Файл: Тема Конституционное право как отрасль права и как наука Тема Источники конституционного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения годичного срока.
Гражданство Российской Федерации приобретается: во-первых, по рождению – со дня рождения ребенка; во-вторых, при усыновлении или удочерении – со дня усыновления или удочерения; в остальных случаях – со дня принятия полномочным органом соответствующего решения.
Органы по делам о гражданстве России, принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства, сообщают заявителям о принятых решениях и выдают им документы.
Министерство внутренних дел и Министерство иностранных дел России осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства
Российской Федерации. Кроме того, они информируют об этом Президента в сроки, установленные Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, которое утверждает Президент.
Помимо этого, МИД России представляет сведения в Министерство внутренних дел России для ведения единой базы данных граждан Российской
Федерации.
Решение полномочного органа об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано.
Слайд 175
Согласно статье 46 [сорок шестой] Конституции России «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия или бездействие органов государственной власти могут быть обжалованы в суд».
Механизм судебной защиты прав человека определяется в Законе
Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон наделяет
гражданина правом обращения в суд. Условие – если он считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Текст закона в настоящее время инкорпори́рован в содержание Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административное исковое заявление может быть подано гражданином по месту его жительства или по месту нахождения органа власти, должностного лица, госслужащего, решение, действие, бездействие которых оспариваются.
Административными истцами в этом случае выступают те лица, чьи права нарушены.
Во-первых, непосредственно заявитель административного иска.
Во-вторых, законные представители несовершеннолетних или недееспособных – родители, усыновители, опекуны, попечители, администрация детского воспитательного заведения, представители заинтересованного лица.
В-третьих, иностранные граждане, лица без гражданства. Они имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Слайд 176
На органы и должностных лиц, решения, действия, бездействие которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность доказать законность своих действий, бездействия, решений. В то же время заинтересованное лицо освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий, бездействия, решений. Но оно обязано доказать факт нарушения своих прав в отношении отклонения заявления по вопросам гражданства. В свою очередь, суд обязан вынести решение по результатам рассмотрения жалобы, в том числе решение об отказе в удовлетворении жалобы. Данные

решения в любом случае могут быть обжалованы истцом в апелляционную инстанцию.
В соответствии с Законом о гражданстве отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства России и иные действия по делам о гражданстве
России могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд.
Кроме того, обжалован может быть и порядок исполнения решений по вопросам.
Таким образом, устанавливаются две процедуры обжалования отказов полномочных органов государственной власти: внесудебный или административный порядок и судебный порядок.
Слайд 177
Можно выделить следующие неправомерные действия должностных лиц полномочных органов по делам о гражданстве.
Во-первых, отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства
России.
Во-вторых, действия, которые нарушают порядок производства по делам гражданства России.
В-третьих, действия, которые нарушают порядок исполнения решений по вопросам гражданства России.
Достоинство административной процедуры состоит в скорости рассмотрения вопроса. Недостаток – в необъективности и возможной предвзятости решения по существу. Нормативную правовую основу порядка обжалования составляет Федеральный закон от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Процесс обжалования начинается с направления жалобы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу. Иначе говоря, просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
При этом жалоба необязательно должна подаваться лицом, чьи права
нарушены, а может быть подана по его поручению или от его имени адвокатом или иным доверенным лицом. Это право в соответствии со статьей 2 [второй] закона граждане реализуют свободно и добровольно, а главное – бесплатно.
Единственное условие – осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Слайд 178
Основные требования к жалобе: она должна быть подана в письменной форме. Однако в исключительных случаях может быть направлена в электронной форме через Интернет. К ней могут прилагаться документы, которые подтверждают легитимность жалобы, и иные сопроводительные бумаги по выбору гражданина.
Запрещаются направление жалобы лицу, чьи действия обжалуются, и разглашение сведений жалобы. По общему правилу заявителю жалобы должен быть дан аргументированный ответ в течение одного месяца с момента регистрации жалобы. Должностные лица органа власти ведут личный прием граждан в порядке и в сроки, которые объявляются публично. Жалобы в целях ускорения и большей объективности рассмотрения могут быть поданы гражданами лично.
Если административный порядок не привел к ожидаемым для жалобщика ожиданиям, он вправе обжаловать решения, действия и бездействие должностных лиц в судебном порядке.
Слайд 179
Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
Причиной такого спора могут стать факты отсутствия согласия между названными лицами по вопросу гражданства ребенка или подопечного. Такие споры возникают в так называемых смешанных семьях, где родители имеют

разное гражданство. Конечно, наилучший способ исключить такой спор – достичь договоренности о гражданстве ребенка до его рождения, а недееспособного – до взятия его под опеку или попечительство. Однако полностью исключить споры нельзя. И в этом случае разрешение принадлежит третьим лицам – полномочным в решении вопросов гражданства государственным органам и судам.
При разрешении таких споров важными условиями являются следующие.
Во-первых, преимущественная защита прав, свобод и законных интересов ребенка или недееспособного лица, даже в ущерб интересам родителей, опекунов или попечителей.
Во-вторых, определение места преимущественного проживания объекта спора: на территории России или за ее пределами и факт нахождения на иждивении лица.
В-третьих, наличие у ребенка в возрасте от 14 до 18 лет собственного мнения по вопросу гражданства.
Эти споры рассматриваются в порядке искового производства.
Слайд 180
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Тема «Конституционно-правовые основы статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Не секрет, что миграционные процессы – весьма распространенное явление в наше время. В поисках лучшей жизни люди переезжают в другие страны, учатся, работают за рубежом. Все чаще иностранные граждане посещают Россию, поэтому вопросы об их правовом статусе становятся все более актуальными.
Начнем тему с рассмотрения понятия иностранного гражданина. Далее проанализируем законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Рассмотрим основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. Остановимся на вопросах о
временном пребывании и временном проживании иностранных граждан в
Российской Федерации. После чего перейдем к вопросу о постоянном проживании иностранных граждан в Российской Федерации. Завершим тему вопросом об основаниях отказа в выдаче и аннулирования вида на жительство.
Слайд 181
Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства
Начнем рассматривать первый вопрос – «Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства».
Лица в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства, на территории которого они находятся, относятся к следующим категориям:
гражданин данного государства;
– иностранный гражданин;
– лицо без гражданства, или апатрид.
Гражданами называются физические лица, которые имеют устойчивую правовую связь с государством. Она выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Иностранный гражданин – это физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и имеет доказательства наличия гражданства или подданства иностранного государства.
О возможности отнесения субъекта к категории «иностранный гражданин» свидетельствуют два основных требования:
– отсутствие гражданства Российской Федерации;
– наличие документально подтвержденного гражданства иного, кроме
России, государства.
Принципиальное значение имеет документальное подтверждение указанных обстоятельств. У иностранца не может быть российского паспорта или иного документа, который подтверждает принадлежность его к данному государству, например, военного билета. Причем данный факт может быть
достоверно установлен по данным Федеральной миграционной службы
России. В то же время указанный субъект должен обладать заграничным или дипломатическим паспортом. Эти документы подтверждают наличие его связи с каким-либо иным государством и законность пересечения государственной границы Российской Федерации.
Слайд 182
Для законного нахождения иностранного гражданина на территории
Российской Федерации ему необходимо иметь один из следующих документов.
Во-первых, действительный вид на жительство – документ, который выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации.
Этот документ также подтверждает их права на свободный выезд из
Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, который удостоверяет его личность.
Во-вторых, разрешение на временное проживание – то есть подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации. Это разрешение действует до получения вида на жительство. Оформляется оно в виде отметки в документе об удостоверении личности иностранного гражданина или лица без гражданства. Либо эта отметка ставится в документе установленной формы лицу без гражданства, которое не имеет удостоверяющего его личность документа.
В-третьих, визу – разрешение на въезд в Российскую Федерацию, пребывание в Российской Федерации и транзитный проезд через территорию нашей страны. Виза выдается на определенный срок.
Кроме того, миграционную карту. Она содержит сведения о въезжающем или прибывшем в Российскую Федерацию иностранном

гражданине или лице без гражданства. В миграционной карте устанавливается также срок пребывания.
Наконец, иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, которые подтверждают право иностранного гражданина на пребывание или проживание в России.
Слайд 183
Закон об иностранных гражданах и лицах без гражданства определяет
лиц без гражданства как физических лиц. Они не являются гражданами
Российской Федерации и не имеют доказательств наличия гражданства или подданства иного государства.
Удостоверяют личность лица без гражданства в Российской Федерации следующие документы.

Документ иностранного государства, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.

Разрешение на временное проживание.

Вид на жительство.

Иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в качестве документов в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Международное право придает большое значение улучшению правового статуса лиц без гражданства, в частности, приближает их к статусу иностранных граждан. Конвенция о статусе апатридов, принятая в Нью-Йорке
28 сентября 1954 года, обязывает уравнять этот статус со статусом иностранцев. Речь идет о статусе по внутригосударственному праву.
В соответствии с частью 3 статьи 62 [шестьдесят второй]Конституции
России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России. Одновременно

Конституция делает оговорку: «кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Слайд 184
Рассмотрим временное пребывание иностранных граждан в России.
Действующим законодательством определены точные сроки пребывания на территории России иностранного гражданина.
На основании визы срок временного пребывания определяется сроком действия выданной ему визы. В безвизовом порядке срок временного пребывания в Российской Федерации не может превышать девяноста суток.
С целью поступления на военную службу по контракту – срок определяется Правительством России.
Исключением из вышеуказанных правил являются случаи, когда:
– срок действия визы или временного пребывания продлен;
– имеется очередная виза, разрешение на временное проживание или вид на жительство;
– поданы заявление и документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание.
Возможно также продление срока пребывания в следующих случаях.
1. Работодатель представил ходатайство с целью привлечь иностранца к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста.
2. Иностранному гражданину выдано разрешение на работу как высококвалифицированному специалисту.
3. Территориальный орган Федеральной миграционной службы уже принял заявление с просьбой продлить срок разрешения на работу высококвалифицированного специалиста.
Закон устанавливает возможность продления срока временного пребывания иностранца или лица без гражданства на территории России.
Одновременно он регламентирует и пределы реализации такой возможности.
По общему правилу такой срок определяется применительно к периоду