Файл: Список использованных источников 92.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
управление персоналом, уровень эффективности организационной структуры и прочее.
Был проведен всесторонний анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия, среди которых ликвидность, финансовая устойчивость, рентабельность, оборачиваемость. Данные показатели позволяют быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Анализ ликвидность баланса организации проводят с целью определить кредитоспособность предприятия, т. е. его способность своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам. Ликвидность - это способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы. Цель анализа финансовой устойчивости - оценить способность предприятия погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочной перспективе. Рентабельность – это один из показателей, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия. Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль. Оценка деловой активности или оборачиваемости предприятия, необходима для анализа результатов и эффективности производственной деятельности.

37
Глава
2.
Анализ конкурентноспособности машиностроительного предприятия (на примере ОАО «КАМАЗ)
2.1 Особенности и тенденции рынка грузовых автомобилей в России
Грузовой автомобильный транспорт России является мощной составляющей транспортной системы страны. Он способствует ускоренному экономическому росту различных отраслей, повышению качества жизни населения и, как правило, не имеет альтернативы в основных секторах экономики и в социальной сфере.
При этом развитие отрасли на современном этапе сопряжено с рядом серьезных проблем, требующих решения как на законодательном, так и на технологическом уровне.
Грузовому автомобильному транспорту нет достойной замены в транспортном обеспечении розничной торговли, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого и среднего бизнеса. Более 80% промышленных предприятий не имеют иных подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет возможность их транспортного обслуживания преимущественно грузовым автотранспортом. Практически все перевозки грузов в смешанном сообщении (железнодорожным, морским, внутренним водным, воздушным транспортом) осуществляются с участием автомобильного транспорта, обеспечивающего своевременный завоз/вывоз грузов на терминалы. В крупных морских портах (Санкт-Петербург, Новороссийск и др.), располагающих железнодорожными подъездными путями, доля завоза/вывоза грузов в контейнерах автотранспортом составляет 70–75% и более. Сложившаяся на настоящий момент сырьевая направленность экономики страны обусловила высокий уровень развития и значительную роль автомобильного транспорта в перевозках грузов горнодобывающей промышленности (в процессе добычи угля, руды, камня и т.п.). Ежегодный объем таких перевозок, по оценке специалистов, составляет около 2 млрд. т. [48].


38
К основным преимуществам автомобильных грузоперевозок можно отнести
[48]:
- невысокая стоимость услуг;
- оперативность доставки груза любых габаритов и тоннажа;
- вариативность маршрутов;
- возможность отслеживать ход доставки.
На сегодняшний день автомобильный транспорт является единственным возможным способом перевозки дорогостоящих грузов на небольшие расстояния.
В строительной индустрии, в транспортном обеспечении, розничной торговле, для малого бизнеса и агрокомплекса – во всех этих отраслях экономики нет достойной замены автотранспорту, что подтверждают объемы перевозок грузов и доли издержек определенных секторов экономики (рис. 2.1.1)
[48]:
- 15% - доля автотранспортных издержек в промышленности;
- 25% - доля автотранспортных издержек в строительстве;
- 35% и более - доля автотранспортных издержек в сельском хозяйстве.
Рис. 2.1.1. Структура грузооборота в России по видам транспорта, 2016 год, %.
Динамика и структура объемов производства в стране и платежеспособность компаний всех отраслей экономики определяют спрос на грузовые перевозки. Российский «рыночный» опыт говорит о том, что рост экономики положительно коррелирует с развитием автотранспорта.

39
Грузоперевозки, на сегодняшний день, осваиваются наиболее быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным и являются наиболее «рыночным» сектором экономики.
Таким образом, автомобильный транспорт, в частности грузовой, является наиболее конкурентоспособным и используемым среди всех видов транспортировки, и его развитие важно для рыночной экономики. А рост или падение спроса на грузовые автомобили является индикатором определенных изменений в экономике стране.
Рассмотрим производство грузовых автомобилей в России.В структуре производства грузовых автомобилей доминирует техника отечественных марок.
Доля зарубежных брендов в общем объеме производства грузовых автомобилей в
2016 г. составила 14,4%. Более 50% от общего объема выпуска грузовиков в 2016 г. составила техника КАМАЗ и ГАЗ [50].
При этом российские производители стараются улучшать качество автомобилей. Например, КАМАЗ совместно с Daimler начал выпускать грузовики таких иностранных марок, как Mitsubishi Fuso и Mercedes-Benz, тем самым модернизируя свою продукцию. ГАЗ тоже пытается усовершенствовать свои грузовики, посредством повышения плавности хода автомобиля, лучшей устойчивости, управляемости и повышенной грузоподъемности.
Отметим также, что рост продаж иностранных производителей грузовиков связан с развитием их собственных производственных мощностей на российской территории. На сегодня из 16 основных иностранных марок грузовиков, продающихся в России, уже 13 имеют свои производственные мощности или собираются их запустить.
Например, осенью 2015 года концерн Volvo Trucks приступил к строительству под Калугой. Заявленный размер инвестиций в проект — 90 млн. евро, пуск нового завода запланирован на конец 2017 года.


40
Собственный завод под Санкт-Петербургом в ближайшее время собирается запустить и немецкая MAN. Плановый объем производства предприятия — 6 тыс. средних и тяжелых грузовиков.
Развивает производство грузовиков в России корейская Hyundai: в 2015 году она начала сборку легких и средних грузовиков в Калининграде и к 2018 году рассчитывает выйти на объем производства 10 тыс. грузовых машин, а к
2020 году — 25 тысяч. С начала следующего года также в Калининграде выпуск средних и тяжелых грузовиков планирует начать южнокорейский концерн Tata
Daewoo. Ожидаемый объем выпуска — 2 тыс. автомобилей в год. Не отстают и китайцы — свое производство в Ульяновской области развивает компания BAW, которая ставит перед собой амбициозные цели к 2018 году довести здесь выпуск грузовиков до 60 тыс. единиц. В долгосрочной перспективе планирует развивать в
России собственное производство японская Hino [8].
Таким образом, несмотря на то, что российские автомобили являются явными лидерами в производстве грузовых автомобилей в стране, иностранцы пытаются увеличить свою долю и наращивают производственные мощности на территории России.
Рассмотрим, какова структура парка грузовых автомобилей на сегодняшний день.
В 2016 году в парке грузовых автомобилей России насчитывалось 6,2 млн. единиц (рисунок 2.2.2). Доля российских марок КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ в грузовом автопарке России составляет около 57%. Наибольшей популярностью пользуются марки КАМАЗ МАЗ и ГАЗ.
КАМАЗ занимает лидирующее положение – 39%, второе место по численности занимают грузовые автомобили ГАЗ (12%), третье место занимает
МАЗ с долей 11%. Далее расположилсь HYUNDAI (7%), УРАЛ (6%), MAN (4%),
ISUZU (3%), VOLVO (3%), SCANIA (3%), другие производители грузовых автомобилей (12%). [23]

41
Рис. 2.1.2. Структура автопарка Российской Федерации в 2016 году, в %.
Не менее важной характеристикой автопарка страны является его возраст.
Согласно данным последнего исследования структуры российского автопарка, проведенного аналитическим агентством «Автостат», средний возраст грузовых автомобилей в нашей стране составляет 10 лет. При этом аналитики отмечают, что около 54,8% парка грузовиков – старше 10 лет. Доли грузовых автомобилей до 7 лет и от 7 до 10 лет составили 32,4% и 12,8% соответственно (рисунок 2.1.3).
Три года назад доля автомобилей старше 10 лет составляла 49,3%, а доля машин с возрастом до 7 лет – 36,6%. Именно эта категория машин сокращается сильнее всего. Более 60% парка грузовых автомобилей требуют списания из-за неудовлетворительного технического состояния, обуславливающего увеличение транспортных расходов, дорожно-транспортных происшествий и загрязнение окружающей среды. Недостаточный уровень обновления парка (5% в год вместо
10% по усредненному нормативу) ведет к дальнейшему его старению [48].

39%
12%
11%
7%
6%
4%
3%
3%
3%
12%
КАМАЗ
ГАЗ
МАЗ
HYUNDAI
УРАЛ
MAN
ISUZU
VOLVO
SCANIA
Другие

42
Рис. 2.1.3. Возрастная структура грузового автотранспорта РФ в 2016 году, в
%.
Структура парка грузовых автомобилей по грузоподъемности, типу кузова и виду потребляемого топлива является несовершенной. В парке преобладают автомобили средней грузоподъемности и все еще отмечается недостаток большегрузных автомобилей, а также специализированных транспортных средств, в том числе малой грузоподъемности. Доля автомобилей, потребляющих альтернативные виды топлива, включая природный газ, является незначительной
(не более 2-3%) [48].
Таким образом, можно сказать, что грузовой автопарк в России требует обновления.
Далее рассмотрим, какое влияние оказывает государственная политика на рынок грузовых автомобилей.
На автомобильный транспорт и автодорожную отрасль возложена важнейшая государственная задача. Наряду с другими видами транспорта они призваны сформировать единый транспортный комплекс страны, обеспечить бесперебойную транспортировку грузов, транспортное обслуживание населения, в том числе в муниципальных образованиях – городах и населенных пунктах.

43
Была утверждена программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года», которая включает подпрограмму «Автомобильная промышленность» и, в частности, грузовые автомобили. Данная программа нацелена на улучшение целевых индикаторы, которые включают как качественные, так и количественные показатели [48].
Также, правительство выработало предложения по сокращению бюджетных расходов. Наиболее решительным из них является пятипроцентное сокращение примерно половины бюджетных расходов по всем статьям, кроме защищенных.
Планируются сокращение инвестиционных вложений, смещение сроков реализации ряда крупных проектов, уменьшение финансирования оборонного комплекса, экономия на госзакупках, что отрицательно сказывается на развитии рынка грузовой техники [48].
Таким образом, государство оказывает весомое влияние на развитие отрасли.
Рассмотрим тенденции и проблемы развития грузовой автомобильной отрасли.
Главная причина падения продаж грузовиков в России 2014-2015 года - неблагоприятный экономический фон. Ведь приобретение среднего или тем более тяжелого грузовика - это долгосрочные инвестиции для любой компании. А сейчас уверенность в будущем у бизнеса не очень твердая.
Еще один неблагоприятный фактор
— завершение крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство олимпийских объектов в
Сочи, объектов к саммиту АТЭС.
Рынок грузовых автомобилей после долгого спада, начал расти, это связано в том числе и со строительством объектов к чемпионату мира по футболу в
России, потому что грузовая техника — инвестиционно- зависимый рынок, как уже упоминалось выше, и чтобы она продавалась, должны быть крупные инвестиционные проекты, большие стройки, уверенность компаний-клиентов в завтрашнем дне [26, с 165].


44
Таким образом, ситуация, складывающаяся на автомобильном рынке РФ, была очень непростая. Резкое снижение продаж грузовых автомобилей в конце
2014 года, существенное снижение ключевых макроэкономических параметров формируют негативные ожидания со стороны всех участников рынка. И только в
2016 году наблюдается положительная тенденция роста рынка грузовых автомобилей.
Итак, перечислим основные тенденции рынка, которые уже были выявлены:
- увеличение доли российских брендов в совокупных объемах производства грузовых автомобилей;
- снижение спроса на грузовые автомобили ввиду замедления темпов экономического развития;
- высокий уровень поддержки государства.
2.2 Краткая характеристика предприятия
История компании КамАЗ берет свое начало еще с 1966 года, когда ЦК
КПСС и правительство страны потребовали резко увеличить автопарк и грузоподъемность машин с мощными дизельными двигателями. В 1968 году приказом по Минавтопрому на ЗИЛ была возложена задача по разработке семейства большегрузных автомобилей, а на Ярославский моторный завод - по созданию дизельных двигателей мощностью 150-200 л.с. В декабре этого же года ярославские моторостроители изготовили и передали на ЗИЛ первый силовой агрегат для седельного тягача. А в мае следующего года на участке Рыбинск-
Углич уже прошел первые испытания опытный образец автомобиля, еще не носившего имя "КамАЗ".
13 декабря 1969 года было положено начало строительства компании на
Каме. 4,2 млрд. руб. капвложений было освоено за 70-80 годы XX века, за этот же период был осуществлен ввод основных фондов более чем на 3,9 млрд. руб. На строящихся заводах было установлено 40 тыс. единиц наиболее современного на

45
тот день оборудования, 50% из которых были импортированы. Порядка 800 иностранных компаний из стран Европы, более 2000 заводов Советского Союза помогали делать завод более оснащенным. Таким образом, совместными усилиями уже в начале 1976 года была выпучена первая модель КамАЗа.
За свой период существования компания пережила много трудностей.
Наиболее тяжелым был период 1990-х годов, когда наблюдался общий спад производства. Производственные мощности простаивало, что в первую очередь наносило ущерб жителям города Набережные Челны, поскольку КамАЗ – градообразующая компания.
В 2001 году, впервые за 10 лет, компания получила прибыль в размере 57 млн. руб. В 2005 году группе компаний «Северсталь-Авто» был продан контрольный пакет акций ООО «ЗМА». В этом же году было создано российско- казахстанское предприятие АО «КАМАЗ-Инжиниринг» по сборке грузовых автомобилей КамАЗ только для рынка Казахстана.
2 декабря 2008 года в Москве «Даймлер АГ», ОАО «КАМАЗ»,
Государственная корпорация «Ростехнологии» и Группа компаний «Тройка
Диалог» подписали Соглашение, определяющее условия эксклюзивного стратегического партнерства, а также основные принципы и методы сотрудничества между акционерами ОАО «КАМАЗ». В соответствии с подписанным Соглашением «Даймлер АГ» приобретает у Группы компаний
«Тройка Диалог» 10% акций ОАО «КАМАЗ». В апреле 2009 года Ростеху официально перешло 37,8% акций КАМАЗа, годом позже эта доля была увеличена до 49,9%. Производство сельскохозяйственной и дорожной техники было запущено КАМАЗом в 2010 году под торговой маркой CNH - предприятие, принадлежащее FIAT Group. Оно вместе с КАМАЗ образовало совместную компанию CNH-KAMAZ Industrial BV, которое ежегодно выпускает 5000 единиц различной техники [20].