Файл: Сущность административноправового обеспечения противопожарной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10 организации, и иные общественные объединения; негосударственные предприятия и учреждения, основные функции которых направлены на проведение научных исследований, осуществление научно-технических разработок, оказание услуг и выполнение работ в области пожарной безопасности; администрация негосударственных предприятий, учреждений, хозяйств, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм; физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства)
15
Не маловажным является рассмотрением полномочий различных субъектов обеспечения пожарной безопасности.
Первым полномочием органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности является нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции. Схожее полномочие есть и у федеральных органов государственной власти, но они вынуждены определять государственную политику в области пожарной безопасности и принимать правовые акты для ее исполнения, тогда как регионам отведено лишь нормативное регулирование. B
Конституции РФ есть статья, согласно которой к ведению субъектов РФ относится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. Пожары близки к катастрофам и можно распространить данное положение на них.
Следовательно, вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В каждом регионе принимаются свои нормативно-правовые акты. В некоторых регионах они носят силу закона, а в некоторых - подзаконных актов.
Вторым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является организация и осуществление мер пожарной безопасности. Данное полномочие
15
Ст. 3, 13, 14, 16-19, 34-37 Федеральный закон № 69 от 21.12.94г. «О пожарной безопасности»/
http://base.garant.ru/

11 отсутствует в ряде полномочий федеральных органов государственной власти.
Таким образом, действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности целиком и полностью возложены на регионы.
Третьим полномочием органов государственной власти субъектов РФ является утверждение, разработка и исполнение соответствующих бюджетов в плане расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны. Основные положения утверждения и разработки бюджетов субъектов РФ соответствуют разработке и утверждению бюджета РФ и регулируются Бюджетным кодексом РФ.
16
Четвертым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является организация обучения населения мерам пожарной безопасности и информирование населения o мерах пожарной безопасности. Данные правоотношения регулируются Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией или собственниками этих организаций в соответствии с нормативами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение данных задач в области пожарной безопасности
17
Обязательное обучение детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти. Обучение детей в школьных образовательных учреждениях должны проводятся как со взрослыми детьми, так и во младших классах, это же относится к воспитанникам детских садов, с которыми
16
ст. 14 Бюджетный кодекс РФ /http://base.garant.ru/
17
ст. 25 ФЗ-69 “О Пожарной безопасности” /http://base.garant.ru/


12 воспитатели должны проводить беседы о пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к программам и порядок организации обучения юных пожарных мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, которые уполномочены на решение данных задач в области пожарной безопасности.
Пятым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является разработка, выполнение, организация и финансирование региональных целевых программ. Подобное положение имеется в Федеральном законе № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и применяется к федеральным целевым программам.
Субъекты РФ вправе самостоятельно разрабатывать региональные программы и реализовывать их с обеспечением достаточного финансирования и обеспечения
18
Шестым полномочием органов государственной власти субъектов РФ является осуществление в пределах их полномочий социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе закупок пожарно-технической продукции, участие населения в борьбе с пожарами. Очень важным является участие людей в предотвращении и борьбе с пожарами, это отвечает их же интересам, делают безопаснее то место, где они живут, позволяет сохранить собственную жизнь, здоровье и имущество как самих участников, так и других людей
19
Следующими полномочиям органов государственной власти субъектов РФ регулируются отношения касающиеся пожарной охраны и включают в себя создание, реорганизацию и ликвидацию органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской
Федерации; осуществление мер по социальной и правовой защите личного состава пожарной охраны находящейся в ведении органов исполнительной
18
ст. 16 ФЗ-69 “О Пожарной безопасности” /http://base.garant.ru/
19
ст. 18 ФЗ-69 “О пожарной безопасности” /http://base.garant.ru/

13 власти субъектов Российской Федерации; организация тушения пожаров силами
Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в ЗАТО и на объектах входящих в утверждаемым Правительством
Российской Федерации перечень объектов, такие как объекты культурного наследия и прочие).
Вопросы финансового, организационно-правового и материально- технического обеспечения устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов обеспечения пожарной безопасности возложено законодательством на органы местного самоуправления.
Привлечение населения и органов местного самоуправления к обеспечению пожарной безопасности по месту проживания в границах населенного пункта значительно увеличивает эффективность профилактических мероприятий и снижает ущерб от пожаров.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений
20
Вопросы финансового, организационно-правового и материально- технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселений, населенных пунктов и городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации морских, речных, воздушных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных судов осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности консульских и дипломатических учреждений
Российской
Федерации, a также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в
20
Ст.19 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» /http://base.garant.ru/


14 соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
21 21
ст. 12 ФЗ-69 "О пожарной безопасности" / http://base.garant.ru/

15 1.3

Нормативная основа противопожарной безопасности
В Конституции РФ указано, что право частной собственности охраняется законом. Права и свободы гражданина и человека являются действующими правами, они определяют содержание, смысл, применение законов, деятельность исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
22
. Конституция Российской
Федерации является главным нормативно-правовым актом, которая охраняет основные нерушимые права человека и гражданина, и является гарантом этих прав.
Нормативно правовыми основами обеспечения пожарной безопасности так же являются Федеральные законы.
Основной нормативно-правовой акт в области пожарной безопасности это-
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О пожарной безопасности". Это один из основополагающих документов в области обеспечения пожарной безопасности. В данном Федеральном законе определены основные функции органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности. Четко определены права, обязанность и ответственность граждан и организаций в области пожарной безопасности.
Права граждан на их защиту: “Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара”
23
, но так же и обязанность на исполнение определенных требований указанных в законе “при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану”
24
. Подробно определены функции и полномочия пожарной охраны. “Пожарная охрана подразделяется на несколько видов: государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная служба, муниципальная пожарная охрана,
22
ст. 18 Конституция РФ /http://base.garant.ru/
23
с т. 34. ФЗ-69 “О Пожарной безопасности” /http://base.garant.ru/
24
ст. 34 ФЗ-69 “О Пожарной безопасности” /http://base.garant
.ru/

16 ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана”.
25
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации морских, речных. воздушных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных судов и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности консульских и дипломатических учреждений
Российской
Федерации, a также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
26
Следующий нормативно-правовой акт, регламентирующий требования в области пожарной безопасности - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
(ред. от 13.07.2015) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности к веществам и материалам, к установкам автоматической пожарной сигнализации, требования к путям эвакуации и подобные требования изложены в Федеральном законе N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Согласно данному нормативно-правовому акту производитель обязан разрабатывать техническую документацию на вещества и материалы, содержащую информацию о безопасном применении этой продукции. Техническая документация на эти вещества и материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности веществ и материалов.
K примеру, для жидкостей - температура воспламенения, температура вспышки, температура самовоспламенения, группа горючести, температурные
25
ст 4 ФЗ-69 “О Пожарной безопасности” http://base.garant.ru/
26
ст. 12 ФЗ-69 "О пожарной безопасности" /http://base.garant.ru/


17 пределы распространения пламени. A для твердых веществ и материалов (за исключением строительных материалов) - группа горючести, коэффициент дымообразования, температура воспламенения, температура самовоспламенения, показатель токсичности продуктов горения.
Техническая документация на средства огнезащитных составов обязана содержать информацию о технических показателях, характеризующих область их применения, пожарную опасность, способ подготовки поверхности, виды и марки грунтов, способ нанесения на защищаемую поверхность, условия сушки, огнезащитную эффективность этих средств, способ защиты от неблагоприятных климатических воздействий, условия и срок эксплуатации огнезащитных покрытий, а также меры безопасности при проведении огнезащитных работ.
27
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании зданий и сооружений, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений в планах эвакуации людей.
28
Объемно-планировочные решения зданий, сооружений и строений должны исключать возможность распространения продуктов горения за пределы помещения пожара, пожарного отсека и (или) пожарной секции. Эвакуационные пути в зданиях, строениях, сооружениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет путей эвакуации и выходов из здания должен проводится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием
27
ст. 133-136 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" /http://base.garant.ru/
28
ст. 141-143 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" /http://base.garant.ru/

18 людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями, применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах на путях эвакуации должны определяться в соответствии с требованием федерального закона о соответствующем техническом регламенте.
В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, турникеты, вращающиеся двери, препятствующие свободному проходу людей. Ширина и количество эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа людей, которые через них эвакуируются и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
29
Так же здесь указаны требования к первичным средствам пожаротушения (к огнетушителям, пожарным шкафам, пожарным кранам)
30
. Этот нормативно- правовой акт регулярно используют сотрудники государственного пожарного надзора при проведении плановых и внеплановых проверок с выездом на место нахождения объекта проверки, так как большинство требований, указанных в данном нормативном документе непосредственно влияют на безопасность зданий и сооружений и на безопасность находящихся в них людей, и их несоблюдение может привести к большому количеству гибели людей.
Основным документом регулирующем наказание в области пожарной безопасности будет являться "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" N 195-ФЗ (ред. от 30.03.2016) Нарушения требований по пожарной безопасности указаны в ст. 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”, ст 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”, ст. 20.40 “Нарушение требований пожарной безопасности” и ст. 23.34 “Органы, осуществляющие федеральный
29
ст. 89 ФЗ-123 “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” /http://base.garant.ru/
30
ст. 105-107 ФЗ-123 “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” /http://base.garant.ru/