Файл: Применение игровых технологий при обучении программированию в 89 классе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В 8–9 КЛАССАХ
2.1. Обзор учебно-методических комплексов по теме «Программирование»
Разработка и применение цифрового образовательного ресурса «Изучай программирование сам»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обобщенный алгоритм сортировки массива модифицированным методом простого выбора
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
-
Понятие «игровые технологии» и сферы их применения
Технология включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупностью технологических операций называется технологическим процессом. В настоящее время наука применяет термин «технология» в сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса, лечения, управления» [30].
Возникновение мысли о педагогических процессах преподавательского хода сопряжено сперва с введением достижений учено-технологического прогресса в различной сфере теоретической и практической работы. Исследование исторического вопроса устанавливает, что в последнее время обострилось внимание исследователей к созданию сути явления «педагогическая технология», раскрытию основных его характеристик.
Понятие «технология» происходит от греческих слов «techne» и «logos». Дословно «технология» наука о мастерстве [25]. Наиболее простое представление «технологии» обладает подходом к производственному делу и определяется равно как «комплекс методов обрабатывания, изготовления, конфигурации капиталом характеристик, конфигураций материала, использованного материала или полуфабриката, исполняемых в ходе изготовления продукта» [39].
В словаре понятий и терминов по образованию и педагогике устанавливаются критерии педагогической технологии, включающие основные характеристики и показатели, по которым оценивается педагогическая деятельность:
-
результативность; -
воспроизводимость; -
транслируемость.
Основной частью каждой технологии является подробное установление конечного результата и проверка его достижения. Когда процесс заранее спрогнозирован, поставлены конечные свойства продукта и средства для его создания, выработаны условия для его проведения, то тогда он получает статус технологии.
В определение термина «педагогическая технология» некоторые исследователи вкладывают понятие проект учебно-воспитательного процесса, другие — методы, средства, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса, третьи — модель совместной педагогической деятельности.
Под педагогической технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников» [25].
В литературе выделено несколько подходов классификации образовательных технологий. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Исследователи выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.
Наше исследование построено на изучении игровых технологий. В выше предложенной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся с помощью реализации поставленного сюжета. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.
Игровая технология — технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемности [6].
Игра является на данный момент времени «образцовым» видом деятельности человека, которая включает в себя позиции включения учебно-познавательной деятельности. Данная ситуация показывает суть на то, что обычно «игровыми» называют активные методы обучения. Игра представляет собой механизм сохранения и последующей передачи практического и этического социального опыта, который сочетается с определенными требованиями поведения в определённых ситуациях.
Необходимость использования игровых технологий в процессе школьного обучения связано с требованиями роста результативности и повышения качества обучения за счет более активной деятельности обучающихся в процессе получения и использования знаний. Игры сами по себе представляют собой крепкий фундамент для создания имитационной деятельности по решению неких профессиональных задач. В игровом процессе протекает быстрое овладение предметной деятельности из-за передачи слушателям активной позиции — от роли игрока до соавтора игры.
Рис. 1. Виды игровых технологий
Игровые технологии (см. рис. 1) имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира. Например, в западных бизнес-школах одним из основных методов обучения является ситуационное обучение. Эти же технологии являются составной частью педагогических технологий, применяемые в образовательном процессе (см. рис. 2).
Рис. 2. Игры в образовательном процессе
Вопрос использования игровых технологий во время урока в педагогической теории и практики не является каким-то новым и впервые рассматриваемым. Созданием теории игрового методологического аппарата, изучением ее социальной природы, значения для обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Игровые технологии являются «инновационными» в учебно-образовательном процессе в России. Некоторые новаторы, которые посчитали игру выходом из образовательного тупика, но не замечая опыт российских исследователей, стремятся получать образование по игровым технологиям за границей, рассмотрев в ней неоспоримый авторитет. Кто-то вообще не принимает игру, не считает ее независимым направлением в педагогике, либо соглашается с такими ее параметрами, не имеющие никакого отношения к игре.
С точки зрения важнейшей образовательной задачи игровые технологии имеют высокий потенциал: формирование субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период развития.
Во-первых, интерес к игре вызван изменениями в педагогической теории и практике, распространением проблемного обучения. Во-вторых, определено социальными и экономическими потребностями развития разносторонней личности.
Несмотря на это, игровые технологии имеют множество преимуществ по отношению к другим педагогическим технологиям (см. рис. 3).
Рис. 3. Отличия игровых технологии от других педагогических
Изучение литературы в философии и культурологии, в педагогических науках и психологии представляет, что в современной науке отсутствует единая теория игры, но в то же время имеется несколько ее концепций в областях науки (см. табл. 1).
Таблица 1
Описание концепции игры в различных отраслях науки
Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.
Эльконин Д. Б., рассматривая сущность игры, достигает итога, что игра — это деятельность, в которой отражаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно практической деятельности. Он считает, что главными структурными единицами игры являются (см. рис. 4):
-
роли людей, которые принимают непосредственное участие в игре; -
сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни, воспроизводятся игроками; -
правила игры, которым игроки беспрекословно подчиняются [8].
Рис. 4. Структура игры как процесса
В случае если расценивать игру равно как работу, в таком случае в её структуру неотъемлемо станут входить целеполагание, составление плана, осуществление цели, кроме того исследование итогов, в каких человек осуществит себя в 100 % равно как личность.
Присуще большинству игр, следующие черты выделяет С. А. Шмаков:
-
свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию участника, удовольствие не от результата, а от самой деятельности («процедурное удовольствие»); -
творческий, высоко импровизированный характер данной деятельности («поле творчества»); -
эмоциональный окрас деятельности, соревновательность, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); -
наличие правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [12].
В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире.
Свойство игры как амбивалентность в своих работах описывают Ю. М. Лотман и С. Л. Рубинштейн, т. е. игра допускает исполнение наряду с реальное условное поведение, но оговаривается, что мнимы только условия, в которые участник мысленно ставит себя, чувства, испытывающие в этих воображаемых условиях.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
Неизвестные стратегии решения вопросов игрового характера, при соблюдении определенных ролевых норм и правил, мотивирует участника на изучение новых. Все это обосновывает относительность отношении игры и личности [4].
Психогенное поведение как тип игры, внутренне присущего поведения личности изучал Д. Н. Узнадзе.
Внутренняя социализация, как описывал в своих работах Л. С. Выготский, является сущностью игры для учащегося и метод определения социальных правил [8].
Леонтьев А. Н. исследует игровые технологии, как совокупность свобод человека в его воображениях.
Деятельность в условиях ситуации для создания и закрепления общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением называется игрой по мнению А. С. Кукушина [24].
Роль игры не допустимо оценить развлекательно-рекреативным потенциалом. Факт игровой технологии заключается в развлечении, которое может преобразоваться в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и примере в трудовых отношениях.
В современном образовательном учреждении, делающего ставку на активизацию и роста результативности учебного процесса, игровая технология применяется:
-
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета; -
как элементы более широкой технологии; -
в качестве технологии занятия или его фрагмента; -
как технология внеклассной работы.
Таблица 2
Классификация понятий игры разных ученых
Авторы понятий | Особенность понятия |
Эльконин Д. Б. | Роль, сюжет, правила игры |
Шмаков С. А. | Процедурное удовольствие, поле творчества, эмоциональное напряжение |
Лотман Ю. М. | Амбивалентность |
Узнадзе Д. Н. | Форма психогенного поведения |
Выготский Л. С. | Пространство «внутренней социализации» |
Кукушина В. С. | Деятельность, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта |
Леонтьев А. Н. | «Иллюзорная реализация нереализуемых интересов» |
Таким образом, часть исследователей считает, что игра — некая форма поведения, другая часть — способность реализовать в себе возможность воображения, однако все отмечают, что игра — это вид деятельности, направленный на социализацию личности (см. табл. 2).