Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
265
предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений):
MB > MC,
где MB – предельные выгоды (marginal benefi t);
MC – предельные издержки (margional cost).
Иные мотивы у тех избирателей, интересы которых сконцентрированы на опре- деленных вопросах, как, например, у производителей конкретных товаров и услуг
(сахара или вино-водочных изделий, угля или нефти). Для них очень важны изме- нения условий производства: регулирование цен, строительство новых предприя- тий, объем государственных закупок и т. д. Они стремятся поддерживать постоян- ную связь с представителями власти, используют для этого письма, телеграммы, средства массовой информации, организуют демонстрации и митинги, создают специальные конторы и агентства, чтобы оказывать давление на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа). Все эти способы влияния на представителей вла- сти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политиче- ского решения называют лоббизмом (lobbying).
Одним из объектов изучения теории общественного выбора является экономи- ка бюрократии.
Экономика бюрократии согласно теории общественного выбора – это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономического блага, имеющего ценностную (стоимостную) оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с про- дажей результатов своей деятельности.
Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стре- мятся к принятию таких решений, которые открыли бы для них доступ к само- стоятельному использованию разнообразных ресурсов.
Крупным достижением в теории общественного выбора стала начатая в 1974 г.
Анной Крюгер разработка теории политической ренты.
Политическая рента – эта экономическая рента (или материальные выгоды), полученные с помощью политического процесса за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.
Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие ре- шения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет обще- ства.
Основными сферами анализа теории общественного выбора считаются избира- тельный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регули- рования и конституционная экономика.
Условием эффективной борьбы с бюрократией многие считают приватизацию, его содержанием – развитие «мягкой инфраструктуры», а конечной целью – соз-
дание конституционной экономики. Понятие «мягкая инфраструктура» означа- ет увеличение экономических прав человека (укрепление прав собственности,
Глава 12. Поведение государства как института преодоления неразрешимых противоречий (поведенческих конфликтов) в поведенческой экономике
266
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки честность и ответственность за выполнение контрактов, терпимость к инакомыс- лию, гарантии прав меньшинства и т.п.) и ограничение сфер деятельности госу- дарства.
Поведение бюрократии, правительства носит циклический характер и подчине- но определенным закономерностям.
Цикл экономической и политической активности правительства между выбо- рами носит название политико-экономического цикла, который может быть пред- ставлен графически (рис. 12.1).
На оси абсцисс откладывают время, на оси ординат – активность правитель- ства.
Отрезок T
1
T
2
отражает падение популярности правительства, отрезок T
2
T
3
– наращивание активности, связанное с подготовкой предстоящих выборов. Целе- сообразно отметить, что пик новой активности не должен находиться слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства.
Этот цикл характеризует последовательность следующих процессов в деятель- ности правительства. После выборов новое правительство осуществляет ряд мер, направленных на изменение целей или масштабов деятельности предшествующе- го правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита государственного бюджета, сворачиванию непопуляр- ных программ, перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришед- шие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний.
Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности ново- го правительства не достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает.
Экономическая активность правительства
Время
Т
1
T
2
T
3
267
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 27
Глава 13
ПОВЕДЕНИЕ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА РЫНКЕ ТРУДА
Современный глобальный кризис, разразившийся на мировых финансовых рынках (2008–2009), актуализировал научные исследования по теории экономиче- ского поведения. Начавшись как финансовый, кризис трансформировался в эконо- мический, вызвав стремительное сокращение занятости и рост безработицы, вклю- чая ее формальные и латентные формы. Произошло падение индексов фондового рынка, началась рецессия в отраслях промышленности, увеличились масштабы увольнений, сократились потребительские расходы. Опросы общественного мне- ния, проведенные в разных регионах страны, зафиксировали снижение индекса потребительских настроений и угасание оптимизма в перспективных ожиданиях населения.
Прежде всего произошло значительное сокращение объемов промышленного производства, а также сжатие других сегментов национальной экономики. Рынок труда с некоторым запаздыванием отреагировал на спад производства, что прояви- лось в резком сокращении численности персонала и уменьшении издержек орга- низаций. Спад в отраслях реального сектора экономики и рост напряженности на рынке труда затронули интересы самых различных слоев населения. Для одних последствием кризиса явились увольнения в результате сокращения рабочих мест или банкротства предприятия, на котором они работали, другие столкнулись с за- держками заработной платы и социальных выплат. По опросам населения, про- веденным в отдельных регионах России, главными причинами для беспокойства были уменьшение (68%) или задержки (70%) заработной платы и социальных вы- плат, значительная часть населения (57%) опасалась сокращений, увольнений с предприятий, а вероятность закрытия или приостановки предприятия допускали
48% опрошенных
1
Для преодоления кризисных явлений Правительство РФ разработало ряд мер, задействовав резервные фонды, созданные в период роста нефтяных цен на ми- ровом рынке. Ведущим банкам были предоставлены значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности, была предусмотрена финансовая поддержка градообразующим предприятиям, малому бизнесу были предоставлены налоговые стимулы, были увеличены пособия по безработице, определены меры по подготовке и переподготовке лиц, потерявших работу. Антикризисная политика
1
Экономические и социальные перемены в регионе: Факты, тенденции, прогноз.
Вып. 45. Вологда, 2009. С. 135.
Глава 13. Поведение регионов Российской Федерации на рынке труда
268
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки прежде всего была ориентирована на стабилизацию социально-экономической си- туации и сдерживание массовой безработицы, которая, как правило, провоцирует социальную нестабильность и рост напряжения в обществе. Вместе с тем страте- гическая задача состоит в диверсификации экономики, структуры занятости, ис- точников доходов населения и создании условий для изменения межотраслевых пропорций, что сформирует новую модель экономического развития, в рамках ко- торой будут созданы рабочие места, соответствующие постиндустриальной ста- дии развития общества.
Поведение регионов России на рынке труда
Регионы России неодинаково реагировали на экономический спад (2008–2009), меры макроэкономической стабилизации, по-разному адаптировались к действию бюджетных ограничений, экономических стимулов, системе антикризисных мер, избрав различные региональные стратегии. Рост уровня безработицы в регионах
России, отражающий неблагоприятные изменения спроса на труд в период эконо- мического кризиса, не дает представления о значительных межрегиональных раз- личиях на российском рынке труда. Макроэкономические шоки, вызвавшие рост безработицы, не способны объяснить межрегиональные различия, понимание ис- точников которых является важным для выбора основных направлений экономи- ческой политики.
В данном разделе различия в моделях поведения регионов на рынке труда объ- ясняются комплексом факторов, важнейшими из которых являются следующие:
1) объем и структура спроса на труд, которая в условиях экономического спа- да (2008–2009) и оживления экономики (2010–2011) детерминирует динамику и структуру занятости в зависимости от изменения тех или иных видов экономиче- ской деятельности. Зависимость региональных уровней безработицы от изменения спроса на труд и, как следствие, занятости оценивалась на основе регрессионных уравнений;
2) различные типы региональной структуры занятости населения, определяю- щие степень чувствительности к секторальным шокам;
3) особенности экономической политики, проводимой на уровне регионов, ко- торая определяет направления институциональных изменений, способствуя ди- версификации экономики, структуры занятости, источников доходов населения, преодолению зависимости от цен на энергоресурсы;
4) «стартовые условия», которые характеризуют докризисную ситуацию на российском рынке труда, отражая потенциал «накопленной безработицы».
В 2010–2011 гг. для субъектов Российской Федерации были характерны раз- ные модели экономического поведения, отражающие попытки выхода из кризи- са, включающие в себя продолжительную рецессию, медленное восстановление и быстрый рост. Как показали результаты корреляционного и регрессионного ана-
269
лиза и выполненные оценки, существенный вклад в дифференциацию регионов на рынке труда вносит дифференциация валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. Этот показатель отражает уровень социально-экономического развития региона. Можно также предположить, что в посткризисный период более сильная региональная экономика скорее оправится от спада и обеспечит рост заня- тости и снижение уровня безработицы в будущем, втянувшись в процесс экономи- ческого выздоровления. Ухудшение ситуации на региональных рынках труда объ- ясняется разными источниками и факторами, детерминирующими рост безработи- цы. Кроме того, российские регионы отличаются разной «чувствительностью» к влиянию макроэкономических факторов (шоков), воздействующих на рынок труда в условиях кризиса, что также должно быть учтено при моделировании поведения регионов РФ на рынке труда. С одной стороны, региональным рынкам труда не удалось избежать влияния резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за финансово-экономическим кризисом (2008–2009), что имело крайне негативные последствия, проявившиеся в сокращении занятости. С другой – в период затяж- ного выхода из кризиса под влиянием таких факторов, как новая структура отно- сительных цен, резкое обострение конкуренции на внутреннем и мировом рын- ках, субъектам РФ предстоит столкнуться с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу, что также будет оказывать давление на рынок труда.
Проведенный корреляционный и регрессионный анализ позволил выделить наиболее важные факторы, детерминирующие поведение на рынке труда регионов разного типа – сельскохозяйственных и промышленных, с высоким спадом заня- тости и ее незначительным сокращением, устойчиво высоким и низким уровнями безработицы. Результаты анализа демонстрируют высокую объяснительную силу используемого подхода для оценки и моделирования поведения регионов на рын- ке труда. Роль ненаблюдаемых факторов как детерминант безработицы в регионе менее значительна. Межрегиональные различия проявились, во-первых, в неоди- наковой степени чувствительности регионов разного типа к различным факторам, определяющим рост безработицы, во-вторых, в различном составе детерминант безработицы для регионов разного типа. Гетерогенные реакции регионов на шоки и существование разнотипных моделей поведения регионов на рынке труда обу- словливают необходимость проведения регионально дифференцированной поли- тики, учитывающей специфику ситуации, сложившейся на данной территории.
Влияние шоков и институтов на рост европейской безработицы исследова- но в работах Блэнчарда и Вулферса
1
. Эффект внутренней динамики безработи- цы исследован Демекасом и Контолемисом, которые анализируют зависимость достигнутого уровня безработицы от прошлого по нескольким направлениям
2 1
Blanchard O., Wolfers J. The Pole of Shocks and Institutions in the Rise of European
Unemployment: The Aggregate Evidence // Economic Journal. 2000. Vol. 110. P. 1–33.
2
Demekas D.G. Labor Market Segmentation in a Two-Sector Model of an Open Economy //
IMF Working Paper. 1990. № 37(4). P. 849–864.
Глава 13. Поведение регионов Российской Федерации на рынке труда