Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ разработки стратегии развития организации
Виды стратегий и их характеристика
Этапы разработки стратегии и способы оценки эффективности стратегии
Глава 2. Анализ среды организации
2.1.Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2. Общий анализ среды организации
2.3. Анализ основных стейкхолдеров фирмы
2.4. Конкурентные позиции организации на рынке
Численность занятых в строительстве может снизиться на 400 тыс. человек (-8,2%) (рисунок 6).
Рисунок 6. Численность занятых в строительстве (РФ)
Объем ввода жилья также сокращается. В 1 квартале 2020 года объем ввода меньше на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В апреле 2020 года объем ввода сократился на 33,4% (рисунок 7).
Рисунок 7. Объём ввода жилья в апреле 2019 и 2020 года, млн кв. м (РФ)
В целом в 2020 году ожидается снижение ввода жилья на 6 млн кв. м. (-7% по сравнению с 2019 годом), что также связано с ограничениями в связи с распространением коронавирусной инфекции в России.
Говоря о Челябинской области, возросла стоимость одного квадратного метра, которая и так имеет тенденцию к росту, что отражено в таблице 7.
Таблица 7
Средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади отдельно стоящих жилых домов по челябинской области
2010 год | 25143 руб. |
2011 год | 26159 руб. |
2012 год | 28775 руб. |
2013 год | 30249 руб. |
2014 год | 30861 руб. |
2015 год | 30301 руб. |
2016 год | 30974 руб. |
2017 год | 31264 руб. |
2018 год | 30369 руб. |
2019 год | 32354 руб. |
На 2020 год в Челябинской области было запланировано ввести в эксплуатацию 1 млн 574 тысяч квадратных метров. Но на основании анализа выданных разрешений на строительство, прогнозируется ввод только 1 млн 460 тысяч квадратных метров. Некоторые застройщики направили в госстройнадзор уведомления о приостановке строительства своих объектов – многоквартирных жилых домов.
Благодаря льготной ипотеке покупать квартиру стало выгоднее, что говорит о том, что государственная поддержка отрасли хорошо стимулирует текущий спрос. На данный момент спрос со стороны потребителя можно охарактеризовать как повышенный, однако после снятий ограничений, как опять же прогнозируют специалисты, сократится на 15-20%.
Строительная отрасль Челябинской области находится на стадии зрелости, что объясняется следующими пунктами:
• Незначительное число конкурентов – они постоянны («СК Легион», «Флай Плэнинг», «Западный луч», «Никс», «Новые горизонты»);
• Жесткая ценовая конкуренция (компании снижают цены на аналогичную продукцию, чтобы заполучить большую долю рынка, посредством внедрения всевозможных скидок, льготных ипотек и т.д.);
• Наличие у покупателя определенных, сформировавшихся предпочтений, касающихся жилья;
• Выведение на рынок новых товаров (широкое предложение планировок, малоэтажное строительство и прочее, чего не было еще пару лет назад или было недоступно потребителю в широком доступе);
• Массовый рынок.
Говоря о барьерах вступления в отрасль, можно выделить три основных:
1. высокий затраты на создание организации (взнос в компенсационный фонд, страхование гражданской ответственности, вступительный взнос в СРО, а также ежемесячные членские взносы в СРО. Кроме того, организации необходимо закупить необходимое оборудование и инвентарь для осуществления работ, а также арендовать или приобрести в собственность офисное и производственное помещения), а также затраты, связанные с длительным циклом производства строительной продукции.
2. Барьер, связанный с диверсификацией деятельности существующих фирм. То есть, данный барьер связан с тем, что многие фирмы выполняют строительство объектов для различных целевых рынков. Поэтому новой фирме трудно найти свою рыночную нишу и конкурировать с существующими игроками на рынке. Также важную роль играет брендинг, означающий что в сознании потребителей уже сложились представления о том, продукция каких фирм отличается высоким и стабильным качеством. Поэтому потребители с трудом переключаются на продукцию новой, еще не зарекомендовавшей себя фирмы.
3. Барьер, связанный с особенностью территориального размещения участков застройки и прилегающих к ним инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры. Это связано с дефицитом свободных строительных площадок в Челябинске, в связи с чем предлагаемые участки под застройку расположены, как правило, вдали от существующих инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры, поэтому строительным организациям, ведущим капитальное и массовое строительство, приходится нести большие затраты по их устройству, что в значительной степени влияет на себестоимость конечной продукции.
Однако стоит также отметить в качестве барьеров те проблемы, с которыми столкнулись строительные компании в период пандемии (рисунок 8).
Рисунок 8. Проблемы застройщиков, возникшие на фоне кризиса 2020 года
Говоря о товарах-субститутах (а сам товар – это квартира в многоквартирном доме), ими будут являться квартиры в малоэтажных домах, собственные дома, квартиры в пентхаусах, поскольку все эти товары можно объединить в одну группу товаров, удовлетворяющую одну и ту же потребность - потребность в жилье.
Рассчитаем потенциальную емкость рынка по формуле: Поскольку на данный момент нет официальных данных на 2020 год от государственных органов статистики, рассчитаем емкость за 2019 год. На конец 2019 года в Челябинской области она составляет 49 миллиардов рублей (объем ввода квадратных метров жилых площадей составил 1506600 квадратных метров, средняя стоимость за квадратный метр составляет 32557 рублей, данные взяты с сайта территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области https://chelstat.gks.ru).
К ключевым факторам успеха можно отнести высокое качество производимых товаров, наличие доступа к квалифицированной рабочей силе, наличие опыта в определенной технологии, наличие хорошей репутации у потребителей и оказание качественного сервиса.
Помимо анализа внешней среды необходимо также проанализировать внутреннюю среду. ООО СЗ «СК Легион» имеет линейно-функциональную структуру. Рассмотрим ее на рисунке 9.
Рисунок 9. Организационная структура ООО СЗ «СК Легион»
Говоря о возможностях оптимизации структуры, следует отметить, что руководитель IT подчиняется директору финансовой службы. В компании IT отдел занимается обеспечением эффективной работы компьютеров и наладкой оборудования, а также внутриорганизационными разработками по оптимизации и рационализации определенных технических процессов. Однако, когда компании необходимо внедрить новый сайт, внедрить систему сквозной аналитики и осуществить процессы, связанные непосредственно с программным обеспечением и разработкой электронных ресурсов, сотрудники (отделы) вынуждены обращаться к сторонним компаниям. В этой связи, рекомендуется вывести руководителя IT (а, следовательно, и отдел IT) из подчинения директору финансовой службы таким образом, чтобы руководитель IT напрямую подчинялся директору компании.
В таблице 8 кратко приведены обязанности руководителей в соответствии со спецификой рабочих процессов отделов.
Таблица 8
Обязанности руководителей ООО СЗ «СК Легион»
Директор коммерческой службы | Обеспечение необходимого объема и структуры продаж, а также разработка стратегии и плана развития ООО СЗ «СК Легион» |
Директор финансовой службы | Контроль за денежными потоками, обеспечение своевременной выплаты заработных плат, заключение договоров о кредитных линиях, обеспечение финансовой устойчивости ООО СЗ «СК Легион» |
Руководитель отдела правового управления | Консультирование сотрудников компании по различным юридическим вопросам, разработка внутренних документов, проверка правильности заполнения и оформления договоров |
Руководитель службы заказчика | Обеспечение взаимодействия ООО СЗ «СК Легион» с администрацией и муниципальными органами города Челябинска по вопросам утверждения планов строительства, получения разрешений на строительство и т.п. |
Руководитель службы безопасности | Обеспечение защиты как объектов и работников ООО СЗ «СК Легион», так и данных, являющихся собственностью и служебной и коммерческой тайной компании, разработка и реализация мероприятий по безопасности |
Директор СМУ | Обеспечение строительства и монтажных работ в соответствие с имеющимся графиком |
Директор собственного производства | Обеспечение производства строительных материалов и продукции в соответствие с имеющимся графиком |
Директор «Легион – проект» | Проектирование объектов ООО СЗ «СК Легион» |
Директор УК | Обеспечение эксплуатации объектов ООО СЗ «СК Легион», взаимодействия с собственниками, которые приобрели объекты ООО СЗ «СК Легион» |
Руководитель отдела персонала | Осуществление найма персонала, анализ показателей, отражающих эффективность кадровой политики ООО СЗ «СК Легион», определение требований к кандидатам, разработка кадровой политики ООО СЗ «СК Легион» |
Директор УМТО | Поиск поставщиков материалов и товаров, обеспечение снабжения |
Говоря о персонале ООО СЗ «СК Легион», можно сделать следующие выводы. Во-первых, в процентном соотношении количество мужчин и женщин в организации примерно одинаково. Рассмотрим соотношение полов руководителей на схеме 1.
Схема 1. Соотношение полов руководителей ООО СЗ «СК Легион»
Во-вторых, что касается возрастной структуры, коллектив преимущественно молодой, достаточно мало людей с возрастом свыше 50 лет. Однако, на стройке и производстве преобладают сотрудники, старше 50 лет.
В-третьих, у всех сотрудников ООО СЗ «СК Легион» имеется высшее специальное образование. То есть недостаточно иметь просто высшее образование, необходимо чтобы оно коррелировалось со спецификой службы или отдела. Также очень важен опыт работы в данной области и владение определенными программами. Данную взаимосвязь можно четко отследить, анализируя вакансии (таблица 9), которые представлены на сайте ООО СЗ «СК Легион».
Таблица 9
Вакансии ООО СЗ «СК Легион»
Открытая вакансия | Требования |
Руководитель проектной группы | |
Инженер-проектировщик строительного отдела | |
Инженер-проектировщик система автоматизации | |
Инженер - расчетчик | |
BIM - координатор | |
Говоря о методах управления персоналом, нельзя выделить один. В ООО СЗ «СК Легион» применяются и экономические (премирование, % от выполнения плана продаж (для отдела продаж), бонусы и прочее), и социально-психологические (комфортный климат в коллективе, многие из сотрудников обращаются к своим непосредственным начальникам на «ты», возможность профессионального роста, моральное стимулирование и т.д.), и административные (различные приказы, распоряжения и другие внутренние документы, которые обязательны для исполнения сотрудниками).