Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А) раскройте понятие «анализатор»
Зрительный анализатор обеспечивает восприятие величины, формы и цвета предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними.
Б) Раскройте значение и строение зрительного анализатора.
Зрение имеет большое значение в жизни человека. С помощью зрительного анализатора воспринимаются размеры предметов, степень их освещённости, цвет, форма, направление и скорость передвижения, расстояние, на которое они удалены от глаза и друг от друга. Всё это позволяет оценивать пространство, ориентироваться в окружающем мире, выполнять различные виды целенаправленной деятельности.
| 1 – сетчатка (воспринимающий отдел) 2 - неперекрещенные волокна зрительного нерва, 3 - перекрещенные волокна зрительного нерва, 4 - зрительный тракт, 5 – ядра среднего мозга 6 - 7 – зрительная кора затылочной доли (центральный отдел зрительная зона мозга) - Зрительный проводящий путь |
В) На плакате покажите строение глаза, перечислите его основные образования.
Глаз - воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений.
Г) Дайте характеристику возрастным особенностям зрительного анализатора.
Зрительная ось глазного яблока проходит латеральнее, чем у взрослого человека. Растет глазное яблоко на первом году жизни ребенка быстрее, чем в последующие годы. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70%, а к 20-25 годам - в 3 раза по сравнению с новорожденным. Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется; хрусталик почти круглый, радиусы его передней и задней кривизны примерно равны. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка равен 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается.
Ресничное тело у новорожденного развито слабо. Рост и дифференцировка ресничной мышцы осуществляются довольно быстро. Зрительный нерв у новорожденного тонкий, короткий. К 20 годам жизни диаметр его возрастает почти вдвое. Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движение глаза возможно сразу после рождения, однако координация этих движений наступает со 2-го месяца жизни ребенка. Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Влагалище глазного яблока у новорожденного и детей грудного возраста тонкое, жировое тело глазницы развито слабо. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы. Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.
Д) Перечислите гигиенические требования к световой среде помещений для детей и подростков.
Солнечный свет оказывает биологическое действие - на организм, способствует нормальному росту и развитию, оказывает положительное психологическое воздействие, улучшает иммунобиологические показатели. Ультрафиолетовая часть солнечного света обладает выраженным бактерицидным свойством и тем самым способствует оздоровлению окружающей среды. Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространенных расстройств зрения, в частности близорукости. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.
Основные гигиенические требования к условиям освещения заключаются в обеспечении достаточного уровня освещенности, равномерности распределения светового потока и яркостных контрастов в помещении, отсутствии прямой и отраженной блескости.
Для искусственного освещения используем люминисентные лампы – холодный источник света, не вызывает нагревание воздуха в помещении; по спектральному составу близок к естественному и не дает резких теней. Окна на юг, юго-восток и восток. Высота подоконников 60см. Проёмы между окнами 50см. Окна высокие и чистые (моем 2 раза в год и по иерее загрязнения).Шторы и жалюзи не должны мешать освещению. Норма освещения 300лк.
Задание 41
1. Раскройте понятие «анализатор».
2. Раскройте значение и строение слухового анализатора.
3. На плакате покажите строение уха, перечислите его основные образования.
4. Дайте характеристику возрастным особенностям слухового анализатора.
5. Перечислите гигиенические требования к шумовой среде помещений для детей и подростков.
Задание: раскройте строение слухового анализатора, его возрастные особенности и гигиенические требования к шумовой среде.
А) Раскройте понятие «анализатор»
Анализатор — совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма.
В анализаторах под действием раздражителя возникает ощущение, специфичное для данного органа чувств.
Б) Раскройте значение и строение слухового анализатора.
Звуковой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений и формирует слуховые ощущения и образы. Это имеет большое значение для ориентировки в окружающем пространстве или конкретной обстановке. Например, шум приближающегося поезда заставляет нас насторожиться и отойти от края станционной платформы, а стук шагов за спиной — обернуться. Слуховой анализатор играет немаловажную роль в восприятии движений собственного тела: например, с его помощью различается ритм и темп собственных шагов. Звуковое восприятие очень важно для человека, позволяет общаться с окружающими с помощью речи.
Слуховой анализатор включает орган слуха, проводящие нервные пути и центры в височной зоне коры больших полушарий.
В) На плакате покажите строение уха, перечислите его основные образования.
Орган слуха состоит из наружного уха (ушная раковина, слуховой проход), среднего уха со слуховыми косточками, внутреннего уха (улитка). Ушная раковина направляет звуковые колебания к барабанной перепонке, отделяющей среднее ухо. Где усиленные слуховыми косточками колебания перепонки передаются в улитку, раздражая чувствительные рецепторы.
Г) Дайте характеристику возрастным особенностям слухового анализатора.
Ухо новорождённого в общих чертах морфологически развито, но имеются некоторые особенности:
- наружный слуховой проход короткий;
- барабанная перепонка имеет почти такие же размеры как у взрослого, но расположена более горизонтально;
- слуховая труба короткая и широкая;-
- среднее ухо до рождения безвоздушно, оно заполнено слизистой жидкостью;
- после рождения барабанная полость через слуховую трубу постепенно (в течение месяца) заполняется воздухом, чему способствуют дыхательные и глотательные движения.
Звуковая чувствительность
Реакция на сильные звуки отмечается ещё у плода. В последние месяцы внутриутробного развития звуковые раздражения могут вызвать шевеление плода.
Реакция на звук в виде вздрагивания отмечается не только у доношенных но и недоношенных новорождённых. Иногда она сопровождается изменениям дыхания, закрыванием глаз, открыванием рта, появлением пульсации родничка.
Для исследования слуха новорождённых применяется регистрация движений век в ответ на звук. Новорождённые поворачивают голову и глаза в сторону источника звука, т.е. обладают элементами пространственного слуха. Условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковое раздражение образуется в конце 1-го месяца после рождения. Дифференцирование различных звуков, например, гудка и звука колокольчика, возможно на 3-м месяце. В развитии речевого и музыкального слуха большое значение имеет общение с взрослыми. Такая тренировка способствует развитию слуха и обогащению словарного запаса детей. Большое значение имеет также музыкальное воспитание.
Д) Перечислите гигиенические требования к шумовой среде помещений для детей и подростков.
Важное значение в снижении шума имеет гигиенически правильное размещение помещений в ДОУ. Негромкая, ясная, небыстрая речь учителя и воспитателя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему ее слуховому восприятию детьми и усвоению материала. Слова следует произносить четко. Речь учителя и воспитателя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, образной и как можно чаще адресовываться к зрительному воображению детей.
В 100 м от дороги, 25м от территории школ, изолированные помещения для каждой детской группы, группы не проектируют над и под спортивным залом, стены групп не разрешается облицовывать кафелем (эхо).
Задание 42
1. Раскройте понятие «анализатор».
2. Раскройте функции и строение кожи.
3. На плакате покажите строение кожи, перечислите ее основные образования.
4. Назовите особенности терморегуляции детей и подростков.
5. Перечислите требования к одежде и обуви детей и подростков.
Задание: раскройте строение и функции кожного анализатора. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей и подростков.
А) Раскройте понятие «анализатор»
Анализатор — совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма.
В анализаторах под действием раздражителя возникает ощущение, специфичное для данного органа чувств.
Б) Раскройте значение и строение слухового анализатора.
Звуковой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений и формирует слуховые ощущения и образы. Это имеет большое значение для ориентировки в окружающем пространстве или конкретной обстановке. Например, шум приближающегося поезда заставляет нас насторожиться и отойти от края станционной платформы, а стук шагов за спиной — обернуться. Слуховой анализатор играет немаловажную роль в восприятии движений собственного тела: например, с его помощью различается ритм и темп собственных шагов. Звуковое восприятие очень важно для человека, позволяет общаться с окружающими с помощью речи.
Слуховой анализатор включает орган слуха, проводящие нервные пути и центры в височной зоне коры больших полушарий.
В) На плакате покажите строение уха, перечислите его основные образования.