Файл: Вопрос Менеджмент как наука, как искусство, как вид управленческой деятельности. Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовый аспект включает в себя процессы, связанные с эффективным использованием и движением денежных средств в организации. Таким процессами является поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.


Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая также как и перечисленные аспекты внутренней среды подвергается тщательному анализу.
Анализ внутренней среды организации – это процесс комплексного изучения и оценки внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Результатом анализа должны стать ответы на следующие вопросы:
• Какие критические факторы определяют успех организации? Имеет ли организация возможность воспользоваться ими?
• Какие характеристики организации способствуют или препятствуют выполнению ее задач и претворению стратегии?
 Достигла ли организации пределов в производительности и эффективности?
В основе анализа внутренних проблем организации лежат следующие принципы:
• системность — организация рассматривается в виде сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений),
• комплексность – анализу подвергаются все составляющие частей предприятия,
• сопоставимость – показатели организации рассматриваются в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм,
• уникальность – учитывается специфика деятельности и целей организации.
Основными способами анализа внутренней среды организации являются ресурсный анализ, анализ цепи затрат, SWOT – анализ.

Вопрос 22.

Содержание краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования.

В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности – сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.


Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом.

Планирование – это задание целей системе, подсистеме. Это процесс проектирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения - основа последующей целенаправленной деятельности. 

В зависимости от охваченного временного отрезка планирование делится на три типа: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. 

Цель планирования — устранить негативный эффект: неопределенность и изменчивость среды функционирования организации, сосредоточить внимание на главных задачах, достичь эффективного функционирования и облегчить контроль. 

Краткосрочное (текущее) планирование – это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам, а отдельных показателей и по месяцам. Иногда детализация, то есть разбивка по месяцам, происходит в процессе реализации планов. Краткосрочное планирование, в свою очередь, делится на тактическое и оперативное. Задачи тактического планирования: 

- конкретизация стратегических целей применительно к более короткому отрезку времени; 

- выбор наиболее эффективных в условиях планового периода средств реализации стратегии; 

- пропорциональное развитие и наиболее эффективное использование потенциала предприятия.  

В качестве основы для текущего планирования отделы и службы предприятия систематически представляют ежедневную, еженедельную, ежемесячную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность. 

Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней. Оперативные планы, которые чаще всего бывают суточными, состоят обычно из следующих основных элементов: 

-производственных программ цехов, участков и технологических линий, отражающих реальную загрузку производственных мощностей; 

-оперативных заданий этим подразделениям; 

-планов-графиков движения изделий, узлов и деталей по технологической цепочке. 



Среднесрочные планы составляются на два-три года. В них формулируют основные задачи на установленный период: производственную стратегию предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и рост производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегию сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих увеличению сбыта); финансовую стратегию (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровую политику (состав и структура кадров, их подготовка и использование). Наряду с этим определяют объемы и структуру необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации, и кооперирования производства. На уровне предприятия среднесрочное планирование осуществляют по отдельным проектам, разрабатывают планы научных исследований, маркетинга, производства, ввода мощностей по труду и финансовый план. 

Объектами среднесрочного планирования являются: 

  1. организационная структура,  

  2. производственные мощности,  

  3. капитальные вложения,  

  4. потребности в финансовых средствах,  

  5. НИОКР - исследования и разработки и т.п. 

Долгосрочное планирование охватывает период от 10 до 25 лет и имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия (это, по сути, объект планирования) на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Как правило, число показателей в плане ограничено, а сами они имеют несколько вариантов. Цели и задачи долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Примером долгосрочного планирования выступает генеральное целевое планирование, определяющее генеральные цели предприятия и к числу которых можно отнести постановку всех общих экономических и неэкономических задач предприятия. 

Объектами долгосрочного планирования являются: производственные мощности, инвестиции, финансовые средства, исследования и разработки, доля рынка, организационная структура и т.п. 

Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана. 


 

При планировании применяются различные методы, которые представляют совокупность способов и приемов разработки планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся балансовый, нормативный, программно-целевой, пофакторный, экономико-математический методы. 

  • Балансовый метод планирования позволяет выявить пропорции в развитии предприятия (т. е. определенные количественные отношения между факторами производства и развитием всех взаимосвязанных структурных элементов) и обеспечить равновесие путем построения системы балансов.  

  • Нормативный метод планирования основан на определении и использовании системы прогрессивных норм и нормативов, в которых учитываются мероприятия по повышению технического и организационного уровня производства, обеспечению рационального расходования сырья и материалов, увеличению производительности труда.  

  • Пофакторный метод планирования — это метод количественной оценки роли отдельных факторов в динамике изменений величины обобщающих показателей, направленный на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.  

  • Экономико-математические методы планирования основаны на использовании экономико-математических моделей и вычислительной техники, что обеспечивает перебор большого числа вариантов плана и выбор наиболее целесообразного (оптимального). 



Вопрос 23.

Структура коммуникационного процесса. Барьеры в коммуникациях.

Коммуникационный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры.

Коммуникационный процесс представляется сложным и многофакторным. Его можно изобразить в виде следующей схемы (рис.1):



Основными его элементами являются:

  1. Субъект коммуникативного процесса - отправитель и получатель информации (коммуникатор и реципиент);

  2. Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики ит.п.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, телефон, радио и т.п.);

  3. Предмет коммуникации (какое - то явление, событие и т.п.) и отображающее его сообщение (статья, телесюжет и т.п.);

  4. Эффекты коммуникации - выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях последствия коммуникации.


Основная цель коммуникативного процесса - обеспечение обмена с пониманием информации, т.е. установление двусторонних или многосторонних информационных связей.

В процессе исследований коммуникативных процессов были выработаны различные модели коммуникаций. Широкое признание и распространение получила линейная или иначе бихевиористическая модель коммуникации Г. Лассуэлла. Однако у этой модели есть свои минусы. Она не отражает сложности и полноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникативного воздействия. Поэтому в дополнение к этой модели в середине 50-х годов ХХ в. появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом, исходившим из того, что субъекты коммуникации - и коммуникатор, и реципиент - равноправны, связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Немецкий социолог Н. Луман разработал аутопотетическую коммуникативную модель. Это - система, отличающаяся оперативной закрытостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, являющихся потоками информации, причем каждое коммуникативное событие открывает и закрывает систему. По теории М. Мескона, процесс обмена информацией как система, должен иметь обратную связь. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией


Препятствия в коммуникациях.

Исследования проведенные в США, свидетельствуют, что 73% американских, 63% английских, 85% японских руководителей считают несовершенные коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организации. При планировании, принятии решений, мотивации, организации деятельности и контроле необходимо иметь постоянный обмен качественной информацией, т.е. эффективные коммуникации. Но добиваться этого, как показывает зарубежный и отечественный опыт, непросто. Обмен информацией - одна из самых сложных задач как для рыночных, так и для государственных структур, неэффективность коммуникации - одна из главных сфер возникновения проблем.