Файл: Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы дипломная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время существует огромное количество источников права социального обеспечения, поэтому необходимо охарактеризовать основополагающие акты. В данных актах закреплены права граждан на определенные виды социального обеспечения, в них перечислены требования, а так же условия предоставления. Эти акты регламентируют организационно-правовой порядок при осуществлении предписании этих нормативных актов.

К первой группе относятся конвенции Международной Организации Труда (МОТ):

- Конвенция №117 “Об основных целях и нормах социальной политики” (1962 год), в ней отражаются положения, согласно которым, повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития (Конвенция №117 в силу вступила 23.04.1964 года).

- Конвенция №118 “О равноправии в социальном обеспечении” (1962 год).

- Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон №349 – ФЗ от 03.10.2018г. “О ратификации конвенции о минимальных нормах социального обеспечения.” (Конвенция №102).

Помимо конвенций, огромной значение в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ.

Рекомендация №167 “О сохранении прав в области социального обеспечения.” (1983 год) и другие.

Особое место занимают законы о социальном обеспечении Российской Федерации. Самой важной является Конституция Российской Федерации.

В Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Изучая Конституцию Российской Федерации, которая является основным гарантом права социального обеспечения, хочется обратить особое внимание на статьи 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.

Конституция Российской Федерации гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции Российской Федерации предоставляет нам право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Особое место отводится Основам законодательства Российской Федерации “Об охране граждан” (утвержденным 22 июля 1993 года) введены в действие с 1 сентября 1993 года (редакция от 07.12.2011). Этот нормативный акт закрепляет Право граждан на охрану здоровья семьи
, несовершеннолетних, пожилых, беременных женщин, а также женщин-матерей.Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права.

На сегодняшний день права граждан закреплены в федеральных законах, которые регулируют пенсионное обеспечение:

- “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” от 15 декабря 2001 года (редакция от 12.03.2014);

- “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 17 декабря 2001 года (редакция от 28.12.2013);

- “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” от 15 декабря 2001 года (редакция от 02.07.2013);

- “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей” от 12 февраля 1993 года (редакция от 28.12.2013 и с изменениями от 04.06.2014).

К данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных и малоимущих слоев населения на территории данного субъекта Федерации.

Третья группа – подзаконные нормативные Правовые акты.

Особое место занимают указы Президента Российской Федерации в сфере социального обеспечения. Согласно статье 90 Конституции Российской Федерации они являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указы не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральным законам.

К сфере социального обеспечения можно отнести Указы Президента Российской Федерации:

- “О мерах по социальной поддержки многодетных семей” от 5 мая 1992 года;

- “Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о представлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей” от 7 февраля 2000 года (редакция от 19.03.2013 года).

Необходимо помнить, что Президент Российской Федерации своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертая группа среди подзаконных актов – постановления Правительства Российской Федерации. Они устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособии, компенсации). Устанавливают дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в Российской Федерации.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 №883 (редакция от 10.06.2005) “Об утверждении Положения о порядке назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей.”;


- Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1024Н (редакция от 21.10.2013) “Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей” (Зарегистрировано Минюсте России 31.12.2009 №15909);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 “О приемной семье” (редакция от 18.02.2008);

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №423 (редакция от 10.02.2014) “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан” вместе с “Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах”, “Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги или иными организациями, в том числе организациями для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, “Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного”, “Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье”, “Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдение опекунами или попечители прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а так же выполнение опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей”, “Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных”.

  1. Постановление правительства Российской Федерации от 8.04.1999 “О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами” по состоянию на 18.08.2006.

Еще и ряд других среди источников права социального обеспечения постановления Правительства Российской Федерации наибольшая группа подзаконных нормативных Правовых актов.

Важную роль в соцобеспечении в пределах своей компетенции играют Федеральные Министерства и Ведомства. Особое место занимает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтрудсоцзащиты) оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляет руководство по обеспечению единой государственной
политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства, сюда относятся:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 №965 “О порядке признания граждан инвалидами” (изменено 01.02.2005);

- Примерное положение “Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов”, утвержденное Постановлением Минтруда Российской Федерации от 10.02.1998 №5 (редакция от 05.10.2001);

- “Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда Российской Федерации” от 10.02.1998 №5 (редакция от 05.10.2001);

- “Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми–сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.05.1998 №1527).

Кроме постановлений Минтрудсоцзащиты издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения, кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников – повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном).



II. Формы защиты прав граждан в области социального обеспечения
Необходимо разграничивать категории “защита права на социальное обеспечение” и “социальная защита”.

Анализируя формы защиты права на социальное обеспечение. Юрисдикционная (правовая) форма представлена, как деятельность предусмотренных законом органов по защите прав и охраняемых законом интересов и неюрисдикционная (не правовая) – применения мер уполномоченным субъектом самостоятельным без обращения к какому-либо органу. Характерные для них способы, осуществляемые в рамках гражданского процесса путем обращения в суд, а так же посредством самозащиты права на социальное обеспечение. Могут быть варианты защиты прав граждан профсоюзами и комиссиями по трудовым спорам11.

Право на социальное обеспечение, как и любое другое право гражданина действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты.

На данном этапе развития нашего государства остро стоит вопрос о защите конституционного права на социальное обеспечение. В стране происходит инфляция, разобщенность , часто меняется содержание законодательства. Как следствие – отсутствие решения в правоприменительной практике, поэтому необходимо обратить внимание на защиту прав российских граждан на социальное обеспечение.

Конституция Российской Федерации в статье 2 закрепила обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, согласно части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, а согласно части 2 статьи 45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами незапрещенными законом. Это значит, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушается, могут отстаивать эти права в рамках закона и по своему усмотрению.

Защите прав российских граждан посвящено множество работ ученых – юристов. Специалист в области теории права С.С. Алексеев защиту прав охарактеризовал, как государственно-принудительную деятельность, направленную на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. Приведенное определение защиты права взаимосвязано с понятием юридической ответственности, основным элементом которой, является использование государственно-принудительного механизма со стороны государства для восстановления нарушенного права