Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого. Его просвет уменьшается в течение первых двух лет жизни и в другие периоды, когда увеличивается масса белого и серого вещества. Законченность строения наблюдается уже у плода до рождения. Это объясняется усиленной целенаправленной активностью конечностей новорожденного. Спинной мозг имеет твердую, паутинную и мягкую соединительнотканные оболочки. Паутинная и мягкая оболочки у новорожденных тонкие, нежные. У детей подпаутинное пространство относительно большое. Его вместимость у новорожденного составляет около 20 см3, а затем быстро увеличивается: к концу первого года жизни — 30 см3, к 8 годам — 140 см3, у взрослого человека — 200 см3.

У новорожденного на поверхности полушарий большого мозга уже имеются борозды и извилины. Основные борозды (центральная, латеральная) выражены хорошо, а ветви основных борозд и мелкие извилины - слабо. По мере увеличения возраста ребенка, борозды становятся глубже, извилины между ними рельефнее.  Головной мозг у новорожденного в среднем 370г. К концу 1-го года жизни масса удваивается, к 4 годам утраивается. В дальнейшем (после 7 лет) масса возрастает медленно и к 20-29 годам достигает максимального значения (1355 г у мужчин и 1220 г у женщин). В последующие возрастные периоды, вплоть до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин, масса мозга существенно не изменяется, а после отмечается некоторое уменьшение. До 4 лет жизни головной мозг ребенка растет равномерно в высоту, длину и ширину. В дальнейшем преобладает рост мозга в высоту. Наиболее быстро растут лобная и теменная доли.
Задание 36

1. Дайте определение «ВНД»

2. Сравните особенности безусловных и условных рефлексов. Приведите примеры безусловных и условных рефлексов.

3. Перечислите условия образования условных рефлексов и механизм их образования.

Задание: дайте понятие о ВНД. Раскройте характеристику условных и безусловных рефлексов.

А) Дайте определение «ВНД»

«ВНД» - Высшая нервная деятельность - это деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное
приспособление животных и человека к окружающей среде. 



Б) Сравните особенности безусловных и условных рефлексов. Приведите примеры рефлексов.

Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители

(пищу, опасность и т. п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например,

выделение слюны при виде пищи). Пример – отдёргивание руки от горячей поверхности.

Условный рефлекс - реакции, которые приобретены данным организмом в процессе

индивидуальной жизнедеятельности. Пример -  если собаке дать понюхать мясо, то у неё

выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть

звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет

выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено.

Сравнение условных и безусловных рефлексов

безусловные

условные

имеются с рождения

приобретаются в течение жизни

в течение жизни не изменяются и не исчезают

могут изменяться или исчезать в течение жизни

одинаковые у всех организмов одного вида

у каждого организма свои собственные, индивидуальные

приспосабливают организм к постоянным условиям

приспосабливают организм к изменяющимся условиям

рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного

временная связь образуется в коре больших полушарий

сильные, быстрые, трудно тормозятся

Слабые, медленные, легко тормозятся

Примеры

выделение слюны при попадании лимона в рот

выделение слюны при виде лимона

сосательный рефлекс новорожденного

реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком

чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника

реакция кошки/собаки на кличку



В) Перечислите условия образования условных рефлексов и механизм их образования

Для выработки условных рефлексов необходимы следующие условия:

  1. наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражи

тель), а другой — условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.);

2)  многократное сочетание условного и безусловного раздражителей

3)  условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного;

4)  в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, способный привлекать внимание;

5)  возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного;

6) В момент выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние внешние

раздражения.

  1. животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым;

  2. при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого — этот рефлекс не вырабатывается.

Условные рефлексы образуются при возникновении в коре полушарий головного мозга двух

очагов возбуждения: один – в ответ на действие условного, а другой – на действие безусловного

раздражителя. При сочетании действия этих раздражителей между возникшими очагами возбуждения

устанавливается временная связь, которая от опыта к опыту становится все более прочной. Такую

связь в коре полушарий мозга И.П. Павлов называл замыканием и им объяснил механизм

образования условного рефлекса.



Задание 37

1. Раскройте термин «торможение», назовите виды торможений.

2. Перечислите виды внешнего торможения. Приведите примеры внешнего торможения.

3. Перечислите виды внутреннего торможения. Приведите примеры внутреннего торможения.

Задание: охарактеризуйте торможения нервных процессов.

А) Раскройте термин «торможение», назовите виды торможений.

Торможение
- особый нервный процесс, выражающийся в уменьшении или полном отсутствии ответной реакции на раздражение. Торможение осуществляется специальными тормозными нейронами, которые, возбуждаясь, оказывают тормозящее действие на другие клетки. Торможение в центральной нервной системе имеет охранительное значение, защищая нервную систему от перевозбуждения (в первую очередь клетки коры головного мозга), а также участвует в регуляции сна и гипнотических состояний мозга.

Виды торможений: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное)

 Внешнее торможение  связано с действием постороннего раздражителя (посторонний звук, изменение освещения, болевое ощущение) и является врожденным свойством нервной системы. Внешнее торможение может возникнуть также и при отсутствии постороннего раздражителя вследствие действия сильного условного раздражителя. В результате действия такого раздражителя происходит превышение определенного предела работоспособности нервных клеток, в них развивается так называемое запредельное торможение. Оно имеет защитное значение, оберегая нервные клетки от разрушения и гибели. Развитие запредельного торможения зависит не только от интенсивности раздражителя, но и от функционального состояния нейронов коры (длительное нервное напряжение, умственная перегрузка).

В отличие от внешнего торможения, развивающегося в нервных клетках в момент действия раздражителя, внутреннее торможение возникает только при определенных условиях. Условием для возникновения внутреннего торможения является отмена подкрепления, использовавшегося при образовании условного рефлекса. Выделяют: угасание, дифференцировка (способность к различению), запаздывающее, условный тормоз и высшее торможение.
Б) Перечислите виды внешнего торможения. Приведите примеры внешнего торможения.

Существует 2 разновидности безусловного торможения:

1.Внешний тормоз. Обычный сон и гипнотический (свет, звук, голос гипнотизирующего)

2.Запредельное торможение. Человек настолько увлекся своими мечтаниями, что ничего не слышал и не видел вокруг, пока - щелчок - не была произнесена его фамилия. Мать, у которой маленькие дети, может задремать при включённом телевизоре, но мозг её всегда готов воспринять малейший звук младенца, и она просыпается.

В) Перечислите виды внутреннего торможения. Приведите примеры внутреннего торможения.

 Выделяют: угасание, дифференцировка (способность к различению), запаздывающее, условный тормоз и высшее торможение. Общим для всех видов внутреннего торможения является их развитие на базе предварительно выработанного условного рефлекса.

  Феномен угасания можно наблюдать уже на первом месяце жизни ребенка. Если мать перестает брать малыша на руки для кормления, то рефлекс на «положение под грудью» угасает, но если опять начать придавать ребенку это положение во время приема пищи, рефлекс быстро восстанавливается. В детском учреждении надо всячески следить за тем, чтобы у ребенка не угасла потребность в общении, так как это обедняет развитие его личности. Однако, если ребенок, обращаясь к воспитателю, не будет получать ответа, т.е. положительного подкрепления, то он перестанет обращаться к нему, потребность в общении у ребенка со взрослым угаснет.  Если он употребляет бранные слова, надо на это не реагировать. Отсутствие всякой реакции, т. е. подкрепления, приведет к тому, что ребенку будет неинтересно произносить их, и нежелательная реакция постепенно угаснет.

 Дифференцировка проявляется на третьем месяце жизни ребенка. Доказано, что в этом возрасте возможно получить зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые дифференцировки. На четвертом месяце жизни провели зрительную дифференцировку на цвет. Были взяты два цветных картонных цилиндра (синий и красный). В красный цилиндр опускалась бутылка с молоком, а в синий — пустая бутылка. Через определенное время при виде красного цилиндра у малыша появлялись сосательные движения, а при виде синей их не было. Первой дифференцировкой в жизни ребенка является узнавание матери.

Запаздывающее, отчетливо проявляется при одновременном кормлении детей. Например, если за столиком сидят двое малышей, вначале при виде ложки с пищей одновременно оба открывают рот (это ранее выработанная реакция), но затем открывает рот тот ребенок, к которому непосредственно направлена ложка с пищей, а второй ждет своей очереди, т.е. задерживает реакцию до более целесообразного для ее осуществления момента. В старшем возрасте Ребенок может подождать, пока другие дети за столиком съедят суп, а потом всем дадут второе.