Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



6. Какие профилактические мероприятия проводятся по борьбе с вибрацией?

7. Какие профилактические мероприятия проводятся по борьбе с шумом?

8.Расскажите классификацию площадей .

9.Расскажите значение при планировке городов.

10.Расскажите классификацию уличной сети.

11.Расскажите значение при планировке уличной сети.

32.

1. Тема: Особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах.

2. Цель:

- определить особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах.

3. Задание:

№1. Оценивать особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах.

№2. Оценивать гигиенические требования к размещению объектов общегородского назначения в крупных городах.

№3. Дать характеристику объектам общегородского назначения в крупных городах.

4. Форма выполнения: реферат, презентация, составление тестовых заданий.

5. Критерии и оценки выполнения СРС: смотрите приложение №1,2.

6. Срок сдачи: 14-неделя.

7.Литература:

основная:

1.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.

дополнительная:

1.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.

2.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003–464 с.

3.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.

4.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.

8. Контроль - вопросы:

1.Какие существуют особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах?

2. Перечислите гигиенические требования предъявляемые к размещению объектов общегородского назначения в крупных городах.

33.

1. Тема: Рубежный контроль по темам лекций, практических занятий и СРС 9-14 недели.

2. Цель: оценить знание и навыки студентов по пройденным материалам лекций, практических занятий и СРС 9-14 недели.

3. Задание:

1. Повторить темы лекций, практических занятий и СРС 9-14 недели.

2. Подготовить и сдать заданные СРС.

4. Форма выполнения: тестовые задания, решение ситуационных задач, прием практических навыков, собеседование.

5. Критерии и оценки выполнения СРС:
смотрите приложение №1,2.

6. Срок сдачи: 15-неделя.

7.Литература:

основная:

1.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.

дополнительная:

1.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.

2.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003–464 с.

3.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.

4.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.

8. Рубежный контрольные вопросы 9-14 недели :

1.Какие гигиенические требования к планировке парикмахерских?

2. Какие правила к эксплуатации парикмахерских зданий?

3. Расскажите устройство парикмахерских зданий.

4. Какое оборудование необходимо в парикмахерских?

5.Какие профилактические мероприятия необходимо проводить в парикмахерских залах?

6.Как проводится обследование санитарно-технического оборудования медицинских организаций?

7.Какие требования предъявляются к санитарно-техническому оборудованию для медицинских организаций?

8.Какие гигиенические требования предъявляются к устройству медицинских организаций?

9.Какие гигиенические требования предъявляются к содержанию помещений медицинских организаций?

10.Расскажите правила проведения санитарного надзора в ходе эксплуатации медицинских организаций.

11.Как проводится организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий вмедицинских организациях?

12.Дайте оценку санитарных правил устройства и содержания медицинских организаций, аптек.

13.Какие знаете санитарные правила устройства и содержания медицинских организаций ?

14. Какие знаете санитарные правила устройства и содержания аптек?

15.Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляют к размещению временных жилищ (общежития,гостиницы, казармы)?

16.Какие правила эксплуатации во временных жилищах (общежития,гостиницах, казармах) вы знаете?

17. Расскажите правила размещения оборудования во временных жилищах (общежития,гостиницах, казармах).

18.Какие проводятся профилактические мероприятия во временных жилищах (общежития,гостиницах, казармах)?

19. Как ведется санитарный надзор по размещению во временных жилищах (общежития,гостиницах, казармах)?


20. Как влияют электромагнитные поля на организм человека?

21. Дайте характеристику состояния здоровья лиц, подвергшихся воздействиям электромагнитных полей.

22. Расскажите методы профилактики вредного воздействия электромагнитных полей на организм человека?

23. Какое гигиеническое нормирование требуется для электромагнитных полей?

24.Как определяются меры защиты населения от воздействия электромагнитных полей?

25.Как проводится организация мер по защите населения от воздействия электромагнитных полей?

26. Какой комплекс мероприятий проводится по защите населения от воздействия электромагнитных полей?

27. Назовите источники ЭМП.

28. Дайте гигиеническую характеристику ЭМП.

29. Объясните влияние ЭМП на состояние здоровья населения.

30. Какими методами определяют уровни ЭМП?

31. Дайте гигиеническую оценку уровню ЭМП.

32. Каким образом проводится нормирование ЭМП?

33. Объясните принцип работы прибора измеряющего уровень ЭМП.

34. Назовите гигиенические основы планировки населенных мест.

35.Что такое генеральный план?

36. Как проводится гигиеническая оценка планировки населенных мест?

37.Какие гигиенические требования к планировке населенных мест?

38. Как проводится предупредительный санитарный надзор?

39.Какие виды проектной документации предусмотрены в районной планировке?

40.Какие функциональные зоны Вы знаете?

41. Расскажите какое имеет значение улиц в архитектурном облике города.

42. Как проводится построение системы улиц в архитектурном облике города?

43. Какие гигиенические требование предъявляется к планировке и классификации уличной сети?

44.Расскажите классификацию площадей и их значение при планировке городов.

45.Назовите особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах.

46. Какие гигиенические требования предъявляется к размещению объектов общегородского назначения в крупных городах?

47.Расскажите гигиеническую характеристику объектов общегородского назначения в крупных городах?

48.Какие основные принципы предъявляются для размещение сети культурно-бытовых учреждений в плане города?

49.Какие гигиенические требование предъявляются для размещение для сети культурно-бытовых учреждений в плане города?


50.Какие методы используется для размещение сети культурно-бытовых учреждений в плане города?

51. Как проводится санитарная - эпидемиологическая экспертиза проектных материалов по планировке?

52. Как определить плотность жилой застройки?

53.Как определить плотность жилого фонда и плотность населения микрорайона?

54. Расскажите методику определения продолжительности инсоляции жилых и общественных зданий территории застройки?

55.Расскажите методику определения продолжительности инсоляции общественных зданий территории застройки.?

56.Как влияет шумовой фактор на здоровье населения?

57.Какие мероприятия проводятся по снижению негативного воздействия шумового фактора на здоровье населения?

58. Назовите классификацию и гигиеническую характеристику шума?

Перечень практических навыков:

  • демонстрировать методику определение уровня ЭМП, шума и вибрации в жилых и общественных зданиях;

  • оценивать результат лабораторного исследования;

  • оценивать санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ и города;

  • осуществлять предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор за территорией населенных пунктов;

  • давать гигиеническую оценку объектов коммунального значения;

  • проводить экспертизу проектных документов территорий городов;

  • определить плотность застройки;

  • проводить санитарное обследование объектов коммунального значения.



Темы, требования к выполнению и содержанию СРС


1. Самостоятельная работа студентов - работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов.

2. Требования к выполнению СРС: полученные студентом задания должны быть выполнены в указанный срок и в полном объеме. СРС предусматривается как внеаудиторная работа, проверка может осуществляться на семинарах, практических занятиях и СРСП.

При выполнении заданий необходимо:

• самостоятельно изучить тему, при необходимости консультироваться с преподавателем;

• студенты должны изучить обязательную и дополнительную литературу, материалы статистических данных, уметь их анализировать для обоснования необходимых стратегий и решений;

• задания готовятся индивидуально или в группе.

3. Формы предоставления СРС:

  • Реферат

  • Презентация

  • Тестовые вопросы

  • Ситуационные задачи

  • Отчет

  • Доклад

  • Проект

  • Санитарно-гигиенические мероприятия

  • Посещение объекта, написание акта

Самостоятельная работа студентов принимается в электронном виде.

1. Написание реферата: готовится студентами по выбору. Можно готовит группой, каждый из группы разрабатывает один из разделов. Реферат должен раскрыть суть вопроса, быть максимально информативным и содержать собственные выводы. Реферат выполняется аккуратно, пишется самостоятельно, с использованием не менее 5 литературных источников. Приводятся схемы, таблицы и рисунки, соответствующие теме реферата. При защите реферата текст не читается, а рассказывает. Уверенно и безошибочно отвечает на все заданные вопросы.

2. Подготовка доклада: доклад готовится по выбранной теме, где излагаются краткое положений темы продолжительностью 5 минут. Приводятся схемы, таблицы и рисунки, соответствующие теме. При докладе текст не читается, а рассказывает.

3. Подготовка отчета: выполняется самостоятельно или группой , проводиться исследование по теме. Должно использоваться не менее 7 литературных источников. Автор должен продемонстрировать глубокие знания по теме отчета.

4.П