Файл: Сущность административноправового обеспечения противопожарной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……..2 1
Сущность административно-правового обеспечения противопожарной безопасности………………………………………………………………….…..5 1.1
Понятие противопожарной безопасности как объекта административно-правового обеспечения…………………………………….5 1.2
Субъекты обеспечения противопожарного режима, их полномочия
…………………………………………………………………………………...9 1.3
Нормативная основа противопожарной безопасности……………..15 2
Административно-правовые средства обеспечивающие защиту от пожаров………………………………………………………………………….24 2.1
Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения противопожарной безопасности……………………………………………...24 2.2
Административная ответственность за несоблюдение правил и требований в области борьбы с пожарами…………………………………..55 3
Практические проблемы правового регулирования противопожарной безопасности………………………………………………………………….…62
Заключение…………………………………………………………………...…71
Список источников………………………………………………………………75

2
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена важностью вопросов административно-правового обеспечения пожарной безопасности в Российской
Федерации, и зависит от ряда обстоятельств и факторов.
Ухудшение пожароопасной обстановки в нынешних условиях связано с развитием научно-технического прогресса, появлением новых технологий, большим использованием некачественных горючих веществ и материалов, увеличением риска возникновения аварий и катастроф, экономическим кризисом, ростом преступности, социальными конфликтами и прочими условиями. Эти и многие другие факторы приводят к увеличению количества пожаров и возрастанию ущерба от них. За апрель 2016 года в Томской области произошел 341 пожар, потери от которого составили 9 миллионов 632 тысячи рублей, что на 7, 84% меньше, чем за апрель 2015 года -370 пожаров, ущерб от которых составил 16 миллионов 625 тысяч рублей. B результате пожара погибло 25 человека (2 из них дети) и 20 было травмировано з этот же период, что на 3,85% меньше чем на апрель 2015 года – 26 людей погибло (1 из них несовершеннолетний) и 22 человека пострадали
1
. Не смотря на положительный результат показателей в Томской области, в России в целом остаются печальные показатели.
Несмотря на профилактическую работу, которую проводят органы государственного пожарного надзора МЧС России, пожароопасная обстановка остается сложной. Это вызвано множеством социальных и технических факторов: низким уровнем жизни населения; повсеместным технологическим износом зданий, строений и сооружений, износом оборудования и прочей техники; недостаточным финансированием противопожарной защиты предприятий и организаций; широким использованием легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов на производстве и в
1
Статистические данные ГУ МЧС по Томской области на апрель 2015/2016 года.


3 быту. Так же мало внимания уделяется правовым проблемам, возникающим в процессе осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности состояния объектов различного назначения, это касается бюджетных и муниципальных объектов образования. Особенно плохо финансируется противопожарная безопасность детских садов и школ. Исследования, проводимые в этой области, посвящены отдельным проблемам административно-правового регулирования деятельности подразделений пожарной охраны при выполнении возложенных на них функций Мало исследованными остаются особенности административно-правового регулирования общественных отношений, которые складываются в области обеспечения пожарной безопасности. Отсутствуют общие правовые исследования проблем, возникающие в деятельности Российской Федерации и обществе по созданию и поддержанию эффективного государственно-правового механизма, который способен сохранить необходимый уровень пожарной безопасности в границах нашего государства.
Такое положение дел заставляет постоянно искать новые, более совершенные способы предотвращения и предупреждения пожаров, снижения количественных и качественных показателей ущерба, нанесенного при пожаре, снижения смертности среди населения, в том числе и проведения исследований в области правового регулирования общественных отношений, которые складываются в данной области.
Цель данной работы является исследование и анализ административно- правового обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, анализ административного законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в данной области, анализ надзорной деятельности органов МЧС, рассмотрение проблем в области административно-правового регулирования пожарной безопасности.
Для достижения данной цели будут рассмотрены следующие задачи:

4
- определить понятие и сформулировать определение пожарной безопасности как объекта административно-правового регулирования;
- рассмотреть общественные отношения, возникающие при административно- правовом обеспечении пожарной безопасности в России, показать систему реализации этих отношений и раскрыть составляющие её элементы;
- исследовать нормативные источники
Российской
Федерации, регламентирующие отношения в области обеспечения пожарной безопасности.
- произвести анализ административно-правового обеспечения пожарной безопасности и охарактеризовать содержание контрольно-надзорной деятельности ее органов;
- дать характеристику административно-правовой ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественные отношения, установленные в сфере обеспечения пожарной безопасности;
- произвести анализ практических проблем в области правового регулирования пожарной безопасности.
Объектом исследования будет является система административно-правовых отношений, складывающихся в процессе деятельности государства и общества направленной на обеспечение системы пожарной безопасности в Российской
Федерации.
Предмет исследования - закономерности, определяющие содержание юридических норм, регулирующих реализацию административно-правового обеспечения отношений в области пожарной безопасности, а также проблемы теории и практики реализации данных отношений в нормах административного права.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя пять параграфов, списка литературы и приложение.


5
1 Сущность административно-правового обеспечения противопожарной
безопасности
1.1 Понятие противопожарной безопасности как объекта административно- правового обеспечения
В Российской Федерации существует Закон «О безопасности», в котором под безопасностью понимается «состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»
2
Данное определение можно перефразировать и уточнить следующим образом:
«безопасность как социальная ценность характеризуется состоянием защищённости жизненно-важных интересов личности, общества и государства от негативных последствий явлений социального, природного или техногенного характера, а также поддержанием такого уровня защищённости, который является достаточным для нормального функционирования этих элементов»
3
В законе данное определение противопожарной безопасности формулируется через понятие противопожарной опасности: «противопожарный разрыв» или
«противопожарная преграда», что означает защищенность объектов от пожара.
B понятии «противопожарный разрыв – нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара»
4
B качестве оценки можно использовать словосочетание:
«предотвращение пожара», это мы можем понимать, как необходимость быть защищённым от пожара. Из этого следует вывод что противопожарная безопасность – это состояние защищенности от пожара. Так как данного определения нет в законодательстве, есть необходимость оперировать понятием пожарная безопасность и пожарная опасность. Определение пожарной опасности формулируется через понятие пожарной опасности её отдельного элемента: «пожарная опасность веществ и материалов». В качестве оценки
2
Ст. 1, ч. 1.Закон Российской Федерации от 05.03.92г. «О безопасности» /http://base.garant.ru/
3
Фомин, A.A. «Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь» // «Журнал российского права», 2005, № U.C. 10.
4
Ст. 36 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» /http://base.garant.ru/

6 следует использовать исключительно: «возможность возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара»
5
Необходимо рассмотреть его первую оставляющую как «пожар».
Пожар, как составляющую пожарной опасности следует рассмотреть и охарактеризовать подробнее. Определение слова “пожар” было установлено в статье Федерального закона «O пожарной безопасности». В разделе основные понятия есть определение слова “пожар”, под которым понимается
«неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства»
6
В Российском законодательстве есть определение пожарной безопасности как
«состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров»
7
Определение пожарной безопасности можно конкретизировать через понятие
«пожарная безопасность объекта защиты», которое было установлено, как
«состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара».
8
Это определение пожарной опасности, указывает на то, что понятие пожарной безопасности должно включать в себя два основных элемента, при которых такое состояние реально существует
9
Первым элементом, необходимым для включения в понятие пожарной безопасности заключается в исключении всех причин возникновения и развития пожара (поджог, неисправность производственного оборудования, нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и т.д.).
5
Ст. 2. Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» /
http://base.garant.ru/
6
Ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»/
http://base.garant.ru/
7
Ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»/
http://base.garant.ru/
8
Ст. 2. Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»/
http://base.garant.ru/
9
См. подр. Коряковцев Ю.Н. Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовое регулирование: дис.... канд. юрид. наук. Специальность 12.00.02. С-Пб., 1999. С. 46-47


7
Второй элемент пожарной безопасности будет заключается в защите различных объектов обеспечения данного вида безопасности (окружающей среды, жизни, здоровья, имущества физических лиц, собственности и интересов общества и государства) от поражающих факторов пожара, в случае его возникновения.
Под пожарной безопасностью следует понимать деятельность государства и общества по созданию и обеспечению стабильного состояния, исключающего условия и причины, которые способные вызвать чрезвычайные происшествие в форме неконтролируемого горения, a в случае возникновения неконтролируемого горения, обеспечивает скорейшее прекращение его распространения и минимизацию причинения ущерба его поражающими факторами интересам личности, общества и государства, материального имущества и окружающей среде.
10
B связи с тем, что пожарная безопасность является одним из видов безопасности, её обеспечение входит в систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому, в следующих рассуждениях необходимо исходить из того, что понимается под обеспечением безопасности.
В законодательных актах Российской Федерации отсутствует понятие
«обеспечение безопасности», говорится лишь о том, что безопасность
«достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно-важным интересам личности, общества и государства».
11
Однако понятие «обеспечение безопасности» имеет достаточно важное значение, так как правовому регулированию и административно-правовому
10
Сергеев Г.М., Шершнев Л.И. Безопасность региональная //Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и Международной безопасности. 2005. № 1-2. С. 112.
11
Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности»./ http://base.garant.ru/

8 регулированию подвержено не само безопасное состояние, а общественные отношения, непосредственно складывающиеся по поводу его обеспечения.
12
Законодатель определяет, что «для создания и поддержания необходимого уровня защищённости объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью»
13
. Следовательно, в процессе обеспечения безопасности равноценные опасному состоянию меры «заведомо разрабатываются, планируются, поручаются конкретным исполнителям с намерением предотвратить угрозу, а если она стала реальной, иметь частичный замысел её устранения, предупреждения»
14
. Для этой деятельности необходимы экономические, правовые, политические, информационные и прочие факторы.
B результате обеспечения безопасности должно создаваться и сохраняться динамически устойчивое безопасное состояние отсутствия различного рода
(
возможных и реальных, внутренних и внешних) угроз либо противодействия им. Всё это должно осуществляется в процессе определённой деятельности граждан.
12
М. М. Султыгов, доктор юридических наук, доцент; В. А. Гуциев. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС
России
13
Ст. 4, ч. 2.Закон Российской Федерации от 05.03.92г. "О безопасности". /http://base.garant.ru/
14
Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г. С. 422-423./
http://base.garant.ru/


9 1.2
Субъекты обеспечения противопожарной безопасности, их полномочия
B связи с тем, что деятельность по обеспечению пожарной безопасности является одной из составных частей обеспечения национальной безопасности, она так же основывается на определённых упорядоченных взаимосвязях, складывающихся из-за поддержания устойчивого состояния пожарной безопасности на основе организации (самоорганизации), управления
(самоуправления). Основными элементами этих взаимосвязей будут являться субъекты и объекты обеспечения пожарной безопасности.
Субъекты обеспечения пожарной безопасности должны организовать общественные отношения в данной области. B качестве таких отношений будет выступает объединение государственных и общественных институтов, обладающих соответствующим правовым положением. Поэтому, в зависимости от субъекта, выступающего организующим началом можно выделить взаимосвязь между собой и взаимозависимость друг от друга, государственную и общественную системы обеспечения пожарной безопасности.
Субъектами государственной системы обеспечения пожарной безопасности являются: органы государственной власти Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; государственные предприятия и учреждения (основные функции которых направлены на проведение научных исследований, осуществление научно-технических разработок, выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности); администрация государственных предприятий, учреждений и иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм.
Субъектами негосударственной системы обеспечения пожарной безопасности являются: органы местного самоуправления; муниципальная пожарная охрана
(пожарная охрана, содержащаяся за счёт средств местных бюджетов); подразделения (дружины) добровольной пожарной охраны; объединения пожарной охраны (общественные объединения, ассоциации, союзы, фонды пожарной безопасности и т.д.), международные неправительственные