Файл: Высшего образования Шадринский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ои вбольши хотрезка хвысказывани я, а такж ев цело м.
В о-вторы х, пр ипорождени иписьменног оречевог овысказывани явозникае тнеобходимост ьиспользовани яновог оречедвигательног окод апереход ак орфографическом унаписани юполны хсло в.
В-третьи х, н аданно йстади ипорождени яписьменно йреч идолже ндействоват ьвнутренни йслухово йконтрол ьн аоснов епредставлени ясло вв овнутренне мпроизнесени ипере ди хзапись ю.[8]
Исполнительна ячаст ьписьменно йреч ика кдеятельност иреализаци яплан аноси тярк овыраженны йвнешни йхаракте ри реализуетс яв фиксаци ипродукт аписьменно йреч и - письменног отекст а - графически мспособо м.
Определя яособенност истаршег ошкольног овозраст а (перио д1 5-1 6ле т) важн оотметит ь, чт одл яучител яи самог оученик аосновна язадач аэтог овозраст а - сформироват ьпсихологическу юготовност ьучащегос як профессиональном уи личностном усамоопределени ю, он овключае тсистем умировоззрени яи ценностны хориентаци й, явн овыраженну юпрофессиональну юориентаци юи интерес ы, развиты еформ ытеоретическог омышлени я, овладени еметодам инаучног опознани я, умени есамовоспитани я. Эт озавершающи йэта псозревани яи формировани яличност и, когд анаиболе еполн овыявляетс яценностн о-ориентационна ядеятельност ьшкольник а. В это мвозраст ен аосновани истремлени яшкольник ак автономи иу нег оформируетс яполна яструктур асамосознани
я, развиваетс яличностна ярефлекси я, осознаютс яжизненны еплан ы, перспектив ы, формируетс яуровен ьпритязани я.
Старши йшкольны йвозрас т - эт овозрас тсущественны хкачественны хсдвиго вв личностно мразвити ив цело м, и, основываяс ьн аэто м, можн ополагат ь, чт оо нхарактеризуетс якачественным иизменениям ии вкоммуникативно йдеятельност и. В сфер еречевог оразвити ястарши йшкольны йвозрас т - эт овозрас тобще йкультур ыреч и. Приче м, в это мвозраст еписьменна яреч ьуж еможе топережат ьразвити еустно й. В сочинения хстаршекласснико вотмечен осовершенствовани есамостоятельност ирассуждени й, увеличени еколичеств амикроте ми и хязыкова яи смыслова янасыщенност ь.
Совершенствуетс яморфологи я, синтакси си стилистик ареч и, связност ь, цельност ь, контекстност ьписьменног овысказывани я. В цело мреч ьстаршеклассник астановитс яболе елитературно й, точно й, богато йновым исловам и. Част оп оформ еон аоказываетс яболе есовершенно й, че мп осодержани ю.
В соответстви ис те м, чт оведущи мвидо мдеятельност истаршекласснико вявляетс яучебн о-профессиональна ядеятельност ь, обучени еиностранном уязык ун аэто йступен идолжн обыт ьпрофессиональн о-ориентированны мн аформировани еконкретны хкоммуникативны хумени й, наприме р, реферироват ь, аннотироват ь, комментироват ь, переводит ьиностранны йтекс тв различны хусловия хустног ои письменног ообщени я. Первостепенно йзадаче
йн аэто йступен иявляетс яразвити епрактическ инеобходимы хдл ячеловек аумени йработат ьс иноязычны мсообщение м.
Цел ьстаршег оэтап а (обучени едействия м, обеспечивающи миспользовани еписьм ав коммуникативны хцеля х), котора яреализуетс яупражнениям иречевог охарактер а, - сформироват ьдействи я, обеспечивающи евыражени емысле йв письменно йформ е. Главна яособенност ьупражнени йэтог отип асостои тв переключени ипроизвольног овнимани яучащихс яс формально йн асмыслову юсторон увысказывани я. Этом успособствуе топределенны йуровен ьавтоматизаци идействи йс языковы мматериало м.
Дл яформировани ядействи йп оаналоги и, стол ьнеобходимы хдл яовладени янаборо мречевы хклиш е, эпистолярны хформу л, свойственны хстил юписьменно йреч и, полезн ытаки еупражнени я, ка ксоставлени еписьм аил иописани еп ообразц у, и други е. Умени юразвернут ьвысказывани ев логическо йпоследовательност испособствую тупражнени ян апреобразовани я (трансформаци ю) текст а. Та к, наприме р, ученика мпредлагаетс ятекс т, деформированны йв план еег ологическог овысказывани я. Ученика мнад опреобразоват ьэто ттекс т, логическ ипоследовательн оизложи вег осодержани е.
Сред имногочисленны хвидо вупражнени й, направленны хн аформировани едействи йкомпресси итекст а, котора ялежи тв основ ерезюм е, аннотаци ии реферат а, следуе тподчеркнут ьрол ьупражнени йн анахождени е «информативног
оядр а». В это мслуча ев каждо йчаст ипредъявляемог он аслу хил ис озрительно йопоро йтекст аученик идолжн ывыбрат ьпредложени е (ил ипредложени я) с наибольше йинформативно йнагрузко й. В случа енадобност иследуе тпроизвест инеобходимы епреобразовани я, дл ятог очтоб ывыразит ьосновну юмысл ьабзац аодни м-двум япредложениям и. Эт оупражнени еспособствуе тформировани юн етольк одействи йп осужени ютекст а, н ои дифференциаци и (ученик идолжн ыразличат ьглавно еи второстепенно ев текст е), а такж едействия мпреобразовани яи замен ы.
Дл яформировани ядействи й, обеспечивающи хразвертывани е (расширени е) письменног овысказывани я, можн орекомендоват ьтаки еупражнени я, ка ксоставлени ерассказ а, аналогичног опрослушанног оил ипрочитанном у, п оплан у, в связ ис данно йситуацие й; придумывани еначал аил иконц атекст а, сочинени ев ег оразличны хварианта х, и други е.
Н астарше мэтап епр иработ ес иноязычны мтексто мследуе тобучат ьшкольнико всоставлени юреферат аи аннотаци и. Дл ятако йписьменно йработ ыследуе тпользоватьс яобщественн о-политически м, научн о-популярны ми публицистически мтекстам и, поскольк уон ипозволяю тформироват ьумени е, необходимо екаждом уобразованном учеловек у. Остановимс ян ауказанны хвида хписьменног о "свертывани я", "сжати я" текст а.
Трудност ив обучени иписьменно йречь ювозникаю тв связ ис формирование
мнавыко в, которы еобеспечиваю тка квладени еграфик о-орфографическо йсистемо йизучаемог оязык а, та ки построени еписьменног овысказывани я.
Пр иоформлени исвязног описьменног овысказывани я, когд авнимани еученико всмещаетс яс график о-орфографическо йформ ысло вн асмыслову юсторон увысказывани я, трудност ивозрастаю т. Ученик идолжн ыв это мслуча есоставит ьпла н-программ увысказывани я (в овнутренне йил ивнешне йреч и), выявит ьлогик увысказывани я, отобрат ьи здолговременно йпамят иязыковы есредств а, свойственны еписьменно йреч и, произвест инеобходимы езамен ы, комбинировани е, составит ьцело еи зчасте йи зате мразвернут ьвысказывани ев структур уцелог отекст ав овнешне йреч и, в случа енадобност ипроизвест итрансформаци и, ка кн ауровн еотдельны хструкту р, та ки н ауровн ецелог отекст а, сличит ьс плано м-программо йвысказывани я. Выполнени евсе хэти хопераци йвызывае ту ученико вбольши етрудност и. Преодолени еэти хтрудносте й, ка кпоказывае тпрактик а, требуе тспециальн оориентированног ов эти хцеля хобучени я.
Дл яразработк иприемо вобучени яписьменно йиноязычно йреч инеобходим оучитыват ь, с одно йсторон ы, комплексны йхаракте рэтог оумени я, с друго й - т о, чт онавык и, обеспечивающи еписьменно евысказывани е, основываютс ян анавыка хвладени яграфик о-орфографическо йсистемо йязык а [1 4, с. 15 1].
В о-вторы х, пр ипорождени иписьменног оречевог овысказывани явозникае тнеобходимост ьиспользовани яновог оречедвигательног окод апереход ак орфографическом унаписани юполны хсло в.
В-третьи х, н аданно йстади ипорождени яписьменно йреч идолже ндействоват ьвнутренни йслухово йконтрол ьн аоснов епредставлени ясло вв овнутренне мпроизнесени ипере ди хзапись ю.[8]
Исполнительна ячаст ьписьменно йреч ика кдеятельност иреализаци яплан аноси тярк овыраженны йвнешни йхаракте ри реализуетс яв фиксаци ипродукт аписьменно йреч и - письменног отекст а - графически мспособо м.
Определя яособенност истаршег ошкольног овозраст а (перио д1 5-1 6ле т) важн оотметит ь, чт одл яучител яи самог оученик аосновна язадач аэтог овозраст а - сформироват ьпсихологическу юготовност ьучащегос як профессиональном уи личностном усамоопределени ю, он овключае тсистем умировоззрени яи ценностны хориентаци й, явн овыраженну юпрофессиональну юориентаци юи интерес ы, развиты еформ ытеоретическог омышлени я, овладени еметодам инаучног опознани я, умени есамовоспитани я. Эт озавершающи йэта псозревани яи формировани яличност и, когд анаиболе еполн овыявляетс яценностн о-ориентационна ядеятельност ьшкольник а. В это мвозраст ен аосновани истремлени яшкольник ак автономи иу нег оформируетс яполна яструктур асамосознани
я, развиваетс яличностна ярефлекси я, осознаютс яжизненны еплан ы, перспектив ы, формируетс яуровен ьпритязани я.
Старши йшкольны йвозрас т - эт овозрас тсущественны хкачественны хсдвиго вв личностно мразвити ив цело м, и, основываяс ьн аэто м, можн ополагат ь, чт оо нхарактеризуетс якачественным иизменениям ии вкоммуникативно йдеятельност и. В сфер еречевог оразвити ястарши йшкольны йвозрас т - эт овозрас тобще йкультур ыреч и. Приче м, в это мвозраст еписьменна яреч ьуж еможе топережат ьразвити еустно й. В сочинения хстаршекласснико вотмечен осовершенствовани есамостоятельност ирассуждени й, увеличени еколичеств амикроте ми и хязыкова яи смыслова янасыщенност ь.
Совершенствуетс яморфологи я, синтакси си стилистик ареч и, связност ь, цельност ь, контекстност ьписьменног овысказывани я. В цело мреч ьстаршеклассник астановитс яболе елитературно й, точно й, богато йновым исловам и. Част оп оформ еон аоказываетс яболе есовершенно й, че мп осодержани ю.
В соответстви ис те м, чт оведущи мвидо мдеятельност истаршекласснико вявляетс яучебн о-профессиональна ядеятельност ь, обучени еиностранном уязык ун аэто йступен идолжн обыт ьпрофессиональн о-ориентированны мн аформировани еконкретны хкоммуникативны хумени й, наприме р, реферироват ь, аннотироват ь, комментироват ь, переводит ьиностранны йтекс тв различны хусловия хустног ои письменног ообщени я. Первостепенно йзадаче
йн аэто йступен иявляетс яразвити епрактическ инеобходимы хдл ячеловек аумени йработат ьс иноязычны мсообщение м.
Цел ьстаршег оэтап а (обучени едействия м, обеспечивающи миспользовани еписьм ав коммуникативны хцеля х), котора яреализуетс яупражнениям иречевог охарактер а, - сформироват ьдействи я, обеспечивающи евыражени емысле йв письменно йформ е. Главна яособенност ьупражнени йэтог отип асостои тв переключени ипроизвольног овнимани яучащихс яс формально йн асмыслову юсторон увысказывани я. Этом успособствуе топределенны йуровен ьавтоматизаци идействи йс языковы мматериало м.
Дл яформировани ядействи йп оаналоги и, стол ьнеобходимы хдл яовладени янаборо мречевы хклиш е, эпистолярны хформу л, свойственны хстил юписьменно йреч и, полезн ытаки еупражнени я, ка ксоставлени еписьм аил иописани еп ообразц у, и други е. Умени юразвернут ьвысказывани ев логическо йпоследовательност испособствую тупражнени ян апреобразовани я (трансформаци ю) текст а. Та к, наприме р, ученика мпредлагаетс ятекс т, деформированны йв план еег ологическог овысказывани я. Ученика мнад опреобразоват ьэто ттекс т, логическ ипоследовательн оизложи вег осодержани е.
Сред имногочисленны хвидо вупражнени й, направленны хн аформировани едействи йкомпресси итекст а, котора ялежи тв основ ерезюм е, аннотаци ии реферат а, следуе тподчеркнут ьрол ьупражнени йн анахождени е «информативног
оядр а». В это мслуча ев каждо йчаст ипредъявляемог он аслу хил ис озрительно йопоро йтекст аученик идолжн ывыбрат ьпредложени е (ил ипредложени я) с наибольше йинформативно йнагрузко й. В случа енадобност иследуе тпроизвест инеобходимы епреобразовани я, дл ятог очтоб ывыразит ьосновну юмысл ьабзац аодни м-двум япредложениям и. Эт оупражнени еспособствуе тформировани юн етольк одействи йп осужени ютекст а, н ои дифференциаци и (ученик идолжн ыразличат ьглавно еи второстепенно ев текст е), а такж едействия мпреобразовани яи замен ы.
Дл яформировани ядействи й, обеспечивающи хразвертывани е (расширени е) письменног овысказывани я, можн орекомендоват ьтаки еупражнени я, ка ксоставлени ерассказ а, аналогичног опрослушанног оил ипрочитанном у, п оплан у, в связ ис данно йситуацие й; придумывани еначал аил иконц атекст а, сочинени ев ег оразличны хварианта х, и други е.
Н астарше мэтап епр иработ ес иноязычны мтексто мследуе тобучат ьшкольнико всоставлени юреферат аи аннотаци и. Дл ятако йписьменно йработ ыследуе тпользоватьс яобщественн о-политически м, научн о-популярны ми публицистически мтекстам и, поскольк уон ипозволяю тформироват ьумени е, необходимо екаждом уобразованном учеловек у. Остановимс ян ауказанны хвида хписьменног о "свертывани я", "сжати я" текст а.
Трудност ив обучени иписьменно йречь ювозникаю тв связ ис формирование
мнавыко в, которы еобеспечиваю тка квладени еграфик о-орфографическо йсистемо йизучаемог оязык а, та ки построени еписьменног овысказывани я.
Пр иоформлени исвязног описьменног овысказывани я, когд авнимани еученико всмещаетс яс график о-орфографическо йформ ысло вн асмыслову юсторон увысказывани я, трудност ивозрастаю т. Ученик идолжн ыв это мслуча есоставит ьпла н-программ увысказывани я (в овнутренне йил ивнешне йреч и), выявит ьлогик увысказывани я, отобрат ьи здолговременно йпамят иязыковы есредств а, свойственны еписьменно йреч и, произвест инеобходимы езамен ы, комбинировани е, составит ьцело еи зчасте йи зате мразвернут ьвысказывани ев структур уцелог отекст ав овнешне йреч и, в случа енадобност ипроизвест итрансформаци и, ка кн ауровн еотдельны хструкту р, та ки н ауровн ецелог отекст а, сличит ьс плано м-программо йвысказывани я. Выполнени евсе хэти хопераци йвызывае ту ученико вбольши етрудност и. Преодолени еэти хтрудносте й, ка кпоказывае тпрактик а, требуе тспециальн оориентированног ов эти хцеля хобучени я.
Дл яразработк иприемо вобучени яписьменно йиноязычно йреч инеобходим оучитыват ь, с одно йсторон ы, комплексны йхаракте рэтог оумени я, с друго й - т о, чт онавык и, обеспечивающи еписьменно евысказывани е, основываютс ян анавыка хвладени яграфик о-орфографическо йсистемо йязык а [1 4, с. 15 1].