Файл: Вопрос Менеджмент как наука, как искусство, как вид управленческой деятельности. Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целом в эволюции теорий мотиваций можно четко выделить два основных направления: 

  • все большее углубление внимания на вопросах, связанных с индивидуальным подходом к мотивации труда каждого работника; 

  • расширение числа существенных факторов, определяющих мотивацию труда, в т.ч. и ситуационного характера. 



Мотивация'>Мотивация – это процесс побуждения себя и других к достижению личных целей и целей организации. 

Различают мотивацию двух видов: положительную (стремление добиться успеха в своей деятельности) и отрицательную (все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова). 

Мотив – причина деятельности, связанная с удовлетворением объективных потребностей. 

Потребности – это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. 

Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным. 

Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. 

Стимулы – выполняют роль рычагов воздействия и носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. 

Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. 

 

Вопрос 26 = вопрос 15

Вопрос 27 = вопрос 22
Вопрос 28

Значение групп для эффективного функционирования организации.

Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей, некоторым образом, менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.


Не существует канонизированного определения группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели.

Группы возникают в организации и функционируют как обособленные структурные подразделения в связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции, требующие для своего выполнения определенной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу.

Другой важной причиной формирования групп является естественное стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку ощущение защищенности, от группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач и предостережения. В группе человеку легче добиться «вознаграждения» в виде признания, похвалы или же материального поощрения. Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего подчас трудно добиться одному, вместе добиться намного проще. Кроме того, группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для него окружении, возможность избежать одиночества.

Современная практика управления все более и более подтверждает наличие несомненных преимуществ у групповой формы организации труда перед индивидуальной. Взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений, способствуя сплочению группы, может порождать синергический эффект, существенно повышающий результативность работы.

Однако при несомненном преимуществе перед другими формами организации работ, групповая форма может нести в себе и ряд отрицательных для организации моментов. Одним из таких негативных проявлений является групповщина, складывающаяся при условии, что в целом неверно поставлено управление группой и неверно организовано ее функционирование в организации. Это выражается в том, что, во-первых, в группе
складывается тенденция морализации процессов, сопровождающаяся при этом представлением себя и своих действий в лучшем с моральной точки зрения свете. Во-вторых, группа начинает ощущать себя неуязвимой и даже непобедимой в конфликтных столкновениях. В-третьих, в группе складывается атмосфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться с единым мнением нежелание слушать и обсуждать другие мнения и т.п. В-четвертых, в группе развивается единодушие. Люди начинают все более мыслить, как остальные. И если даже у них возникают другие мнения, они не высказываются, считая, что верно общее мнение. В-пятых, группа отказывается рассматривать мнения извне, если они не совпадают с мнением группы.

Таким образом, под группой понимаем два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц и она оказывает влияние на деятельность организации.

Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса называются формальными группами.

Формальные группы — это те, которые предусмотрены в структуре организации для решения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на постоянной основе и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных заданий. В организации существуют три основных типа формальных групп:

  • группа руководителей;

  • производственные группы;

  • комитеты.

Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Неформальная группа – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

В развитии различных групп могут быть выявлены следующие общие закономерности, представленные в виде пятиступенчатой модели развития группы:

  • начальная стадия формирования;

  • внутригрупповой конфликт;

  • обеспечение сплоченности членов группы;

  • стадия наивысшей работоспособности и производительности;

  • заключительная стадия (для временных групп).

Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность. Основные характеристики неформальных организаций: социальный контроль, сопротивление переменам, неформальные лидеры. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.


Это: размер, состав, групповые нормы, сплоченность, групповое единомыслие, конфликтность, статус членов группы, роли членов группы.

Основными факторами, определяющими эффективность работы группы, являются:

  • задачи, стоящие перед группой;

  • внешние условия;

  • возможности членов группы;

  • гармоничное дополнение членов группы друг друга для решения поставленных задач;

  • структура группы;

  • тенденции и динамика групповых процессов;

  • степень компетентности и сплоченности группы как единого организма

Вопрос 29

Отечественная школа управления и теоретические воззрения О.А. Ерманского, А.А. Богданова, Н.К. Гастева.

На протяжении XX в. отечественные исследователи предпринимали многочисленные попытки описать рациональные управление и организацию трудовых процессов, определить "личность" эффективного руководителя, обозначить факторы, которые необходимо учитывать для повышения производительности труда сотрудников, составить перечень необходимых мер для стимулирования подчиненных, выявить поведенческие характеристики и определить стиль руководства, который следует использовать на предприятиях в процессе управления.

В своей наиболее крупной работе - книге «Теория и практика рационализации», Ерманский предпринял попытку сформулировать предмет науки организации труда и управления. Дав определение рациональной организации как теории наилучшего оптимального использования всех видов энергии и всех факторов производства, он высказал убеждение, что предметом этой теории являются три основных принципа (закона): 1) принцип положительного подбора; 2) закон организационной суммы; 3) принцип оптимума. Помимо этих, основополагающих, по мнению Ерманского, принципов, теория должна формулировать частные принципы практической рационализации производства и управления. Чтобы рационально организовать работу нужно подобрать человека к профессии (специальности). Или же профессию (специальность) конкретному человеку. Главным принципом является принцип оптимума, который он назвал стержнем проблемы рационализации. Принцип оптимума Ерманский раскрывает путем сопоставления проделанной работы затраченной работы. По энергией он понимал – не только живую энергию работающего человека, но и энергию, воплощенную во всех факторов производства. Принцип оптимума требует наилучшего применения всех видов энергии для достижения требуемого результата.


Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е годы нашего столетия, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии.

Именно, в это время чётко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.

К первой можно отнести концепции «Организационного управления» А.А. Богданова (Малиновского), «Физиологического оптимума» О.А. Ерманского, «О узкой базе» А.К. Гастева.

Ко второй группе — концепцию «Организационной деятельности» П.М. Керженцева, «Социально-трудовую концепцию управления производством» Н.А. Витке и «Теорию административной емкости» Ф.Р. Дунаевского.

А.А. Богданов (1873—1928) был выдающимся естествоиспытателем, экономистом, философом. Разносторонность увлечений помогла ему заметить, что все виды управления и в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о возможности существования особой науки — организационной. Техническая организация, по мнению Богданова, была определяющей по отношению ко всем остальным, таким образом он, по сути, пренебрегал самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей.

Частным случаем организации Богданов считал дезорганизацию, возникающую вследствие того, что каждый субъект пытается организовать окружающий мир для себя и по-своему, что является результатом обособленности и отсутствия единства самых организующих сил.

Хотя из-за абстрактности взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные идеи для развития современной кибернетики и сетевых методов планирования.

Крупный организатор науки, оригинальный самобытный поэт А.К. Гастев (1882—1939), трагически погибший в годы сталинских репрессий, считал, что всю работу в области научной организации труда (НОТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был — руководителем или рядовым исполнителем.

Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его коллегами — сотрудниками Центрального института труда — концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибернетики инженерной психологии, эргономики. Составными элементами этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места, методика рационального производственного обучения и пр. С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу.