Файл: Сущность административноправового обеспечения противопожарной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57 распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, a также в
Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
B силу примечания к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, a также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в

58 пределах их компетенции, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, a также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, уголовной или административной ответственности в соответствии c действующим законодательством.
Рассмотрим подробней административную ответственность.
B
Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится три статьи o правонарушениях в области пожарной безопасности. Основной, базовой является ст. 20.4 КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности"
78
Пункт 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает наступление ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в основном это нарушения легкого характера, не несущие большого вреда - такие как отсутствие должностной инструкции для ответственного за пожарную безопасность, отсутствие обучение пожаро- техническому минимуму для сотрудников, обучение которых регламентировано законодательством- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 1 тысячи 500 рублей; на должностных лиц - от 6 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 150 тысяч до 200 тысяч рублей;
Пункт 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает наступление ответственности за нарушение требований пожарной безопасности за действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей; на должностных лиц - от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от
400 тысяч до 500 тысяч рублей. В связи с тем, что в данный момент времени в
Томской области объявлен противопожарный режим при нарушении требований пожарной безопасности – к примеру, разжигание костров на
78
Статья 20.4. КоАПhttp://base.garant.ru/


59 территории Томской области физическим лицом – гражданин будет оштрафован на сумму от 2-х до 4-х тысяч рублей;
Пункт 3 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (отсутствие достаточного количества первичных средств пожаротушения, таких как огнетушитель, отсутствие испытания пожарных кранов - которое должно проводиться 2 раза в год) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на должностных лиц - от 6 тысяч до 15 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от
20 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 150 тысяч до 200 тысяч рублей
79
Пункт 4 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, аварийным и эвакуационным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в сооружениях, зданиях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, это загромождение путей эвакуации, неисправная система автоматической пожарной сигнализации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 4 тысяч рублей; на должностных лиц - от 15 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от
30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.
79
Статья 20.4. КоАПhttp://base.garant.ru/

60
Пункт 5 ст. 20.4 КoАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4
статьи КoАП РФ, которые рассмотрены выше - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Совокупность 3 и 4 частей
20.4 КoАП означает, что на объекте проведения проверки присутствуют нарушения касающиеся неисправного или непроверенного противопожарного водоснабжения или отсутствуют первичные средства пожаротушения
(огнетушители) и имеются такие нарушения, как загромождение путей эвакуации (наличие на путях эвакуации турникетов и прочего), неисправность автоматической пожарной сигнализации и системы управления эвакуации.
Очень часто инспектор ГПН выносит постановление, о привлечении юридического, физического или должностного лица к административной ответственности. При рассмотрении этого дела административное наказание может быть назначено по совокупности 3 и 4 части, так как административное приостановление деятельности, это мера наказания которая выноситься только судом и крайне редко, только в том случае если инспектор ГПН считает что нарушения требований пожарной безопасности очень серьезные и могут привести к травме или гибели людей.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей;


61 на должностных лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от
350 тысяч до 400 тысяч рублей.
80
Помимо этого, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах административная ответственность предусмотрена ст. 8.32 КоАП РФ, а за нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте правил пожарной безопасности - ст. 11.16 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности установлен главой
IV КоАП РФ.
80
Статья 20.4. КоАПhttp://base.garant.ru/

62 3
Практические проблемы правового регулирования противопожарной
безопасности
С 2012 года привлеченных к ответственности лиц за нарушение требований пожарной безопасности неуклонно снижается. Надзорные органы МЧС России, руководствуясь указаниями Министра, значительно снизили количество проверок в 2014 году, в том числе объектов малого и среднего бизнеса, что повлияло и на показатели административной практики органов государственного пожарного надзора, снизилось количество проверок муниципальных учреждений, таких как школы и детские сады, на основании
Методики
81
проведение проверок в дошкольных и школьных образовательных учреждениях производятся не чаще 1 раза в 3 года. На период за сентябрь 2015 года было привлечено к административной ответственности 972 гражданина,
447 должностных лиц, 47 индивидуальных предпринимателей и 131 юридических лиц, что на порядок ниже при сравнении показателей за сентябрь прошлого года. К административной ответственности за сентябрь 2014 года было привлечено к административной ответственности 1315 гражданина, 790 должностных лиц, 47 индивидуальных предпринимателей и 210 юридических лиц. Всего количество протоколов (определений) o возбуждении административных дел сотрудниками государственного пожарного надзора за сентябрь 2015 года составило 2387 дел, по сравнению с сентябрем 2014 года -
2778 дел, более подробно будет видно на приложении к дипломной работе.
81
Методика определения периодичности осуществления плановых надзорных мероприятий в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий //
www.consultant.ru

63
При этом отмечается, что должностные лица органа ГПН должны стремится к тому, чтобы налагаемые ими административные наказания в совокупности с правильностью их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического, физического или должностного лица к ответственности обеспечивали адекватность применяемого административного наказания по всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное правонарушение.
В ряде случаев наложение административного штрафа ограничивает гарантированное Конституцией Российской Федерации право частной собственности, предполагающее наличие находящейся под судебной защитой возможности иметь имущество в собственности, пользоваться, владеть и распоряжаться им единолично, так и совместно с другими лицами, и право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности
82
. Меры административной ответственности и правила их применения, которые установлены законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская чрезмерного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав лица (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от правонарушений.
В 2015 году были приняты поправки к статье 4.1. КоАП, в которых указывается, что при назначении административного наказания физическому лицу, должен учитываться характер административного правонарушения, его
82
Конституция РФ
/ http://base.garant.ru/


64 имущественное положение и другие обстоятельства смягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных c характером совершенного нарушения и его последствиями и с личностью нарушителя либо его имущественным и финансовым положением. К примеру, если уплата штрафа, назначенного по нижней границе установленного размера, может привести к банкротству или ликвидации организации.
Так же в декабре 2014 были дополнены нормы КoАП, согласно которым размер административного штрафа может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью раздела II Кодекса
83
Так же следует отметить, что Департаментом надзорной деятельности достаточно успешно проводится работа по обновлению нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы в сфере надзора. При этом решается двуединая задача по этому направлению. С одной стороны это повышение эффективности работы надзорных органов, с другой стороны снижение уровня административного давления на бизнес со стороны органов надзора МЧС
России. Для реализации задачи разработаны и введены в действие следующие законодательные акты:
“O внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам пожарной безопасности” № ФЗ-234 и № ФЗ-448, они направлены на устранение правовых пробелов в области правового регулирования в области обеспечения пожарной безопасности и дальнейшее развитие институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях, a так же установление уголовной и административной ответственности для экспертных организаций и их должностных лиц за нарушение порядка независимой оценки пожарного риска, a так же фальсификацию результатов проведенной
83
Ст.4.1 КоАП
/ http://base.garant.ru/

65 независимой оценки пожарного риска, на устранение пробелов в области пожарной безопасности регулирующей деятельность пожарной охраны.
“O внесении изменения в статью 28.3 Кодекса об Административных правонарушениях”. Целью данного законопроекта являлось наделение одной из государственных контрольных функций - правом возбуждения дел o нарушениях требований в области пожарной безопасности, - руководителей боевых подразделений федеральной противопожарной службы, за заведомо ложный вызов специализированных служб.
Наряду с этим, в 2015 году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Данным Кодексом регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, a так же, других административных правонарушений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Положения кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях
84
B связи с введением в статью 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
№294-ФЗ “О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”
85
новой части 21, порядок привлечения к административной ответственности виновных лиц на внеплановых проверках изменен. Теперь, при случае, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным
84
N 21-
ФЗ Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" http://www.consultant.ru/
85
№294-ФЗ “О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” /
http://www.consultant.ru/


66 предпринимателем или должностным лицом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) предписания, соответственно, составление административных протоколов за нарушение требований пожарной безопасности на данных проверках не допускается.
Статья 28.1 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля
(надзора), дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта o проведении такой проверки
86
. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимаются должностным лицом в виде определения, a прокурором в виде постановления.
87
Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора немедленно, после выявления факта административного правонарушения.
86
Ст. 28.7 КоАП / http://base.garant.ru/
87
п.2 Ст. 28.7 КоАП / http://base.garant.ru/

67
Значительное количество проблемных вопросов в правоприменительной деятельности органов ГПН (в первую очередь отмена постановлений o назначении административного наказания в порядке обжалования или прекращение дел судами по причине недоказанности вины лица) связано с правовой оценкой (квалификацией) совершенного административного правонарушения, предусмотренного статьей
20.4
Кодекса об
Административных правонарушениях. Особое внимание в действующем КоАП
РФ уделяется наличию вины или установлению признака виновности, при отсутствии которого деяние не признается административным правонарушением. Исходя из принципа состязательности и равноправия, закрепленного в Конституции РФ, органы и должностные лица при привлечении юридического лица к административной ответственности обязаны выяснить наличие вины в его действиях, а не автоматически переносить вину работника, на юридическое или должностное лицо. Выяснение виновности юридического лица в совершении административного правонарушения является обязательным условием для принятия постановления о привлечении к ответственности
88
Для этого необходимо привлечение судебно-экспертного учреждения, федеральной противопожарной службы, испытательной пожарной лаборатории для проведения инструментальных проверок и исследований при проведении мероприятий и экспертиз по делам об административных правонарушениях. Наличие в материалах дела экспертного заключения испытательной пожарной лаборатории обеспечивает доказательную базу виновности лица, совершившего административное правонарушение в области пожарной безопасности.
Осуществление лабораториями инструментальных проверок работоспособности систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений, проверок пожарных кранов на водоотдачу и прочее, в качестве
88
Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России (утв.
Федеральной службой судебных приставов 4 июня 2012 г.) // http://www.garant.ru/