Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 300
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
226
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Таблица 9.1
Причины и последствия противодействия обучению
Цель организатора обучения
Средства
Развитие обучаемого
Помощь обучаемому
Помощь в обучении
Развитие
Торможение развития при плохом обучении
Развитие
Создание конструктивных трудностей
Торможение развития при плохом обучении
Противодействие обучению
Прямое противодействие развитию (лобовое)
Торможение развития
Развитие вопреки торможе- нию обучения
Троянское противодействие
(под прикрытием помощи)
Торможение развития
Развитие вопреки торможе- нию обучения
Первый тип отношения реализуется посредством изобретения учебных и раз- вивающих задач, решение которых должно пойти на пользу решающему, способ- ствовать его развитию и повышению компетентности. Задачники именно такого типа высоко ценятся учащимися и преподавателями, а их авторы пользуются ши- рокой известностью и уважением – за соответствующие способности, талант и компетентность.
Отношение к другому человеку как к сопернику требует разработки и изобре- тения таких проблем и трудностей, преодолевая которые он остановится в своем продвижении, будет отброшен назад или даже «сломается».
Для того, кто создает трудности, их разработка нередко является сложной твор- ческой задачей, поэтому имеет смысл говорить о созидательных способностях, об одаренности и о таланте в области изобретения проблем, задач, трудностей, пред- назначенных для других людей.
Группы стратегий противодействия чужому обучению и развитию:
а) предъявление больших объемов малосущественной («пустой») информа- ции;
б) отбор информации, выглядящей трудно для понимания;
в) нарушение естественной логики перехода от подсказки к подсказке, «пере- скоки» в содержании;
227
г) обеспечение секретности истинных целей обучающего и сохранение доверия ученика.
Часто декларируемое при экономическом обучении метафорическое прави- ло «давать удочку, а не рыбу» может пониматься и применяться различным об- разом – в зависимости от отношения одного субъекта к другому и конкуренции между ними. Даваемые «удочки» могут быть заведомо (для организатора обуче- ния) невысокого качества, и это проблема моральной угрозы в экономическом обучении.
В то же время угроза может исходить не от учителя, а от обучаемых. Они могут использовать даваемые им орудия и средства вовсе не для тех целей, которые при- емлемы для организатора обучения. Тогда учитель отказывается учить. Если есть подозрение, что некто собирается стать грабителем, его нельзя учить стрелять.
(И это не только метафора: отказался учить бандитов снайперскому искусству ре- альный подполковник из группы «Альфа» В. Денисов.)
Если прямой отказ невозможен, учитель начинает учить не совсем тому или совсем не тому, чего от него хотят. Здесь может начать работать в полную силу по- нятие «формирование доктрины противника посредством его обучения».
Опрос, проведенный среди студентов и преподавательского состава СГСЭУ, по- казал довольно широкое распространение (более 60%) обучения со злым умыслом в реальной жизни, а также в школах и университетах (при анкетировании мы вос- пользовались анкетой, разработанной А.Н. Поддьяковым)
1
. Около 20% участников считают, что их учебе мешали из недружественных побуждений, а также пыта- лись проводить по отношению к ним обучение со злым умыслом. Приблизитель- но 28% респондентов сами проводили такое обучение по отношению к кому-то.
В таблице 9.2 содержатся общие результаты опроса.
И преподаватели, и студенты достаточно часто давали утвердительные ответы на те вопросы об их вовлеченности в обучение со злым умыслом (и в качестве жертвы, и в качестве «агрессора»), которые имели дополнение «в борьбе за …».
Это выглядит парадоксально: на вопрос «Пытались ли по отношению к вам про- вести обучение со злым умыслом?» утвердительно ответило 60% преподавателей, а на тот же вопрос с дополнением «в борьбе за социальные оценки, статус, финан- совое благополучие и другие результаты» – уже 10%. Данное противоречие в от- ветах, выглядящее логической ошибкой включения в класс (ошибкой соотнесения класса и подкласса), вероятнее всего свидетельствует о более высокой значимости данной темы для участников. Еще более парадоксальным выглядят ответы на дан- ный вопрос в подгруппе студентов, которые на поставленные выше вопросы дали, соответственно, 90% и 20% утвердительных ответов.
1
Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия // Психоло- гическая наука и образование. 1998. №3–4. С. 5–12. URL: http://psyedu.ru/view.php?id=229.
Глава 9. Поведение потребителя: теория ожидаемой полезности и «троянского обучения»
228
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Таблица 9.2
Ответы респондентов о помехах в обучении и об обучении
«со злым умыслом»
Вопросы
Процент участников,
давших утвердительные ответы студенты преподаватели
1. Вы помогали другому человеку научиться чему-то?
100 100 2. Вы помогали другому человеку научиться чему-то и потом жалели об этом?
71 60 3. Если жалели, то почему:
а – этот человек не научился;
б – нанес непредумышленный ущерб;
в – преднамеренно нанес ущерб;
г – другие причины
10 19 11 60 50 50 4. В реальной жизни бывают случаи «обучения со злым умыслом»?
90 60 5. … в школьной или студенческой жизни?
66 60 6. Пытался ли кто-то из недружественных побуждений вмешаться в вашу учебу?
19 10 7. Пытались ли по отношению к вам провести
«обучение со злым умыслом»?
28 0
8. Проводили ли вы сами «обучение со злым умыслом»?
9 10 9. Пытались ли по отношению к вам провести
«обучение со злым умыслом» в борьбе за ... ?
20 10 10. Проводили ли вы сами «обучение со злым умыслом» в борьбе за ... ?
10 0
11. Напряженность отношений между людьми при обучении:
а – отсутствует или слабая;
б – умеренная;
в – сильная
29 52 19 10 90
Другое возможное объяснение, не исключающее, впрочем, первого, состоит в следующем. Опрашиваемые, оценивая частоту встречаемости ситуаций обучения
«со злым умыслом» в борьбе за те или иные блага, сопоставляют их не с логиче- ским классом «ситуации обучения “со злым умыслом”» (включающим в себя тро-
229
янское обучение не только ради благ, но и, например, шутки ради, из мести и т.д.), а с другим, пересекающимся классом – «ситуации борьбы за блага». Подобную психологическую установку можно примерно выразить словами: «Вообще-то, я со злым умыслом никого не учу, но в борьбе за финансовое благополучие прихо- дится».
Для нас важно то, что у преподавателей эффекты несоответствия оценок рас- пространенности обучения «со злым умыслом» оказались значительно более вы- раженными, чем у других опрошенных (хотя и у последних такие случаи время от времени наблюдались).
В целом полученные результаты позволяют достоверно утверждать, что наряду с помощью и кооперацией в практике обучения относительно широкое распро- странение имеют и нечестная конкуренция, и помехи чужому обучению, и исполь- зование ситуаций обучения для нанесения ущерба.
Представления о противодействии обучению и троянском обучении могут быть частью имплицитных теорий обучения участников образовательного процесса
(как «агрессоров», так и жертв).
Наличие такого явления, как троянское обучение, в профессиональной педаго- гической сфере ставит под сомнение морально-этические аспекты деятельности педагогов и преподавателей и является недопустимым. Доверие и лояльность по- требителей, с которыми они обращаются за образовательными услугами, опреде- ляют необходимость создания защитного механизма от негативных последствий умышленного или неумышленного троянского обучения. Не вызывают сомнения актуальность и своевременность обсуждения данной проблемы в широких про- фессиональных и общественных кругах.
Понятие моральной угрозы в рамках данного исследования может рассматри- ваться двояко: как категория институциональной экономики, воплощенная в оп- портунизме по отношению к отдельным обучающимся (студентам, слушателям программ повышения квалификации, участникам корпоративных тренингов по стратегическому консультированию); как моральная угроза для общества в це- лом.
Моральная угроза, реализующаяся в виде противодействия обучению, может быть квалифицирована как оппортунизм преподавателей – достижение своих це- лей с помощью коварства (например, когда частный преподаватель искусствен- но тормозит процесс обучения, чтобы получить больше денег за большее число занятий)
1
Понятие моральной угрозы при стратегическом консультировании и обучении резонирует с понятием «формирование доктрины противника посредством его обучения» В.А. Лефевра
2
. Чтобы победить соперника, часто достаточно (и даже
1
Булгакова Н. Деформации и реформы // Поиск. 2004. №15 (777). 16 апреля. С. 5.
2
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. URL: http://
www.procept.ru/biblio/lefevr_confl ict_structure.htm.
Глава 9. Поведение потребителя: теория ожидаемой полезности и «троянского обучения»
230
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки предпочтительнее) сформировать у него определенный образ ситуации или мира в целом, побуждающий его к обусловленному поведению. Это актуально не только для вооруженных конфликтов, но и для конкуренции в спорте, бизнесе, высоких технологиях и т.д. Подобный подход к ведению конкурентной борьбы сложно на- звать цивилизованным, ведь подрыв положения конкурентов на основе подобной недобросовестной стратегии ослабляет не только конкурентов, но и экономику страны в целом, а это уже более масштабная угроза.
В последние годы на рынке образования наблюдается взрыв спроса на про- граммы, дающие профессиональную переподготовку и дополнительное образова- ние в сфере бизнеса. Как отметил Л.И. Евенко, президент Российской ассоциации бизнес-образования, на конференции в Челябинске, на которой обсуждались во- просы сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, «...платежеспо- собный спрос на такое образование в России есть»
1
. Почти все университеты и многочисленные бизнес-школы вовлечены в этот процесс, предлагая в той или иной форме программы повышения квалификации руководителей.
Несмотря на такую, казалось бы, благоприятную ситуацию (есть спрос и пред- ложение), существует целый ряд проблем, связанных с этой сферой. В первую оче- редь предпринимателей, вкладывающих деньги в обучение и развитие, беспокоят риски, которые выражаются в том, что вложения, связанные с обучением, не при- носят ожидаемой отдачи. К рискам, снижающим предполагаемый эффект обуче- ния, руководители в первую очередь относят:
▪ увольнение сотрудника после прохождения программы обучения;
▪ несоответствие целей обучения потребностям организации;
▪ плохое качество обучения (низкую квалификацию преподавателей, низкое ка- чество учебных программ).
Специалисты в области корпоративного консультирования разрабатывают ме- ханизмы снижения рисков. Например, снижение рисков, вызванных несоответ- ствием целей обучения и потребностей компании, можно обеспечить путем со- гласования их с целями компании и перспективами ее развития, характеристиками окружающей деловой среды, диагностики состояния трудовых ресурсов и адек- ватного определения потребностей в обучении, составления долгосрочных планов обучения и развития. Создание системы оценки влияния проводимого обучения на деятельность компании позволит не только оценить его эффективность, но и вно- сить необходимые корректировки. Риски, связанные с низким качеством обучения, можно снизить (или исключить) путем соблюдения принципов обучения взрослых людей, выбора подходящих форм обучения, разработки учебных модулей и со- блюдения их последовательности, современных стандартов обучения, а также со- ответствующей системы мониторинга и контроля.
1
Аксенова О.А. Проблемы и приоритетные направления при создании корпоративной системы обучения персонала организации. СПб.: Политехнический государственный уни- верситет, факультет управления и информационных технологий. URL: http://msk.treko.ru/
show_article_1009.
231
Анализируя риски, снижающие эффект обучения, несложно прийти к выводу о том, что основная причина появления этих рисков кроется в применении техноло- гии троянского обучения. Эффективное троянское обучение усложняет достиже- ние необходимого уровня компетентности, порождает необходимость переучива- ния, делает программу обучения более затратной в отношении материальных, фи- нансовых, временных, психологических ресурсов, тем самым можно утверждать, что троянское обучение уменьшает человеческий капитал не только обучаемого, но и человеческий капитал экономики страны в целом.
В рамках теории человеческого капитала человеческие ресурсы организации – это совокупные способности, знания, умения людей, работающих в организации, значение которых как ресурса заключается в активной роли, способной приводить в действие все другие виды ресурсов, влиять на процесс их функционирования.
В концепции управления человеческими ресурсами при построении системы обу- чения необходимо уделять повышенное внимание увязке обучения и развития этих ресурсов с долговременной стратегией компании, необходимости быстрой адапта- ции к новым условиям, преодолению кризисных ситуаций, созданию мотиваци- онных установок и пр
1
. Возникает вопрос: если знания и умения являются фунда- ментом развития человеческого капитала, этично ли со стороны субъекта обучения использовать технологии троянского обучения?
Представляется, что разработка и применение различных механизмов сниже- ния рисков при обучении могут дать положительный эффект, но, на наш взгляд, снижение моральной угрозы обществу может быть достигнуто только на основе повышения преподавательской этики и этики ведения бизнеса.
Несомненно, троянское обучение – явление не вполне этичное с точки зрения гуманизма и морали, носящее негативный оттенок, но, если говорить о его распро- странении и развитии в будущем, думаем, оно будет иметь место.
Второй значимой причиной того, что троянское обучение будет распространено в будущем, на наш взгляд, является усиление самой конкуренции между произво- дителями в условиях рынка, что связано с постоянным движением вперед науки и техники, появлением новых технологий, разработкой качественно новых продуктов и идей. Жизнь настолько динамична, что человек просто не в силах освоить даже половины всех знаний, поэтому вынужден идти на хитрости и уловки, руководству- ясь инстинктом самосохранения в непостоянной и жесткой конкурентной среде.
Для обучающегося важно уметь распознавать черты троянского обучения и раз- вивать в себе способность противостоять ему. Это поможет обучающемуся сохра- нить свою конкурентоспособность и сэкономить ресурсы на переучивание. Иными словами, в условиях огромного разнообразия учебных программ важно уметь вы- брать не только то, что нужно и интересно, но и то, что не обернется в определен- ной ситуации против вас самих. Недопустимо слепо усваивать информацию, нуж- ную в рамках определенной учебной программы, – ее необходимо осмысливать.
1
Голубева П.О. Управление человеческим капиталом предприятия как важный источ- ник его развития. URL: www.vkontakte.ru/nbene.
Глава 9. Поведение потребителя: теория ожидаемой полезности и «троянского обучения»
232
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 27