Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
300
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки женной модели и их проверка на реальных данных с целью установления ее пред- сказательной способности по сравнению с ортодоксальной версией.
На основе вышеозначенных принципов представителям поведенческой эконо- мики удалось существенно дополнить экономическую теорию в методологиче- ском, теоретическом и практическом плане.
В качестве основного методологического результата развития поведенческой экономики стоит выделить реальное опровержение тезиса многих экономистов, что «экономическая наука лишена возможности использования эксперимента в качестве важнейшего звена проверочного механизма, которым располагают есте- ственные дисциплины». Подобное убеждение приводило к тому, что было нельзя провести эмпирическую верификацию экономического знания, а значит, един- ственно возможной методологией становился «Ф-уклон», основанный на нереа- листичных предпосылках (принцип «как будто»)
1
. Благодаря работам представи- телей поведенческой экономики: М. Алле, Э. Брендстаеттера, Д. Канемана, Ф. Ван
Раая, В. Смита, А. Тверски и других – эксперимент стал неотъемлемой частью современной экономической науки. Один из основателей экспериментальной и поведенческой экономики – В. Смит – отмечает: «Каждый лабораторный экспе- римент определяется через условия окружающей среды, указывающие исходные начальные запасы, фонды, предпочтения и издержки, которые являются причиной обмена. Элементы окружающей среды контролирует экспериментатор, используя денежные вознаграждения, для того чтобы стимулировать желаемую конкретную систему, конфигурацию “стоимость – издержки”. В эксперименте также исполь- зуются институты, устанавливающие язык (сообщения) рыночной коммуникации, связи (заявки или цены, предлагаемые покупателем; предложения продавцов; сделки), правила, которые управляют обменом информации, и правила, при вы- полнении которых сообщения способствуют заключению контрактов, соглаше- ний. Данные институты устанавливаются инструкторами-экспериментаторами, которые описывают сообщения и последовательность рыночных действий, явля- ющихся в наибольшей степени управляемыми, регулируемыми компьютером. В конце концов мы получаем наблюдаемое поведение участников эксперимента как функцию от условий среды и институтов, которые представляют собой управляе- мые переменные»
2
Одним из основных достижений поведенческой экономики в сфере теории вы- ступает уточнение тезиса об основах экономического поведения. Как известно, в ортодоксальной экономической теории одним из системообразующих принципов является принцип рациональности поведения экономических субъектов, восходя- щий к философским работам XVII–XVIII вв.
1
Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Вып. 4.
С. 34–35.
2
Smith V.L. Economics in the Laboratory // The Journal of Economic Perspectives. 1994.
Vol. 8. № 1. P. 113–114.
301
Основоположником рационализма в философии считается Р. Декарт. Согласно ему разум, познание представляют собой не социальное явление, а способность, данную индивиду от природы. «Способность правильно судить и отличать истин- ное от ложного... от природы у всех людей одинакова»
1
. Приняв рационализм за точку отсчета, современная экономическая наука взяла его в качестве постулата, в канонической форме сформулированного в XVIII в. философом-утилитаристом
И. Бентамом. Согласно ему, человек непрерывно занят процессом «калькуляции блага», т.е. пытается вычислить наиболее выгодный для себя тип поведения, под- считывая все положительные и отрицательные последствия своих решений. Имен- но этот взгляд на человека лежит в основе философии капитализма с его стихией свободной конкуренции, а также западной рационалистической этики. В середине прошлого века принцип «калькуляции блага» трансформировался в принцип «мак- симизации ожидаемой полезности». Следовательно, от человека ожидается, что каждый раз он будет учитывать не только все положительные и отрицательные по- следствия своих действий, но и вероятность их наступления. Например, покупая автомобиль, он будет учитывать его стоимость, удовольствие от быстрой езды и завистливых взглядов знакомых, а также вероятность кражи, аварии, стоимость ремонта и т.п.
В современной экономической науке, по мнению отечественного экономиста
В.С. Автономова, можно выделить два подхода к пониманию рациональности:
– формальный, при котором данная категория рассматривается как совокуп- ность способов и процедур оптимизации экономической системы;
– функциональный, при котором рациональность выступает базовой моделью большинства общественных наук, своего рода абстракцией, нормативом экономи- ческой деятельности.
Во втором случае рациональное поведение в традиционном для социальных наук смысле можно квалифицировать как такое, которое кратчайшим (из всех воз- можных) путем приводит данную систему к сохранению и увеличению ее гомео- стазиса (в этом смысле оно функционально)
2
. Схожих взглядов придерживается, в частности, один из ведущих ученых в сфере поведенческой экономики, автор теории «ограниченного выбора», лауреат Нобелевской премии Г. Саймон, утверж- дающий, что моменты равновесия какой-либо системы и ее приспособления к сре- де являются нейтральными по отношению к оптимальному поведению, посколь- ку равновесное состояние системы еще не означает ее оптимального состояния
3
Таким образом, с содержательной стороны рациональность приводит к признанию за субъектом способности к стремлению к идеалу, оптимизации соотношения за- трат и результата.
1
Субъект и объект как философская проблема. Киев, 1979.
2
Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998. С. 12.
3
Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Вып. 3.
С. 74.
Глава 15. Теоретические и практические результаты, достигнутые в рамках поведенческой экономики
302
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки
Помимо принципа оптимизации, ученые выделяют еще один момент, харак- теризующий рациональное поведение, – самодетерминацию поведения. Соглас- но взглядам другого поведенческого экономиста – лауреата Нобелевской премии
М. Алле – определение экономической рациональности формулируется в предпо- ложении, что индивид сам по себе лучшим образом знает и определяет для себя цели и оптимальные способы их достижения. На этой предпосылке экономической теории основано одно из ее фундаментальных понятий – «предпочтение». Эври- стическая ценность этого понятия основывается на том, что любой потребитель
«отдает предпочтение тому, что сам считает предпочтительным». Взаимозаменяе- мость целевых предпочтений, таким образом, может быть признана отличитель- ным свойством той модели рациональности, которая используется в экономиче- ской науке. Это означает, что факты рационального поведения в экономическом смысле можно констатировать везде, где можно зафиксировать внутренне непро- тиворечивую (т.е. последовательную, иерархическую и независимую от внешних содержаний) систему предпочтений
1
. Таким образом, М. Алле, с одной стороны, говорит о том, что человек выступает рациональным, когда он самостоятельно ста- вит свои цели, т.е. проявляет субъектность, с другой (более спорной) – что человек осуществляет выбор цели из некоего многообразия данных ситуацией. Что самое главное, индивид при этом четко и безошибочно выбирает наиболее релевантный путь, что, как мы уже отмечали в предыдущих главах, не подтверждается практи- кой социально-экономического развития и результатами эмпирических исследова- ний психологов.
Другая важная составляющая экономической рациональности – целенаправ- ленность. Рассмотренное в экономическом аспекте человеческое поведение интер- претируется как результат сознательных целерациональных индивидуальных дей- ствий. Причем (по М. Веберу) целерационально действует только тот, кто «ориен- тирует свои действия на цели, средства и побочные результаты и при этом рацио- нально соотносит как средства с целями, так и цели с побочными последствиями, различные возможные цели друг с другом»
2
, выстраивая, таким образом, иерархию целей, детерминированную собственной системой предпочтений. В экономике эта установка была сформулирована К. Менгером, а дальнейшее развитие получила в работах представителей неоавстрийской школы и Й. Шумпетера. Сознательная постановка целей при этом признается априорной, так как считается, что пред- варительное планирование деятельности предшествует самой этой деятельности.
Целерациональность рассматривается и как стремление к максимальной полезно- сти, и как стремление к лучшему удовлетворению своих потребностей, а также в виде «предпочтений», «весов» и «целей» в новейших экономических концепциях.
Подводя итог этому небольшому обзору подходов к пониманию рационально- сти, отметим, что она в экономической теории в целом определяется как максими- зация какой-либо целевой функции при данных ограничениях. Так (по мысли Д.Н.
1
Алле М. Условия эффективности в экономике. М., 1998. С. 185.
2
Wirtschaft und Gesellschaft. 5. Aufl age. Tübingen: Paul Siebeck, 1972. S. 13.
303
Хаймана), ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в со- временной микроэкономике, заключается в том, что поведение людей мотивирует- ся желанием максимизировать чистый выигрыш, получаемый при осуществлении операций. При этом нахождение наилучших средств для достижения той или иной цели осуществляется безотносительно к самим конкретным целям. Формирование этой установки, разделяемой большинством современных экономистов, восходит к теории познания Д. Юма, в которой рациональность сводилась к простому фор- мальному отношению целей и средств. В итоге структура экономической рацио- нальности рассматривается как полностью независимая от конкретных психоло- гических процессов в рамках индивидуального сознания (сомнений, колебаний, промежуточных решений, переформулировок целей, изменения предпочтений и т.д.).
Экономическая наука анализирует факт выбора в качестве самодостаточного, полного и завершенного, заключая «в скобки» его психологическую природу
1
Это, как мы уже неоднократно отмечали, объясняется акцентом внимания иссле- дователей на процессах преобразования биосферы при отвлечении от их субъект- ной стороны. Исходя из подобного подхода выстраивается соответствующего рода экономическая психология, объясняющая поведение людей. В частности, (соглас- но Д. Юму), мораль, выступая основанием социально-политической жизни госу- дарства, является результатом баланса индивидуальных аффектов. Стремление к удовольствию при этом трактуется как последнее основание всякого человеческо- го действия. К той же парадигме относится и модель «эгоистического индивида»
А. Смита. Описание рыночных закономерностей основано в ней на тщательном и всестороннем прослеживании игры интересов всех участвующих в экономиче- ском процессе сторон: собственников земли, предпринимателей, буржуазии, тор- говцев и рабочих.
В итоге (согласно Н.М. Кизиловой) основу экономической рациональности составляет модель «экономического человека» как «рационального максимизато- ра полезности». Ее можно обнаружить прежде всего в маржиналистских теори- ях предельной полезности (Л. Вальраса, У. Джевонса, К. Менгера). Базовая идея этих концепций – «максимизация полезности» – своим происхождением обязана утилитаристскому учению И. Бентама. Главным образом это касается важнейшей для данного ученого концепции «максимизации счастья». Построенное на этой идее психологическое учение И. Бентама, в свою очередь, сильно зависит от ассо- цианистской психологии XVI–XVIII вв., важнейшие положения которой сводят- ся к следующим взаимосвязанным элементам: концепции опыта как комплекса чувственных впечатлений; идее непосредственного жизненного опыта как един- ственного источника достоверного знания; учению об индивидуальном сознании как tabula rasa, лишенной каких-либо собственных априорных представлений, не содержащихся в опыте; редукции психического аппарата к «впечатлениям» как
1
Кизилова Н.М. Философия экономики: методология обоснования экономической ра- циональности: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2006.
Глава 15. Теоретические и практические результаты, достигнутые в рамках поведенческой экономики
304
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки его простейшим единицам и истолкованию психических функций как простого результата произвольных комбинаций («ассоциаций») таких единиц.
В противоположность данной модели человека, автоматически реагирующего на раздражители внешнего мира и в своих выборах руководствующегося толь- ко чувствами удовольствия и неудовольствия, экспериментальная психология
В. Вундта и бихевиористское учение Дж. Уотсона предложили концепцию актив- ной личности, на решения и поведение которой влияет целый комплекс причин, не ограничивающихся только стремлением к удовольствию (таких как врожденные инстинкты, разнообразные физиологические и биологические факторы). В эконо- мической теории представители альтернативного маржинализму «объективист- ского» направления стремились вытеснить любые психологические импликации экономической науки за ее пределы. Относя проблему стоимости как ценности в разряд внешних, неэкономических, проблем, приверженцы радикального антипси- хологизма сосредоточиваются на анализе кривых безразличия, которые, как пред- полагается, не содержат в себе никаких специальных отсылок к тем или иным осо- бенностям человеческой природы. В «теории выявленных предпочтений» П. Са- муэльсона от потребителя не требуется максимизировать полезность с помощью точных рациональных исчислений – он просто делает последовательный непроти- воречивый выбор, предпочитая один вариант другому. Место понятия полезности занимает теперь понятие предпочтения (выбора). В рамках данной концепции, та- ким образом, убедительно демонстрируется эквивалентность непротиворечивого выбора и максимизации некоторой функции. Как полагает ученый, субъект всегда максимизирует какую-либо вполне конкретную величину (а не абстрактную идею полезности), акты выбора, в которых осуществляется эта процедура, эмпирически наблюдаемы. Последнее обстоятельство позволяет выстроить данную теорию в соответствии со строгими критериями научности
1
Свое развитие тенденция радикального антипсихологизма получила и в теории
Дж. Хикса, в которой переосмысление основных положений маржинализма при- вело к отражению свойств человеческого поведения с помощью концептуального языка математики. Речь здесь идет о таких анонимных свойствах кривых безразли- чия, как выпуклость, непрерывность и гладкость, при этом данные понятия и свой- ства по-прежнему имеют в теории статус необсуждаемых постулатов, что указыва- ет на их генетическую связь с маржиналистскими допущениями. С другой сторо- ны, эта теория фактически продемонстрировала принципиальную независимость теории цены от каких бы то ни было психологических предпосылок. Психология
И. Бентама при этом оказалась только одним из возможных способов описания це- новой динамики, утратив свой приоритет в решении подобных вопросов. В целом объяснению причины выбора Дж. Хикс предпочел регистрацию самого факта вы- бора. В результате психологические свойства выбирающего человека были моди- фицированы в простейшие свойства математических функций.
1
Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (очерк истории западной экономической жизни). М., 1993. С. 42–43.