Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В игре предложить ребенку, тянущемуся к картинке, подождать немного, если ее смотрит другой ребенок.
Условное торможение можно выработать начиная с конца первого года жизни. В обычной жизни детей очень многие условия могут оказывать тормозящие действия, если они связаны с запрещением чего-либо. Часто это проявляется при отсутствии единства требований в воспитании ребенка. Если бабушка разрешает трогать вещи на столе у отца, а отец категорически запрещает это, то приход отца домой становится условным тормозом. Точно так же бывает, если два воспитателя предъявляют разные требования — один запрещает что-то, а другой то же самое разрешает. Для человека универсальным условным тормозом является слово нельзя.
Высшее торможение проявляется тогда, когда человек жертвует своей жизнью во имя других людей или высоких моральных идеалов. В обыденной жизни элементы высшего торможения имеют все те поступки человека, при которых он отказывает себе в чем-то ради интересов другого. У ребенка можно стимулировать такой вид реакций начиная с конца второго — начала третьего года жизни, т. е. с того времени, когда ребенок уже способен понять, что другие дети тоже нуждаются в ласке и внимании, что нужно помочь плачущему малышу, не обижать его, отдать свою игрушку.
Задание 38
1. Перечислите свойства нервной системы и дайте им краткую характеристику.
2. Назовите типы ВНД, определите их индивидуальные особенности.
3. Раскройте особенности ВНБ у детей и подростков.
Задание: дайте характеристику типам высшей нервной деятельности детей и подростков.
А) Перечислите свойства нервной системы и дайте им краткую характеристику.
Свойства нервной системы — понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения динамических особенностей нервной системы, по большей степени генетически детерминированных, которые определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды. По мнению Павлова, существует три основных свойства нервной системы:
1. Сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;
2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому;
3. Уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения.
В дальнейшем к этому списку были добавлены следующие свойства:
4. Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций;
5. Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов;
6. Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.
Б) Назовите типы ВНД, определите их индивидуальные особенности.
Высшая нервная деятельность (ВНД) - Это деятельность коры больших полушарий головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающая наилучшее приспособление организма человека к окружающей среде; это совокупность безусловных и условных рефлексов.
Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию типов ВНД:
В) Раскройте особенности ВНД у детей и подростков.
К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение. Многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.
ВНД детей от 7 до 18 лет. Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.
Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.
Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.
Задание 39
1. Раскройте понятие «анализатор». Приведите примеры анализаторов.
2. Перечислите общее строение анализатора.
3. Охарактеризуйте функции и свойства анализаторов.
Задание: Раскройте строение и функции анализаторов. Приведите примеры.
А) Раскройте понятие «анализатор».
Анализатор — совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма.
В анализаторах под действием раздражителя возникает ощущение, специфичное для данного органа чувств.
Б) Перечислите общее строение анализатора
Анализатор состоит из 3 частей: периферического, проводникового и центрального.
Периферический отдел – рецепторы, воспринимают раздражения внешней и внутренней среды и преобразуют энергию раздражителя в энергию нервного импульса.
Проводниковый отдел – цепь нейронов, находящихся в разных слоях на каждом уровне ЦНС. Обеспечивает проведение возбуждения от рецепторов в кору большого мозга и частичную переработку информации.
Центральный отдел - состоит из 2-х частей:
импульсацию от рецепторов.
2) Периферическая часть/«Рассеянный элемент» - нейроны, рассредоточенные по коре большого мозга.
В) Охарактеризуйте функции и свойства анализаторов.
Можно выделить ряд общих свойств анализаторов:
- чувствительность к адекватным раздражителям (порог чувствительности – был бы высокий, слышали бы как растут деревья, как бежит кровь по сосудам).
- обладают способностью устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
- адаптации
к условию (из света в темноту и наоборот, укол)
- присуща тренируемость (заключается как в повышении чувствительности, так и в ускорении адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности «чуткие пальцы пианиста», «наметанный глаз охотника», «тонкий слух музыканта»)
-способность некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя (посмотреть на яркую лампочку и затем закрыть глаза, мы увидим яркую точку)
- в условиях нормального функционирования находятся в постоянном взаимодействии
(слепой человек не может увидеть едущий автомобиль, но, воспринимая звук его двигателя, вибрацию почвы, запах выхлопных газов и некоторые другие признаки, он безошибочно опознает его.
Функции анализатора:
Обнаружение и первичное различение сигналов обеспечивается рецепторами, а детектирование и опознание сигналов - нейронами коры больших полушарий. Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех слоев сенсорных систем.
1) Обнаружение. Начинается в рецепторе - специализированной клетке, эволюционно приспособленной к восприятию раздражителя из внешней или внутренней среды и преобразованию его из физической или химической формы в форму нервного возбуждения.
2) Различение.
3) Передачу и преобразование.
4) Кодирование. Совершаемое по определенным правилам преобразование информации в условную форму - код.
5) Детектирование признаков. Это избирательное выделение сенсорным нейроном того или иного признака раздражителя, имеющего поведенческое значение.
6) Опознание образов. Это отнесение образа к тому или иному классу объектов, с которыми ранее встречался организм, то есть классификация образов. Это конечная и наиболее сложная операция сенсорной системы.
Задание 40
1. Раскройте понятие «анализатор».
2. Раскройте значение и строение зрительного анализатора.
3. На плакате покажите строение глаза, перечислите его основные образования.
4. Дайте характеристику возрастным особенностям зрительного анализатора.
5. Перечислите гигиенические требования к световой среде помещений для детей и подростков.
Задание: раскройте строение зрительного анализатора, его возрастные особенности и гигиенические требования к световой среде.
Условное торможение можно выработать начиная с конца первого года жизни. В обычной жизни детей очень многие условия могут оказывать тормозящие действия, если они связаны с запрещением чего-либо. Часто это проявляется при отсутствии единства требований в воспитании ребенка. Если бабушка разрешает трогать вещи на столе у отца, а отец категорически запрещает это, то приход отца домой становится условным тормозом. Точно так же бывает, если два воспитателя предъявляют разные требования — один запрещает что-то, а другой то же самое разрешает. Для человека универсальным условным тормозом является слово нельзя.
Высшее торможение проявляется тогда, когда человек жертвует своей жизнью во имя других людей или высоких моральных идеалов. В обыденной жизни элементы высшего торможения имеют все те поступки человека, при которых он отказывает себе в чем-то ради интересов другого. У ребенка можно стимулировать такой вид реакций начиная с конца второго — начала третьего года жизни, т. е. с того времени, когда ребенок уже способен понять, что другие дети тоже нуждаются в ласке и внимании, что нужно помочь плачущему малышу, не обижать его, отдать свою игрушку.
Задание 38
1. Перечислите свойства нервной системы и дайте им краткую характеристику.
2. Назовите типы ВНД, определите их индивидуальные особенности.
3. Раскройте особенности ВНБ у детей и подростков.
Задание: дайте характеристику типам высшей нервной деятельности детей и подростков.
А) Перечислите свойства нервной системы и дайте им краткую характеристику.
Свойства нервной системы — понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения динамических особенностей нервной системы, по большей степени генетически детерминированных, которые определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды. По мнению Павлова, существует три основных свойства нервной системы:
1. Сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;
2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому;
3. Уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения.
В дальнейшем к этому списку были добавлены следующие свойства:
4. Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций;
5. Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов;
6. Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.
Б) Назовите типы ВНД, определите их индивидуальные особенности.
Высшая нервная деятельность (ВНД) - Это деятельность коры больших полушарий головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающая наилучшее приспособление организма человека к окружающей среде; это совокупность безусловных и условных рефлексов.
Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию типов ВНД:
-
Меланхолик – слабые нервные процессы возбуждения и торможения -
Холерик - сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения, речь отдельными словами, начинания не доделывают. -
Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный, общительный, адекватный, обучаемый -
Флегматик - сильный, уравновешенный, медленный, общителен только с тем кого знают, учат очень долго.
В) Раскройте особенности ВНД у детей и подростков.
К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение. Многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.
ВНД детей от 7 до 18 лет. Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.
Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.
Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.
Задание 39
1. Раскройте понятие «анализатор». Приведите примеры анализаторов.
2. Перечислите общее строение анализатора.
3. Охарактеризуйте функции и свойства анализаторов.
Задание: Раскройте строение и функции анализаторов. Приведите примеры.
А) Раскройте понятие «анализатор».
Анализатор — совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма.
В анализаторах под действием раздражителя возникает ощущение, специфичное для данного органа чувств.
Б) Перечислите общее строение анализатора
Анализатор состоит из 3 частей: периферического, проводникового и центрального.
Периферический отдел – рецепторы, воспринимают раздражения внешней и внутренней среды и преобразуют энергию раздражителя в энергию нервного импульса.
Проводниковый отдел – цепь нейронов, находящихся в разных слоях на каждом уровне ЦНС. Обеспечивает проведение возбуждения от рецепторов в кору большого мозга и частичную переработку информации.
Центральный отдел - состоит из 2-х частей:
-
Центральная часть/«Ядро» – специфические нейроны, перерабатывающие поступающую
импульсацию от рецепторов.
2) Периферическая часть/«Рассеянный элемент» - нейроны, рассредоточенные по коре большого мозга.
В) Охарактеризуйте функции и свойства анализаторов.
Можно выделить ряд общих свойств анализаторов:
- чувствительность к адекватным раздражителям (порог чувствительности – был бы высокий, слышали бы как растут деревья, как бежит кровь по сосудам).
- обладают способностью устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
- адаптации
к условию (из света в темноту и наоборот, укол)
- присуща тренируемость (заключается как в повышении чувствительности, так и в ускорении адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности «чуткие пальцы пианиста», «наметанный глаз охотника», «тонкий слух музыканта»)
-способность некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя (посмотреть на яркую лампочку и затем закрыть глаза, мы увидим яркую точку)
- в условиях нормального функционирования находятся в постоянном взаимодействии
(слепой человек не может увидеть едущий автомобиль, но, воспринимая звук его двигателя, вибрацию почвы, запах выхлопных газов и некоторые другие признаки, он безошибочно опознает его.
Функции анализатора:
Обнаружение и первичное различение сигналов обеспечивается рецепторами, а детектирование и опознание сигналов - нейронами коры больших полушарий. Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех слоев сенсорных систем.
1) Обнаружение. Начинается в рецепторе - специализированной клетке, эволюционно приспособленной к восприятию раздражителя из внешней или внутренней среды и преобразованию его из физической или химической формы в форму нервного возбуждения.
2) Различение.
3) Передачу и преобразование.
4) Кодирование. Совершаемое по определенным правилам преобразование информации в условную форму - код.
5) Детектирование признаков. Это избирательное выделение сенсорным нейроном того или иного признака раздражителя, имеющего поведенческое значение.
6) Опознание образов. Это отнесение образа к тому или иному классу объектов, с которыми ранее встречался организм, то есть классификация образов. Это конечная и наиболее сложная операция сенсорной системы.
Задание 40
1. Раскройте понятие «анализатор».
2. Раскройте значение и строение зрительного анализатора.
3. На плакате покажите строение глаза, перечислите его основные образования.
4. Дайте характеристику возрастным особенностям зрительного анализатора.
5. Перечислите гигиенические требования к световой среде помещений для детей и подростков.
Задание: раскройте строение зрительного анализатора, его возрастные особенности и гигиенические требования к световой среде.