Файл: Применение игровых технологий при обучении программированию в 89 классе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Конспект на тему урока «Организация ввода и вывода данных»

Цели урока:

предметные — формирование умений применять операторы ввода/вывода данных;

метапредметные — формирование умений записывать простые последовательности действий на формальном языке;

личностные — развитие представлений о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) познакомиться с правилами записи оператора вывода и примерами работы с ним;

2) познакомиться с правилами записи оператора ввода и примерами работы с ним;

3) научиться вводить, отлаживать и выполнять в среде программирования Паскаль простейшие программы.

1. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

2. Повторение (10 минут)

Объединитесь в три группы, мы с вами сыграем в игру поле чудес. Вам будут даны вопросы, на которые необходимо ответить одним словом, первая буква которого будет содержаться в загаданном слове. Всего будет 2 задуманных слова и 1 словосочетание. (Француз, алфавит, тип данных).

Француз – кем бы изобретатель программы Pascal АВС? (ею ходят по игровому полю, берет свое начало у истоков и впадает в море, очень жаркий континент, очень опасные и объемные животные, профессия которая заключается в работе с детьми, что кушают лошади?)

Алфавит- чем являются данные слова для Паскаля: буквы, цифры, знаки препинания? (древнегреческий философ ученик Платона, есть мнения, что если засунуть ее в рот обратно не вытащить, комнатное растение с большими толстыми листьями, профессия которая лечит людей, обман зрения или чувств, хищное кошачье животное)

Тип данных- как назвать одним словом (целый, вещественный, символьные, строковый, логический)? (распространенное дерево на Урале, предмет на котором изучаются причины войн, документ удостоверяющий личность, очень большое летающее средство, вкусный и рыжий, в космосе она повсюду, как улыбается самый лучший класс, раньше они подчинялись своим подданным.)


3. Изучение нового материала (12 минут)

Сегодня мы с вами должны изучить кое-что новое относящееся к Паскалю. Разгадав ребус, узнаем тему сегодняшнего урока.



ых



Да, верно тема урока организация вывода и ввода данных.

Все вы знакомы со структурой программы на Паскале. А как же вывести данные из программы? (ученики говорят различные варианты команд)

Существует специальный оператор – write, который необходим для вывода данных на Паскале. Чтобы вывести информацию на экран необходимо записать следующую строчку:

write (выражение); Под выражением понимается та информация, которую хочет вывести пользователь. Чтобы запись была более красивая, в выражении используют пробелы или запятые, которые пишутся в одинарных кавычках. Например, write (‘S=’, s) на экране будет выражение S= {значение переменной s}.

Для перехода к новой строчке во время выполнения команды можно использовать оператор writeln.

Для ввода информации нам необходим оператор read. Для ввода данных необходимо выполнить следующее: 1) записать read (имя_переменных); 2) при выполнении программы ввести данные в строку ввода данных; 3) нажать Энтер. Чтобы ввести несколько переменных просто нужно записать их через запятую в скобках.

4. Закрепление изученного (10 минут).

Теперь мы знаем, как ввести данные, присвоить переменным значения и вывести информацию. Садимся за компьютеры и напишем нашу первую программу, которая сможет вычислять площадь и длину круга. Пример программы вы найдете на странице учебника 118.

Выполните ее для различных значений радиуса окружности.

Самостоятельно составьте программу для вычисления площади квадрата.



5. Самостоятельная работа (5 минут)

Как записывается оператор присвоения?

Записать на языке Turbo Pascal 7.0 следующее выражение: y=5x^2-10x+2;

Как записывается оператор ввода? Вывода?

Напишите программу, которая выводит процент от заданного числа.

6. Рефлексия и д\з.

Составьте список вопросов, которые бы вы хотели разобрать по сегодняшней теме урока и на полях после сегодняшних записей поставьте себе отметку, которая показывает насколько вы поняли материал.

Д\з: параграф 3.2, стр. 114-119

Письменно выполнить задания 11, 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Программирование циклических алгоритмов



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учится можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!».

Так давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Алгоритмизация и программирование». Тема нашего урока «Циклические алгоритмы и программирование циклических алгоритмов. Целью нашего урока является- познакомиться с понятием цикл, с циклическими операторами, научиться использовать их в программах

Доклад о готовности класса к уроку. Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Интерактивная доска, презентация

Актуализация знаний. Проверка ранее усвоенного материала

И для того, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить основные понятия, изученные нами ранее. Предлагаю вам поработать в парах и вспомнить ранее пройденный материал.(1 ответ-1 балл)

Учащиеся работают в парах. Разгадывают кроссворд. Взаимопроверка

Карточки для учащихся с кроссвордом

Приложение 3.

Этап получения новых знаний.

Новый материал объясняется с помощью видео урока.

Предлагаю вашему вниманию посмотреть видео по теме урока (текстовой материал по видео лежит у вас на столах)

Учащиеся просматривают видео «Операторы программирования циклических алгоритмов»

Образовательный ресурс https://www.bilimland.kz/ru/home#lesson=16858

Первичное закрепление нового материала

А теперь я предлагаю вам сесть за компьютер и выполнить интерактивные упражнения и тест

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задания и тест (индивидуальная работа) – оценивание за тест

Образовательный ресурс https://www.bilimland.kz/ru/home#lesson=16858

Закрепление. Практическая работа на ПК

Начиная с уровня А выполняют задания. Ученикам раздаются карточки.

Ученикам дается задание-выстроиться в любой цикл заранее определив кто отвечает за какой блок.

Учащиеся отрабатывают программы на компьютере

Карточки

Приложение 1

Игра «Построй алгоритмическую конструкцию»

Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

Учитель оценивает практическую работу и тест учащихся.







Рефлексия.

Учащимся раздаются карточки




Приложение 2

Домашнее задание

стр.90-$16, стр.96-97 - вопросы и задания











Уровень А

program prA_3; uses crt;

var s, n: integer;begin

clrscr;

S:=0;

for n:=1 to 10 do

s:=s+n;

writeln('сумма чисел от 1 до 10 равна ', s);

end.

Уровень В

program prB_3;uses crt;

var p, n,a,b: integer; begin

clrscr;

writeln ('vvedite a, b = ');

readln (a,b);

P:=1;

for n:=a to b do

p:=p*n;

writeln('произведение чисел от a до b равно ', p);

end.

Уровень С

program prC_3;uses crt;

var sm: integer;begin

clrscr;

writeln('sm', 'metr':10);

for sm:=1 to 10 do

writeln(sm, sm/100:10:2);

end.




По горизонтали: 2. Слово, которое всегда пишется в конце программы. 7. название программы, в которой вы программируете. 8. Зарезервированное слово, с которого начинается раздел описания переменных. 9. Слово, с которого начинается раздел операторов. 10. При помощи какой команды можно вывести текст (сообщение) на экран. 11. Операция, которая вычисляет остаток от деления.

По вертикали: 1. Каким словом описываются дробные переменные. 3. Операция, которая выводит результат целочисленного деления. 4. Зарезервированное слово, которое пишется в заголовке программы. 5. Оператор ввода. 6. Каким словом описываются переменные целого типа.

На уроке я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротки /длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Цель урока: рассмотрение вопросов, касающихся общей характеристики языка программирования Паскаль.


Задачи:

обучающие:

  • познакомить учащихся с общими характеристиками языков программирования, с программной средой Pascal ABC

  • сформировать у учащихся первичные знания по применению изученного материала;

  • познакомить учащихся с историей возникновения языка программирования Паскаль.

развивающие:

  • учить анализировать, обобщать и систематизировать;

  • обогащать словарный запас учащихся.

воспитательные:

  • развивать информационную культуру учащихся;

  • развивать познавательного интереса, логического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC, опорный конспект, историческая лента времени.

Тип урока: изучение нового материала.



п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент




Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие уч. предметов

2

Запись домашнего задания

§ 3.1, 3.22 №172 № 173 (составить программу)

Работа с дневниками

3

Анализ контрольной работы

Учитель указывает на типичные ошибки в заданиях, предлагает еще раз решить задание с ошибкой

Дети анализируют свои ошибки, исправляют их.

4

Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ)

В каждой науке есть знаменательные события, известные изобретатели и исследователи. Наука информатика, не исключение.

Вот несколько из исторических фактов: в 1642 году французский изобретатель, физик и математик Блез Паскаль, создал суммирующую машину. А в 1971 году швейцарский специалист в области информатики разработал один из языков для записи и исполнения алгоритмов исполнителями и назвал его в честь Блеза Паскаля – языком Pascal.

Разгадай ребус и узнай, как называется алгоритм, записанный с помощью этого языка? (1)

- соответственно – процесс разработки программы называется (2)

А язык Pascal (3)

Какая будет тема нашего урока? (4)

Цели урока:

-познакомиться: *

-научиться: **

-использовать:***

- программа;(1)

- программированием;(2)

– языком программирования (3)

- общие сведения о ЯП Паскаль. Типы данных в языке. (4)

- с основами языка Паскаль. *

- определять типы данных; **

- среду программирования ABC Pascal.***

5

Изучение нового материала

-работа с учебником

-контрольные вопросы:

  1. каков алфавит языка паскаль?

  2. какие составные знаки можно использовать в программе?

  3. на каком языке записаны служебные слова языка Паскаль?

  4. какие типы данных используются? Приведи пример.

- читают учебник

с. 107 - 109
- Игра «Существительные»
-отвечают на вопросы


6

Первичное закрепление + самопроверка

Выполни самостоятельно с помощью информации из учебника

Даются основные понятия по теме, но с ошибками в формулировке. Ваша задачи найти и исправить эти ошибки

Учебник с. 107–109 РТ. № 169

выполняют самопроверку

-Игра «Найди ошибку»

7

Углубление в тему + закрепление

Подробнее познакомимся с языком Паскаль.

  1. Сделаем записи в тетрадь:

  2. По аналогии выполни самостоятельно

  3. Сравним структуру алгоритма со структурой программы на языке Паскаль. В чем сходство? В чем отличие?

- запись функций в языке Паскаль

- запись выражений в языке Паскаль

- выполняют примеры, проводят взаимопроверку;

- анализируют, называют сходство и отличия.

8

Компьютерный практикум

Для программирования предусмотрено ПО, которое называют системами программирования. Познакомься с одной из таких систем PascalABC.NET

работают с учебником с. 116 в среде программирования

PascalABC.NET

9

Итоги урока, выставление оценок.


-можете ли вы назвать тему урока?

- вам было легко или были трудности?

- что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- какое задание было самым интересным и почему?