Файл: Учебник Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57
РЦ и иных факторов, принимается решение об использовании той или иной стратегии товародвижения.
Уровни
поставок:
- межличностный уровень поставок осуществляется между со- трудниками фирмы;
- межотделенческий уровень поставок осуществляется между от- делениями предприятия;
- уровнь предприятий, организаций осуществляется между от- дельными предприятиями и организациями;
- международный уровень, когда поставки осуществляются меж- ду различными странами.
Между собой уровни поставок различаются масштабами и уров- нями значимости.
Осуществление
контроля за поставками.
Для осуществления контроля за поставками, при расчете основ- ных показателей можно воспользоваться следующими формулами.
Комплексный показатель выполнения обязательств по поставкам материальных ресурсов:
(
)
к
асс
н
компл
К
К
К
К
×
×

= 1
,
(2.10)
Где:
К
н
коэффициент выполнения обязательств по поставкам;
К
асс
- коэффициент выполнения обязательств по ассортименту;
К
к
- коэффициент выполнения обязательств по качеству продук- ции;
Главный показатель надежности заготовительной системы (Р) в общем виде выглядит как:
P=1-P
отказа
, (2.11)
Где:
P
отказа
- вероятность отказа в удовлетворении заявки.
В случае одноканальной системы (на 1 комплектующую - 1 по- ставщик). Сбой поставки одного поставщика приводит к простою про- изводства у потребителя. Тогда надежность снабжения рассчитывается как:
)
1
(
1


=
n
отказа
р
P
(2.12)
П – произведение.
В многоканальной системе, когда имеется поставщик дублер на- дежность снабжения представляется как:

58
)
1
(
1 1



=
n
i
P
P
,
(2.13) где Р
i
– надежность I-го поставщика.
В других случаях - алгоритм определения надежности поставок выглядит следующим образом:
1. Сопоставление даты поставки плановой и фактической.
2. Определение времени опоздания
3.Сопоставляется объем поставки плановый и фактический. Вы- являются случаи недопоставки продукции.
4. Определяется объем недопоставки продукции
∆Q =Q
фактич
- Q
план
5. Определяется условное опоздание в случае недопоставки t’
оп
=
∆Q/q.
(
∆Q - величина недопоставки, q - средний дневной расход).
6. Определяется общая величина опозданий T
оп
= t оп
+t’
оп
7. Определяется количество случаев отказа.
8. Определяется наработка на отказ
Т
о
=(Т -
∑Т
оп
)/n где Т - общее число дней в периоде.
9. Определяется интенсивность отказов
π =1/Т
оп
10. Определяется коэффициент готовности поставок
К
гп
=(Т-
∑Т
оп
)/Т
11. Надежность снабжения Р=К
гп

-
πt чем выше этот коэфф., тем надежнее снабжение.
2.10.
Случаи
определения
величины
оптимальной
поставки
Случаи определения величины оптимальной поставки:
А) постоянным темпом потребления и моментальном пополне- нии;
Б) ускоренное использование запасов;
В) поступление материалов в течение определенного периода времени при наличии дефицита.


59
А
) Постоянным темпом потребления и моментальном пополне-
нии
.
i
S
С
q
og
0 2
=
(2.14)
(S-) годовая потребность (ед/год)).
Б
) Ускоренное использование запасов.
Суть: период времени разделяется на 2 частив период t
1
, t
2
поступ- ление материальных ресурсов и их расход (b>p, b-поступление, р- производство)
(
)
P
S
i
S
С
q
потр
og
/
1 2
0

=
где P –годовое производство
(2.15)
В
) Поступление материалов в течение определенного перио-
да
времени при наличии дефицита.

60
Оптимальный
размер партии поставки при допущении дефи-
цита
материалов.
h
h
i
q
h
h
i
i
S
C
q
деф
+
=
+
=
0 0
2
,
(2.16) где h- издержки или штрафные потери, обусловленные дефици- том и отнесенные к единице продукции за единицу времени:
- штрафы потребителям за несвоевременную поставку;
- оплата простоя рабочим;
- оплата сверхурочных часов работы;
- потери, связанные с увеличением себестоимости продукции;
- потери, связанные с поставками неправильного ассортимента.
Расчет
гарантийного (страхового) запаса.
Величина гарантийного запаса определяется:
- по интервалу отставания поставок материальных ресурсов: q
стр
=(t
1
+t
2
+t
3
+t
4
)
P
;
(2.17)
Где: t
1
- время, необходимое покупателю на заказ; t
2
- время, необходимое поставщику на отгрузку материалов;
t
3
- время движения мат. от поставщика к заказчику;
t
4
- время на разгрузку и складирование.
Р
- норма потребления

61
-по фактическим опозданиям поставок и отклонениям в объемах поставок:
1. Определение средневзвешенного интервала поставки: t
t q q
с вз i i i
р.
=


;
(2.18)
Где: t i
– время поставки; q
i
- объем поставки.
2. Определение интервала опоздания: t
оп
=t i
-t ср. вз
; (2.19)
3. Определение средневзвешенных интервалов опоздания: t
t q
q о п с вз о п i о п i о п i
. р.
*
=


;
(2.20)
Где: q опi
– объем поставки выполненной с опозданием.
4. Определение величины страхового запаса: q
t p
с т о п с вз р
. р.
*
=
(2.21)
Вопросы
для повторения:
1. Дайте определение закупочной логистики.
2. Что
является основной целью закупочной логистики?
3. Выделите
основные типы рынков.
4. Объясните
, как планируются закупки?
5. Какие
методы используются при выборе поставщика?
6. В чем различие и отличие «твердой» и «свободной» оферты?
7. Перечислите возможные методы оценки поставщика.
8. Перечислите виды потребностей. Какими методами воз-
можно
определить потребность?
9. Что такое производственные запасы и какие функции они
выполняют
? Какие основные системы управления запасами Вам из-
вестны
?
10. В чем сущность методов АВС и ХУZ?
11. В чем особенность закупки осуществляемой по системе JIT?
12. Какая система планирования потребности в материалах
Вам
известна?
13. Как осуществляется контроль за поставками?


62
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Глава
3.
Производственная
логистика
3.1.
Сущность
и
задачи
производственной
логистики
Сущностью логистики производственных процессов является упорядочивание движения материальных потоков на стадии производ- ства продукции. Главным объектом внимания при этом остается опти- мизация движения материального потока на стадии производства.
Материальный поток на своем пути от первичного источника сы- рья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев.
Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфи- ку и носит название
производственной логистики.
Производственная логистика рассматривает процессы, происхо- дящие в сфере материального производства т.е. производство матери- альных благ и производство материальных услуг (работ, увеличиваю- щих стоимость ранее созданных благ). Производственный процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров, заданного качества, ассорти- мента и в установленные сроки.
Все производственные процессы делятся на основные и вспомо
-
гательные.
Задачи
производственной логистики касаются управления ма- териальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фа- совка, развеска, укладка и другие. Главная
задача производственной логистики – это обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест.
Объектом производственной логистики являются потоковые и материальные процессы (материальный поток, материальные услуги).
Характерная черта объектов изучения в производственной логи- стике их территориальная компактность.
Логистические системы, рассматриваемые производственной ло- гистикой, носят название внутрипроизводственных логистических сис- тем (ВЛС). К ним можно отнести промышленные предприятия, оптовые предприятия, имеющие складские сооружения, узловую грузовую стан- цию, узловой морской порт и другие. ВЛС можно рассмотреть на мик- ро- и макро уровне:

63
На макроуровне ВЛС выступают в качестве элементов макроло- гических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются ис- точником материальных потоков. Возможность адаптации макрологи- ческих систем к изменениям окружающей среды в существенной степе- ни определяется способностью входящих в них ВЛС быстро менять качественный и количественный состав выходного материального по- тока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.
Качественная гибкость ВЛС может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
На микроуровне ВЛС представляют собой ряд подсистем, нахо- дящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определен- ную целостность, единство. Эти подсистемы – закупка, склады, запасы, обслуживающие производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохожде- ние внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логи- стики построение ВЛС должно обеспечить возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженче- ских, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
Логистическая
концепция организации производства вклю-
чает
в себя следующие основные положения:
- отказ от избыточных запасов;
- отказ от завышенного времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций;
- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказов покупателей;
- устранение простоев оборудования;
- обязательное устранение брака;
- устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доб- рожелательных партнеров.
Таким образом, логистическая организация производства позво- ляет снизить себестоимость в условиях конкуренции путем ориентации предприятия на рынок покупателя, т.е. приоритет получает цель макси- мальной загрузки оборудования и выпуска крупной партии изделий.
3.2.
Типы
организации
производства
Все современные организации производства делятся на 2 типа:
“Толкающие” и “Тянущие”. В некоторых источниках их называют
«Выталкивающий» и «Вытягивающий».


64
Система управления, формирующая задание для всех отделов и /или цехов.
Склад сырья
Цех №1
Цех № n сборка покупатель
Заказ товара изделие
Рис. 3.1. «Толкающий» («Выталкивающий») подход организации производства
Характеристика традиционного (толкающего) подхода: изготов- ление деталей в соответствии с графиком (детали поступают по мере готовности с предыдущей операции на последующую). Тянущая
сис- тема заключается в том, что последующий участок заказывает и изыма- ет детали, сборочные единицы и т.п. с предыдущего участка на после- дующий. покупатель
Система управления
Заказ товара
Склад сырья
Цех1
Цех№ n сборка
Изделие материал заготовки заказ заказ заказ
Рис. 3.2 «Тянущий» («Вытягивающий») подход организации производства

65
Тянущая система задумана с целью уменьшения запасов. В табл.
3.1 представлено сравнение двух систем.
Таблица 3.1
Сравнение
толкающей и тянущей систем
Характери- стики
Тянущая
Толкающая
1. Закупоч- ная страте- гия (снаб- жение)
Ориентирована на неболь- шое число поставщиков, поставки частые, неболь- шими партиями, строго по графику
Ориентация на значительное число поставщиков, поставки в основном нерегулярные, круп- ными партиями
2. Произ- водствен- ная страте- гия
Ориентация производства на изменение спроса, зака- зов
Ориентация на максимальную загрузку производственных мощностей. Реализация концеп- ции непрерывного производства
2.1. Плани- рование производ- ства
Начинается со стадии сбор- ки или распределения
Планирование под производст- венные мощности
2.2. Опера- тивное управление производ- ством
Децентрализовано. Произ- водственные графики со- ставляются только для ста- дии сборки. За выполнением графиков других стадий наблюдает руководство це- хов
Централизованное. Графики составляются для всех цехов.
Контроль осуществляется спе- циальными отделами (плановы- ми, диспетчерскими бюро)
2.3 Исполь- зование оборудова- ния и его размеще- ние
Универсальное оборудова- ние, которое размещено по кольцевому или линейному принципу
Специализированное оборудо- вание, размещенное по участ- кам, а также частично универ- сальное оборудование, распо- ложенное линейно
2.4. Кадры Высоко квалифицированные рабочие-многостаночники
(универсалы)
Узко специализированные рабо- чие, но есть и рабочие- многостаночники
3. Контроль качества
Поставка качественных ма- териальных ресурсов, ком- понентов, изделий. Сплош- ной контроль качества осу- ществляет поставщик
Сплошной или выборочный контроль на всех стадиях произ- водства, что удлиняет производ- ственный процесс