовая розовая светло-голубая белая розовая табачная белая бежевая светло-розовая белая Тон галстука любого цвета красно-черный бордо, бело-красно-голубой коричнево-красно- . зеленый темно- голубой зеленый, бордо красно-черный красно-черный серебристо-серый красно-черный Ботинки черные черные
шШШШюшШ черные темно- коричневые светло- коричневые красно- коричневые коричневые черные Носки в тон галстуку черные темно- голубые коричневые светло- голубые бордо черные темно- фиолетовые Шляпа
светло-серая черная темно-серая черная зеленая под цвет костюма зеленая табачная серовато-черная

208 Психология моды общего стиля. Например, Жак Ширак сменил накануне президентских выборов традиционные туфли на черные мокасины Weston, а привычные носки в тон костюму — на бежевые в полоску от Ecosse, что обеспечило ему помощь в создании имиджа демократичного кандидата
1
Использование в оформлении внешности политика модной молодежной одежды наряду с открытым исповеданием пристрастий молодых, как показывает опыт, повышает престиж политического деятеля среди молодого поколения. Достаточно вспомнить спортивный демократичный образ Бориса
Ельцина
2
. Телезрители могли видеть его в спортивных шортах и футболке на теннисном корте в джинсах и свитере, наброшенном на плечи с завязанными узлом на груди рукавами, вовремя отдыха ив неофициальной обстановке. А появление заокеанского коллеги Ельцина Билла Клинтона в рваных джинсах среди молодежи обернулось для него 70% голосов дополнительно, игра жена саксофоне в костюме Элвиса Пресли сделала его любимцем всей Америки. Однако демократизация стиля одежды не всегда приносит удачу политику, как это было в случае с Бобом Доулом, сменившим привычный костюм на синюю куртку и брюки цвета хаки, в отчаянной попытке приблизиться к избирателю, от которого он был страшно далек на протяжении всей своей предвыборной карьеры. Конструируя имидж политика, имиджмейкеры не забывают ни об одной детали его туалета, даже о том, что на первый взгляд может показаться второстепенным. Аксессуары, к которым относятся очки, ювелирные украшения, часы, шляпа и сумка или атташе-кейс (дипломат, тоже играют немаловажную роль в формировании целостного облика политика. Требования к ним достаточно просты современный дизайн, функциональность, качество, натуральные материалы ив случае украшений, минимальное количество. Прорабатывая внешний облик политика имиджмейкеры учитывают тот факт, что представления избирателей о политиках укладываются в достаточно определенные рамки, заданные сложившейся политической культурой общества, обычаями и традициями. Однако основу визуального имиджа политика все же составляют его природные данные, зачастую нуждающиеся в приведении их в соответствие с существующей системой социальной кодификации, определении возможно более позитивных или негативных элементов, на которых преимущественно будет строиться его имидж»
4
Гармонизация визуального имиджа с природным психотипом политика является одной из важных составляющих технологии создания и продвижения эффективного легитимного лидера.
1
Викторов И За все хорошее, против всего плохого Деньги. 1995. № 44. С. 34.
1
Первый Президент России.
3
См Комсомольская правда. 1996. 21 мая.
4
Ramier К, Rolot С Choisir un president. Paris, 1986. P. 17.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
209 Российская Корректировка имиджа российских политиков при по-
политическая мода мощи одежды пока проходит стадию адаптации от простого к сложному, другими словами, от привычного к оригинальному. Это подтверждают результаты некоторых социологических исследований, выявивших электоральные запросы к одежде политиков политик должен выглядеть холеными дорого одетым, кроме того, предпочитающим классический стиль одежды и не забывающим о модных веяниях
2
Политики и избиратели нового поколения, без сомнения, сформулируют свое отношение к избирательным технологиям, отдав должное невербальным компонентам имиджа. Тем более, что в России наметился стремительный переход от партийного имиджа, унифицировавшего облик номенклатурной советской единицы, для которой серый стальной костюм, невыразительный галстуки короткая армейская прическа являлись непременными атрибутами их социальной и партийной принадлежности, выражением решительности и харизматичности, к современному, в духе времени. Первым советским руководителем, кто сменил традиционный серый костюм на авангардный синий, был Леонид Ильич Брежнев. Известно, что в смысле одежды он был неприхотлив, так как был воспитан в обществе, где откровенная забота окрасе ногтей считалась бархатным мещанством и признаком духовного разложения. Решиться на радикальную перемену имиджа Брежнева уговорил модельер Александр Игманд, обнаруживший на складе Общесоюзного Дома моделей английскую ткань ив ходе очередной примерки предложивший Леониду Ильичу авангардный пиджак на капиталистической основе. В то время смена цвета в костюме руководителя Политбюро была равносильна самовольной перекраске мундира Маршала Советского Союза в голубые тона. Ультрамариновые лацканы грозили кадровыми переменами. Они доказывали, что влияние серого кардинала М. Суслова ослабло
3
Доперестроечный революционный шаг Л. Брежнева положил начало развитию политической моды в СССР. Вольный ветер перемен окончательно прошелся по серому во времена М. Горбачева, который первым решительно отказался от услуг отечественных портных и стал одеваться в Италии. Однако на радикальные изменения своего имиджа Михаил Сергеевич таки не решился. Он таки не позволил себе расстегнуть на людях пуговицу, надеть цветной жилет или подобрать броский галстук. Одежда Горбачева была его первой политической оплошностью он оказался далек от большей — беднейшей части своего народа, но таки не
1
См Московский комсомолец. 1994. 9 июля.
2
См Аргументы и факты. 1993. № 49.
3
См Варденга М Главное, чтобы костюмчик сидел. //АиФ. 1995. № 45. С. 9.

210 Психология моды приблизился к шикарно-небрежному стилю новой аристократии. Шику
Горбачев научиться смог. Но о продуманной небрежности — после двадцати лет работы на руководящих постах Компартии — мечтать не прихо­
дилось»
1
Однако спустя 5—10 лет газеты и журналы будут отдельной строкой подчеркивать элегантность нарядов М. Горбачева, отмечая, например, что, председательствуя на конференции Состояние мира в Сан-Францис­
ко (США, он был одет в очень дорогой, великолепно сшитый серый костюм, с которым потрясающе гармонировал темный галстук
2
После того, как в России были сняты запреты на политическую моду, политики предстали перед избирателями в одежде, которая соответствовала их собственным представлениям о политической моде и отражала их вкусы. И, как следствие, одни выглядели остро модно, другие экстравагантно, третьи, подражая первым, нелепо и т. п. Тем не менее, аналитики утверждают, что именно политическое поколение х заложило традиции политической моды в России. Эти традиции определялись в немалой степени уровнем культуры и образования политиков, их социальным происхождением, а также ростом их благосостояния. Старательные попытки российских политиков выглядеть на высшем уровне разбиваются о национальный менталитет. В России модников не любили и не любят нам по душе тот, кто попроще. Нам ближе те, у кого засучены рукава. У кого галстук чуть ослаблена верхняя пуговица на рубашке расстегнута. А потому вызывает равное отторжение и выдвиженческий стилек» Женщин России (толстенные бронекостюмы), и авангардные навороты парламентской неформалки Хакамады, разгуливающей по коридорам власти в стильных брюках-клеш и узких юбках-трубах»
3
Склонная к экспериментам над своей внешностью Ирина Хакамада иногда заказывает себе туалеты у московских дизайнеров Алексея Камышова и Елены Станкеевой (студия Белый клоун, новее гардеробе есть и коллекционный жакет от «Кристиана Диора», подаренный ей как самому очаровательному политику. Модная, дорогая и качественная одежда не принесла дополнительных очков кандидату в президенты России (1996) Владимиру Брынцалову. Они его супруга открыто демонстрировали избирателям свою одежду, не скрывая при этом ее стоимости и имен известных кутюрье, у которых они предпочитают одеваться. Вовремя одной из встреч с избирателями Владимир
Брынцалов с удовольствием сформулировал свое кандидатское кредо. Отогнув полу пиджака, сказал На, смотри Я хочу, чтобы у нас все так, как я, См Варденга М Главное, чтобы костюмчик сидел. //АиФ. 1995. № 45. С. 9. См Аргументы и факты. 1995. № 40. См Варденга М Главное, чтобы костюмчик сидел. //АиФ. 1995. № 45.
Глава 4. Мода, стиль, имидж
211 Политик Ирина Хакамада склонна к экспериментам над своей внешностью. одевались пиджак от Versace»
1
. Знаменитыми стали его туфли из крокодиловой кожи с золотыми фенечками». Как отмечала газета Невское время, В.
Брынцалов предпочитает именно такую обувку, демонстрируя в тоже время завидный консерватизм в одежде, довольствуясь костюмами от Nina Ricci и Versace
2
. Время кандидат сверяет по золотым с бриллиантами часам Vacheran Counstantin. По утверждению журнала «Шпигель», часики обошлись владельцу в миллион двести тысяч долларов. Брынцалов продемонстрировал слишком труднодостижи­
мый для большинства населения эталон внешнего оформления облика, а поэтому не был принят электоратом. Зато всеобщую симпатию вызывает депутат Государственной Думы Элла Памфилова с ее непослушной прядью волос и романтическим шелковым бантом на блузке. Ее традиционность (на шаг позади моды — простенько и со вкусом, и является той золотой серединой, которая открывает путь к сердцу россиянина. За последние годы, приобретая все большую уверенность в тех или иных действиях на благо своего политического имиджа, российские политики все чаще снимают пиджаки, оставаясь в рубашках (Б. Ельцин, В. Пу­
тин, В. Жириновский, В. Яковлев). Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому удается вполне органично, меняя стиль одежды, изменяться в соответствии с ним самому. Он одинаково естествен как в кожаной куртке, таки в смокинге. Одежда лишь дополняет нужный ему имидж и никогда не выступает на первый план самостоятельно. Так, сталинский френч ярко-желтого цвета от Славы Зайцева, безусловно, помог выделиться В. Жириновскому из числа претендентов на пост президента в 1996 году. Однако придавал ему некоторую претенциозность, нелепость и комичность. Сам фасон сталинского френча в сочетании с походкой и неторопливыми движениями головы и рук, что вообще не является
1
См Аргументы и факты. 1996. № 22.
2
См Невское время. 1996. 25 апреля.

212 Психология моды Российскому избирателю ближе те, у кого галстук чуть ослаблена верхняя пуговица на рубашке расстегнута. На фото В.В. Жириновский, Председатель ЛДПР, заместитель Председателя Государственной Думы
ФС РФ. отличительной чертой стиля поведения В.
Жириновского, претендовали на внушение избирателям образа этакого умудренного, влиятельного, всемогущего отца нации. Очевидно политик В. Жириновский и его модельер Слава Зайцев, зная о влиянии цвета на поведение аудитории, использовали желтый, усматривая вслед за В. Кандинским в этом цвете стремление к человеку — стремление перешагнуть границы обособленности каждого из нас»
1
В целом, одежда политика, формирующая его имидж перед избирателями, должна соответствовать месту, типу аудитории и поводу самого мероприятия. Другими словами, гардероб современного политикане должен исчерпываться лишь деловыми костюмами. Например, можно отметить разнообразие гардероба нынешнего Президента России В. Путина. Одежда Владимира Владимировича всегда соответствует ситуации, будь топе реговоры на высшем уровне, дружеские встречи, интервью или домашний отдых. Аккуратный, подтянутый, подвижный, стабильный, обычный человек — ассоциации избирателей сего внешним видом. Популярность имиджа Путина настолько очевидна, что этот обычный человек стал законодателем моды на пиджак с двумя шлицами на спине. Имидж первой леди Важным фактором формирования имиджа политика является имидж его жены и ближайшего окружения — детей, родителей. Они нередко попадают под более пристальный, критический взгляд электората, нежели сам политик. Часто именно их имидж проецируется на образ самого политика, повышая или существенно снижая его рейтинг. Жена политика дополняет или формирует его имидж также, как и удачно подобранный галстук или цвет костюма. Раиса Максимовна Горбачева была первой из жен советских политиков, которой пришлось осваивать сложное искусство одеваться в соответствии с международным политичес-
1
Цит. по кн Серов Н. В Лечение цветом. Мода и гармония. СПб.: «ЛИСС», 1993. С. 26.
Глава 4.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   35