Файл: I. Теоретикометодологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оках литературного чтения мы обращались и к музыкальным и живописным произведениям искусства, т.к. «сухое чтение» и перечитывание даже известных литературных произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой.

Литература, музыка, живопись – взаимообогащенные виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции человека, формирующие в комплексе нравственные качества души ребенка.

Следует отметить, что дети допускали определенные ошибки при характеристике и осознании нравственных проявлений и поступков, нравственных идеалов. Это происходило не только потому, что дети незнакомы с данной нравственной нормой или качест
вом, а потому что в их опыте данная характеристика встречалась реже, и на ней не акцентировалось должного внимания. С помощью взрослого дети продолжали знакомство с нравственными нормами и качествами, учились дифференцировать их и адекватно оценивать. Дети в основном эмоционально откликались на различные проявления нравственных качеств, поступков и проявлений, но не всегда высказывали свое отношение. В недостаточной мере у детей развиты такие нравственные качества как сопереживание, сочувствие. Опыт детей невелик и продолжает накапливаться в процессе воспитания, с помощью определенных средств и личного опыта. Дети не всегда правильно оценивали поведение персонажей в различных социальных ситуациях, но эмоционально откликались на сюжет произведения и описанные нормы в нем.

В ходе данной работы были выполнены творческо-игровые проекты которые мы назвали «Планета книголюбов, или как я формирую свои нр

авственные качества». Тип проекта: социально-педагогический. Вид проекта: познавательный, творческо-игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети младшего школьного возраста, учителя, родители. Цель проекта: Формирование нравственных качеств у детей посредством народной сказки, учитывая все компоненты нравственного воспитания.

Задачи:

Формировать:

- представление детей о нравственных качествах;

- нравственное отношение у детей к персонажам и их поступкам;

- представление о правилах поведения в обществе.

Способствовать проявлению:

- доброжелательного, уважительного отношения к окружающим людям;

- потребности в поведении, соответствующем морали общества;

- эмоционального отклика на нравственные проявления, качества, поступки. Содействовать становлению адекватной и дифференцированной оценки нравственных проявлений в ра
зличных ситуациях - актуализировать использование народных сказок в разных видах продуктивной, игровой, познавательной, художественно - эстетической деятельности.

В своих работах дети представили свои рисунки по книгам, фотоотчеты различных ситуаций связанных с личными нравственными качествами, разместили собственные сказки на заданную тему, небольшие тексты рассуждения по теме.

Выводы по второй главе

Для решения задач исследования нами была проведена опытнокспериментальная работа по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения. Она состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

В рамках констатирующего этапа нами были выбраны диагностические методики, оценивающие уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников. Полученные результаты актуализировали необходимость проведения работы по формированию нравственных идеалов у младших школьников.

На формирующем этапе нами было проведено 16 уроков литературного чтения. Учитывая основные положения гипотезы исследования, в работе мы опирались на материал народного фольклора, а также вовлекли младших школьников в проект совместно с их родителями.

На контрольном этапе опытнокспериментальной работы использовалась диагностика, применяе