Файл: Применение игровых технологий при обучении программированию в 89 классе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


    1. Понятие «игровые технологии» и сферы их применения

Технология включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупностью технологических операций называется технологическим процессом. В настоящее время наука применяет термин «технология» в сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса, лечения, управления» [30].

Возникновение мысли о педагогических процессах преподавательского хода сопряжено сперва с введением достижений учено-технологического прогресса в различной сфере теоретической и практической работы. Исследование исторического вопроса устанавливает, что в последнее время обострилось внимание исследователей к созданию сути явления «педагогическая технология», раскрытию основных его характеристик.

Понятие «технология» происходит от греческих слов «techne» и «logos». Дословно «технология»  наука о мастерстве [25]. Наиболее простое представление «технологии» обладает подходом к производственному делу и определяется равно как «комплекс методов обрабатывания, изготовления, конфигурации капиталом характеристик, конфигураций материала, использованного материала или полуфабриката, исполняемых в ходе изготовления продукта» [39].

В словаре понятий и терминов по образованию и педагогике устанавливаются критерии педагогической технологии, включающие основные характеристики и показатели, по которым оценивается педагогическая деятельность:

  • результативность;

  • воспроизводимость;

  • транслируемость.

Основной частью каждой технологии является подробное установление конечного результата и проверка его достижения. Когда процесс заранее спрогнозирован, поставлены конечные свойства продукта и средства для его создания, выработаны условия для его проведения, то тогда он получает статус технологии.

В определение термина «педагогическая технология» некоторые исследователи вкладывают понятие проект учебно-воспитательного процесса, другие — методы, средства, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса, третьи — модель совместной педагогической деятельности.

Под педагогической технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников» [25].


В литературе выделено несколько подходов классификации образовательных технологий. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Исследователи выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.

Наше исследование построено на изучении игровых технологий. В выше предложенной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся с помощью реализации поставленного сюжета. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры.

Игровая технология — технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемности [6].

Игра является на данный момент времени «образцовым» видом деятельности человека, которая включает в себя позиции включения учебно-познавательной деятельности. Данная ситуация показывает суть на то, что обычно «игровыми» называют активные методы обучения. Игра представляет собой механизм сохранения и последующей передачи практического и этического социального опыта, который сочетается с определенными требованиями поведения в определённых ситуациях.

Необходимость использования игровых технологий в процессе школьного обучения связано с требованиями роста результативности и повышения качества обучения за счет более активной деятельности обучающихся в процессе получения и использования знаний. Игры сами по себе представляют собой крепкий фундамент для создания имитационной деятельности по решению неких профессиональных задач. В игровом процессе протекает быстрое овладение предметной деятельности из-за передачи слушателям активной позиции — от роли игрока до соавтора игры.



Рис. 1. Виды игровых технологий

Игровые технологии (см. рис. 1) имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира. Например, в западных бизнес-школах одним из основных методов обучения является ситуационное обучение. Эти же технологии являются составной частью педагогических технологий, применяемые в образовательном процессе (см. рис. 2).




Рис. 2. Игры в образовательном процессе

Вопрос использования игровых технологий во время урока в педагогической теории и практики не является каким-то новым и впервые рассматриваемым. Созданием теории игрового методологического аппарата, изучением ее социальной природы, значения для обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Игровые технологии являются «инновационными» в учебно-образовательном процессе в России. Некоторые новаторы, которые посчитали игру выходом из образовательного тупика, но не замечая опыт российских исследователей, стремятся получать образование по игровым технологиям за границей, рассмотрев в ней неоспоримый авторитет. Кто-то вообще не принимает игру, не считает ее независимым направлением в педагогике, либо соглашается с такими ее параметрами, не имеющие никакого отношения к игре.

С точки зрения важнейшей образовательной задачи игровые технологии имеют высокий потенциал: формирование субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период развития.

Во-первых, интерес к игре вызван изменениями в педагогической теории и практике, распространением проблемного обучения. Во-вторых, определено социальными и экономическими потребностями развития разносторонней личности.

Несмотря на это, игровые технологии имеют множество преимуществ по отношению к другим педагогическим технологиям (см. рис. 3).



Рис. 3. Отличия игровых технологии от других педагогических

Изучение литературы в философии и культурологии, в педагогических науках и психологии представляет, что в современной науке отсутствует единая теория игры, но в то же время имеется несколько ее концепций в областях науки (см. табл. 1).

Таблица 1

Описание концепции игры в различных отраслях науки



Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.


Эльконин Д. Б., рассматривая сущность игры, достигает итога, что игра — это деятельность, в которой отражаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно практической деятельности. Он считает, что главными структурными единицами игры являются (см. рис. 4):

  • роли людей, которые принимают непосредственное участие в игре;

  • сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни, воспроизводятся игроками;

  • правила игры, которым игроки беспрекословно подчиняются [8].



Рис. 4. Структура игры как процесса

В случае если расценивать игру равно как работу, в таком случае в её структуру неотъемлемо станут входить целеполагание, составление плана, осуществление цели, кроме того исследование итогов, в каких человек осуществит себя в 100 % равно как личность.

Присуще большинству игр, следующие черты выделяет С. А. Шмаков:

  • свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию участника, удовольствие не от результата, а от самой деятельности («процедурное удовольствие»);

  • творческий, высоко импровизированный характер данной деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональный окрас деятельности, соревновательность, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

  • наличие правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [12].

В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире.

Свойство игры как амбивалентность в своих работах описывают Ю. М. Лотман и С. Л. Рубинштейн, т. е. игра допускает исполнение наряду с реальное условное поведение, но оговаривается, что мнимы только условия, в которые участник мысленно ставит себя, чувства, испытывающие в этих воображаемых условиях.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

Неизвестные стратегии решения вопросов игрового характера, при соблюдении определенных ролевых норм и правил, мотивирует участника на изучение новых. Все это обосновывает относительность отношении игры и личности [4].


Психогенное поведение как тип игры, внутренне присущего поведения личности изучал Д. Н. Узнадзе.

Внутренняя социализация, как описывал в своих работах Л. С. Выготский, является сущностью игры для учащегося и метод определения социальных правил [8].

Леонтьев А. Н. исследует игровые технологии, как совокупность свобод человека в его воображениях.

Деятельность в условиях ситуации для создания и закрепления общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением называется игрой по мнению А. С. Кукушина [24].

Роль игры не допустимо оценить развлекательно-рекреативным потенциалом. Факт игровой технологии заключается в развлечении, которое может преобразоваться в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и примере в трудовых отношениях.

В современном образовательном учреждении, делающего ставку на активизацию и роста результативности учебного процесса, игровая технология применяется:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета;

  • как элементы более широкой технологии;

  • в качестве технологии занятия или его фрагмента;

  • как технология внеклассной работы.

Таблица 2

Классификация понятий игры разных ученых

Авторы понятий

Особенность понятия

Эльконин Д. Б.

Роль, сюжет, правила игры

Шмаков С. А.

Процедурное удовольствие, поле творчества, эмоциональное напряжение

Лотман Ю. М.

Амбивалентность

Узнадзе Д. Н.

Форма психогенного поведения

Выготский Л. С.

Пространство «внутренней социализации»

Кукушина В. С.

Деятельность, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта

Леонтьев А. Н.

«Иллюзорная реализация нереализуемых интересов»

Таким образом, часть исследователей считает, что игра — некая форма поведения, другая часть — способность реализовать в себе возможность воображения, однако все отмечают, что игра — это вид деятельности, направленный на социализацию личности (см. табл. 2).