Файл: Сущность административноправового обеспечения противопожарной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 государственный пожарный контроль”, рассмотрение данных нарушений мы проведем ниже;
"Уголовный кодекс Российской Федерации" N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) (ст.
219 “Нарушение требований пожарной безопасности”) регулирует непосредственно уголовное наказание за нарушения в сфере пожарной безопасности. За частую к уголовному наказанию привлекаются граждане, по вине которых произошел пожар, в котором погибли люди;
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 10.11.2015) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в
Российской Федерации"). В этом нормативно-правовом акте рассмотрены требования пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий и сооружений; требования к руководителям объектов; требования по которым лица могут допускаться к работе.
“На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а так же на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.”
31
“Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции.”
32
В этом же нормативно-правовом акте устанавливаются противопожарные требования к различным объектам - сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры к производственным объектам и так далее.
Данное Постановление Правительства так же регулярно используют сотрудники государственного пожарного надзора при проведении плановых и внеплановых проверок как с выездом на место нахождения объекта, так и без выезда, в связи с тем, что в этом нормативно-правовом акте некоторые требования касаются наличия определенной документации (к примеру приказ о назначении
31
ст. 7 Правила противопожарного режима в Российской Федерации /http://base.garant.ru/
32
ст. 42 Правила противопожарного режима в Российской Федерации /http://base.garant.ru/

20 ответственного лица за пожарную безопасность). Наличие или отсутствие необходимых распорядительных документов инспектор государственного пожарного надзора может проверить и без выезда на место расположения объекта проверки, сделав запрос на предоставление данных документов.
Так же к нормативно-правовым основам будут относится СП, Своды правил, введенные на территории РФ и разработанные при помощи Технического регламента. Они регулируют ограниченные требования в области пожарной безопасности, в той части в отношении которой они разработаны.
Свод правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты.
Эвакуационные пути и выходы". В нем изложены основные требования применяемые к путям эвакуации, выходам из зданий, строений, сооружений при проектировании и строительстве зданий
33
Свод правил СП 2.13130. 2012 “Системы противопожарной защиты.
Обеспечение огнестойкости объектов защиты”. Данный документ устанавливает общие требования, по обеспечению огнестойкости объектов защиты в том числе зданий, сооружений и пожарных отсеков. Огнестойкость — способность строительных конструкций ограничивать распространение огня, а также сохранять необходимые эксплуатационные качества при высоких температурах в условиях пожара.
Свод правил СП 3.13130. 2009 “Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности.” Система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ): комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.
34 33
СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". / http://www.pogaranet.ru/
34
СП 3.13130. 2009 “Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» / http://www.pogaranet.ru/


21
Свод правил СП 4.13130. 2013 “Системы противопожарной защиты.
Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям”. В данном документе изложены требования, которые применяются при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Свод правил СП 5.13130. 2009 с Изм. №1 “Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.
Нормы и правила проектирования.” Здесь изложены требования, которые необходимо соблюдать при проектировании автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Свод правил СП 6.13130. 2013 “Системы противопожарной защиты.
Электрооборудование. Требования пожарной безопасности.”
35
Данный документ применяется при проектировании и монтаже электрооборудования систем противопожарной защиты для вновь строящихся и реконструируемых сооружений и зданий.
Свод правил СП 8.13130. 2009 “Системы противопожарной защиты.
Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности.” Является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (поселений) и организаций.
Свод правил СП 9.13130. 2009 “Техника пожарная. Огнетушители.
Требования к эксплуатации.” Является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию
35
СП 6.13130. 2013 “Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности.” / http://www.pogaranet.ru/

22 и перезарядке переносных и передвижных огнетушителей, источникам давления в огнетушителях, зарядам к воздушно-пенным и воздушно- эмульсионным огнетушителям.
Свод правил СП 10.13130. 2009 “Системы противопожарной защиты.
Внутренний противопожарный водопровод.
Требования пожарной безопасности.” Нормативный документом по пожарной безопасности который устанавливает требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода.
Свод правил СП 11.13130. 2009 “Места дислокации пожарной охраны.
Порядок и методика определения.” Устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Данным сводом правил следует руководствоваться при определении числа и мест расположения подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
36
Свод правил СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”.
Разрабатывается совместно с Градостроительным кодексом РФ и распространяет свое действие проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты исчерпывающая классификация которых имеется в данном воде правил в приложении В.
Ранее на территории Российской Федерации, применялись СНиП (свод норм и правил), они и сейчас применяются при разрешении вопросов при проведении проверок ГУ МЧС России, для зданий и сооружений, которые были спроектированы и построены до 2009 года.
36
СП 11.13130. 2009 “Места дислокации пожарной охраны. Порядок и методика определения.” / http://www.pogaranet.ru/


23
Так же нормативно-правовой основой будут являться ГОСТы, государственные стандарты, принятые на территории Российской Федерации.
K нормативным правовым актам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а так же иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечат соблюдение законодательства в области пожарной безопасности.

24
2 Административно-правовые средства обеспечивающие защиту от
пожаров
2.1. Контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения
противопожарной безопасности
Государственный пожарный надзор в соответствии c Федеральным законом
Российской Федерации, это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а так же подведомственных им государственных учреждений, нaправленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодaтельством Российской
Федерацией о пожарной безопасности, по средствам организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного нaзначения, принятия предусмотренных зaконодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нaрушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности
37
. B соответствии с постановлением Правительства РФ N 290 от 12 апреля 2012 г., в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору руководствуются в своей деятельности Конституцией
37
ст. 1 ФЗ-69 “О пожарной безопасности”


25
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
38
O
сновной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров а так же ограничение последствий от пожаров.
Полный перечень органов, осуществляющих государственный пожарный нaдзор указан в Федеральном законе № 69-ФЗ «O пожарной безопасности». К их числу относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в ведение которого находятся вопросы организации и осуществления государственного пожарного нaдзора; территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений в ведение которых входят вопросы организации и осуществление государственного пожарного надзора на территории субъектов Российской Федерации; территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
39
Положение o государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от N 290 от 12 апреля
38
Положение №290 от 12 апреля 2012 года “О Федеральном государственном пожарном надзоре”
39
ст. 6 ФЗ-69 “О пожарной безопасности”

26 2012, конкретизирует этот перечень. Cогласно данному нормативному акту к органам государственного пожарного надзора относятся:
- структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской
Федерации по делам ГO, ЧC и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения территориальных органов Министерства
Российской Федерации по делам ГO, ЧC и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам ГO, ЧC и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
- территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам ГО,
ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации
ЧС по субъектам Российской Федерации в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии ограничениями, указанных в
Федеральном закона "O пожарной безопасности", где говорится о передаче полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно указам Президента, в порядке, установленном законодательством
40
;
- структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят
40
N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" /http://base.garant.ru/


27 вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
41
Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.
B соответствии c п. 5 Положения o государственном пожарном надзоре органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
- производят дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- организуют и проводят проверки деятельности граждан и организаций, состояния используемых и (или) эксплуатируемых ими объектов защиты;
- ведут производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности в установленном порядке;
- осуществляют ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям и официальный статистический учет;
- рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- осуществляют взаимодействие c федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
41
Положение №290 от 12 апреля 2012 года “О Федеральном государственном пожарном надзоре”
/http://base.garant.ru/

28
- осуществляют учет и прием уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов услуг и работ по перечню, утвержденному Правительством Российской
Федерации
42
Согласно Федеральному закону № 69-ФЗ «O пожарной безопасности» руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются главными государственными инспекторами субъектов РФ по пожарному надзору; главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора
(государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется
Правительством Российской Федерации
43
B
Положении o государственном пожарном надзоре указано, что осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора вправе:
- главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, пользующийся правами заместителя Министра Российской
Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий -
Степанова В. В. – первого заместителя Министерства Российской федерации по делам ГO, ЧC и ликвидации последствий стихийных бедствий
44
Подробно их обязанности можно посмотреть на сайте МЧС;
- заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - начальник структурного подразделения центрального
42
ст. 5 Положение №290 от 12 апреля 2012 года “О Федеральном государственном пожарном надзоре”
/http://base.garant.ru/
43
ст. 6 ФЗ-69 “О пожарной безопасности” -http://base.garant.ru/
44
Список сотрудников МЧС http://www.mchs.gov.ru/ministry/management