Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

260
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
В отдаленном же будущем, после гибели капитализма во всем мире, в эпоху коммунизма государство как орган насилия отомрет, ибо на смену частной соб- ственности придет общенародная собственность.
Идея гибели института государства и сейчас поддерживается отдельными уче- ными. Так, А. Бабенышев – гарвардский славянист утверждает, что «государство должно исчезнуть», ибо оно воплощает в себе право силы, а сила (даже большая) в условиях, когда на первый план выдвигаются права человека, ничего решить не может
1
. Тот факт, что Саудовская Аравия находится на месторождениях нефти, – это не в какой мере не заслуга жителей этой территории, а результат исторического процесса. Это несправедливо по отношению к другим людям, которые «не сидят» на месторождениях нефти. Поэтому государство, объединяющее людей для вла- дения конкретной территорией, не нужно. Но практическая реализация этой идеи потребует не одну сотню лет.
Со второй половины XIX в. в Германии под влиянием учения о государстве, под влиянием философии, права и политэкономии в науке начинают развиваться новые идеи. Был сделан поворот к историческому и ограниченному взгляду на государство. Концепция правового государства наиболее полно и систематизиро- ванно была разработана Я. Штейном (1815–1890) в рамках учения об управлении.
Предметом учения об управлении в узком смысле является «внутреннее управле- ние государством». Частью учения Л. Штейна о внутреннем управлении является
«учение об управлении хозяйством», которое посвящено вопросам обеспечения государством условий для создания материальных благ личности.
В соответствии с концепцией правового государства итальянский экономист
Ф. Нитти определяет государство как естественную форму социальной коопера-
ции. Он полагает, что для человека невозможно никакое развитие без этой перво- начальной и наиболее важной формы кооперации
2
К началу XX в. была сформулирована идея о своеобразном разделении труда между государством и частным хозяйством в сфере экономики.
Ф. Нитти так определяет характер этого взаимодействия: фундамент экономи- ки – частное хозяйство, государство – своеобразная надстройка экономики. Таким образом, Ф. Нитти четко определяет статус государства в экономике. Без государ- ства экономика не получит дополнительных стимулов, но его деятельность опре- деляется требованиями развития рыночного хозяйства. Эти выводы Ф. Нитти смог сделать благодаря изучению и обобщению статистических данных роста государ- ственных расходов в различных странах, включая Россию, с 1871 по 1902 г.
Современная теория государства представлена в основном двумя главными направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Глав- ным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известней- ший английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей
1
Бабенышев А. Государство должно исчезнуть // Новая газета. 2002. №45 (783). 27–
30 июня.
2
Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 18.


261
целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной и высокой занятости населения.
Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «пробуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспреде- ление через бюджет национального дохода в пользу неимущих.
Доктрина Кейнса нашла наиболее полное воплощение в США в политике пре- зидента Ф. Д. Рузвельта, показав там хорошие результаты.
На рубеже 1970–1980-х гг. кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Действительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой западной эко- номики. Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист, нобелевский лауреат Милтон
Фридмен. Альтернативу он видел в свободе конкуренции и предпринимательства.
Особенно резко М. Фридмен выступал против вмешательства государства в де- нежное обращение. Идеи Фридмена получили выражение в «рейганомике».
Институционалисты первостепенное внимание обращают на анализ внутрен- ней структуры экономических агентов – домашних хозяйств, фирм и государства.
Поэтому неудивительно, что в отличие от традиционного неоклассического под- хода современный неоинституционализм исходит из первостепенной важности формирования не прав собственности как таковых, а социальных норм и правил.
В этой связи большое значение имеет обоснованное в «Границах свободы» (1975)
последовательное разграничение Дж. Бьюкененом двух разных функций государ- ства: «государства защищающего» и «государства производящего»
1
Первая функция государства является результатом соглашения людей, ее вы- полнение служит своеобразным гарантом соблюдения ими конституционного до- говора. Обеспечение соблюдения прав в обществе означает прыжок от анархии к политической организации.
Вторая функция представляет государство в качестве производителя обще- ственных благ. Она реализуется на базе конституционных прав и свобод как своео- бразный договор между гражданами по поводу удовлетворения их совместных по- требностей в ряде товаров и услуг. Но именно здесь и кроется основная опасность
– перерождения государства в тоталитарное. Неоинституционалисты предлагают целый набор правил, которые препятствовали бы развитию государства в направ- лении автократического режима.
Современное понимание государства в самом широком смысле – это набор ин- ститутов, располагающих средствами законного принуждения, которые использу- ются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином «общество». Государство осуществляет свою деятельность посредством
1
Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. № 6. С. 108.
Глава 12. Поведение государства как института преодоления неразрешимых противоречий (поведенческих конфликтов) в поведенческой экономике


262
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки формируемого им правительства. Правительство рассматривается не только как совокупность лиц, занимающих в государстве руководящие должности, но и как процесс управления, применения власти, и как способ, метод и система правле- ния в обществе, и как структура и организация правительственных органов и их отношения с управляемыми. В устной и письменной речи во всем мире термины
«государство» и «правительство» используются как взаимозаменяемые.
Правительство состоит из трех отдельных ветвей власти, каждая из которых выполняет свою функцию: законодательная власть выполняет функцию выработ- ки законов; исполнительная власть (иногда именно она именуется правительством) отвечает за реализацию законов; судебная власть следит за правильным толкова- нием и применением законодательства.
Согласно классификации правительств, различают парламентскую и прези- дентскую систему правления. В первом случае представители исполнительной власти часто являются представителями и законодательной власти. И хотя премьер- министр может быть наиболее могущественным представителем исполнительной власти, окончательные, наиболее важные решения принимаются коллективно группой министров. Во втором случае представители исполнительной власти не входят одновременно в законодательные органы, а окончательные решения при- нимает президент.
Поведение правительства в обществе определяется функциями государства.
«Провалы рынка» и основные функции государства,
определяющие его поведение в рыночной экономике
Под функциями государства понимаются главные направления его деятельно- сти, выражающие сущность и назначение государства в обществе, включая ме- ханизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. По- скольку государство – категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства – одни отмирают, другие возникают, третьи приоб- ретают приоритетное или, наоборот, второстепенное значение.
В отечественной научной мысли выделяются четыре основных функции, кото- рые осуществляются любым государством:
1) экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики посредством поддержания конкурентной среды, защиты прав собствен- ности, организации общественных работ, обеспечения свободы предприниматель- ства, законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирования денежно- го обращения, контроля за внешнеэкономической деятельностью и т.д.
2) политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана сувере- нитета государства от внешних посягательств, международного терроризма и т.п.;
3) социальная – охрана прав и свобод всего населения, осуществление мер по


263
удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.п.;
4) идеологическая – поддержание определенной идеологии, в том числе и рели- гиозной, национальной культуры, науки и т.д.
Вмешательство государства в хозяйственный процесс было характерно для всех этапов развития рынка. Обусловлено это тем, что рыночный механизм, способный решать важнейшие экономические задачи перед обществом, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности. Такие ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть «провалами» (фиаско, несостоятельностью) рынка.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:
1) внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получивших отражение в ценах (плотины и оросительные каналы);
2) общественные блага – оборона, охрана общественного порядка, государ- ственное управление, образование, здравоохранение и др.;
3) монополии;
4) несовершенная (асимметричная) информация.
Принимая во внимание новые тенденции и процессы в мировом развитии, счи- таем целесообразным выделить и по-новому ранжировать следующие функции современного государства.
1. Социальная функция (на 1-м месте из-за тенденции переориентации цен- ностных показателей с экономических на социальные).
2. Обеспечение экономического роста и высокой эффективности (новое пони- мание экономического роста и эффективности на основе выявленной тенденции возрастания нематериальных активов, наукоемкого сектора, инноваций, науки, об- разования, формирования новой экономики).
3. Разработка программ реформ (трансформации экономических систем) и кон- троля за ее исполнением.
4. Остается востребованной функция смягчения «хронических болезней рын- ка» (цикличности, инфляции, безработицы) и «провалов рынка».
5. Видоизменяется функция деятельности государства в качестве субъекта иму- щественных отношений (в урезанном виде из-за проведенной «неправильно» при- ватизации) и в качестве предпринимателя.
6. Обеспечение развития регионов (на новых принципах). В условиях глобали- зации выделяют два уровня функций: в мировом сообществе и внутри страны.
7. Координация интересов на международном уровне с тем, чтобы программы созданных глобальных институтов (МВФ, ВТО и др.) отражали общие интересы всех стран. Отсюда необходимость участия в становлении глобальных институ- тов, разработке международных программ, установлении для них определенных правил.
Глава 12. Поведение государства как института преодоления неразрешимых противоречий (поведенческих конфликтов) в поведенческой экономике


264
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
8. Реализация национальных интересов в мировой экономике преобразуется в функцию обеспечения национальной экономической безопасности.
9. Возрастает роль инновационной, информационной прозрачности и экологи- ческих функций (как на международном уровне, так и внутри страны).
10. Функция государства как гаранта социальной стабильности, защиты от волны насилия, преступности, террора, коррупции, приобретает глобальные мас- штабы.
Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в современ- ных условиях является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоу- правлению и организациям гражданского общества.
Поведение государства в теории общественного выбора
Идея, что в политической сфере люди действуют так же, как и в экономической, преследуя свои личные интересы, легла в основу работ Дж. Бьюкенена, получив- шего Нобелевскую премию в 1986 г. за исследования в области теории обществен- ного выбора, «Политика, – пишет он, – есть сложная система обмена между инди- видами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных».
Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах. Теорию общественного выбора называют иногда «новой поли- тической экономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений.
Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический ры- нок как обмен, на котором политики выступают как продавцы, а избиратели – как покупатели, которыми отчасти манипулируют продавцы. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство – это рынок
особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – при- нимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обеща- ниями.
Критикуя государственное регулирование, представители теории обществен- ного выбора сделали объектом анализа сам процесс принятия правительственных решений, в основу которого положили рациональность индивида в рыночной эко- номике. Это означает, что все – от избирателей до президента – руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т.е. сравнивают