Файл: Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.
187
Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дально- сти маршрутов.
Задачи
транспортной логистики:
• Выбор вида транспортных средств;
• Выбор типа транспортных средств;
• Совместное планирование транспортного процесса со склад- ским и производственным;
• Совместное планирование транспортных процессов на раз- личных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
• Обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса;
• Определение рациональных маршрутов доставки.
В условиях реализации принципов логистики планируется осу- ществление перевозок по принципу „движущегося шоссе", при пере- мещении контейнеров, роудрейлеров и т.д. по схеме автомобиль - же- лезная дорога - автомобиль. Для таких перевозок на транспортных ком- муникациях ЕЭС выделены специальные „транспортные коридоры"
(Север - Юг, Запад - Восток), по которым следуют комбинированные поезда.
При выборе рациональных транспортных средств руководству- ются, прежде всего, соответствием их типа свойствам перевозимых гру- зов. В качестве критериев при выборе транспортных средств принима- ют:
• сохранность грузов;
• наилучшее использование их вместимости и грузоподъемно- сти;
• и снижение затрат на перевозку.
Для того чтобы решить задачу предварительной оценки при вы- боре рационального вида транспорта, приведем данные (табл. 8.1) по пятибалльной системе, которая учитывает различные качественные критерии полезности. Лучшая оценка вида транспорта соответствует меньшему числу баллов.
Однако окончательный выбор варианта доставки грузов, обосно- вывается технико-экономическими расчетами.
188
Таблица 8.1
Вид транспорта
С
рок доставки
Ч
аст ота о
тпр авлений по плану пер ево зо к
Надеж ность со бл ю
- дения
Графика пост авки
Универсальность
Дост уп ность в
ге огра
- фическом плане
Сто имо сть
Железнодорожный
3 4
3 2
2 3
Водный
4 5
4 1
4 1
Автомобильный
2 2
2 3
I
4
Трубопроводный
5 1
1 5
5 2
Воздушный
1 3
5 4
3 4
8.2.
Основные
принципы
технологии
перевозочного
процесса
Технология
процесса перевозки - способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые вы- полняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок.
Задача
технологии – очистить процесс перевозки грузов от не- нужных операций, сделать его целенаправленнее.
Сущность
технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция.
• Этап – это набор операций, с помощью которых осуществля- ется тот или иной процесс.
• Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняе- мая одним или несколькими исполнителями.
189
Технологию
любого процесса перевозки груза характеризуют три признака:
• расчленение процесса перевозки,
• координация и этапность,
• однозначность действий.
Расчленения
процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближе- ние объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую. Последняя
операция этапа должна быть
своеобразным
введением к первой операции следующего этапа.
Координация
и поэтапность действий, направленных к дости- жению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внут- ренней логике функционирования и развития определенного перево- зочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего этапов.
Отклонение выполнения одной операции отражается на всей тех- нологической цепочке.
Вначале
разрабатывается технология всего процесса перевозки
грузов
, а потом отдельных этапов. После разработки технологии эта-
пов
их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.
8.3.
Процесс
перевозки
грузов
На рис. 8.1 представлена иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок.
Интермодальные перевозки
Юнимодальные межрегиональные перевозки
Внутриобластные городские перевозки специализированными транспортными предприятиями.
Перевозки отдельными предпринимателями и транспортом нетранспортных организаций
Рис. 8.1. Иерархическая структура перевозок
190
В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки.
Ниже – мультимодальные перевозки. Далее – юнимодальные перевозки, затем внутриобластные и городские перевозки специализированными автотранспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки от- дельных предпринимателей и собственным транспортом производст- венных и коммерческих структур.
На рисунках 8.2 и 8.3 представлены схемы процессов перевозки груза одним или несколькими видами транспорта.
Процесс
перевозки – совокупность операции от момента подго- товки груза к отправлению до момента его получения, связанных с пе- ремещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств (этапы 1-2-3-4-5, рис. 8.2 а; или этапы 1-2-3-4-5-6-7, рис.8.2 б).
Процесс
перемещения – совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы
2-3-4 рис. 8.2 а; или этапы 2-3-4-5-6, рис. 8.2 б).
Этап 1
Подготовка груза к перевозке
Этап 2
Погрузка
Этап 6
Подача подвижного состава
Этап 3
Транспорти- рование
Этап 4
Разгрузка
Этап 5
Складирование груза
Рис 8.2.а. Технологическая схема процесса перевозки груза одним видом транспорта
191
Этап 1
Подготовка груза к перевозке
Этап 2
Погрузка
Этап 3
Транспортирование
Этап 8
Подача подвижного состава
Этап 9
Подача подвижного состава
Этап 5
Транспортирование
Этап 6
Разгрузка
Этап 7
Складирование груза
Этап 4
Передача груза с одного вида транспорта на другой
Рис. 8.2.б Технологические схемы процесса перевозки грузов различными видами транспорта.
Транспортный
процесс – совокупность операций погрузки в по- грузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы
2-3-4-6, рис. 8.2 а; или этапы 2-3-4-8 плюс 4-5-6-9, рис 8.2 б).
Цикл
транспортного процесса– производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой (этапы 2-3-4-6, рис.
8.2 а; или 2-3-4-8 или 4-5-6-9, рис.8. 2 б).
Операция
перемещения – часть процесса перемещения, выпол- няемая с помощью одного или системы совместно действующих меха- низмов или вручную.
Транспортная
продукция – масса груза в натуральном выраже- нии доставленная от места производства до места потребления.
Транспортирование
– операция перемещения груза по опреде- ленному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегруз- ки (этап 3 или этап 5, рис.8.2 б).
8.4.
Проектирование
перевозочного
процесса
На рис. 8.3 показана принципиальная схема организации пере- возки груза: I – грузообразующий пункт; II – грузопоглащающий пункт;
III – перевозочный комплекс; W(t) – грузопоток перевозочного ком-
192
плекса; W
Q
– транспортная продукция; W
г
– потребности грузополуча- теля; W
p
– плановая провозная возможность перевозочного комплекса;
W
k
- фактическая провозная возможность перевозочного комплекса;
О
1
,О
2
,О
3
- операторы.
Под грузообразующими
пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы.
I
II
О
1
О
3
О
2
III
W
t
W
p
W
k
W
Q
W
r
∆
W
Рис. 8.3. Принципиальная схема организации перевозки груза.
Под грузопоглощающими
пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необхо- димые для их нормальной производственной деятельности.
Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой – более или менее случайными факторами.
Одно и тоже предприятие может одновременно быть грузообра- зующим и грузопоглощающим пунктом. Например, завод железобетон- ных изделий, как вывозящий готовую продукцию является грузообра- зующим пунктом, а как ввозящий сырье – песок, щебень, цемент, и т.д.
– грузопоглощающим.
В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1
– количество груза, доставленного грузополучателю W
Q
, должно соот- ветствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t). Разница между входом и выходом ∆W=W(t)-W
Q
подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора О
1
изменяет плановую вели-
193
чину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор О
1
приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной воз- можностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его про- возной возможности W’
k в свою очередь преобразуется в действитель- ную провозную возможность W
k с помощью оператора О
2
Второй контур представляет собой изменение в объеме перево- зок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз).
Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение по- требности получателя в данном грузе влияет на действительную про- возную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы.
Это действие выполняется оператором О
3
Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения.
8.5.
Особенности
смешанных
перевозок
В смешанное грузовое сообщение включаются:
- автотранспортные предприятия;
- все станции железных дорог, открытые для операций по грузо- вым перевозкам;
- морские порты;
- речные порты и пристани;
- аэропорты гражданского воздушного флота.
Смешанные перевозки требуют высокой степени согласованно- сти в действиях владельцев различных видов транспорта.
Именно поэтому одним из основных условий при смешанных пе- ревозках является своевременная подача транспортных средств под по- грузку – автомобилей, вагонов, судов перевалочных грузов.
В целях экономии времени и средств, перевалка грузов с одного вида транспорта на другой осуществляется напрямую (без выгрузки на склад). В настоящее время широкое применение получил контрейлер- ный вид смешанных перевозок (транспортировка автопоездов и полу- прицепов по железной дороге на специализированном подвижном со- ставе). Такое взаимодействие разных видов транспорта при контрей- лерных перевозках позволяет владельцам автотранспорта сэкономить время, горючее, повысить степень надежности транспортировки грузов, сократить срок их доставки, снизить дополнительные расходы в пути следования и амортизационные отчисления.
194
Особенность перевозок в смешанном сообщении заключается в том, что они производятся по единому транспортному документу, со- ставленному на весь путь следования.
К перевозкам в смешанном сообщении не принимаются:
- грузы, перевозимые наливом;
- лес, следующий по водным путям в плотах;
- взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества.
Перечень принимаемых к перевозке в смешанном сообщении грузов устанавливается соответствующим транспортным законодатель- ством.
8.6.
Контейнерные
терминалы
Контейнерный
терминал морского порта – это транспортный узел, осуществляющий перераспределение контейнеров, сменных кузо- вов, контрейлеров между тремя основными видами транспорта – мор- ским, железнодорожным и автомобильным.
Наряду с перегрузочными операциями на контейнерных терми- налах морского порта выполняется складирование и распределение гру- зов, а также перевозка контейнеров собственным автотранспортом к близлежащим отправителям и потребителям грузов. Однако
, стои-
мость
современного контейнерного терминала почти в три раза выше
стоимости
традиционного причала для переработки генеральных
1
гру-
зов
.
Площадь современного крупного контейнерного терминала со- ставляет от 10 до 18 га
.
Характерная длина причала должна быть не менее 300 м, а глу- бина под ним не менее 10,7 м
. Эти цифры зависят от размеров совре- менных судов-контейнеровозов 3 поколения.
Терминал
подразделяется на три зоны:
а) складская зона, занимающая 55—58% общей площади терми- нала;
б) зона сортировки и упаковки, занимающая 20—30% от общей площади терминала;
1
Под понятиями генеральных грузов принято считать грузы заранее пакетирован- ные, уложенные на поддоны, т.е. подготовленные к дальнейшей перевалке и не требующие дополнительного формирования.
195
в) зона причала и административные постройки (вся остальная площадь терминала).
Вместимость складской зоны (а) по контейнерам, должна быть в
2,5–3 раза больше обслуживающего причал судна.
Зона сортировки и упаковки (б) должна иметь стеллажные ком- плекты для переработки генеральных грузов, подъезды для автомо- бильного и железнодорожного транспорта, а также исключать пересе- чение этих маршрутов.
В зависимости от грузопотока и вида грузов на терминалах ис- пользуются пять основных типов
транспортных систем.
-
Система накатной (горизонтальной) и крановой (вертикаль- ной) перегрузки;
-
Система с портальными контейнеровозами;
-
Система с портовыми кранами;
-
Система с козловыми контейнерными кранами;
-
Система с полуприцепами и тягачами.
Зарубежный
опыт работы контейнерных терминалов.
1. Применяется перегрузочная техника, приспособленная к об- работке всех видов грузовых единиц. Широко используются системы горизонтальной технологии.
2. Контрейлеры перевозятся на судах в основном третьего поко- ления, вмещающих 2400 контейнеров. По железной дороге они перево- зятся на специализированных составах. Для горизонтальной перегрузки используются современные специальные тягачи марки ТР-160, ТР-180.
3. Применяются современные высокопроизводительные краны, грузоподъёмностью до 50т, высотой подъёма до 12м и с частотой пере- грузки 20-30 циклов в час.
4. Штабелирование контейнеров в 4 яруса возможно с помощью автопогрузчиков типа «Calmar», грузоподъёмностью до 48т. Использо- вание лифтопов
1
и спредеров.
187
Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дально- сти маршрутов.
Задачи
транспортной логистики:
• Выбор вида транспортных средств;
• Выбор типа транспортных средств;
• Совместное планирование транспортного процесса со склад- ским и производственным;
• Совместное планирование транспортных процессов на раз- личных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
• Обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса;
• Определение рациональных маршрутов доставки.
В условиях реализации принципов логистики планируется осу- ществление перевозок по принципу „движущегося шоссе", при пере- мещении контейнеров, роудрейлеров и т.д. по схеме автомобиль - же- лезная дорога - автомобиль. Для таких перевозок на транспортных ком- муникациях ЕЭС выделены специальные „транспортные коридоры"
(Север - Юг, Запад - Восток), по которым следуют комбинированные поезда.
При выборе рациональных транспортных средств руководству- ются, прежде всего, соответствием их типа свойствам перевозимых гру- зов. В качестве критериев при выборе транспортных средств принима- ют:
• сохранность грузов;
• наилучшее использование их вместимости и грузоподъемно- сти;
• и снижение затрат на перевозку.
Для того чтобы решить задачу предварительной оценки при вы- боре рационального вида транспорта, приведем данные (табл. 8.1) по пятибалльной системе, которая учитывает различные качественные критерии полезности. Лучшая оценка вида транспорта соответствует меньшему числу баллов.
Однако окончательный выбор варианта доставки грузов, обосно- вывается технико-экономическими расчетами.
188
Таблица 8.1
Вид транспорта
С
рок доставки
Ч
аст ота о
тпр авлений по плану пер ево зо к
Надеж ность со бл ю
- дения
Графика пост авки
Универсальность
Дост уп ность в
ге огра
- фическом плане
Сто имо сть
Железнодорожный
3 4
3 2
2 3
Водный
4 5
4 1
4 1
Автомобильный
2 2
2 3
I
4
Трубопроводный
5 1
1 5
5 2
Воздушный
1 3
5 4
3 4
8.2.
Основные
принципы
технологии
перевозочного
процесса
Технология
процесса перевозки - способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые вы- полняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок.
Задача
технологии – очистить процесс перевозки грузов от не- нужных операций, сделать его целенаправленнее.
Сущность
технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция.
• Этап – это набор операций, с помощью которых осуществля- ется тот или иной процесс.
• Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняе- мая одним или несколькими исполнителями.
189
Технологию
любого процесса перевозки груза характеризуют три признака:
• расчленение процесса перевозки,
• координация и этапность,
• однозначность действий.
Расчленения
процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближе- ние объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую. Последняя
операция этапа должна быть
своеобразным
введением к первой операции следующего этапа.
Координация
и поэтапность действий, направленных к дости- жению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внут- ренней логике функционирования и развития определенного перево- зочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего этапов.
Отклонение выполнения одной операции отражается на всей тех- нологической цепочке.
Вначале
разрабатывается технология всего процесса перевозки
грузов
, а потом отдельных этапов. После разработки технологии эта-
пов
их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.
8.3.
Процесс
перевозки
грузов
На рис. 8.1 представлена иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок.
Интермодальные перевозки
Юнимодальные межрегиональные перевозки
Внутриобластные городские перевозки специализированными транспортными предприятиями.
Перевозки отдельными предпринимателями и транспортом нетранспортных организаций
Рис. 8.1. Иерархическая структура перевозок
190
В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки.
Ниже – мультимодальные перевозки. Далее – юнимодальные перевозки, затем внутриобластные и городские перевозки специализированными автотранспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки от- дельных предпринимателей и собственным транспортом производст- венных и коммерческих структур.
На рисунках 8.2 и 8.3 представлены схемы процессов перевозки груза одним или несколькими видами транспорта.
Процесс
перевозки – совокупность операции от момента подго- товки груза к отправлению до момента его получения, связанных с пе- ремещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств (этапы 1-2-3-4-5, рис. 8.2 а; или этапы 1-2-3-4-5-6-7, рис.8.2 б).
Процесс
перемещения – совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы
2-3-4 рис. 8.2 а; или этапы 2-3-4-5-6, рис. 8.2 б).
Этап 1
Подготовка груза к перевозке
Этап 2
Погрузка
Этап 6
Подача подвижного состава
Этап 3
Транспорти- рование
Этап 4
Разгрузка
Этап 5
Складирование груза
Рис 8.2.а. Технологическая схема процесса перевозки груза одним видом транспорта
191
Этап 1
Подготовка груза к перевозке
Этап 2
Погрузка
Этап 3
Транспортирование
Этап 8
Подача подвижного состава
Этап 9
Подача подвижного состава
Этап 5
Транспортирование
Этап 6
Разгрузка
Этап 7
Складирование груза
Этап 4
Передача груза с одного вида транспорта на другой
Рис. 8.2.б Технологические схемы процесса перевозки грузов различными видами транспорта.
Транспортный
процесс – совокупность операций погрузки в по- грузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы
2-3-4-6, рис. 8.2 а; или этапы 2-3-4-8 плюс 4-5-6-9, рис 8.2 б).
Цикл
транспортного процесса– производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой (этапы 2-3-4-6, рис.
8.2 а; или 2-3-4-8 или 4-5-6-9, рис.8. 2 б).
Операция
перемещения – часть процесса перемещения, выпол- няемая с помощью одного или системы совместно действующих меха- низмов или вручную.
Транспортная
продукция – масса груза в натуральном выраже- нии доставленная от места производства до места потребления.
Транспортирование
– операция перемещения груза по опреде- ленному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегруз- ки (этап 3 или этап 5, рис.8.2 б).
8.4.
Проектирование
перевозочного
процесса
На рис. 8.3 показана принципиальная схема организации пере- возки груза: I – грузообразующий пункт; II – грузопоглащающий пункт;
III – перевозочный комплекс; W(t) – грузопоток перевозочного ком-
192
плекса; W
Q
– транспортная продукция; W
г
– потребности грузополуча- теля; W
p
– плановая провозная возможность перевозочного комплекса;
W
k
- фактическая провозная возможность перевозочного комплекса;
О
1
,О
2
,О
3
- операторы.
Под грузообразующими
пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы.
I
II
О
1
О
3
О
2
III
W
t
W
p
W
k
W
Q
W
r
∆
W
Рис. 8.3. Принципиальная схема организации перевозки груза.
Под грузопоглощающими
пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необхо- димые для их нормальной производственной деятельности.
Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой – более или менее случайными факторами.
Одно и тоже предприятие может одновременно быть грузообра- зующим и грузопоглощающим пунктом. Например, завод железобетон- ных изделий, как вывозящий готовую продукцию является грузообра- зующим пунктом, а как ввозящий сырье – песок, щебень, цемент, и т.д.
– грузопоглощающим.
В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1
– количество груза, доставленного грузополучателю W
Q
, должно соот- ветствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t). Разница между входом и выходом ∆W=W(t)-W
Q
подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора О
1
изменяет плановую вели-
193
чину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор О
1
приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной воз- можностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его про- возной возможности W’
k в свою очередь преобразуется в действитель- ную провозную возможность W
k с помощью оператора О
2
Второй контур представляет собой изменение в объеме перево- зок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз).
Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение по- требности получателя в данном грузе влияет на действительную про- возную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы.
Это действие выполняется оператором О
3
Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения.
8.5.
Особенности
смешанных
перевозок
В смешанное грузовое сообщение включаются:
- автотранспортные предприятия;
- все станции железных дорог, открытые для операций по грузо- вым перевозкам;
- морские порты;
- речные порты и пристани;
- аэропорты гражданского воздушного флота.
Смешанные перевозки требуют высокой степени согласованно- сти в действиях владельцев различных видов транспорта.
Именно поэтому одним из основных условий при смешанных пе- ревозках является своевременная подача транспортных средств под по- грузку – автомобилей, вагонов, судов перевалочных грузов.
В целях экономии времени и средств, перевалка грузов с одного вида транспорта на другой осуществляется напрямую (без выгрузки на склад). В настоящее время широкое применение получил контрейлер- ный вид смешанных перевозок (транспортировка автопоездов и полу- прицепов по железной дороге на специализированном подвижном со- ставе). Такое взаимодействие разных видов транспорта при контрей- лерных перевозках позволяет владельцам автотранспорта сэкономить время, горючее, повысить степень надежности транспортировки грузов, сократить срок их доставки, снизить дополнительные расходы в пути следования и амортизационные отчисления.
194
Особенность перевозок в смешанном сообщении заключается в том, что они производятся по единому транспортному документу, со- ставленному на весь путь следования.
К перевозкам в смешанном сообщении не принимаются:
- грузы, перевозимые наливом;
- лес, следующий по водным путям в плотах;
- взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества.
Перечень принимаемых к перевозке в смешанном сообщении грузов устанавливается соответствующим транспортным законодатель- ством.
8.6.
Контейнерные
терминалы
Контейнерный
терминал морского порта – это транспортный узел, осуществляющий перераспределение контейнеров, сменных кузо- вов, контрейлеров между тремя основными видами транспорта – мор- ским, железнодорожным и автомобильным.
Наряду с перегрузочными операциями на контейнерных терми- налах морского порта выполняется складирование и распределение гру- зов, а также перевозка контейнеров собственным автотранспортом к близлежащим отправителям и потребителям грузов. Однако
, стои-
мость
современного контейнерного терминала почти в три раза выше
стоимости
традиционного причала для переработки генеральных
1
гру-
зов
.
Площадь современного крупного контейнерного терминала со- ставляет от 10 до 18 га
.
Характерная длина причала должна быть не менее 300 м, а глу- бина под ним не менее 10,7 м
. Эти цифры зависят от размеров совре- менных судов-контейнеровозов 3 поколения.
Терминал
подразделяется на три зоны:
а) складская зона, занимающая 55—58% общей площади терми- нала;
б) зона сортировки и упаковки, занимающая 20—30% от общей площади терминала;
1
Под понятиями генеральных грузов принято считать грузы заранее пакетирован- ные, уложенные на поддоны, т.е. подготовленные к дальнейшей перевалке и не требующие дополнительного формирования.
195
в) зона причала и административные постройки (вся остальная площадь терминала).
Вместимость складской зоны (а) по контейнерам, должна быть в
2,5–3 раза больше обслуживающего причал судна.
Зона сортировки и упаковки (б) должна иметь стеллажные ком- плекты для переработки генеральных грузов, подъезды для автомо- бильного и железнодорожного транспорта, а также исключать пересе- чение этих маршрутов.
В зависимости от грузопотока и вида грузов на терминалах ис- пользуются пять основных типов
транспортных систем.
-
Система накатной (горизонтальной) и крановой (вертикаль- ной) перегрузки;
-
Система с портальными контейнеровозами;
-
Система с портовыми кранами;
-
Система с козловыми контейнерными кранами;
-
Система с полуприцепами и тягачами.
Зарубежный
опыт работы контейнерных терминалов.
1. Применяется перегрузочная техника, приспособленная к об- работке всех видов грузовых единиц. Широко используются системы горизонтальной технологии.
2. Контрейлеры перевозятся на судах в основном третьего поко- ления, вмещающих 2400 контейнеров. По железной дороге они перево- зятся на специализированных составах. Для горизонтальной перегрузки используются современные специальные тягачи марки ТР-160, ТР-180.
3. Применяются современные высокопроизводительные краны, грузоподъёмностью до 50т, высотой подъёма до 12м и с частотой пере- грузки 20-30 циклов в час.
4. Штабелирование контейнеров в 4 яруса возможно с помощью автопогрузчиков типа «Calmar», грузоподъёмностью до 48т. Использо- вание лифтопов
1
и спредеров.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16