Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

238
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Учет выявленных факторов поведенческих финансов позволяет существенно повысить эффективность финансовой стратегии и тактики участников фондового рынка.
Аукционы и аукционные механизмы
Этимология слова «аукцион» восходит к латинскому augere, что означает «уве- личение, увеличить». В качестве отступления отметим, что аукционы имеют дав- нюю историю, первые их описания восходят к 500 г. до н.э. Согласно Геродоту, в
Вавилоне проводились ежегодные аукционы по продаже женщин для вступления в брак. Брак считался незаконным, если дочь была продана каким-либо другим спо- собом. Римляне также использовали аукционы для ликвидации активов должника, чье имущество было конфисковано.
С конца Римской империи до VIII в. аукционы утратили популярность в Евро- пе, а в Азии они никогда не были широко распространены.
В VIII в. в некоторых частях Англии стали проводиться «свечные» аукционы по продаже и аренде товаров. Название свечных они получили в силу того, что аукцион начинался с момента возгорания свечи, после чего ставки предлагались в порядке возрастания. Выигрывал тот, кто предлагал высокую ставку на момент затухания свечи.
После Французской революции аукционы стали проводиться в тавернах. Лота- ми на данных торгах являлись исключительно произведения искусства.
В настоящее время использование аукционов имеет широкое распространение.
Существуют аукционы цветов, произведений искусства, рыбы, вина, а также более абстрактных объектов, таких как использование радиочастотного спектра, распре- деление электроэнергетических контрактов и т.д. По итогам некоторых из этих аукционов суммы поднимались почти за грань воображения. Например, в 1990-х гг.
правительство США собрало десятки миллиардов долларов в аукционах на приоб- ретение лицензий на второе поколение мобильных телекоммуникаций, а в 2000 г.
британцы и немцы получили десятки миллиардов евро в аукционах по лицензии для третьего поколения мобильной связи. Специалисты по теории аукционов при- нимали активное участие в некоторых из них – консультировали как правительства по их конструированию, так и участников по их стратегическому поведению. Дан- ные торги инициировали повышенный интерес к теории аукционов.
Рассматривая теорию аукционов, отметим, что существует два критерия, по которым можно оценивать, насколько хорошо работает каждый, отдельно взятый механизм: ожидаемый доход продавца и эффективность. Первый критерий преоб- ладает при устройстве аукционов, на которых ведется продажа товаров частных продавцов (к примеру, предметов искусства) и на закупочных аукционах. Преоб- ладание второго критерия происходит при продаже государством лицензий: для экономики страны в целом будет выгодно, если, к примеру, право на разработку нефтяного месторождения достанется фирме с наименьшими издержками.


239
Таким образом, с решениями этих и похожих задач связана теория аукционов – важная и бурно развивающаяся область экономической науки, успевшая дать миру нескольких нобелевских лауреатов.
Аукционный механизм представляет собой набор параметров, определяющих свойства аукциона и его исход. К параметрам относят оценки, тип взаимодействия, направление движения цены, метод определения цены закрытия, способ оглаше- ния цены, число объектов. Используя параметры в качестве классификационного критерия, графически распишем классы аукционов (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Классификация аукционов по параметрам
Выделим основные виды аукционных механизмов:
английский аукцион (с повышением цены). Продавец объявляет стартовую цену (т.е. ниже этой цены продать товар нельзя). Каждый покупатель вправе объ- являть более высокую цену, чем текущая. Продажа товара осуществляется после того, как желающих поднимать цену больше не осталось. Покупателем является тот, кто назвал самую высокую цену, которую он в итоге и заплатит. В случае же с продажей не предмета, которым можно пользоваться, а с обязательством по вы- полнению какой-либо работы (к примеру, со строительными контрактами) в ходе торговли цена снижается, пока не останется один генеральный подрядчик, гото- вый выполнить работу за наименьшую названную цену;
голландский аукцион (с понижением цены). Продавец объявляет очень высо- кую стартовую цену за продаваемый товар, а потом постепенно снижает ее до тех пор, пока не найдется покупатель, готовый купить товар по названной цене. Дан- ный вид аукциона использовался в Голландии при покупке луковиц тюльпана во
Глава 10. Поведенческая теория финансов и теория аукционов
На продажу
На поставку
Тип аукционного взаимодействия
С возрастающими заявками
Со снижающимися заявками
Направление движения заявок
Открытые
Закрытые
Вид оглашения заявок
Первой цены
Одного лота
Множества лотов
Число объектов
Метод определения цены
Второй цены
Уникальной цены

240
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки время знаменитой «тюльпаномании» – «пузыря» на рынке данных цветов в первой половине XVII в.
1
;
аукцион первой цены. Каждый покупатель, который участвует в аукционе, де- лает одну заявку, причем втайне от остальных покупателей. Объявляется победи- телем тот, чья заявка была выше, при этом уплачивается цена, указанная в заявке;
аукцион второй цены (Викри). Назван в честь нобелевского лауреата У. Ви- кри, предложившего данную схему. Суть сводится к тому, что, как и при аукцио- не первой цены, каждый покупатель делает тайную заявку. Чья заявка оказалась наивысшей, тот объявляется победителем, но при этом уплачивается цена, кото- рая указывается в следующей заявке. Определенно, что в таком аукционе каждый участник имеет доминирующую стратегию, т.е. заявляет свою истинную оценку продаваемого товара. Данный аукционный механизм крайне важен для теории, хотя на практике используется редко.
Итак, большинство аукционов основано на этих стандартных четырех механиз- мах, поэтому последующее изложение материала посвящено именно этим четы- рем стандартным механизмам. (Однако другие типы аукционов также получили некоторые академические исследования, например, амстердамский, обобщенный второй, спектр, ставка-аукцион и.т.д.) Они подводят нас к вопросу об отличиях результатов данных аукционов. Достаточно легко можно убедиться в том, что гол- ландский аукцион и аукцион первой цены приведут к одному и тому же резуль- тату. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Покупатель за- планировал приобрести некие предметы искусства, которые выступают лотом на голландском аукционе, при этом, как правило, он желает оставаться неизвестным, его интересы на аукционе представляет доверенное лицо. В качестве инструкции он получает лишь сообщение цены, при которой следует остановить торговлю.
Для участия в аукционе первой цены инструкции будут аналогичными – указы- вается цена в заявке. Одинаковые инструкции приведут к равным результатам на данных аукционах. Если при голландском аукционе покупатель решил остановить торговлю на 2000 долл., 1500 долл. и 1000 долл., товар будет продан за 2000 долл. покупателю, сделавшему такую заявку. В случае сделанной заявки на 2000 долл.,
1500 долл. и 1000 долл. в аукционе первой цены товар также будет продан поку- пателю, указавшему в заявке 2000 долл., т.е. по той же цене. Поэтому голландский аукцион стратегически эквивалентен аукциону первой цены.
Проводя аналогичную параллель между английским аукционом и аукционом
Викри, мы не придем к однозначному выводу в силу того, что стратегию торговли
1
Ващенко Т.В., Лисицына Е.В. Поведенческие финансы – новое направление финансо- вого менеджмента. История возникновения и развития // Финансовый менеджмент. 2006.
№ 1; Лукашов А.В. Поведенческие корпоративные финансы и дивидендная политика фир- мы // Управление корпоративными финансами. 2004. №3; Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 2005; Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс. Т. 1 / пер. с англ. и под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2007.


241
на английском аукционе можно сформулировать по-разному. Однако при данных стратегиях каждому отдельно взятому покупателю будет выгодно поднять цену, если названная цена ниже его оценки и если последним цену поднимал другой покупатель. Таким образом, стратегия покупателя сводится к сумме, при которой необходимо прекратить торговлю. Если суммы, при которых покупатели прекра- щают торговлю в английском аукционе, равны заявкам, сделанным на аукционе
Викри, результат английского аукциона эквивалентен результату аукциона второй цены. Однако данное утверждение будет верно только в том случае, если каждо- му покупателю известна ценность продаваемого лота. В действительности это не всегда так. Если каждому покупателю неизвестна ценность выставленного лота, а перед началом аукциона он получает некоторый сигнал относительно данной величины, в таком случае можно говорить о более сложной оптимальной страте- гии покупателя, чем «просто торговаться, пока цена не достигнет величины X», так как, наблюдая заявки других оппонентов, он может получить дополнительную информацию о ценности выставленного лота. Наиболее ярким примером можно считать продажу прав на разработку месторождения полезных ископаемых. Каж- дая компания, участвующая в данном тендере, проведет геологоразведку и, как следствие, получит сигнал относительно доходности данного месторождения.
Очевидно, что данные сигналы будут коррелированны.
Проводя научные исследования, У. Викри выявил совпадение ожидаемых дохо- дов в аукционах первой и второй цены
1
. Однако последующие исследования пока- зали, что совпадение ожидаемых доходов в аукционах первой и второй цены явля- ется частным случаем более широкой закономерности. На самом деле выигрыши покупателей совпадают для многих аукционов. Данный результат получил назва- ние теоремы об эквивалентности доходов, впервые сформулированной в работах
Р. Майерсона
2
, Дж. Райли и В. Самуэльсона
3
. Именно она является ключевой в теории аукционов.
Теорема сводится к следующему: в аукционе участвуют N покупателей, ней- тральных к риску. Оценки покупателей v i
независимо и одинаково распределены на промежутке [v, v] с ненулевой плотностью f(v) и функцией распределения F(v).
Пусть для каждого из двух прямых аукционных механизмов в равновесии верно следующее.
1. Если v i
> max j≠j v
j
, товар достается покупателю i.
2. Если v i
= v, ожидаемый выигрыш покупателя i равен 0.
Тогда в этих двух аукционах ожидаемые выигрыши продавца и покупателя с данной оценкой v будут одинаковы.
1
Чиркова Е.В. Анатомия финансового пузыря. М.: ООО «Кейс», 2010. С. 18–32.
2
Vickrey W. Counter speculation, auctions and competitive sealed tenders // Journal of Finance.
1961. №16. P. 8–37.
3
Myerson R. Optimal auction design // Mathematics of Operations Research. 1981. №6.
P. 58–73.
Глава 10. Поведенческая теория финансов и теория аукционов


242
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
В заключение приведем пример применения аукционов, в частности опыт про- дажи частот для связи 3G. Первые в Европе государственные аукционы по продаже частот на мобильную связь третьего поколения, как было уже отмечено, прошли в
2000–2001 гг. На данных аукционах продавцами выступали сами государства, а по- купателями – операторы мобильной связи. По итогам аукционов можно заметить, насколько влиятельными могут быть их правила по отношению к итоговой цене, по которой продается товар, личности покупателя. Представим выручку от про- даж в 3G-аукционах в виде табл. (табл. 10.1). Данные таблицы 10.1 показывают, какую сумму выручало правительство каждой представленной страны. Отметим, что подушевой доход в данных странах примерно одинаковый, а поступления в государственный бюджет разнились более чем в 10 раз. В Великобритании самая наибольшая выручка – в 650 евро на одного потенциального абонента. Это бо- лее чем в 30 раз превышало 20 евро за абонента, вырученные в Швейцарии. Дан- ный разрыв достаточно большой даже с учетом того, что на момент проведения
3G-аукциона в Швейцарии цены на акции телекоммуникационных компаний силь- но упали
1
Таблица 10.1
Цена лицензии в расчете на одного потенциального абонента (POP)
в 3G-аукционах в ЕС в 2000–2001 гг
2
.
Страна
Цена, евро/человека
Великобритания
650
Германия
615
Италия
240
Нидерланды
170
Австралия
100
Дания
95
Бельгия
45
Греция
45
Швейцария
20
По мнению известного ученого и консультанта организаторов 3G-аукциона в
Великобритании П. Клемперера, существует несколько важных моментов, кото- рые непременно должны быть учтены при организации аукциона
3
:
1
Klemperer P. How (Not) to Run Auctions: the European 3G Telecom Auctions. Oxford,
2001. P. 22.
2
Riley J., Samuelson W. Optimal auctions // American Economic Review. 1981. №71. P.
381–392.
3
Индекс, отражающий цены на эти акции, составлял 1200 на момент проведения аук- циона в Великобритании и 700 на момент проведения аукциона в Швейцарии.

243
▪ покупатели должны быть привлечены в достаточном количестве. Аукционные правила не должны быть такими, чтобы слабый покупатель не имел шансов на победу, иначе такие покупатели, как небольшие компании или компании, для ко- торых мобильная связь не является профильным бизнесом, вообще не будут при- нимать решение об участии в аукционе. Несомненно, за этим последует снижение конкуренции для сильных игроков, т.е. в конкретном случае – для крупных теле- коммуникационных компаний, уже имеющих развитую инфраструктуру и несу- щих более низкие издержки при освоении лицензии;
▪ правила аукциона должны быть такими, чтобы возможность сговора между покупателями была минимальной. Аукцион не должен давать возможность поку- пателю подавать своими заявками сигналы другим покупателям. К примеру, при наличии возможности приобретения одного лота несколькими покупателями по- купатель сразу может указать, за какой лот он готов торговаться, а за какой – нет.
Таким образом, аукцион с повышением цены более уязвим, чем аукцион с закры- тыми заявками.
Успех британского 3G-аукциона, по мнению П. Клемперера, заключался в на- личии пяти неделимых лицензий и правила, согласно которому одна из лицензий обязательно должна отойти компании, не присутствовавшей ранее на рынке мо- бильной связи.
Очевидно, что успех аукциона в Великобритании заключался в том, что он был первым в своем роде. Телекоммуникационные компании (покупатели) учитывали ошибки своих предшественников на аукционах в других странах и изыскивали способы торговаться более консервативно, что инициировало снижение цен, по ко- торым продавались лицензии. Кроме того, потенциальные покупатели стали более трезво оценивать свои шансы на победу, что привело к снижению числа участни- ков в последующих аукционах.
Если рассматривать проводимый 3G-аукцион в Швейцарии, налицо грубейшая ошибка организаторов, разрешивших совместные заявки со стороны нескольких компаний. Так, совместные заявки привели к тому, что число претендентов сокра- тилось с девяти до четырех при наличии четырех лицензий. Итог: все лоты разо- шлись по резервационной цене, которая была очень низкой.
Глава 10. Поведенческая теория финансов и теория аукционов


244
РАЗДЕЛ III
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27