Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 294
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
255
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 27
Глава 12
ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТИТУТА
ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕРАЗРЕШИМЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
(ПОВЕДЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ)
В ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
В современной развитой экономике основу жизнедеятельности составляет ры- нок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры, осно- ванным на правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике. Оно вмешивается в рынок, регулирует его через налогообложение, бюджетное перераспределение, законо- дательство, выработку обязательных к исполнению стандартов (в том числе эко- номических) и т. д. Американский государственный деятель Джеймс Мэдисон
(1751–1836) в 1788 г. сказал, что если бы люди были ангелами, то не было бы не- обходимости в правительстве.
Эволюция взглядов ученых на государство, его поведение
и государственное управление
В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государ- ство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек нахо- дит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, среда вполне счаст- ливой жизни, где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.
Неоспоримо одно: государство – продукт экономического и социального разви-
тия общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие.
Государство никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной об- ществу. Государство есть признание того, что общество запуталось в неразреши- мом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противополож- ности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах определенного порядка. И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.
Глава 12. Поведение государства как института преодоления неразрешимых противоречий (поведенческих конфликтов) в поведенческой экономике
256
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Сегодня государство представляет собою стержень существующей обществен- ной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех дру- гих негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и органи- зует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии.
Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую фор- му общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Споры о должной роли государственной и частной сфер жизнедеятельности человека велись в разные столетия и на разных континентах. Достаточно вспом- нить труды Конфуция, «Книгу назидательных примеров» Ибн Хальдуна, «Арта- хашастру» (в переводе «Наука политики» или «Наука о достижениях полезного»)
Каутильи (другое его имя Чанакья – IV в. до н. э.), «Государя» Николо Макиавелли.
Так, Конфуций утверждал, что сила государства стоит на трех китах: благосостоя- ние населения, мощь (оборонная) государства и доверие к правительству. И если государство слабое, то оно прежде всего сокращает поддержку населения, затем затраты на оборону. Но если потеряно доверие к правительству, государство ожи- дает крах.
Для Н. Макиавелли сильное государство – это не применяющее насилие или жесткий контроль, это успешное общество, а успех может достигаться и амораль- ными методами, ибо для спасения государства все средства хороши. Аморальность государства, которую мы сегодня осуждаем, по Макиавелли, может быть вызвана и тем, что в разных ситуациях успешное общество может быть разным. Одним из важных выводов его теории управления государством является то, что с позиции практики, технологиям государственной власти позволяется очень много того, что не позволительно просто человеку. И поэтому государственная власть не должна забывать о цели (успешное общество), которую она преследует. Отмечая это про- тиворечие в поведении государства, Поль Валери писал, что сильное государство подавляет нас, а при слабом мы погибаем.
Наука об управлении государством была создана в восточных обществах в XII–
XIII вв. Известные трактаты Ли Гоу в Китае; серии трактатов в арабо-исламской литературе XIII в.: «Жемчужина на пути, или политика владык», «Уловки и хитро- сти», «Промахи и радости», «О тонкости в устроении дел», «Устроение владыче- ства», «Политика», «Хитрости и уловки на войне», «Напоминание сотрапезнику властелина» и др.; трактаты в индомусульманской литературе «Законы войны и мужества», «Предписание земной власти», «Сокровище правителей» и т. д.
По мере того, как все больше увеличивается разрыв между тем, что государство может сделать, и тем, что ждет от него население, государство начинает постепен- но разрушаться изнутри, лишая граждан самых элементарных условий стабильно- го существования: законности и безопасности, доверия к контрактам и надежного средства обращения.
В эпоху меркантилизма в Германии начала XVII в. наука государственного
257
управления получила название «наука о полиции». Термин «полиция» тракто- вался как искусство государственного управления, а деятельность государства именовалась полицейской. Теория полицейского государства была разработана
Х. Вольфом (1679–1754). В соответствии с этой теорией вся деятельность госу- дарства определяется нравственными целями человека. Государство имеет право употреблять все нужные средства, чтобы каждый его член исполнял свои обязан- ности, и никто не ставил бы своей частной пользы выше общественной. Государ- ство следит за тем, чтобы рост народонаселения не опережал роста средств про- питания. Оно имеет попечение о том, чтобы подданные стремились к Добру, для чего поддерживает действие законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду. Правительство должно убирать преграды с пути, предоставляя полную свободу конкуренции.
В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государ- ства в экономике, физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяй- ственной деятельности и наделяли государство тремя функциями.
Первая и важнейшая функция государства – хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, – собственность. Законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой на- следственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми.
Образование – вторая функция. Всеобщее образование является первой истин- ной социальной связью, – утверждает Бодо. И Ф. Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов по- знания его. Необходимость образования физиократы мотивируют тем, что образо- вание, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение
– единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму вы- родиться в личный.
Предприятия общественного характера также указаны физиократами в числе функций государства. Хороший хозяин-собственник должен прежде всего про- вести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень по- лезны для установления связи между отдельными областями. Одна из ведущих идей работы английского экономиста Уильяма Петти (1623–1687) «Политическая арифметика», связывающая его с принципами классической политэкономии, – это идея естественного порядка и пагубности нарушений его государственной вла- стью. Недостаток государственного управления, по У. Петти, заключается в том, что «слишком многое из того, что должно было управляться лишь природой, древ- ними обычаями и всеобщим соглашением, подпадало под регулирование закона».
У. Петти резко выступал против государственной регламентации, если она
«противоречит законам природы». На государство он возлагал важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению ее качества. В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике
У. Петти в «Трактате о налогах и сборах» регламентирует лишь целевые расходы
Глава 12. Поведение государства как института преодоления неразрешимых противоречий (поведенческих конфликтов) в поведенческой экономике
258
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки государства: «военные расходы, содержание управления, расходы на церковь, рас- ходы на школы и университеты, на образование, содержание детей (сирот) и инва- лидов, расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех».
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала клас- сическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование о при- роде и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил (принцип laissez faire) создает гармоничное устройство. В соответ- ствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индиви- дуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффек- тивно. Главное – для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть га- рантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содейство- вало ее быстрому успеху.
Последователи А. Смита развили его индивидуалистические идеи, которые в разных странах приняли различные оттенки. Во Франции, где интересы прави- тельства и населения постоянно противопоставлялись и шла ожесточенная борьба между правительством и народом, идеи о невмешательстве государства в жизнь граждан, об ограничении круга его деятельности были доведены до крайности.
Ж.Б. Сэй (1767–1832) писал, что «самое лучшее управление – то, которое наи- менее деятельно». По мнению Ж. Б. Сэя, наилучший из всех финансовых планов
– это расходовать возможно меньше, а наилучший из налогов – это наименьший».
Поэтому он энергично выступал против вмешательства государства во всех случа- ях, когда оно идет во вред «естественному ходу вещей». Глава государства делает много хорошего уже тем, что не делает ничего дурного.
Ф. Бастиа (1801–1850) считал, что нужно довести бюджет до нуля, что государ- ство не должно вмешиваться в экономическую борьбу, охранять отдельные груп- пы населения: «Это означало бы противостоять свободе и ограничивать прогресс нации». П. Леруа-Болье, исследуя задачи и функции государства в книге «Совре- менное государство и его функции» (1883), развивает эту идею и приходит к вы- воду, что государство непригодно для выполнения хозяйственных функций. Его аргументы: отсутствие инициативы и изобретательности в деятельности государ- ственных предприятий, угроза экономической и политической свободе, а главное
– подавление личной инициативы, стеснение круга частной деятельности, боязнь коллективизма.
В Германии индивидуализм нашел более глубокое по сравнению с Францией и Англией обоснование в философии И. Канта (1724–1804), который сформули- ровал идею о верховной ценности и в качестве вывода из нее – самоценности че- ловеческой личности. «Человек и вообще всякое разумное существо, – писал он в
«Основах метафизики нравов», – существует как цель в себе, а не как средство для
259
какого-либо употребления той или иной волей, но должен во всех своих действиях, направленных как на него самого, так и на другие разумные существа, рассма- триваться всегда как цель». Понятно, что это учение об автономии человеческой личности несовместимо с государственной регламентацией и опекой, что из него следует требование предоставить личности свободу действий, которая не наносит ущерба интересам других личностей.
Последующий этап в развитии политэкономии связан с постепенным отходом от взглядов Смита на роль государства в экономике. Последний из представите- лей английской классической политэкономии, Д.С. Милль (1806–1873) понимал, что система свободной конкуренции не может обеспечить решение ряда экономи- ческих проблем, касающихся гарантии индивиду достаточной прибыли. В книге
«Основы политической экономии» он анализирует экономическую роль государ- ства и возлагает на нее функции, без выполнения которых невозможен экономи- ческий и социальный прогресс. Государство должно взять на себя расходы по соз- данию инфраструктуры, развитию науки и т.д. большое значение Д.С. Милль при- давал государственной системе социального обеспечения и налогообложения.
Интересна эволюция взглядов Ж. Сисмонди (1773–1842), который из ярого сто- ронника государственного невмешательства превратился в его оппонента. Проана- лизировав экономический строй капитализма, он сделал вывод о том, что верить в благодетельность принципа «laisser faire» (принцип свободы действий) нельзя, что правительство должно быть защитником слабого против сильного, оно должно быть защитником того, кто не может защищаться собственными силами.
В соответствии с провозглашенным принципом Ж. Сисмонди считает, что госу- дарство должно выполнять четыре функции:
1) наведение общественного порядка, правосудия, обеспечения прав личности и собственности;
2) общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой;
3) народное просвещение, благодаря чему дети получают воспитание, а у взрос- лых развивается религиозное чувство;
4) национальная защита, обеспечивающая участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.
Состояние экономической науки и народного хозяйства не позволило Ж. Сис- монди, несмотря на его горячий протест против системы свободной конкуренции, сформулировать и обосновать концепцию, альтернативную концепции А. Смита.
Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития чем сильнее тенденция к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в государство не всех капиталистов, а финансового капитала, господствующей олигархии. И в каче- стве такового оно будет стремиться ко все более интенсивному непосредственно- му вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.
Глава 12. Поведение государства как института преодоления неразрешимых противоречий (поведенческих конфликтов) в поведенческой экономике