Файл: Тема Конституционное право как отрасль права и как наука Тема Источники конституционного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предусмотренные Конституцией правовые акты должны приниматься с соблюдением конституционной процедуры и в первоочередном порядке.
Материальный аспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных конституционными нормами, должны соответствовать ей по содержанию. Данное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям.
Слайд 47
Стабильность Конституции Российской Федерации, то есть незыблемость ее конституционных предписаний, обусловлена демократической природой государственного строя, устойчивостью общественных отношений.
В свою очередь, стабильность Конституции обеспечивает важнейшие условия дальнейшего развития государственного и общественного строя, упорядоченность механизма осуществления властных функций. Стабильность
Конституции выражается и в том, что ее нормы являются юридически первичными. Они содержат исходный правовой материал, который затем используется при формировании предметов правового регулирования других отраслей права, сохраняя их устойчивость в течение длительного времени.
Однако стабильность Конституции не исключает возможности внесения в нее дополнений, изменений, поправок с целью приведения ее в соответствие с новыми жизненными реалиями.
Слайд 48
Субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ являются:
– Президент Российской Федерации;
– Совет Федерации;
– Государственная Дума;
Материальный аспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных конституционными нормами, должны соответствовать ей по содержанию. Данное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям.
Слайд 47
Стабильность Конституции Российской Федерации, то есть незыблемость ее конституционных предписаний, обусловлена демократической природой государственного строя, устойчивостью общественных отношений.
В свою очередь, стабильность Конституции обеспечивает важнейшие условия дальнейшего развития государственного и общественного строя, упорядоченность механизма осуществления властных функций. Стабильность
Конституции выражается и в том, что ее нормы являются юридически первичными. Они содержат исходный правовой материал, который затем используется при формировании предметов правового регулирования других отраслей права, сохраняя их устойчивость в течение длительного времени.
Однако стабильность Конституции не исключает возможности внесения в нее дополнений, изменений, поправок с целью приведения ее в соответствие с новыми жизненными реалиями.
Слайд 48
Субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ являются:
– Президент Российской Федерации;
– Совет Федерации;
– Государственная Дума;
– Правительство Российской Федерации;
– законодательные представительные органы субъектов Российской
Федерации;
– группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Процедура пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации состоит из следующих стадий:
– во-первых, инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов
Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
– во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание;
– в-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений: подтвердить неизменность Конституции, в этом случае процедура пересмотра Конституции заканчивается; или разработать проект новой
Конституции. Если Конституционное Собрание разработает новую
Конституцию России, то она может быть принята двумя путями: либо самим
Конституционным
Собранием при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа его членов, либо вынесением проекта на всенародное голосование – референдум.
Референдум может быть признан результативным, если за новую
Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Но при условии, что в нем участвовало более половины избирателей, проживающих на территории Российской Федерации. Такой порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан
России.
Слайд 49
Иной, облегченный порядок изменения Конституции относится к главам с третьей по восьмую.
В своем постановлении от 31 октября 1995 года № 12-П «По делу о толковании статьи
136
Конституции
Российской
Федерации»
Конституционный суд Российской Федерации определил: «Первое. Поправки к главам 3 – 8 Конституции принимаются в форме особого правового акта – закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской
Федерации. Положение статьи 136 Конституции РФ о том, что поправки к главам 3 – 8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает следующее. На процедуру принятия поправок распространяются требования Конституции РФ об одобрении данного акта палатами Федерального Собрания. Причем, большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов
Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее, чем двумя третями субъектов Российской
Федерации.
Второе. Законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ и порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок. А также он вправе урегулировать вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.
Третье. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Российской Федерации закон Российской
Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит подписанию Президентом России и обнародованию».
Слайд 50
Под реализацией Конституции понимается деятельность субъектов конституционного права по внедрению, воплощению положений
Конституции в поведение граждан и их объединений и других субъектов для достижения целей, провозглашенных Конституцией.
Реализация Конституции носит универсальный характер в смысле охвата различных сфер общественных отношений. Сферой реализации
Конституции являются все стороны жизни общества. В этом процессе участвуют все субъекты права. Особенность этого процесса заключается в том, что его активными участниками являются народ, государство, субъекты
Российской Федерации.
Осуществление конституционных норм протекает в различных формах, таких как соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерной чертой данной формы является пассивное поведение субъекта: он не совершает действий, запрещенных Конституцией.
Исполнение конституционных норм, в отличие от соблюдения, предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею задач и целей. В
Конституции Российской Федерации установлены три способа исполнения конституционных норм:
– использование как форма реализации Конституции связано с процессом осуществления конституционных прав и свобод. Здесь субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права;
– применение конституционных норм предполагает властное вмешательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельности в реализацию предписаний Конституции. Названные субъекты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима персонификация данной нормы применительно к конкретному лицу.
Слайд 51
– прямое или непосредственное действие норм Конституции Российской
Федерации означает, что, независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы власти, другие субъекты права обязаны их осуществлять. Данный принцип не исключает того, что некоторые из них для беспрепятственной эффективной реализации нуждаются в развитии текущим законодательством. Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции.
В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию в следующих случаях:
– во-первых, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации. А также они не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
– во-вторых, когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу
Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
– в-третьих, когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
– в том случае, когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения, противоречит Конституции Российской Федерации. И при этом федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о
конституционности данного акта в Конституционный cуд Российской
Федерации на любой стадии рассмотрения дела.
Слайд 52
Федерации на любой стадии рассмотрения дела.
Слайд 52
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Тема «Основы конституционного строя Российской Федерации»
Сейчас мы переходим к теме «Основы конституционного строя
Российской Федерации».Следует отметить, что основы конституционного строя определяют содержание правового воздействия на все сферы жизни общества, влияют на развитие всей правовой системы Российской Федерации.
Сначала мы дадим определение конституционного строя. Затем рассмотрим базис, то есть экономическую основу конституционного строя.
После этого остановимся на принципе разделения властей и единстве государственной власти в Российской Федерации. Далее перейдем к рассмотрению вопроса о народном и государственном суверенитете. После чего охарактеризуем институты непосредственной демократии. Подробно остановимся на вопросе о понятии и видах референдума. И завершим рассмотрение темы определением конституционных основ многопартийности и политического плюрализма в России.
Слайд 53
Конституционный строй в узком смысле – это способ организации государства, закрепленный в его Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.
Конституционный строй в широком смысле – это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, которые регулируются, главным образом, нормами Конституции.
Эти отношения возникают по поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.
В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории: власть, суверенитет и свобода личности.
Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется, прежде всего, приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.
Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера – основы конституционного строя.
Основы конституционного строя – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права в отношении наиболее важных вопросов. А именно: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.
Слайд 54
В категории «основы конституционного строя» можно выделить следующие элементы, которые находят свое выражение в статьях главы 1
[первой] Конституции Российской Федерации.
Во-первых, государственный суверенитет Российской Федерации – это статьи 1 и 4 Конституции.
Во-вторых, гуманный статус человека – статьи 2 и 6 Конституции.
В-третьих, народовластие – статьи 3 и 12 Конституции.
Следующий элемент – федерализм – статья 5 Конституции.
Еще один элемент – социальное государство – статья 7 Конституции.
Кроме того, многообразие и свобода экономической деятельности – статьи 8 и 9 Конституции.
Следующий элемент в категории «основы конституционного строя» – разделение властей – статьи 10 и 11 Конституции.
Сюда также относится идеологическое многообразие – статья 13
Конституции.
Помимо этого, принцип светскости государства – статья 14
Конституции.
И, наконец, целостность и незыблемость основ конституционного строя
Российской Федерации – статьи 15 и 16 Конституции.
Слайд 55
Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.
Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно. Вместе с тем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на экономические отношения существенное влияние. Человечество открыло две возможные модели экономической системы: рыночную и планово-регулируемую.
Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются отношения собственности и производство материальных благ.
Существуют две основные формы собственности: частная и публичная, все остальные формы производны от них. Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом и его составные части. В федерации это субъекты, в унитарном государстве – административно-территориальные единицы, самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы. Публичная собственность имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных прав.
Частная собственность выступает в различных видах: индивидуальной, групповой, коллективной, солидарной и других. Субъектами права частной собственности признаются любые физические и юридические лица.
Возможен перевод из частной собственности в публичную – национализация, а также из публичной в частную – приватизация. Российское государство признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.
Слайд 56
Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда человека.
В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой гарантируется государством. Как показывает практика, наиболее незащищенным в этом плане является малый и средний бизнес.
Действующий Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон воспрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, осуществлять действия, которые влекут или могут повлечь за собой ограничение конкуренции, ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.
Предусмотрено создание специального антимонопольного органа, призванного осуществлять государственный контроль по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Сегодня это Федеральная антимонопольная служба.