Файл: I. Теоретикометодологические основы формирования нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мая нами ранее на констатирующем этапе. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы с младшими школьниками по формированию у них нравственных идеалов на уроках литературного чтения.


Заключение

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования культуры поведения, ответственный период в нравственном становлении личности. Нравственная культура личности младшего школьника имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

Формирование нравственных идеалов младших школьников происходит на уроках литературного чтения. Для выявления уровня сформированности нравственных идеалов школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы.

В нашем исследовании мы исходили из того, что процесс формирования нравственн
ых идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться более эффективно при условии использования воспитательного потенциала фольклорной педагогики, а также за счет вовлечения младших школьников в проектную деятельность совместно с родителями, что было отражено в гипотезе нашего исследования.

Для решения задач исследования нами была проведена опытнокспериментальная работа по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что в классе преобладает средний уровень сформированности нравственных качеств. Лишь небольшой процент (20%) детей может правильно дифференцировать нравственные идеалы, дать им оценку и аргументировать свой ответ, а остальные дети находятся на среднем и низком уровне оцен

ивания нравственных качеств. Большой процент детей допускают значительные ошибки при характеристике и осознания нравственных проявлений и поступков, нравственных качеств, это происходит не только потому, что дети незнакомы с данной нравственной нормой или качеством потому, что в их опыте данная характеристика встречалась реже, и на ней не акцентировалось должного внимания. В недостаточной мере у детей развиты такие нравственные качества как сопереживание.

Анализ полученных результатов дал основание провести работу по формированию нравственных идеалов у младших школьников на уроках литературного чтения. Для работы по каждой теме нами было предусмотрено методическое сопровождение, включающее критерии, показатели, диагностические задания по всем компонентам развития нравственных качеств. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы показал, что дети стали более правильно дифференцировать нравственные идеалы, дают им правильную оценку, пр
авильно оценивают события, проявляют помощь, делятся своими переживаниями, делясь, суждениями с товарищами, обсуждая персонажей и их поступки.

Список используемой литературы
1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 2015. – 224 с.

2. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов / А.Я. Ветохина [и др.]. – СПб. 2014. – 192 с.

3. "Вопросы дополнительного профессионального образования" Научно-практический журнал. – 2015. - №2(4).

4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: методич. рекомендации / Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГИПИ, 2015.

5. Выготский Л. С. Педология подростка. - М, 2016.-С. 163-167.

6. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондак
ов, В. А. Тишков. – М., 2014. – 256 с.

7. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. – Мн.: Универсе, 2015.- 184 с.

8. Курзова Н.А. В.А. Сухомлинский о формировании нравственной культуры личности: Автореф. дис. … - Л., 2017. – 10 с.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 2016. – 464 с.

10. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л.А. Лялина. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

11. Нравственно воспитание личности: Учебно – методические рекомендации. / сост. Левчук 3. [ и др.] – Брест: Бел ГУ, 2014.

12. Основы духовной культуры ( энциклопедический словарь педагога ).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2016.

13. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 2016.

14. Рангелова Е.М. Нравственная культура ученика. – Мн.: БРУ, 2015.

15. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.

16. Харлам