Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



13.

1. Тема: Значение содержания различных микроэлементов в питьевой воде для состояния здоровья человека. Особенности организации и проведения контроля качества питьевой воды в распределительной сети.

2. Цель:

-оценка значения содержания различных микроэлементов в питьевой воде для состояния здоровье человека.

-организацию и проведение контроля качества питьевой воды в распределительной сети.

3. Задания:

№1.Рассмотреть значение содержания различных микроэлементов в питьевой воде для состояния здоровья человека.

№2.Определить влияние питьевой воды на здоровье и условия жизни населения.

4.Форма выполнения: составление ситуационных задач, реферат презентация

5. Критерии и оценки выполнения СРС: смотрите приложение №1,2.

6. Срок сдачи - 7 неделя.

7. Литература:

основная:

1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.

2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.

дополнительная:

1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.

2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.

3.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.

4.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.

5.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с

8. Контроль-вопросы:

1. Какие химические вещества относятся к микроэлементам?

2. Какое значение имеют содержание различных микроэлементов в питьевой воде для состояния здоровья человека?

3. Какие безопасные уровни суточного поступления микроэлементов с рационом питания?

4. Какие адекватные уровни суточного поступления некоторых микроэлементов с рационом питания?

14.

1.Тема: Современные методы отчистки питьевой воды с использованием нанотехнологий. Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 1-7 недели.

2. Цель:

- ознакомление с нанотехнологией используемые при очистке питьевой воды.


- оценить знание и навыки студентов по пройденным материалам лекций, практических занятий и СРС 1-7 недели.

3. Задания:

№1. Охарактеризовать качество питьевой воды с использованием нанотехнологий.

№2. Определение качества питьевой воды и его гигиеническая оценка.

№3. Повторить темы лекций, практических занятий и СРС 1-7 недели.

№4. Подготовить и сдать заданные СРС.

4.Форма выполнения: доклад, презентация, составление тестовых вопросов, тестирование,решение ситуацион-ных задач, прием практических навыков, собеседование

5. Критерии и оценки выполнения СРС: смотрите приложение №1,2.

6. Срок сдачи - 8 неделя.

7. Литература:

основная:

1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.

2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.

дополнительная:

1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.

2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.

3.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.

6.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.

7.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.

8. Контроль - вопросы:

1. Какие гигиенические требования предъявляются к качеству питьевой воды?

2. Какие существуют методы очистки питьевой воды?

3. Поясните как меняется качество питьевой воды с использованием нанотехнологий?

Рубежный контрольные вопросы 1-7 недели :

1.Объясните значение Кодекс Республики Казахстан «О здоровье населения и системе здравоохранения».

2.Объясните структуру санитарно-эпидемиологической службы РК.

3.Назовите функции санитарно-эпидемиологической службы РК.

4.Объясните понятие о государственной системе делопроизводства.

5.Какие документы относятся к нормативно-техническим ?

6.Какие документы относятся к организационно-распорядительным ?

7.Какие документы относятся к учетно-отчетным ?

8.Какие требования предъявляются к составлению и оформлению документов?

9.Расскажите область применения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье населения и системе здравоохранения».


10.Назовите разделы Кодекса Республики Казахстан «О здоровье населения и системе здравоохранения».

11.Расскажите значение методов санитарно-эпидемиологических исследо­ваний.

12.Классифицируете методы санитарно-эпидемиологических исследо­ваний.

13.Объясните суть методов динамического наблюдения и описания.

14.Перечислите лабораторно-инструментальные методы и объясните их суть.

15.Перечислите санитарно-статистические методы и объясните их суть.

16.Объясните основные принципы организации работы санитарно-гигиенической лабораторий.

17.Назовите разделы санитарно-гигиенической лаборатории.

18.Дайте характеристику разделов санитарно-гигиенической лаборатории.

19.Объясните суть методов санитарно-эпидемиологических исследований в комму­нальной гигиене.

20.Расскажите технику проведения лабораторных исследований в коммунальной гигиене.

21. Как проводится техника лабораторных исследований отбора проб из объектов природной среды?

22.Перечислите документы регламентирующие технику лабораторных исследований.

23. Как проводится техника лабораторных исследований отбора проб почвы?

24.Расскажите организацию работы в санитарно-гигиенической лаборатории.

25.Какие гигиенические требования предъявляются к устройству и содержанию санитарно-гигиенической лаборатории?

26.Расскажите структуру и функции санитарно-гигиенической лаборатории.

27.Какой санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим проводится в санитарно-гигиенической лаборатории?

28.Какие гигиенические требования предъявляются к оборудованию лаборатории?

29. Как ведется документация санитарно-гигиенической лаборатории?

30.Какие существуют методы в санитарно-эпидемиологических исследованиях?

31. Расскажите новые методы санитарно-эпидемиологических исследованиях

и их значение?

32. Какую роль играет новых методов в коммунальной гигиене?

33.Как провести анализ методов санитарно-эпидемиологических исследованиях?

34.Объясните цель, задачи предупредительного санитарного надзора.

35. Назовите этапы предупредительного санитарного надзора.

36.Как проводится выбор земельного участка под проектируемое строительство?

37. Что такое «санитарная экспертиза проекта»?

38.Объясните цель и задачи текущего санитарно-эпидемиологического надзора.

39. Перечислите правила техники безопасности при работе с приборами.


40. Что такое текущий санитарный надзор?

41. Какие современные методы используется для проведения лабораторных анализов питьевой воды?

42.Какие существуют методы проведения лабораторных анализов питьевой воды?

43.Какие проводятся мероприятия проведения лабораторных анализов питьевой воды?

44.Как проводится порядок проведения лабораторных анализов питьевой воды?

45. Какое гигиеническое значение имеет ЗСО?

46. Каково значение границ зон санитарной охраны водоисточников?

47. Как определяется граница зоны санитарной охраны открытых водоисточников?

48. Что такое «пояс строго режима»?

49. Расскажите значение зоны ограничения для подземных водоисточников?

50. Расскажите значение зоны ограничения для поверхностных проточного и непроточного водоисточников?

51. Какие требования предъявляются к определению зоны наблюдения подземных и поверхностных источников?

52.Перечислите специальные методы улучшения качества питьевой воды.

53. Объясните механизм процесса коагуляции?

54. Дайте гигиеническую характеристику медленных и скорых фильтров.

55. Начертите схему процессов осветления и обесцвечивания.

56.Оцените методы - дезодорация, дегазация, дезактивация и объясните их значение.

57. Обезжелезивание, опреснение, дефторирование и фторирование и объясните их значение.

58. Расскажите методы дистилляции и электролиза.

59.Расскажите методику санитарно-эпидемиологического обследования водоисточников.

60. Как проводится санитарно-эпидемиологическое и санитарно-техническое обследование поверхностных водоисточников?

61. Как проводится санитарно-эпидемиологическое и санитарно-техническое обследование подземных водоисточников?

62.Объясните методику проведения предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора при строительстве водопроводных сооружений.

63. Как проводится санитарная экспертиза проектов водоснабжения населенных мест?

64. Перечислите виды гигиенических заключений по санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест.

65.Как проводится приемка в эксплуатацию построенных водопроводных сооружений.

66. Какие документы необходимы для экспертизы проектов водоснабжения.

67.Объясните методику санитарно-эпидемиологического контроля за технологией обеззараживания воды.

68. Объясните суть механизма метода хлорирования воды.

69. Перечислите безреагентные методы обеззараживания питьевой воды.

70. Что такое консервация воды?


71. Объясните суть механизма воздействия озонирования воды.

72. Как оценивается эффективность обеззараживания питьевой воды.

73.Охарактеризуйте метод обеззараживания воды ультразвуком.

74. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением.

75.Какие особенности имеет обеззараживание воды тяжелыми металлами?

76.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?

77.Какие достижения науки в области обеззараживания питьевой воды вы знаете?

78.Какие методы анализа существуют для обеззараживания питьевой воды?